Как жить, когда «заварные пирожные» и «дружный коллектив» больше не работают. Инструменты DevRel и TechPR

2 комментария
Как жить, когда «заварные пирожные» и «дружный коллектив» больше не работают. Инструменты DevRel и TechPR

Тема найма в индустрии одна из самых острых. Рынок перегрет, разработчиков привлекают зарплатами и соц пакетами, а бизнес теряет деньги и вполне может стать неэффективным. По СНГ активно расходится цитата «дифференцируйся или плати», а вместе с ней — современные HR-инструменты и понятия DevRel и TechPR. В этом тексте Developer Advocate, Head of DevRel в компании JFrog, постоянным ведущим «Razbor Poletov» и «Devrel radio» Барух Садогурский расскажет о том, какие задачи решают DevRel и TechPR, и чем американская реальность отличается от СНГ.

Читать далее

Фото с конференции Jpoint

Что такое DevRel?

Буквально DevRel означает development relations — когда организация помогает решать производственные проблемы программистов: как стать более продуктивным, как решать каждодневные задачи, как правильно использовать имеющиеся инструменты. Devrel — это разговор о проблемах разработчиков на понятном им языке с использованием актуальных для них каналов.

Историческая справка

В США понятие DevRel или Технологический Евангелизм появилось, когда компании, которые занимаются продажей софта (Google, Amazon, Atlassian, Microsoft) обратили внимание на то, что программисты могут влиять на покупательские решения компаний, в которых работают. То есть условному Microsoft свой маркетинг нужно направлять не только на тех, кто платит деньги, но и пользователей — разработчиков. Только вот разговор с пользователями сразу не заладился. Посылать им спам было бесполезно: они не откликались на маркетинговые «месседжи». Что делать? Говорить с ними на их языке.

Именно тогда и появились «деврелы» и Developer Advocates — те, кто в буквальном смысле защищают интересы разработчиков, конечных пользователей продуктов, и помогают им решать проблемы. Деврелы выступают на конференциях, рассказывают о продуктах, учат пользоваться ими, пишут блоги, общаются и, главное, собирают обратную связь: что хорошо, что плохо, что добавить, где исправить. Эту обратную связь передают продакт-оунерам, которые вносят корректировки в соответствии с запросом аудитории. В результате программист продлевает лицензию на продукт и обнаруживает, что вчерашний баг пофикшен, добавлена новая фича, как он и хотел.

Сейчас DevRel на взлёте: это конференции, подкасты, блоги и целая индустрия вокруг этого.

В СНГ свой путь, своё видение произведения

Но если в США DevRel — это в первую очередь инструмент для продажи продукта разработчикам, локализованый в маркетинге, то в СНГ немного другой производственный ландшафт с превалированием аутсорса. Поэтому деврел смещает акценты с решения производственных проблем разработчиков на проблему поиска работы, локализуется в HR департаменте и называется тех- или технопиаром.

Пиар в классическом смысле — это контакт бренда с аудиторией. Техпиар — это контакт технической экспертизы компании с аудиторией.

TechPR

Кандидатам часто сложно ориентироваться на рынке. Соцпакеты примерно сравнимы, компании в большинстве своём репрезентируют себя одинаково, инструменты и процессы схожи, почти везде нет информации о проектах (либо NDA, либо неизвестно, на какой проект отправят). И, естественно, у всех одинаково дружный коллектив «как семья». Поэтому выбор приходится делать, основываясь на размере зарплаты и количестве километров от офиса до дома.

Фото Андрей Рубан на конференции JET

Наращивание соцпакета и зарплат — это бесконечная гонка вооружений. Да, деньги при прочих равных важны. Однако, фокус в том, чтобы «прочие» сделать неравными.

Как только «заварные печеньки» и «комфортабельный офис» перестают работать, нужно начинать рассказывать о чём-то другом. И техпиар как раз позволяет это сделать, при этом не отпуская бюджет  в космические дали.

Задача техпиара — дать кандидату познакомиться с тем, что компания делает, в чём её экспертиза. Кандидату важно понимать, что он может и хочет дать именно такой компании, где тот набор задач, который он готов взять на себя? Ему нужно пространство, чтобы планировать свои технические достижения.

Техпиар — это про честный разговор и готовность слушать критику

Как именно демонстрировать свой технический потенциал, зависит от целей и состояния компании. Это могут быть митапы, блоги, выступления докладчиков, открытый репозиторий на гитхаб, экспертные сообщества, стойки на конференциях.

Однако пользование этими инструментами похоже на навык метания гранаты. Если правильно бросить успех, если нет разорвёт и наших, и ваших. Так, например, лучше не отправлять докладчика на конференцию, если вы не готовы репетировать с ним 3-5 раз, не надо делать митап, если не уверены в качестве докладов.

Фото с конференции JET

А что делать, если наращивание собственной экспертизы только в планах и пока нечего показать кандидату? Можно показывать намерения компании, направленность, куда она стремится, и для этого также существует много креативных способов.

Важно отметить, что деврел и техпиар это не про «недосказанность», не про прикрывание своих темных мест и демонстрацию только «красивых, высокотехнологичных, инновационных» проектов. В пиаре нет цели показать себя лучше всех, есть цель создания контакта и открытого диалога.

Конечно, эти инструменты  не панацея в рекрутинге. Все так же нужно привлекать хороших маркетологов, продавцов, рекрутеров и HR-специалистов. Техпиар и деврел — это способ говорить о компании более качественно, говорить только по сути и с нужной вам аудиторией.

А более подробно разобраться с мотивацией сотрудников, конкурентными преимуществами, понятиями деврела и техпиара помогут лекции, книги и подкасты:

  • Дэниел Пинк, Драйв: Что на самом деле нас мотивирует;
  • Ден Ариели, Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения
  • Heath Brothers, Made to Stick: Why Some Ideas Survive and Others Die
  • Devrel radio
  • Лекции от JUGru Group
  • Видеозаписи с конференции Devrelconf

Материал подготовлен IT PR Агентством "Огромный Потанцевал"

 

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Вакансии для Android-разработчиков на jobs.dev.by
Вакансии для Android-разработчиков на jobs.dev.by
Вакансии для Android-разработчиков на jobs.dev.by
Компании ПВТ резко сократили найм иностранцев
Компании ПВТ резко сократили найм иностранцев
Компании ПВТ резко сократили найм иностранцев
4 комментария
ИТ-компании за месяц взяли на работу в 1,5 раза больше сотрудников, чем уволили
ИТ-компании за месяц взяли на работу в 1,5 раза больше сотрудников, чем уволили
ИТ-компании за месяц взяли на работу в 1,5 раза больше сотрудников, чем уволили
3 комментария
МВД: «В Украину с сентября уехали 3 тысяч человек, в Польшу — 10 тысяч»
МВД: «В Украину с сентября уехали 3 тысяч человек, в Польшу — 10 тысяч»
МВД: «В Украину с сентября уехали 3 тысяч человек, в Польшу — 10 тысяч»
5 комментариев

Обсуждение

5

>> Наращивание соцпакета и зарплат — это бесконечная гонка вооружений. Да, деньги при прочих равных важны. Однако, фокус в том, чтобы «прочие» сделать неравными.
вспомнился один из топов одного из бодишопов - "за деньги и обезьяна может, вы попробуйте без денег"

>> Задача техпиара — дать кандидату познакомиться с тем, что компания делает, в чём её экспертиза. Кандидату важно понимать, что он может и хочет дать именно такой компании, где тот набор задач, который он готов взять на себя? Ему нужно пространство, чтобы планировать свои технические достижения.
ага - у нас тут авиабаза, стелсы летают, челноки в космос пускаем, но сейчас нужен опытный человек который будет полосу взлёта и посадки подметать

для высокоуровневых мета задач не нужно много людей, но все туда стремятся, большинство нужно на материализацию чьих-то идей - тупо на спринге бины колупать в промышленных масштабах. но у кого такое стоит в мечтах или критериях технических достижений?

Anonymous
Anonymous
3

> Наращивание соцпакета и зарплат — это бесконечная гонка вооружений.
Я бы называл это адекватным вознаграждением за труд, у которого к тому же есть потолок.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже