Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

Медицина 2.0, или Карточка, которая не теряется

Оставить комментарий
Медицина 2.0, или Карточка, которая не теряется

Привет!

По образованию я экономист, специалист по государственному регулированию экономики, а по профессии — геймдизайнер. Друзья причисляют меня к редкому подвиду геймдизайнеров-математиков, за любовь к точным наукам и продумыванию сложных систем. Об одной такой сложной системе я и хочу рассказать — про медицину сегодняшнюю, и о том, какой она может стать послезавтра благодаря ИТ-шникам.

«Театр начинается с вешалки»

Итак, начнем по порядку. Вы собрались сходить в поликлинику. Первым делом нужно найти телефон регистратуры и узнать часы приема доктора. После этого нужно взять талончик и записаться на прием на определенное время. Чтобы взять талончик, нужно начинать названивать в регистратуру с самого утра, иначе велика вероятность, что уже часам к 10 талончики закончатся. Можно, конечно, прийти и без талончика, но тогда вам, скорее всего, придется пойти в конце длиннющей очереди. С талончиком вы, скорее всего, тоже попадете на очередь, т.к кто-то наверняка опоздает, кто-то задержится, кто-то вклинится в очередь под предлогом «мне только спросить». В общем, если у вас был талончик на 15.00, то к врачу вы, скорее всего, попадете в 15.20 — всего-то 20 минут ждать.

И как избежать всех этих поликлиничных мытарств?

Прежде чем попасть к врачу, вам желательно взять с собой медицинскую карточку, в которой записаны все ваши болезни, хранятся снимки и прочее. В детстве у меня была довольно увесистая потрепанная карточка, т.к я болел близорукостью и сколиозом, и к врачу мне приходилось наведываться достаточно регулярно. Также в карточке хранилась история прививок от младенчества до пубертата, набор снимков и много прочей всячины, которую при необходимости каждый новый врач пролистывал, прежде чем назначить очередное лечение.

Пока я жил с родителями, карточку заботливо хранила мама, а когда я уехал на учебу — обязанность хранить карточку легла на меня. Т.к в условиях общажной жизни личного пространства было не много, то карточку я благополучно прое потерял, и мне завели новую, которая хранилась в студенческой поликлинике.

Когда я еще подрос и стал прогуливать пары вести самостоятельную жизнь и менять съемные квартиры, я начал ходить в поликлинику не студенческую, а по месту жительства. При этом старая новая карточка так и осталась в студенческой поликлинике.
Каждый раз, приходя в новую поликлинику, я первым делом иду к главврачу и пишу заявление на обслуживание, после чего завожу новую, девственно чистую медицинскую карточку. В ней моя жизнь история болезни выглядит чистым листом, как будто и не было пяти операций, сотрясения мозга и прочих детских болезней. Каждый раз, когда стоматолог меня спрашивает: «Аллергия, противопоказания есть?», я бодрым голосом отвечаю «Нет!», а сам про себя думаю: «Может и есть, но я не помню. Надеюсь, пронесет и в этот раз». Знакомо?

Я коротко рассказал, как выглядит система здравоохранения глазами рядового посетителя сейчас, на дворе заканчивается 2013 год. А теперь давайте поговорим о том, какой она может быть.

Всяческая суета

Мне нужно попасть в поликлинику. Я достаю из широких штанин свой смартфон, запускаю приложение «Медицина 2.0», выбираю меню «поликлиника» и ввожу специальность требуемого врача (либо симптомы своего недуга). На экране появляется список ближайших поликлиник с требуемым мне врачом, временем работы и отзывами пациентов. Я выбираю удобное для меня время, система регистрирует талончик у врача и показывает мне маршрут. Т.к я не собираюсь идти туда прямо сейчас, я закрываю приложение и продолжаю заниматься своими делами.

Вечером накануне визита мне приходит напоминание о том, что завтра к 9.00 я заказал талончик к врачу, не передумал ли я? Если я передумал идти, я могу отменить предварительный заказ, и тогда завтра утром система предложит освободившееся место другому желающему. Но я не передумываю и утром отправляюсь к врачу.

По дороге мне приходит уведомление, что график приема сбился, попался серьезный пациент, поэтому ориентировочно доктор освободится в 9.15. Отлично, у меня есть еще 15 минут в запасе, могу не спеша зайти в буфет, скушать булочку с чаем. В 9.15 я уже у двери кабинета. Какой-то нахал пытается пройти мимо очереди, но доктор его разворачивает, т.к он не срочный больной, а его талон только через 40 минут. Под осуждающие взоры ожидающих приема нахал выходит не солоно хлебавши, и к доктору захожу я.

Предварительно мне не нужно было брать никакой карточки, ведь у доктора есть планшет (у доктора есть планшет, фантастика!). Мы здороваемся, и я ввожу свой персональный номер (просто жму кнопку на смартфоне для подтверждения — так же просто, как зайти в профиль гугла). На планшете у доктора — вся моя история болезни со всеми необходимыми данными, включая детские снимки (рентгеновские, я имею в виду) — мне нечего скрывать от медицины, хотя, при необходимости, у разных докторов может быть разный уровень доступа. Конечно, этих данных не было до того, как я пришел, они подгрузились только что (у доктора скоростной интернет, фантастика!).

Прием проходит как обычно, стандартный осмотр, по итогу доктор предлагает мне список из 16 лекарств на выбор — еще один тап по докторскому планшету, и рецепт у меня в смартфоне. Когда я буду возвращаться домой, то смогу выбрать тот из рекомендованных препаратов, который подешевле и есть в ближайшей к моему дому аптеке. Ах да, я забыл упомянуть, теперь мне даже не нужно вбивать в поисковик название препарата — «Медицина 2.0» сама показывает, где я могу найти искомое по рецепту и во что это обойдется.

После того как рецепт выписан, доктор заполняет необходимые бумаги, точнее, не бумаги, а поля, выводимые на экран планшета. Этот доктор заполняет их при помощи стилуса так же, как если бы писал на листе бумаги, видимо, ему так привычнее, хотя некоторым докторам сейчас быстрее печатать на клавиатуре, но этот, видимо, старой школы. Раньше мне бы пришлось на обратном пути зайти в регистратуру, поставить печать на справку, но теперь подтверждение пришло само, пока я спускался по лестнице.

По дороге домой я размышляю о том, что, наверное, многие медицинские формы и бумаги можно еще упростить и улучшить, но пока разработчики просто оцифровали старые бумажные, чтобы не мучаться с переобучением и привыканием медработников к новым формам — они все еще пользуются старыми, но все это происходит при помощи планшета и передается на удаленное хранилище.

«Я серьезен как никогда»

Фантастика, скажете вы? Сложно? Да, сложно. А разве кто-то говорил, что будет легко? Но не сложнее, чем запуск Curiosity на Марс, хотя, наверное, чуть сложнее, чем твиттер. Все необходимые технологии и компоненты уже существуют. Планшеты, смартфоны, сети передачи данных, скоростной интернет, системы резервного копирования и автономные генераторы энергии на случай всяческих ЧП — все это уже существует. Местами эти компоненты даже худо-бедно связаны между собой, как, например, в системах интернет-банкинга или мобильных терминалах для торговли на бирже. Все, что я описал, уже возможно создать, объединив различные существующие части системы в единое целое — было бы зачем.

Кому это выгодно?

Пациентам — удобно, экономит кучу времени. Повышает качество медицинского обслуживания, а если, не дай бог, в аварию или прочее ЧП попасть, то повышает и шансы на спасение жизни, может быть не сильно — на 5—15%, но и это ощутимая прибавка, когда речь идет о жизни.

Врачам... врачам, по большому счету, все равно — меняется интерфейс с ручки и бумаги на стилус и планшет, ну разве что информация о пациентах точнее, и те из врачей, кто действительно живет своей профессией, это оценят. Ведь теперь информация о болезнях поступает в цифровое хранилище, а значит — можно получить точные и оперативные данные о географии и динамике заболеваний. Накопленный объем знаний со временем улучшит и качество.

Больницам — государственным при бесплатной медицине все равно, у них нет конкуренции. Частным центрам это интересно, т.к повышает их качество обслуживания, а значит — и конкурентоспособность.

Государство — отличный способ попилить бюджет, но кроме того, качество здравоохранения также серьезно поднимется, а с ним и качество выполнения государством его социальных функций.

За чей счет банкет?

Большинство пациентов не будет платить — им, конечно, хочется обслуживаться удобнее и быстрее, но хочется на халяву. Самые богатые ходят в дорогие центры, где нет очередей. А такие, как я — средний класс — могли бы и заплатить. Мелочь — 10$ в год, например, — скорее всего, наши платежи погоды не сделают. Больницы могут заплатить, но только если это сеть больниц, для удобства своих пациентов.

Так кто же готов заплатить за внедрение подобной системы? Если не пациенты и не больницы, так кто же? Производители медицинских препаратов.

Им ведь интересно, как часто врачи выписывают именно их сироп от кашля, как часто пациенты берут именно его, а не вариант от конкурентов? Они уже и сейчас тратят огромные деньги на исследование рынка, на рекламу и продвижение препаратов, а тут точнее некуда, ближе ближнего, прямо перед глазами. Как считаете, готовы ли фармацевтические компании отчислять за подобную информацию миллиард долларов?

Все замечательные мысли замечательны тем, что они почти одновременно начинают приходить в голову большому числу людей. Возможно, что даже среди посетителей данного ресурса я не первый, кому в голову пришла подобная мысль. Я думаю, что мы увидим реализацию подобной системы уже до конца следующего десятилетия, осталось подождать всего чуть-чуть. Но если бы мне предложили, я бы не просто подождал, но и с удовольствием поучаствовал в разработке — потому что это the next big thing, то, что действительно улучшит жизнь миллионов людей.

Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Apple Watch спас жизнь британцу: гаджет показал, что его сердце останавливалось 138 раз за 48 часов
Apple Watch спас жизнь британцу: гаджет показал, что его сердце останавливалось 138 раз за 48 часов
Apple Watch спас жизнь британцу: гаджет показал, что его сердце останавливалось 138 раз за 48 часов
Врачи скорой в Японии используют AR-очки при транспортировке пациентов
Врачи скорой в Японии используют AR-очки при транспортировке пациентов
Врачи скорой в Японии используют AR-очки при транспортировке пациентов
«Айтишная зарплата – ловушка». Как после 9 лет в ИТ пробовать уйти за мечтой
«Айтишная зарплата – ловушка». Как после 9 лет в ИТ пробовать уйти за мечтой
«Айтишная зарплата – ловушка». Как после 9 лет в ИТ пробовать уйти за мечтой
90 комментариев
Американские учёные оживили свинью через час после смерти
Американские учёные оживили свинью через час после смерти
Американские учёные оживили свинью через час после смерти
1 комментарий

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.