«Бездумно уничтожают всё». Экс-лицеисты ностальгируют и рассуждают о закрытии

На фоне разговоров, стоит закрывать лицеи или нет, мы решили узнать, что думают о закрытии сами учащиеся. dev.by распросил выпускников лицея № 1 разных лет, в чём ценность лицейского образования, есть ли там коррупция, какие были педагоги с горящими глазами и что будет, если лицеи закроют.

Оставить комментарий
«Бездумно уничтожают всё». Экс-лицеисты ностальгируют и рассуждают о закрытии

На фоне разговоров, стоит закрывать лицеи или нет, мы решили узнать, что думают о закрытии сами учащиеся. dev.by распросил выпускников лицея № 1 разных лет, в чём ценность лицейского образования, есть ли там коррупция, какие были педагоги с горящими глазами и что будет, если лицеи закроют.

«Закрыть лицеи — ударить по олимпиадному движению»

Максим, программист, выпускник 2009 года:

— Я поступил в лицей вынужденно, из-за изменений в законодательстве. Мне оставалось отучиться в школе последний год перед поступлением в вуз. К сожалению, планомерное разрушение системы образования Беларуси началось ещё тогда, и в 2008-м году декрет № 15 отменил профильное обучение в школах, и физмат-класс, в котором я учился, прекратил своё существование. Я пробовал поступить в лицей БГУ на физику, но мне не хватило нескольких баллов. Лицей БНТУ не рекомендовали из-за невысокого (по субъективному мнению отдельных специалистов) уровня подготовки выпускников, поэтому попробовал лицей № 1 при БГУИР. Конкурс был заметно ниже, чем в лицей БГУ, пройти было относительно просто.

Слышал ли я что-то по поводу коррупции при поступлении в лицей? Нет. Теоретически такое возможно, но не вижу смысла. Лицей № 1 далеко не самый известный в стране. Сомнительно, что условные «состоятельные семьи» стремятся устроить туда своих детей через коррупционные схемы. Сам факт обучения в лицее не даёт преимуществ при поступлении в вуз, всё зависит от ученика, времени самостоятельной подготовки и вложенных сил. В случае семей с высоким уровнем дохода эффективнее будут занятия с репетиторами, если нет возможности пройти в лицей по конкурсу. 

Преподаватели

О преподавателях осталось очень положительное впечатление. Большинство их них уже не работают в лицее. Особенное уважение вызывал преподаватель физики Руденков Владимир Григорьевич — и профессионально, и по личным качествам. Не могу не упомянуть легендарных физруков Обернихина и Наливайко — только в лицее я узнал, как выглядят уроки физкультуры здорового человека.

Я учился в лицее только год, поэтому не смог в полной мере ощутить себя лицеистом. Там старались сформировать особую атмосферу, но, по моему субъективному мнению, с первого взгляда она была не очень заметна. Если сравнивать с регулярными концертами в лицее БГУ и их легендарными возлияниями на реке, то в лицее № 1 особо ничего не происходило.

На момент моего обучения в лицеях было хорошо развито олимпиадное движение. Это больше характерно для лицея БГУ, но учащиеся лицея № 1 тоже занимали призовые места в республиканских олимпиадах и участвовали в международных.

Думаю, не стоит закрывать лицеи, ведь это точно не решит проблем в системе образования, но может создать новые. Определённо, это будет ударом по олимпиадному движению.

Закрытие может негативно повлиять на общий уровень подготовки абитуриентов, но теперь это не так важно, потому что ведущие вузы страны уже де-факто уничтожены в ходе массовых политических репрессий против преподавателей и студентов, и вряд ли закрытие лицеев значительно ухудшит ситуацию в целом.

«Лицейские учителя гордились своей работой»

Павел Димидюк, Delivery Manager в EPAM, выпускник 2004 года:

Из особенностей обучения в лицее было:

  1. Углубленное изучение физики и математики — эти предметы вели преподаватели из БГУИР. У нас были те же книги, что и в обычных школах, но в старших классах мы их почти не открывали — программу составляли сами преподаватели, а мы писали конспекты, как в вузе.
  2. Результат выпускного экзамена лицея принимали как вступительный в БГУИР. К сожалению, это отменили году в 2002-м, но всё равно лицеистам было легче поступать, за счёт углубленной программы.
  3. Обучение было с 8 по 11 классы. Чтобы попасть в лицей, надо было сдать достаточно сложный вступительный экзамен, конкурс тоже был высоким. За плохую успеваемость легко могли отчислить. 
  4. Отношение учителей к работе сильно отличалось от школы, было ощущение, что они гордятся своей работой и любят её.

    Например, биолог (Воблов В.А) держал свою собственную лабораторию и террариум при лицее, историк оформил кабинет настоящими картинами своих друзей на тему истории Беларуси, физрук готовил профессиональную команду по гандболу и т. д.

    Как ни странно, информатику преподавали очень посредственно, но в принципе никто тогда не рассматривал карьеру программиста как перспективную.

  5. Из интересного: был предмет «автодело». Во дворе лицея стояла 24-я «Волга», на которой нас учили ездить. В 11-м классе все дружно пошли в ГАИ и сдали на права категории В. Был ещё и свой бассейн.

Закрытие лицеев однозначно будет потерей. Надо понимать логику попадания в лицеи и гимназии, которая была в то время: учишься ты в обычной школе, по физике и математике (или химии и биологии) у тебя отличные оценки, школьная программа для тебя скучна и проста. Олимпиадников готовят не везде, и не каждому это подходит в силу специфики. Но родители понимают, ребенок может больше. И вот тогда на помощь приходили лицеи и гимназии. То есть для многих талантливых ребят это был единственный путь реализовать себя в старших классах, а не просто ходить в школу.

«Желание грести всех под одну гребёнку — неприемлемо»

Сергей Волков, ведущий инженер-программист отдела безопасности в одном из конструкторских бюро Госкомвоенпрома, выпускник 2003 года.

— Я учился в 165-й школе, готовился поступать в восьмой лицейский класс. Но на поступлении выяснилось, что школу и лицей разделяют. И я попал в первый набор в лицей № 1. Я поступил в класс с буквой «У» — физмат. Лицей официально числился как лицей при РТИ (нынешний БГУИР), но в нём были классы и от других вузов.

Например «У» был от БГУ. И физику у нас вели преподаватели с физфака БГУ. Те самые Исаченкова Лариса Артёмовна, Медведь Ирина Николаевна и прочие товарищи, которые параллельно писали учебники для школьной программы по физике, а мы их на себе апробировали и вносили правки. 

«Х» класс — химико-биологический — был при биофаке БГУ. Ещё были два класса — эртеишный и лицейский — с буквами «Р» и «Л».

Подготовка была хорошая — пропасть между лицеем и вузом была не такая страшная, как между вузом и обычной школой. Из 27 человек на выпуске все поступили в топовые университеты: БГУ, БГУИР, БНТУ.

Но потом, кажется, всё стало ухудшаться. Один из наших лицейских преподавателей читал лекции у меня на радиофизике. И когда мы обмолвились в двух словах про лицей, он как-то грустно говорил об успехах, без огня в глазах. 

Скептики говорят, лицеи — зло, потому что отделяют умных детей в некую элиту.

Даже коммунистическая теория говорила, что все будут равны только тогда, когда мы создадим человека нового типа, советского человека (что за 70 лет сделать не удалось). Никогда люди не будут равны. Всегда будет тот, кто сильнее, быстрее, умнее, кто другой — более способный. И общая масса. Да, поступление в лицей чётко разделяет детей на тех, кто смог и нет. А желание грести всех под одну гребёнку — понятно и благородно, когда твой ребенок болтается внизу рейтинга, но совершенно неприемлемо, когда ребенок — вверху. Вузы, тоже изначально придумали не для всех.

Закрытие лицеев — беда? 

У нас вся система образования — одна большая беда, возведенная в ранг абсолюта. Думаю, часть лицеев можно переформатировать в ПТУ. Например, есть такой лицей деревообработки. Для меня это звучит смешно. Лицей БГУ, лицей БГУИР, и — лицей деревообработки. Разница уровня категорически понятна. Последний — обычное ПТУ, зачем его называть лицеем?

А вот если лицеи превратить в школы, мы получим то, что получили 20 лет назад, когда из школ пропали профильные классы — детей, которых уравнивали. Повторить это ещё раз, значит остаться в парадигме существующей школы, которая уже лет 10 не выдерживает никакой критики. И, я бы пафосно сказал, без глубокой и всесторонней реформы всей системы образования — не жизнеспособна.

«Ещё одна потеря на общем фоне происходящего кошмара»

Анна, выпускница 2012 года:

— Я не планировала уходить из школы, но на экзаменах после девятого класса случился крупный конфликт с преподавателем — я психанула, забрала документы и ушла в никуда. Лицей № 1 выбрала случайно: он был недалеко от прежней школы. Случайность, впрочем, вышла прекрасная.

Я была в одном из химико-биологических классов. В лицее было разделение на «профильных» и «непрофильных» преподавателей: например, наши преподаватели химии и биологии давали материал более глубоко и требовали больше, чем у филологов, а учительница математики, наоборот, была у нас мягче, чем у физмата. Я имею в виду именно фокус на профильных предметах, а не провал в остальных: за время учёбы в лицее я никогда не чувствовала «провисания» по знаниям в непрофильных предметах, а наша преподавательница русского отлично подготовила нас к ЦТ.

По духу — думаю, всё это можно описать одним случаем: однажды я в обычном приступе адской неуверенности не-смогу-не-знаю-провалюсь что-то сказала о ней нашему биологу. Он посмотрел на меня и уверенно сказал: «Из тебя можно слепить что угодно». 

Так и было — не агрессивные пинки «быстрее-выше-сильнее», не заранее недостижимое «а на десятку знает только бог», а просто спокойная уверенность, что суметь, если захочешь, можно что угодно, а теперь работай в эту сторону. И действительно — получалось.

Биологию у нас вёл Виктор Алексеевич Воблов, про которого говорили, что он лучший учитель биологии в стране, и я верю, что так и есть. Перед поступлением в лицей я воспринимала биологию просто как необходимость, но в лицее оказалось, что генетика — огонь, а обучение, когда сложные тесты воспринимаешь как челлендж, а не наказание — вообще прекрасно. Виктор Алексеевич учил не только биологии, но и умению учиться, и именно благодаря ему я до сих пор точно знаю, что нормальное обучение не травмирует, не заставляет сомневаться в себе, а наоборот, раскрывает и поддерживает.

Химию вела Татьяна Александровна Маринкина (но, вроде, давно ушла из лицея), очень деятельная и добрая, называла нас котятами и постоянно находила новые конкурсы-олимпиады-проекты; больше всего в лицее я любила время, проведённое в лаборантской вместе с сокомандниками, и практика оттуда здорово подготовила меня к лабораторным на химфаке.

Я очень предвзята, потому что два года лицея были лучшими за всё моё время обучения. Когда я прочитала пост Ливянта и то позже исчезнувшее объявление, что мой лицей не будет набирать десятые классы, почувствовала спокойный холодный ужас, тот же, что пришёл, когда распустили Купаловский: они просто бездумно уничтожают всё, до чего дотягиваются. Просто вот — «куда бы ты ни шёл, ты приходишь в чёрное поле», и закрытие лицеев — ещё одна потеря на общем фоне происходящего кошмара.

Для меня это будет огромная в том числе и эмоциональная потеря. Для страны в целом — сейчас, возможно, она кажется не самой большой, но когда нам придётся увидеть последствия? Так же, как и удар по ИТ, так же, как и выживание из страны студентов.

Отдельно грустно видеть комментарии в духе «так этим учителям и надо за фальсификации». Не могу сказать за все лицеи и всех учителей, но конкретно в случае моего: да, на весь лицей может найтись один человек, который радостно согласен фальсифицировать, но я отказываюсь считать, что другим, тем преподавателям, которым до сих пор благодарны их ученики, «так и надо».

«В школах хотят, чтобы нас закрыли». Лицей в Жабинке тоже в опасности
«В школах хотят, чтобы нас закрыли». Лицей в Жабинке тоже в опасности
По теме
«В школах хотят, чтобы нас закрыли». Лицей в Жабинке тоже в опасности
Новость про отмену набора в 10-е классы исчезла с сайта лицея БГУИР. +Комментарий Карпенко
Новость про отмену набора в 10-е классы исчезла с сайта лицея БГУИР. +Комментарий Карпенко
По теме
Новость про отмену набора в 10-е классы исчезла с сайта лицея БГУИР. +Комментарий Карпенко

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

HRgile.club 2021 Online
23 апреля

HRgile.club 2021 Online

Минск

Читайте также

EPAM купила польскую компанию со штатом 350+ человек
EPAM купила польскую компанию со штатом 350+ человек
EPAM купила польскую компанию со штатом 350+ человек
Защита просит отпустить CEO MakeML домой. Суд подумает до понедельника
Защита просит отпустить CEO MakeML домой. Суд подумает до понедельника
Защита просит отпустить CEO MakeML домой. Суд подумает до понедельника
«Я остаюсь». Айтишники объясняют, почему решили быть в Беларуси
«Я остаюсь». Айтишники объясняют, почему решили быть в Беларуси
«Я остаюсь». Айтишники объясняют, почему решили быть в Беларуси
22 комментария
Светил в глаза силовикам или показывал звёзды? 3-й день суда над ИТ-директором
Светил в глаза силовикам или показывал звёзды? 3-й день суда над ИТ-директором
Светил в глаза силовикам или показывал звёзды? 3-й день суда над ИТ-директором

Обсуждение

Комментариев пока нет.
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже