ИТ-университет или +$1500 учителям: Лознер и Гурский про айтишное образование

16 комментариев
ИТ-университет или +$1500 учителям: Лознер и Гурский про айтишное образование

С самого первого выпуска Ревью dev.by спрашивает у героев, на что стоит потратить деньги из фонда ПВТ. Первый замминистра Александр Турчин предлагает направить эту сумму (десятки миллионов долларов) на образование. Леонид Лознер и Дмитрий Гурский рассказывают, как на их взгляд, это сделать лучше всего.

Дмитрий Гурский: «Надо дать преподавателям возможность заработать»

Проблемы в системе образования мешают развитию страны и отрасли. Эти проблемы нужно решать в том числе силами ПВТ.

Сейчас многие хотят быть программистами. Но набор в университеты — маленький, в том же БГУИРе. Надо быть настоящим гением, чтобы туда поступить. И даже если примут решение сверху увеличить набор, кто будет учить студентов? Основная ведь проблема, что человек, который может что-то делать ручками в ИТ, не пойдёт на зарплату в пять раз меньше, работать в вуз. Самое простое решение — дать преподавателям возможность заработать те же деньги, которые они зарабатывают в ИТ. 

Если мы дотируем 500 профессоров в год и дополнительно каждому выплатим по 1,5 тысячи долларов в месяц, чтобы довести зарплату до отрасли, это будет всего лишь 10 млн долларов в год — меньше, чем ПВТ собирает с компаний.

Можно было бы раскачать преподавание этим решением. Но сейчас, из-за бюрократических вещей, эти деньги нельзя грамотно и просто распределить. Я сам несколько раз сталкивался с достаточно глупыми ситуациями. Проводился конкурс по STEM, и ПВТ обратились к компаниям с просьбой купить сувениры. Потому что ПВТ, исходя из своего статуса (госучреждение) этого сделать не может. А не потому, что денег не хватает.

Три вещи, которые надо поменять в белорусском образовании прямо сейчас:

  1. Сильно увеличить STEM-вектор в образовании. Детям надо показать, что ИТ — это не что-то заоблачное для гениев, а достаточно простая вещь. Ты можешь попробовать, участвовать, не обязательно даже заканчивать вуз, чтобы получить свою долю успеха в ИТ.
  2. Гендерное равенство. Надо давить на то, чтобы девочки больше вовлекались в STEM направление. У нас в ИТ гендерные стереотипы сильны. Я вижу, как выглядят классы в БГУИРе, классы у моего ребенка, Олимпиады. Это значит, что мы не используем половину человеческого потенциала, в развитии нашей страны.
  3. Финансовая мотивация преподавателей.

Подробнее — на видео.

Леонид Лознер: «Мечтаю об университете»

— Я ограничен возможностью публично делиться информацией — не потому, что она секретная, а потому что она рабочая. Факт такой: обсуждается возможность значительную часть денег (1% от оборота, который собирает ПВТ) отправить на построение университета.

Мечтаю, чтобы у нас в республике был университет, внутри которого есть настоящая наука и настоящая исследовательская деятельность

Я не хотел бы вступать в дискуссию с ректорами действующих вузов, которые скажут, что у нас уже есть [такие университеты]. Мне кажется, что этого мало. Хочется, чтобы мы заимствовали у Запада идею, как должна строиться исследовательская деятельность внутри университета. Потому что наша страна, к сожалению, не может похвастаться большим национальным богатством. Это сложная тема, потому что исследования — это очень дорого.

Есть только одна важная вещь, которую надо изменить в образовании — это финансирование. Все остальное — следствие

[Юрий Гурский говорил, что хороший университет стоит миллиард], будем реалистичными — мы не Гарвард строим. Давайте в качестве хорошего примера возьмем Данию, Финляндию, Швецию и Норвегию. Там не миллиард. Давайте не терять почву. 

Подробнее — на видео. 

Работа в ИТ в Беларуси​.​ ​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.

По теме
Все материалы по теме

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

«Присылать ОМОН?» Корпоратив ИТ-компании чуть не завершился на Окрестина
«Присылать ОМОН?» Корпоратив ИТ-компании чуть не завершился на Окрестина
«Присылать ОМОН?» Корпоратив ИТ-компании чуть не завершился на Окрестина
12 комментариев
Две мобильные игры белорусов попали в топ-10 самых популярных в мире
Две мобильные игры белорусов попали в топ-10 самых популярных в мире
Две мобильные игры белорусов попали в топ-10 самых популярных в мире
Айтишник написал письмо полковнику, который бил стекло в кафе c митингующими
Айтишник написал письмо полковнику, который бил стекло в кафе c митингующими
Айтишник написал письмо полковнику, который бил стекло в кафе c митингующими
23 комментария
Гендиректор hoster.by: «ИT-страна откатывается назад минимум на 5 лет»
Гендиректор hoster.by: «ИT-страна откатывается назад минимум на 5 лет»
Гендиректор hoster.by: «ИT-страна откатывается назад минимум на 5 лет»
8 комментариев

Обсуждение

11

Вновь читаю о самовыдвиженцах, которые себя записали в интеллектуальные элиты. Почему эти люди хотят делить чужие деньги и полагают что имеют на это это право?
Каждый обладает своими собственными капиталами, его и вкладывайте в собственный университет/школу/курсы и т.п. Занимайтесь популяризацией ИТ, готовьте открытые программы которыми может воспользоваться любой желающий предоставлять оразовательные услуги.
Единственное адекватное решение в образовании когда тот кто спонсирует/кредитует делает это из своих личных денег, в таком случае происходит поиск адекватного решения и оценка рисков невозврата. А вторая сторона которую обучают выбирает между теми кто дает средства и их условиями, а затем по этим условиям возращает средства, изначально понимая свою ответсвенность.
Безусловно развивать образование нужно, но не через распиливание бюджета, а через создание условий для новых коммерческих образовательных центров. Это можно сделать только двумя способами - убирать ненужные регуляции и уменьшать налоги. Тогда появиться конкуренция образовательных программ и явный финансовый стимул их развивать.
Краткосрочным решением может быть снижение налогов на образовательные услуги и погашением этой разницы из средств ПВТ, вместе с устранением всяческих лицензий и других указаний от гос. органов.
Любой вариант целевых трат гос. средств это всегда коррупция и неэффективно.
Но, результат будет не быстрым. Думать что частник быстро придет и создаст отличный университет серьезно обучающий информатике а не по верхам, это большая ошибка. Такой университет появиться далеко не сразу и только в результате долгого развития, конкуренции и поиска своей ниши.
ИТ развилось не благодаря ПВТ. Другие страны точно так же растут. Ценность в ПВТ безусловно есть, он ускоряет рост. Но основа - это не регулируемый рынок ИТ в развитых странах, который становится локомотивом, потому что все остальные сектора слабо развививаются из-за государственных регуляций, в виде лицензий, квот и т.п. По этому не нужно придумывать хитрых схем, нужно просто дать возможность рынку решать проблемы.

> Гендерное равенство.

Ох уже этот промытый леваками мозг. Женщинам по своей природе менее интересны технические темы, зачем навязывать? Есть огромное кол-во задач важных для экономики где женщины успешнее мужчин. Если женщина хочет быть программистом ей никто не мешает, кроме мифической ауры патриархата навязывающей выбор. Такого рода различия это природа - ни хорошо ни плохо, просто реальность.
Странно что гурский при приеме на работу не игнорирует интеллект, думаю они задают много сложных тестов и вопросов, т.е. исключают 90% населения? Это же какой будет экономический эффект если брать всех... Но при этом напрочь игнорируется предрасположенность в выборе женщинами.
У нас и во многих других странах уже как около 100-а лет оба пола учатся в одних их тех же школах и имеют равные возможности, почему до сих по женщины выбирают в подавляющем большинстве не технические предметы? Скрытое угнетение или изначально разные стимулы?

-6

Даже уроки труда в наших школах всё ещё делятся по половому признаку. Девочек учат готовить и вышивать, а мальчиков табуретки делать. И никто их не спрашивает чем им интереснее заниматься. Может быть отсюда и берется "предрасположенность в выборе женщинами"?

3

Вы правда думаете что умение делать табуретки дает преимущество в ИТ?

2

Не даже, а только уроки труда в наших школах всё ещё делятся по половому признаку. Может ещё какая нибудь чушь. Все основные предметы общие. Уровень фальсификации фактов зашкаливающий.
Написали бы лучше что аура патриархата запрещает на равных условиях М и Ж изучать математику или информатику. Было бы намного веселее.)

6

Да что вы знаете про дискриминацию? Дискриминация - это 2 туалета в офисе на 100 девочек и 2 на 400 мальчиков.

romand
romand Lead Software Engineer в EPAM
1

В статье не идет речь о распиле госсредств. У ПВТ есть деньги, полученные от его субъектов. Их хотят пустить в образование. Что неправильно?? "Единственное адекватное решение в образовании когда тот кто спонсирует/кредитует делает это из своих личных денег" - вы хотите чтобы Лознер на свои деньги организовал университет :) ? А речь идет именно о крупных программах, которые не под силу одному инвестору, а тем более частному лицу. "Краткосрочным решением может быть снижение налогов на образовательные услуги и погашением этой разницы из средств ПВТ, вместе с устранением всяческих лицензий и других указаний от гос. органов" - полный бред, извините. Это создаст репетиторов и много левых курсов, ориентированных на сшибание денег с наивных учащихся. Нужен именно комплексный подход, с поощрением научных работ, преподавателей вузов и т.д.

-6

Было бы очень здорово, если деньги из фонда ПВТ направили в университеты ( особенно в областные города, например Гродно) для погашения оплаты обучения ребят, которые учатся платно в университете на IT специальности!!!
Очень не справедливо, что часть детей учится бесплатно, а другая платно!!! Тем более есть фонд, есть возможности!!!

0

Никто не учится бесплатно. Это самое "бесплатно" оплачивает государство, которое потом взымает плату ввиде направления выпускника на то рабочее место, которое государство посчитает нужным

romand
romand Lead Software Engineer в EPAM
1

Для тех кто не в курсе, платно учатся те, кто не набрал определенный балл, т.е. менее способные или не показавшие своих знаний. Почему ПВТ должен спонсировать их?

Vadim S
Vadim S Product Manager в My Monday
-1

Не очень понятно, как по мнению Леонида Лознера деньги никак повлияют на качество исследований. В моей картине мира так: деньги нужны физикам для дорогого и сложного оборудования, химикам для реактивов, инженерам-конструкторам для покупки разных компонентов - но как они помогут математикам и тем, кто делает некие, кхм, исследования в сфере написания кода? Ну чисто теоретически, можно построить некое облако, но помнится, суперкомпьютер СКИФ в БГУ занимали в основном все те же физики и химики, а не программисты.

1

Основные деньги и физикам и химикам и математикам нужны не на сложное оборудование (на это тоже нужны), а на зарплаты рядовым сотрудникам - аспирантам и постдокам, которые и работают на этом самом оборудовании, пользуются реактивами и исследуют код.

Vadim S
Vadim S Product Manager в My Monday
-1

Зарплаты, конечно, нужны, но скажем так, корреляция между величиной зарплаты и качеством исследований - вещь сложная и малоизученная. А оборудование стоит очень больших денег, я даже не про мегапроекты типа БАК или термоядерного синтеза - даже УФ спектрофотометр стоит десятки тысяч из-за ручного изготовления, стоимости оптических частей и т.д. Плюс инфраструктура (те же детекторы нейтрино глубоко под горами - страшно дорогое удовольствие)... И исследования нельзя провести без инвестиций в оборудование и инфраструктуру.
А что в "исследованиях" в ИТ финансировать? Зачем платить человеку, который недостаточно увлечен работой, и ищет возможности получить на 500 долларов больше на галере?

0

// Зарплаты, конечно, нужны, но скажем так, корреляция между величиной зарплаты и качеством исследований - вещь сложная и малоизученная.

Корреляция между ЗП (затраты на научного сотрудника) и качеством исследований есть и ничего там особо сложного нету, как минимум на уровне стран. А в странах с высоким качеством исследований еще и внутри страны обсуждаемая корреляция весьма сильная. Сложности начинаются в странах, где обе переменные существенно ниже среднемировых. Вот там - да, встречаются иногда аномалии.
Но я тут скорее не с Вами спорю, а с Лознером..

// даже УФ спектрофотометр стоит десятки тысяч из-за ручного изготовления, стоимости оптических частей и т.д.

Там не с ручным изготовлением связанно, но это мелочи. Минимально серьезный прибор сопоставим с постдочной годовой ЗП. В какой-нибудь Греции или Португалии это будет спектрофотометр, а в Швейцарии и на хроматограф или мелкоскоп нормальный хватит. Ну и на расходники и реактивы для активной группы в десяток-другой сотрудников во столько же обойдутся. А вот инфраструктуру сюда точно не стоит относить - к одному университету это точно не имеет отношения, это совершенно точно.
Просто можно разделить деньги на науку на soft и hard money. Первые - это про ее нормальное функционирование, а вторые - инфраструктура, оборудование и пр. И вот для первого типа особой разницы между теоретиками и экспериментаторами нету, потому что основные затраты это зарплаты (в развитых странах).

// А что в "исследованиях" в ИТ финансировать? Зачем платить человеку, который недостаточно увлечен работой, и ищет возможности получить на 500 долларов больше на галере?

А вот тут категорически несогласен. Причем, по нескольким причинам. Во-первых, потому что разница совсем не в "500 долларов", а между как раз таки между полунищим и достаточно обеспеченным существованием. И если для других специальностей (вроде физики или математики) еще есть свои нюансы, то в ИТ это именно так. Во-вторых, отличительной особенностью теоретических наук (включая ИТ) является большая важность общения, поэтому нужен дополнительный (и немаленький для РБ) бюджет на командировки конференции. Ну и руководители/профессора нужны толковые, которых нужно не только где-то взять, но и как-то удержать.

-1

Смешно со слов о том, что должно быть гендерное равенство. Учусь в БГУИРе и слушаю изо дня в день то, что девушки должны сидеть на кухнях, а не идти в такие вузы.

0

То есть равенства быть таки не должно?

1

> Надо давить на то, чтобы девочки больше вовлекались в STEM направление. У нас в ИТ гендерные стереотипы сильны. Я вижу, как выглядят классы в БГУИРе, классы у моего ребенка, Олимпиады. Это значит, что мы не используем половину человеческого потенциала, в развитии нашей страны.

Не встречал никаких стериотипов в IT. Если бы было больше девушек-коллег никто не был бы против. И есть разница между стериотипами и фактами. Факт в том, что мальчики больше природно ориентированы на "вещи", а девочки на "отношения". Вовлекать-то всех надо, но не "давить".
Довести процент девушек до 50% в IT можно только насилием (над девушками) и ограничением равенства возможностей для мужчин (читай - как раз гендерным неравенством).

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже