Друзья с нуля создали студию анимации — их ролики покупают в Голливуде и Долине

Шесть лет назад два друга, Андрей Козик и Влад Гиндин, без денег и большого опыта решили начать новый бизнес — студию по созданию анимационных роликов. Сегодня студия Lemons создаёт рекламные «мультики» для Google, Газпром-Нефть, Joom, Appsflyer и многих других. Рассказываем историю стартапа, который родился на голом энтузиазме и растёт без инвестиций.

7 комментариев
Друзья с нуля создали студию анимации — их ролики покупают в Голливуде и Долине

Шесть лет назад два друга, Андрей Козик и Влад Гиндин, без денег и большого опыта решили начать новый бизнес — студию по созданию анимационных роликов. Сегодня студия Lemons создаёт рекламные «мультики» для Google, Газпром-Нефть, Joom, Appsflyer и многих других. Рассказываем историю стартапа, который родился на голом энтузиазме и растёт без инвестиций.

Макбук, суши и стул 

После окончания БГУ в 2013 году Андрей с Владом задумались, чем заниматься дальше. К этому времени Андрей успел около года поработать проектным менеджером в Fenox IT, белорусском подразделении американского венчурного фонда Fenox VC, а Влад занимался продажами в лизинговой компании. 

Денег на бизнес у друзей не было, зато была мечта. Андрей давно хотел новенький макбук. На карточке у него оставались 2 тысячи долларов, и это были все его деньги. Он купил макбук и компьютерный стул — на счету осталось 600 долларов, потом решил отпраздновать с Владом покупку и заказал суши. На почту Андрея пришло письмо с подтверждением заказа, а внизу письма была какая-то ссылка. Он опрометчиво кликнул, и в следующие несколько минут наблюдал, как с карточки исчезают последние деньги. Новенький макбук, компьютерный стул, переделанный из тумбочки стол и неоплаченные счета за съёмную квартиру — всё, что осталось у начинающих предпринимателей.    

Сперва Андрей с Владом решили создавать и продавать посадочные страницы сайтов. Они уже начали работать, но однажды Андрею в ВК написал незнакомец — motion-дизайнер. В то время Андрей вёл паблик «Стартаперы» с 30 тысячами подписчиков, и незнакомец хотел прорекламировать свои услуги среди них. В качестве примера своих работ он прислал ролик, в котором была показана хронология развития iMac. Ролик Андрею понравился. Он подумал, почему бы не предложить знакомым и друзьям подобные ролики — ведь в производстве маркетинговых видео конкуренция гораздо ниже, чем в сфере разработки сайтов. Незнакомец оказался тёзкой Андрея, команда увеличилась до трёх человек, и ребята принялись искать первых клиентов.  


Анонимные анкеты на jobs.dev.by — быстрый простой способ быть на виду у белорусских ИТ-компаний и не пропустить интересное предложение.
Заполнить анкету.


Стартап-братство и блокчейн 

Первыми заказчиками молодой анимационной студии, получившей название Lemons Digital (второе слово в названии позже исчезло), стали белорусские стартаперы — знакомые Андрея и Влада. Сначала на предложение о сотрудничестве откликнулся Виктор Крюков. Позже, в начале 2018 года, он разрабатывал соцсеть HERO.org, в которой биткоины должны быле заменить традиционные лайки. Один из последних его проектов — HeyStar, площадка для общения со знаменитостями (любой пользователь может пообщаться с самой Ольгой Бузовой всего за 1176 белорусских рублей). А 6 лет назад Крюков запускал проект о здоровом питании совместно с Давидом Яном, основателем компании ABBYY. Аниматоры-новички нарисовали обложку для Ютуб-шоу этого проекта. 

Вторым клиентом Lemons тоже стал стартап — один из участников фонда Fenox IT, в котором раньше работал Андрей.

За деньги, вырученные с первых двух заказов, парни создали сайт и установили на него JivoChat — онлайн-консультант от крупного разработчика JivoSite.

Однажды ночью взволнованный Влад разбудил Андрея: «Просыпайся! Нам пишет JivoSite!». Сначала Андрей подумал, что кто-то просто воспользовался онлайн-консультантом на новом сайте студии. Но оказалось, что в ту ночь главный маркетолог JivoSite просматривал базу клиентов, заметил среди них анимационную студию и оставил заявку на создание ролика. Так, став клиентом большой компании, Lemons в свою очередь заполучила первого крупного заказчика.

Но настоящий прорыв для студии случился в 2017–2018 гг. — во время бума криптовалют и блокчейна. 

— Так вышло, что мы стали мировыми лидерами по производству эксплейнеров для блокчейн-проектов. Мы и сами не до конца осознали, как это случилось. Наверное, мы первыми в мире из создателей видеоконтента поняли, что на этой теме можно подняться. Буквально за год Lemons создала около 300 роликов на одну только тему блокчейна, — вспоминает Влад. 

Эксплейнеры — это ролики-«объяснялки», в которых доступным языком и с помощью понятных визуальных образов объясняется суть того или иного продукта. В ситуации, когда сложно устроенные блокчейн-проекты появлялись как грибы после дождя, такая реклама пришлась очень кстати.  

— Сначала мы рассылали основателям таких проектов холодные мейлы и даже были готовы создавать новые ролики за 7 дней — это очень быстро. Когда нам стали отвечать, мы задались вопросом, как уменьшить время как уменьшить время на поиск клиентов и увеличить количество рассылаемых писем. В итоге сделали специальный сайт, заточенный только под блокчейн-ролики. Поручили разработчику написать парсер — скрипт, который собирает данные с указанных веб-ресурсов. В нашем случае это были ICO-листинги — сайты, на которых компании публикуют информацию о размещении на бирже своих токенов. Таким образом список новых потенциальных клиентов постоянно обновлялся, и мы могли автоматически за короткое время рассылать всем письма, — рассказывает Андрей.   

Теперь в портфолио Lemons уже сотни работ. И это далеко не только «объяснялки» про блокчейн. Студия успела поработать с Google, создавала просветительские ролики для Unicef, часто работает с крупными e-commerce-компаниями (например, c Joom). Одно время на большом экране торгового центра Galleria в Минске крутили ролик, созданный Lemons для радио Unistar.  

От Сиэтла до Новосибирска 

— Создание анимационного ролика можно сравнить с созданием сайта или посадочной страницы, — рассуждает Андрей. — Сперва клиент сам или совместно с нами составляет бриф — список требований к ролику: описание проекта, целевой аудитории, задач ролика. На базе брифа пишется сценарий. Следующий этап — создание черновой раскадровки. На этом этапе клиент получает наброски всех кадров в виде скетчей (мы называем такие черновики «палочки и огурчики»). Затем мы согласовываем стиль будущего ролика: цветовую палитру и облик основных персонажей. Как только весь story board согласован, аниматор приступает к анимации. К этому времени у нас, как правило, уже готова дорожка диктора (диктор — всегда native speaker). Как только процесс анимации завершён, мы накладываем музыку и делаем саунд дизайн — добавляем мелкие звуки, чтобы ролик выглядел целостно.   

Андрей Козик

Кроме эксплейнеров в Lemons создают ролики для корпоративных стендов и визуальное сопровождение выступлений спикеров на бизнес-конференциях. Среди крупных заказчиков — Газпром-Нефть, KPMG, UNICEF. Такие ролики технически сложные: для их создания нужно использовать и 3D, и генерацию частиц. 

Процесс работы над стандартным проектом занимает 4-5 недель. Стоимость минутного ролика без создания персонажей начинается от 3500 долларов. Детализированный ролик с персонажами стоит 4900 долларов. А вот для роликов с классической анимацией, нарисованных от руки, или с 3D-графикой цена может увеличиваться в несколько раз.

Из-за высоких зарплат местных специалистов большим анимационным студиям в США (формально — конкурентам Lemons) выгоднее нанимать для работы исполнителей из Восточной Европы. Ребята рассказывают, что иногда это приводит к забавным ситуациями.   

— Бывали случаи, когда клиент приходил к нам, давал бриф, мы выставляли оценку. Клиент долго думал, потом говорил: «Пожалуй, я выберу других ребят. Спасибо, что уделили время». И после этого нам приходил точно такой же бриф от другой студии. То есть клиент предпочёл нам крутую нью-йорскую студию, заплатил ей в два раза больше, но ролик всё равно делали мы. 

По словам Андрея и Влада, им удалось создать студию с очень гибкой моделью работы. 

Четыре проектных менеджера управляют процессами. Арт-директоры задают творческий стиль. Непосредственно над роликами работают сценаристы, дизайнеры, аниматоры и саунд-дизайнеры. Всего на проектах занято около 30 человек. Костяк команды (менеджеры и арт-директоры) работают фуллтайм, остальные — попроектно. Это позволяет разнообразить портфолио. Все шесть лет студия работает удалённо.  

—  Наши люди из разных уголков света: Беларусь, Россия, Европа, США — от Сиэтла и до Новосибирска. Несколько месяцев назад мы обсуждали возможность открытия офиса. Как же так? В офисе по идее и командный дух лучше, и контроль лучше. Но случился коронавирус и оказалось, что шесть лет мы всё делали правильно! Часто анимационные студии создают художники: аниматоры или иллюстраторы. Иногда это становится проблемой, потому они — люди искусства, и стараются всю работу выполнять сами. Такая студия может делать прекрасные ролики, но клиенту приходится подстраиваться под неспешный ход работы. При большой загрузке нового ролика приходится ждать 2-3 месяца. Мы же стараемся делать всё максимально быстро и изначально готовили структуру, способную очень хорошо масштабироваться.

Когда число клиентов увеличивается или появляется сложный проект, мы подключаем новых крутых специалистов и в любой момент можем увеличить мощности в два раза. Например, в проект, над которым мы работали с голливудским режиссёром и продюсером Романом Коппола, привлекли людей из французской художественной школы Gobelins — кузницы кадров Disney. 

«Крёстный сын» и реформа образования в Индии 

Летом 2018 года команда Романа Коппола (сына того самого Фрэнсиса Форда Коппола — автора трилогии «Крёстный отец») решила запустить собственный блокчейн-проект. Для этого проекта понадобился ролик-эксплейнер, и американцы обратились в Lemons. 

— Это был сложный и многоступенчатый проект, — вспоминает Влад. — Мы предложили компании Коппола ролик с покадровой анимацией. Чтобы сделать такой ролик, мультипликатор должен отрисовывать по кадрам каждую сцену. Так рисовались диснеевские мультики ещё в середине 20 века. Конечно, такой ролик стоит гораздо дороже обычного эксплейнера. Но они согласились, возможно, потому что сам голливудский продюсер загорелся творческой идеей. Он даже вмешался в творческий процесс, и ролик пришлось переделывать. Но, как мне кажется, в итоге получилось очень прикольно. К сожалению, детали проекта до сих пор находится под NDA. И даже ролик, хотя он уже и готов, мы не можем разместить на собственном сайте, пока проект Коппола не будет окончательно запущен. 

Влад Гиндин

Другой ролик Lemons стал супер-виральным и за полгода набрал 24 млн просмотров в Фейсбуке, ещё 8 млн — в Ютуб. 

— Однажды к нам обратились ребята из Индии, — так вспоминает эту историю Андрей. — Раньше у нас не очень хорошо получалось работать с индийскими проектами. В этой стране очень много местных анимационных студий, которые работают в собственном специфическом стиле с озвучкой на «индийском» английском. Нам предложили сделать серию длинных роликов на тему реформы школьного образования в Индии. Неожиданно сработались мы очень хорошо. Задание было выполнено, и все остались довольны совместной работой. Примерно через полгода кто-то из нашей команды случайно наткнулся на один из этих роликов в Фейсбуке. Оказалось, за полгода ролик набрал десятки миллионов просмотров. Это при том, что ролик был сделан не по правилам. Он был длинный (почти 6 минут), а мы не рекомендуем делать ролики больше 90 секунд. Думаю, он набрал такое сумасшедшее число просмотров, потому что рассказывал о том, как решить проблему образования, очень актуальную для Индии. Всегда приятно делать что-то хорошее.   

Ролики на аутсорс 

— Всё это время мы всему учились сами, развивались на свои деньги и не привлекали инвестиции со стороны: создали сайт на деньги, полученные от первого заказа, и дальше постоянно вкладывали в дело часть доходов, а сейчас нам уже приходят предложения о покупке компании. Мы понимаем, что деньги и экспертиза увеличивают скорость развития проекта, но Lemons — это классическая аутсорсинговая история. Клиент вносит предоплату, и мы можем спланировать размер команды и расходы, исходя из этих денег. 

У нашей студии несколько путей развития. Можно создать свой мультсериал, но это немного другая бизнес-модель, где придётся напрямую работать с паблишерами и продажей прав на контент. Другое потенциальное направление — разработка игр. Но пока мы продолжаем развиваться в собственной узкой нише. На западе штат студий, которые работают на стыке анимации и видео-маркетинга, достигает 200 человек. Поэтому расти нам есть куда. 

Недавно Влад с Андреем запустили новый проект — Perfomante.io.

— Это сайт, на котором можно оставить заявку на создание коротенького ролика. Такие ролики мы делаем за 24 часа. Мы надеемся, что этот сервис позволит нам серьёзно масштабироваться. В Lemons часто обращались клиенты с просьбой быстро сделать дешёвый ролик. Отвлекаться на обработку таких заказов нам было сложно, но заявок на такие ролики становилось всё больше и больше. В итоге мы разработали систему, которая выглядит как Trello — такой таск-менеджер, в котором клиент сам может заполнить бриф, прикрепить свои материалы. Дальше мы связываем клиентов напрямую с аниматорами через специальный чат, они обсуждают детали задачи, и в итоге через сутки клиент получает готовый ролик за 70 долларов. Большинство клиентов — это создатели мобильных приложений. За 1-2 дня они могут получить 5-10 роликов. 

Как ни странно, но пандемия сыграла на руку аниматорам. Во многих странах мира стало проблематично организовывать живые съёмки, и многие рекламодатели стали отдавать предпочтение анимационной рекламе. За один только апрель количество заказов Lemons увеличилось вдвое. 

— Сейчас люди перегружены информацией в интернете, — рассуждает Андрей. — Часто им просто лень читать большие тексты. Здесь и помогают ролики. С их помощью можно рассказать о сложном продукте проще и быстрее. Анимация способна объяснить всё: от строения атома до работы искусственного интеллекта, а в производстве она гораздо дешевле, чем живая съёмка. 

Влад добавляет:

— Мне с детства всегда хотелось снимать кино. С кино не получилось, зато таким извилистым путём я пришел к анимации.

«Зима, а у вас животные без шапок!» Как в Гомеле снимают мультфильмы, в том числе «про блокчейн»
«Зима, а у вас животные без шапок!» Как в Гомеле снимают мультфильмы, в том числе «про блокчейн»
По теме
«Зима, а у вас животные без шапок!» Как в Гомеле снимают мультфильмы, в том числе «про блокчейн»

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Почему беспилотные стартапы всё никак не взлетят
Почему беспилотные стартапы всё никак не взлетят
Почему беспилотные стартапы всё никак не взлетят
Успехи разработчиков самоуправляемых автомобилей пока не оправдывают многие ожидания и обещания, данные несколько лет назад. Waymo очень старалась, но так и не успела запустить беспилотное такси к концу 2018 года, Cruise (дочка General Motors) передумала запускать аналогичный коммерческий сервис в 2019-м. Tesla снова и снова срывает амбициозные сроки разработки полноценного автопилота, которого расписывает Илон Маск. Издание Ars Technica рассказало о разных подходах к реализации технологий беспилотного вождения.
30 комментариев
Города мира, где больше всего «единорогов»
Города мира, где больше всего «единорогов»
Города мира, где больше всего «единорогов»
Мнение: стартап-экономика поломалась, а коронавирус ещё все усугубил
Мнение: стартап-экономика поломалась, а коронавирус ещё все усугубил
Мнение: стартап-экономика поломалась, а коронавирус ещё все усугубил
Публикуем перевод статьи корреспондента издания The Week Райана Купера про то, что компании с бизнес-моделью вроде Uber вредны для экономики.
55 комментариев
Сокращения 75%, новый продукт. Как Blinger пережил кризис
Сокращения 75%, новый продукт. Как Blinger пережил кризис
Сокращения 75%, новый продукт. Как Blinger пережил кризис
Белорусский сервис для поддержки клиентов через мессенджеры Blinger.io, вопреки коронакризису, до недавнего времени радовал хорошими новостями. Однако от бывших сотрудников стартапа dev.by несколько раз получил другие новости — о сокращении команды и несостоявшемся релизе продукта. Попытались разобраться.

Обсуждение

nick-a
nick-a менеджер в ISsoft
5

Заказывал у ребят ролики. Они просто молодцы!

3

Чем больше таких статей - тем быстрее молодежь поймет устройство мира и тем быстрее Кремниевая долина будет и тут!!!

Вот как надо делать дело: закончил универ, поработал годик на дядю, все понял и осознал и сразу свой бизнес)))
(конечно получение первых заказов - это за кадром, никто вчерашних студентов не воспринимает)

Молодцы!
Нашли свою нишу и делают контент, востребованный рынком)

Придумывать ничего в аутсорсе не надо и даже вредно для бизнеса, ибо инновационые перфомящие ролики - это большой вопрос.
все придумано (вот например ролик - это Playrix один-в-один)

Soft skills and Sales - вот что надо качать с детства, а программирование или рисование-анимирование - это для станков и бесперспективное занятие (за единичным исключением)

Бизнес модель Perfomante.io - когда станок сам работает с клиентом - очень нравится. Sales назначает таск и принимает деньги)
Риски тоже на станок: попроектная работа (нет заказов - нет расходов)

3

Ребята построили ларёк, вы хотите какие-то выводы из их работы спроецировать на все остальные области?

Soft skills and Sales - они бы слились любым нативам на раз два не будь технического скила это подтвердить.

Vadim S
Vadim S Product Manager в My Monday
3

Ребята большие молодцы

3

Очень крутые!

arseniy-zuev
arseniy-zuev Teamlead ябатек в dev.by
0

Очень круто, креативных студий и компаний в Беларуси очень не хватает.
Не всем же на галерах веслать. Успехов!
P.S.
Может когда-нибудь увижу отечественных Рика и Морти или "белорусского папашу"

0

Ребята красавцы 🤘

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже