«Не стройте продукт мечты из говна и палок». Как предприятию работать с айтишниками, если денег нет

14 комментариев
«Не стройте продукт мечты из говна и палок». Как предприятию работать с айтишниками, если денег нет

Что делать, если хочется автоматизировать бизнес, а денег нет и опыта мало. Публикуем мнение ИТ-менеджера Сергея Лавриненко, который ведёт телеграм-канал Колонка некодера

Участились случаи жалоб предприятий «реального» сектора на айтишников, которые берут «аж 30 тысяч долларов» и потом предоставляют не лучший клиентский сервис. Пример — вот. Герой материала, директор компании-импортёра чая, осознаёт, что 30 тысяч — для ИТ не сумма. Но всё равно обидно. 30 тысяч — деньги для «реальной» экономики.

Налицо неправильно выбранная стратегия работы с вендорами при таком бюджете.

Я не буду заострять моменты по технологическому разрезу, это отдельная плоскость. Буду исходить из экономической целесообразности. Абсолютно всё ниженаписанное касается любых стартапов.

Все эти пункты — следствие многих шишек набитых лично мной.

Любой проект по бюджету на разработку (но не на маркетинг — зачастую он в разы выше!) можно разделить на три условные категории:

  1. до 100 тысяч долларов — прототип, тест, прикладной уровень,
  2. от 100 до 500 тысяч долларов — полупрофессиональный уровень, здесь можно уже выстраивать полноценные микрокоманды, но всё равно придется экономить и нанимать людей попроще, привлекать фрилансеров,
  3. от 500 тысяч долларов и до бесконечности — профессиональный уровень.

Каждый технологический проект — цепочка из разных компонентов: дизайн, код, проектирование, сервис. В своей взаимосвязи они дают конечный результат. Разница между любительским и профессиональным уровнем заключается в глубине специализации и уровне профессионализма в конкретном компоненте. Можно ли делать дешевле? Можно, но ценой урезания количества узкоспециализированных спецов и переходу к более широкоспециализированным, но менее глубоким. Можно делать дешевле за счет найма непрофессионалов: стажёров, студентов, начинающих. Для удешевления можно использовать готовые шаблоны кода, что порождает огромный технический долг.

Я люблю приводить пример — Uber. Что нужно чтобы сделать Uber? По-дешёвому — просто купить готовый код на специальном сервисе шаблонов для приложений, затем программер-фрилансер проинтегрирует платёжки, развернёт небольшой бэкенд в облаке — и готово. Правда и это обойдется на iOS-Android в районе 50-70 штук «зелени». Дешевле можно нанять одного фрилансера на кроссплатформе с каким-то знанием бэкенда, но это будет в результате полный кошмар, годный разве что инвесторов питчить или запускать на небольшой райцентр с полной готовностью в любой момент перейти в режим ручного менеджмента. Как делать Uber по-хорошему — смотрите пример компании Juno. Команда в сотню человек, скупка лучших инженеров на рынке, внушительные затраты на маркетинг, вуаля — есть результат, сделка с Gett.

Значит ли это, что если у вас нет миллиона баксов на разработку, то надо опускать руки и не тратиться на автоматизацию? Иногда — значит (как в случае с Uber). Иногда можно пробовать решать задачи теми ресурсами, которые есть.

Что важно понимать для проектов, которые попали в первую категорию — до 100 тысяч долларов?

Выделим две подкатегории: совсем бедные (до «десятки») и с кое-каким бюджетом.

Советы совсем бедным:

  1. Необходимо выбрать ключевую фичу, над которой нужно работать со стороны и заказывать только её, выкинуть все лишнее. Дизайн рисовать самим (или для портфолио студент нарисует), спецификацию писать самим, тестировать — самим.
  2. Искать хорошего фулл-стек фрилансера, постараться максимально урезать объём фичей, чтобы он сделал его качественно.
  3. Не ожидать возможности масштабирования продукта, в случае необходимости лавинообразного масштабирования (например, рынок попёр) искать возможности перейти в категорию выше по бюджету и переписывать все заново.

Советы не совсем бедным — бюджет 10-100 тысяч долларов:

  1. Не идите к аутсорсерам, они всего лишь посредники между вами и программистами. Они урежут ваш и без того небольшой бюджет, в результате количество потеницальных человекочасов сократится. Собирайте бригаду фрилансеров: по знакомым, через upwork, через Linkedin. Фрилансеру, в отличие от аутсорсера, такие проекты интересны и выгодны. Здесь он может заработать себе зарплату выше рынка, а аутсорсеру даже администрировать такой проект приносит больше головной боли, чем прибыли.
  2. Волшебная цифра — 50 тысяч долларов. Примерно 50 тысяч в год в Беларуси получает грязными хороший по местным меркам программист. Хороший — это такой, который сможет заложить правильную архитектуру с возможностью масштабирования и минимальными затратами на переделку. Если вы хотите развивать ваш продукт, то постарайтесь, чтобы такой человек был в вашей команде. Если у вас не хватает денег — постарайтесь попросить хотя бы фрилансера, чтобы он какой-то процент времени в будущем уделял построению преемственной архитектуры. Если такой человек уйдёт и не найдет себе преемника, то есть немалый шанс что новый спец будет иметь не совсем такой стек или другие взгляды — и много времени потратит на переделку.
  3. Постарайтесь иметь хотя бы ещё одного человека, который будет в курсе проекта на вашей стороне. Это может быть бизнес-аналитик, тестировщик, дизайнер — они не будут стоить так дорого, как программисты. Это может быть просто product owner с вашей стороны, ваш сотрудник или вы сами. Но он обязан значительное время тратить на проект. Именно наличие такого человека позволит поддерживать в акутальном состоянии статус проекта, его проблемы и их приоритезацию.

Бюджета в $150 тысяч уже хватит на найм небольшой команды с парой программистов и парой непрограммистов на год. Почему год? Потому что контракты заключаются обычно на год. Большинство людей, привыкших к офисной работе на рынке, привыкли и к годовым контрактам как минимум. На меньший срок готовы подписываться фрилансеры, но у них и часы обычно дороже, и в офис их метлой обычно не загнать, а что самое плохое — они рискуют соскочить с вашего проекта как только их кусок работы закончится.

Ну и напоследок — многим хочется стартануть с уровня «по-минимуму», «в свободное от работы время», чтобы потом постепенно, ступенька за ступенькой подняться к вершинам. Реальность жестока — большое притягивает большое, деньги делают деньги.

Если у вас есть идея классного проекта или вы хотите внедрить какую-то дорогую автоматизацию для своего бизнеса, которая убъёт всех конкурентов, — потратьте силы на поиск нормального бюджета. Это лучше, чем строить продукт мечты из говна и палок, мучать себя и людей и вкладывать хоть и небольшие, но свои средства с практически 100%-ной вероятностью фейла.


Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

Gismart Online Meetup
9 декабря

Gismart Online Meetup

Минск

Читайте также

dze.chat запустил музей БЧБ-флагов
dze.chat запустил музей БЧБ-флагов
dze.chat запустил музей БЧБ-флагов
35 тысяч долларов — за уязвимость. Министр объявляет багбаунти
35 тысяч долларов — за уязвимость. Министр объявляет багбаунти
35 тысяч долларов — за уязвимость. Министр объявляет багбаунти
1 комментарий
Студента БГУИР судили 5 раз и дали 71 сутки. Он проходил практику в КГБ
Студента БГУИР судили 5 раз и дали 71 сутки. Он проходил практику в КГБ
Студента БГУИР судили 5 раз и дали 71 сутки. Он проходил практику в КГБ
3 комментария
«Любая власть не может бить и унижать». Глава EPAM Украина о ситуации в Беларуси
«Любая власть не может бить и унижать». Глава EPAM Украина о ситуации в Беларуси
«Любая власть не может бить и унижать». Глава EPAM Украина о ситуации в Беларуси
1 комментарий

Обсуждение

2

"Постарайтесь иметь хотя бы ещё одного человека..." - это из области Мега-плохого совета (в такой формулировке). Как только у этого человека появляется понимание, что проект идет "не совсем идеально" - он увольняется/его сбивает автобус и проект можно закрыть.
Прежде всего в компаниях "неайтишников" надо правильно донести суть автоматизации, чтобы в головах работников нивелировать опасения "нас заменят роботами", из-за чего не начнутся диверсии и постфактум не будет "ой, мы ничего не понимали, поэтому и подписывали акты, а вообще программа ерунда и не работает". Затем, при любом бюджете, должна быть локальная команда (больше одного человека), которая:
а) понимает как все работает сейчас;
б) видит финальную цель;
в) обладает полномочиями принимать решения.
И далее стараться итерационно идти к цели.

4

Если следовать подходу автора, то каждый, кому нужен текстовый редактор, должен заказать его кастомную разработку на ассемблере.

> Значит ли это, что если у вас нет миллиона баксов на разработку, то надо опускать руки и не тратиться на автоматизацию? Иногда — значит (как в случае с Uber).

Абсурдно сравнивать импортера чая из Солигорска с Uber.

> 30 тысяч — для ИТ не сумма

Абсурдно заранее назначать цену от полумиллиона долларов за "профессиональный уровень", и предлагать нанять команду из 4-х человек на год, не выяснив, в чем заключается проблема, требующая решения.

> Разница между любительским и профессиональным уровнем заключается в глубине специализации и уровне профессионализма в конкретном компоненте.

Она заключается прежде всего в умении получать требуемый результат без излишних затрат времени и денег.

nick-a
nick-a менеджер в ISsoft
2

“Каждый, кому нужно написать текст...“ и далее вы правы.

Автор пишет категориями «запилить проект», «закрыть таску», а не бизнес-нуждами клиента.

-6

Добавлю, что никаким погромистам и прочим сторонним людям нельзя давать доступ на продакшен, иначе при их увольнение будет всё очень печально т.е. на стороне заказчика должен быть человек у которого есть доступ на хостинг и который деплоит приложение используя подготовленню для него автоматизацию.

4

Привели бы какой красочный пример чтоли для наглядности. А то какая-то неубедительная аксиома выходит.

0

Мы в своём стартапе дали одному из беков доступ к продакшн серверу, чтобы он быстро там развернул свой сервис. Ночь. Приходит меседж в телеграм. Ой, я удалил весь сервер. 8))) Просто chmod поставил 600 на корень диска в режиме рута на автомате не глядя. Дня 3 сервак пытались оживить службой поддержки хостеров. В итоге сказали не могём, базу хоть вытянули. Вроде человек адекватный, программить умеет, а как оказалось к серверам на пушечный выстрел нельзя было подпускать. Может бухой был.

2

Звучит как "мы понадеялись на сознательность кота и оставили его наедине в комнате с мясом на шашлык на 30 человек".

1

Ну это потешно конечно, спасибо :) Но больше смахивает на бытовуху - человеческий фактор, нехватка опыта и тп. Да и самим бы стоило озаботиться бэкапами, виртуалками и тп.

Исходя и тезиса (аксиомы?) выше - хочется услышать кровавую историю, как девелоперы что-то натворили в качестве мести ну или украли ультрасовременные трафики и сделали сразу стартап на 100500 мульенов :)
А такие косяки могут случится с кем угодно, что с исполнителем, что с заказчиком.

0

пересказыватель баек

0

Он уйдет и начнет вас шантажировать!!! Потом продаст ваши секреты китайцам если вы тайцы, американцам если вы руссские, русским если вы американцы.
На самом деле большинство айтишников не обладают уголовными замашками.

ret
ret Junior Clojure Developer в Targetprocess
5

Очень странная статья с цифрами взятыми с потолка.
в современном мире софт написан, казалось бы, на все случаи жизни. Все что нужно небольшой компании - это не полениться и найти такой софт, который укладывается в их бюджет. А если вдруг у компании что-то мегауникальное - то No Code / Low Code софт - сейчас не выпускает только ленивый. И если уж с помощью таких технологий нельзя решить проблему небольшой купи\продай компании, то дело явно не в софте.

amok
amok Team Lead в 2018-05-01
2

Всё верно. Большинство (не ИТ) бизнесов не уникальные. Скорее всего есть почти готовые решения для большинства задач - и кастомная разработка не нужна. Лучше нанять толкового консультанта, который бы разобрался и предложил варианты интеграции. И иметь "приходящего" админа на контракте, который бы это поддерживал.
Большинству "продавцов" и сайт нужен только визитка, всё продвижение через другие каналы лучше делать.
Для того же car sharing уже есть готовые платформы.
Ну, а в целом то мелкие фирмы должны уметь автоматизироваться "офисом" и 1С. В любом случае не смогут тягаться по бюджетам с большими компаниями и делать что-то уникальное. Конкуренция она такая.

1

Так проблема же не столько в кастомности, сколько в "исторически сложившемся" к моменту когда задумываются (новые бизнесы) над автоматизацией.

0

Для автоматизации бизнеса все настраивают готовые решения под себя. 30 тыс в Солигорске были как раз про это. Автор же проложил какие-то глобальные рельсы не туда

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже