Коннект с богом. Как современные технологии помогают популяризации религий

6 апреля 2018, 09:00

Как выглядит рынок религиозных приложений и, самое главное, что об этом думают представители духовенства? Спойлер: горячо поддерживают. 

Читать далее...

Пока часть ИT-индустрии была занята криптовалютами и мобильными играми, некоторые разработчики подумали о душе и удачно совместили это дело с коммерцией. В этой нише относительно невысокая конкуренция, полная свобода самовыражения и, как следствие, хорошая окупаемость инвестиций при относительно небольших затратах времени.

Интересно, но подобный энтузиазм разработчиков многие священнослужители приняли с теплой и, пожалуй, надеждой: ведь, если раньше для диалога с паствой требовалось личное время священников и миссионеров, теперь эти задачи  стало возможным делегировать, чтобы направить освободившиеся человеческие ресурсы на другие богоугодные дела.

Мы обсудили с представителями мировых конфессий уместность использования технологий в повседневном и литургическом обиходе, а ещё узнали, какими приложениями и с какой целью пользуется современное духовенство.

Католический Dream Team

Человека, далёкого от католичества и привыкшего составлять впечатление по новостным заголовкам, удивит либеральное отношение этой церкви к технологиям.

Несколько лет назад Папа Римский Франциск призвал верующих и священников активно изучать гаджеты, интернет-ресурсы и другие достижения человеческой мысли. А в 2016 году понтифик лично встретился с Марком Цукербергом, чтобы обсудить коммуникационные проблемы в повышении уровня культуры и борьбе с бедностью.

Позиция католической церкви в Беларуси удачно продолжает папскую политику: к технологиям здесь относятся тепло, предлагая, тем не менее, не забывать об уместности. Так, например, Юрий Санько, пресс-секретарь Конференции католических епископов в Беларуси? не только регулярно использует приложения для работы, но также ведёт личный профиль в Facebook и курирует официальные страницы конфессии в социальных сетях.

Ситуацию с использованием гаджетов Юрий Санько комментирует так.

— В жизни есть разные случаи. В литургическом обиходе мы рекомендуем прихожанам использовать литературу, изданную в бумажном формате. Но во время паломничеств и командировок мне лично удобнее использовать гаджеты: они упрощают процесс работы с информацией и объединяют огромное количество литературы. Как видите, запрета на гаджеты нет: просто их использование должно быть уместным.

Интересно, что белорусские католики не только используют приложения с религиозным контентом, но и стараются выпускать собственные продукты.

— Мир не стоит на месте — и католическая церковь старается использовать потенциал современных технологий, — продолжает Юрий Санько. — У нас есть официальный интернет-портал catholic.by, ведутся страницы в социальных сетях, а недавно мы выпустили приложение «Католический молитвенник», которое очень нравится молодёжи.

В программе пользователь получает доступ к молитвам, литаниям и библейским текстам — может читать, отмечать и сохранять в закладках необходимый контент, чтобы вернуться к нему позднее. В «Молитвеннике» есть очень полезный раздел «Литургия часов» (обязательной молитвы для всех католических священнослужителей, включая монахов и монахинь). Книжный текст представляет собой собрание из 4 томов в среднем по 600 страниц каждый. Благодаря приложению использовать текст молитв гораздо проще.

Всей разработкой занимались наши люди: курировали Отец Андрей и Отец Павел, а кодили и верстали контент волонтёры. Поэтому у команды уже на начальном этапе было понимание, какого рода продукт нужен аудитории и как реализовать идею наиболее успешно.

Люди болеют за дело и регулярно улучшают, «допиливают» приложение. Так, например, для пользователей Android недавно стали доступны тексты Старого и Нового Заветов с комментариями брюссельского издания 1989 года, программа изучения Библии (на 3 месяца, год, 2 и 3 года) и план для тех, кто только начинает изучать Святое Писание. В будущем, надеюсь, эти возможности появятся и для пользователей iOS, — заключает Юрий.

К сожалению, хорошее промо белорусское приложение пока не получило и рекламируется оно пока в основном на тематических площадках и с помощью сарафанного радио. Команда понемногу дорабатывает продукт. Но, если учесть, что пишут ребята бесплатно и работают без офиса в свободное время, многие технические огрехи этого католического dream team становятся практически незаметными.

Ислам: ИT в помощь миссионерству

Найти официальный путь к сердцу славян у ислама сразу не вышло. Из-за категорического запрета на употребление алкоголя, князь Владимир быстро свернул презентацию волжских булгар и делать их религию общей на всей Руси отказался. Как мудро заметил Владимир ещё в 986 году: «Руси есть веселие пити». Князь хорошо знал нужды своего электората.

Однако, несмотря на ряд крупных неудач в прошлом и плохой PR ещё со времён Византии, к сегодняшнему дню ислам вошёл в топ самых популярных мировых религий и стал второй религией по количеству верующих в России (интересно, что в Беларуси его исповедует меньше 1% населения). Миссионерству помогла не только геополитическая ситуация, но развитие технологий. Сегодня в топ-100 приложений на Android и iOS находятся ТОЛЬКО исламские приложения. Опередить их по популярности пока не удалось ни католикам, ни православным, ни иудеям вместе взятым.

Вот, например самые популярные приложения для iOS:

«Al Buhari Крепость Мусульманина»  — 10 место в категории «Образ жизни». Рейтинг 4,6 по пятибалльной шкале в результате 750 оценок.
Стоимость: 149 российских рублей.
Разработчик: More Sawab.

«Namaz Time» с гламурным слоганом «Просто. Изящно. Удобно» — 60 место в категории «Образ жизни». Рейтинг 4,8 по пятибалльной шкале составлен в результате более 1 000 отзывов.
Стоимость: бесплатно.
Разработчик: Руслан Елмурзаев.
Языки: русский, английский.

Совместимость: требуется iOS 8.0 или более поздняя версия. Совместимо с iPhone, iPad и iPod touch.

«Время намаза и Кибла-компас» — 74 место в категории «Образ жизни». Рейтинг 4,8 по пятибалльной шкале составлен из 2 400 отзывов.
Стоимость: бесплатно.
Разработчик: Андрей Фетисов (ему же принадлежит авторство проектов «Жития православных святых», «Православное радио», «Православный церковный календарь» и другие «мирские» приложения на iTunes).
Языки: русский, английский, немецкий, турецкий, французский.
Совместимость: требуется iOS 9.0 или более поздняя версия. Совместимо с iPhone, iPad и iPod touch.

Интересно, что как и в христианстве (кстати, у этих двух религий гораздо больше общего, если внимательно изучать вопрос), по поводу технологий единого мнения среди исламского духовенства нет. Популярны и заявления консерваторов, призывающих отказаться от всего неестественного для человека, и либералов, которые настаивают на осознанной и зрелой вере.

ID как печать антихриста

В США, где количество православных верующих превышает 1 млн человек, к технологиям местное духовенство относится равнодушно – есть и хорошо. Как говорит матушка Ольга, прихожанка православного храма и жена священника в Палм Коуст (штат Флорида): «Православное духовенство и верующие не затворники — мы пользуемся многими достижениями человечества. Живём в США, здесь в телефоне каждого есть Viber. Для связи с родными моя семья использует Skype и Vkontakte, для общения с американскими знакомыми — Facebook. Одним словом, всё как у всех».

Однако на территории бывших Советов картина, мягко говоря, очень противоречивая.

Мирского человека может сильно удивить, что весь сыр-бор со скандалами вокруг пластиковых карт, приложений и авторизаций в интернете имеет благодатную почву: опасения некоторых представителей духовенства по поводу неприкосновенности свободы личности и недопущения тотального контроля над жизнью человека.

В 1998 году Священный синод Украинской православной церкви, отмечая растущую популярность технологий, привёл параллель с апокалиптическими пророчествами Иоанна Богослова. Чтобы не утомлять читателей точной цитатой, поясним, что речь в тексте идёт об особенном начертании, без которого человек не сможет «ни покупать, ни продавать», и что будет это печатью антихриста. Послание Священного синоду Украинской православной церкви от 29 декабря 2003 года поддержало недовольство. Духовенство высказало опасения, что растущая популярность технологий «способствует приходу к власти антихриста».

К таким же печатям Митрополит призывает отнести лицензионные соглашения: ведь его подписание  «является не только согласием на любые действия с любой информацией о нём, но и согласием на замену своего имени на цифровой идентификатор, число имени его — на личный штрих-код (идентификатор) и переподчинение себя, своей воли хозяевам, антихристу и зверю». Поэтому, с точки зрения Митрополита Почаевского, которую он выразил в 2016 году в рамках круглого стола «Вопросы духовной безопасности в информационном поле», любой идентификатор пользователя (айдишник, номер подписки etc) является ничем иным как попыткой сатаны похитить души христиан.

К счастью, в православии есть молодые священники, которые подобных взглядов не разделяют. Одним из таких стал наш земляк, отец Александр, который трудится священником в одном из минских приходов и в свободное от работы время ведёт блог на YouTube.

У нас есть кагор и просфоры! Как батюшка-блогер реформирует имидж православной церкви

Карьеру отец Александр Кухта начал совсем недавно, но за пару лет стал голосом либерального духовенства, когда в 2016 году запустил Youtube-канал «BATUSHKA ответит». Интересно, что латиница в названии была использована неслучайно: как говорит в одном из интервью Александр Кухта, во-первых, это модно, а во-вторых, так называется польская сатанинская группа. Таким изящным образом слово из православного обихода было возвращено церкви.

Раз в неделю отец Александр публикует новые видео на достаточно откровенные темы: отношение церкви к эволюции, смертной казни, зарплатах священников и многом другом. Мы обратились к священнику с вопросом «Как православная церковь относится к гаджетам» — и получили персональный видео-ответ (за что передаём огромное спасибо):

В группе проекта висит аваторка с роботом Бендером из «Футурамы», а статус является прямой отсылкой к цитате этого персонажа. Бендер, скажем прямо, не самый образцовый христианин. Ваше руководство ничего не говорит на тему такой провокационной стилистики?

Будучи не самым образцовым христианином, Бендер периодически попадает в ситуации, которые ставят зрителя перед сложными этическими дилеммами. Я бы сказал, что «Футурама», пусть в своеобразной форме, через сарказм и пародию, учит нас быть людьми, а значит Бендер часто, возможно сам того не желая, учит нас христианству. Поэтому он и висит на аватарке группы. 

Вообще, очень странно думать о церкви, как об агрессивной военизированной структуре, где нет места творчеству или самовыражению. Мы в первую очередь люди, а все люди разные. И есть такие категории людей, которые могут прийти к Богу только через Бендера. 

С помощью YouTube и других страниц в соцсетях, я следую заповеди Христа «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению». Видео-блогинг и группа во VKontakte позволяют мне быть ближе к людям и говорить на религиозные темы в том формате, в котором мои слова будут лучше услышаны аудиторией соцсетей. И это нормально. Сущностно содержание моих слов не отличается от классической проповеди в храме, меняется лишь язык, который становится более понятным аудитории, к которой я обращаюсь.

«BATUSHKA ответит» собрал 13 256 подписчиков. Пробовали уже как-то его монетизировать?

Монетизацией канала серьёзно не занимался — чисто ради интереса. Пока я не блогер-миллионник, затраченные на рекламу усилия не стоят полученного результата. Но, вероятно, в будущем я вернусь к этой теме. В конце концов, «трудящийся достоин пропитания».

А какими гаджетами пользуетесь сами?

У меня стандартный набор видео-блогера: мощный комп, планшет, хорошие гаджеты для света, монтажа и съёмки – всё что нужно и ничего лишнего.

Вы действующий священник. Как отнесётесь к ситуации, если прихожанин во время службы начнёт читать молитву с телефона?

Вполне нормально. Если это удобно человеку, и не отвлекает его от молитвы, то без проблем. В конце концов, с помощью тех же гиперссылок, можно лучше ориентироваться в богослужении и понимать смысл молитв, которые произносятся в храме. Иногда я сам предлагаю прихожанам воспользоваться гаджетом. Например, во время крещения, крестные обязательно читают символ веры, смысл которого мы с ними разбирали заранее. И если я понимаю, что крестным проще понимать не классический церковнославянский текст символа веры, а современный русский или белорусский перевод, то пожалуйста.

«Наш белорусско-израильский вайбер»

Иудаизм является древнейшей из существующих мировых религий и, пожалуй, самой либеральной – к технологиям здесь относятся философски-положительно. Дебатов на тему допустимости использования гаджетов верующими мы почти не нашли – в отличие, например, от христианства. К слову, с Григорием Абрамовичем, главным раввином РООПИ в Беларуси, мы познакомились в Facebook.

Скажите, можно ли правоверному иудею пользоваться гаджетами? 

Однозначного ответа на тему запрещения или разрешения гаджетов быть не может: в жизни возможны разные ситуации, поэтому необходимо учитывать контекст той или иной рекомендации. Например, я много путешествую и часто бываю в командировках – гаджеты в моём случае позволяют иметь доступ к сотням текстов, необходимых для работы и духовной жизни. Без этих архивов и приложений мне бы приходилось возить в каждую поездку в общины много книг и больше времени тратить не на общение и решение рабочих вопросов, а на поиск информации.

А чем пользуетесь лично вы?

С помощью приложений мне проще поддерживать связь с людьми, поэтому использую и белорусско-израильский Viber, а также  Facebook и Skype, и другие программы для общения. Конечно, это не заменяет живого разговора, но позволяет найти возможность ответить большему количеству людей. В день я получаю около 20 электронных писем и сообщений и не всегда могу быстро ответить в переписке – на помощь приходят голосовые сообщения, с их помощью времени на подготовку ответа уходит немного меньше.

Понятно. А можно ли пользоваться мобильными в синагоге?

Во время служб мы предлагаем пользоваться книгами в бумажном варианте. Это обусловлено ощущением контакта с источником, который невозможно достичь с помощью гаджета. Особенно важным это пожелание становится для субботних служб из-за ограничений, связанных с традициями Шаббата.

К слову о Шаббате. Как на самом деле обстоят дела: неужели в пятницу вечером все религиозные евреи массово отказываются от телефонов и ПК?

Знаете, даже в Шаббат мы допускаем включение гаджета для определённой аудитории: в Минске есть община слабослышащих «Шекет», эти люди получают информацию (например, текст молитвы) с экрана телевизора, который так же выступает как гаджет.

Дети, иудаизм и технологии, или что общего у гаджетов и мороженого

Когда Моисей спускался с горы Синай, он даже не подозревал, каких ресурсов в XXI веке потребует изучение принесённых им заповедей. Поэтому вполне ожидаемо, что рынок обучающих продуктов для религиозных иудеев насчитывает несколько десятков приложений для Android и iOS с контентом разного уровня.

Григорий Абмович комментирует ситуацию следующим образом: «С помощью гаджетов можно оптимизировать многие процессы и улучшить качество преподавания – в этом большая польза таких устройств. Недавно слышал, что есть каналы в Telegram и WhatsApp, на которых люди изучают Талмуд. Создатели уверяют, что достичь цели изучения всего материала подписчик сможет за 7-10 лет. Если уровень контента на таких площадках высокий, у людей появляется доступ к сложным знаниям, которые он бы вряд ли постиг, не имея под рукой устройства с приложением.

Отдельно стоит говорить о преподавании для детей. Знакомить с Торой ребёнка можно уже с 3 лет. Затем в 5-7 лет материал немного усложняют, а к 13 годам мальчик и в 12 лет девочка, после еврейского совершеннолетия, как правило готовы к изучению более серьёзного и глубокого материала. Текст Торы написан на древнем иврите – и для корректного запоминания ребёнку лучше открыть доступ к приложениям с образцами правильного чтения и произношения. Устройство, на которое можно скачать прочтения с комментариями, будет хорошим подспорьем в учёбе. В этом случае использование гаджетов я одобряю и поддерживаю даже в вопросе использования их детьми.

С моей точки зрения, важно понимать, что многие вещи могут быть и благом, и злом, если ими злоупотреблять. Как мороженое. Оно радует, оно вкусное, если съесть одну-две порции, но если позволить себе килограмм, может заболеть горло. Поэтому использование гаджетов, как и количество мороженого, мудрый родитель должен контролировать.

Я поддерживаю тех, кто следит за тем, какой контент и в каких количествах потребляет его ребёнок. Но не могу согласиться с родителями, которые категорически отказывают детям в доступе к технологиям. Да, в интернете много опасного контента – но есть и много полезного. Поэтому решая полностью отказать ребёнку в доступе к информации через гаджеты или интернет, задайте себе вопрос «насколько хорошо я смогу подготовить ребёнка к жизни в современном мире?»

* * *

Мы привыкли видеть религиозные институты как закостеневшие и безнадёжно отставшие от мира системы. Однако, как следует из описанных выше историй, в современном мире прогресс часто идёт рука об руку с богом – и духовенство различных конфессий активно обращается к технологиям. В этом, пожалуй, заключается одна из наибольших удач для наших современников: возможность выбирать веру или неверие сознательно, изучив источники, которые долгое время были недоступны простому человеку.

 

Текст: Анна Мирочник

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение