
Senior-разработчик в Atlassian, активный участник сообщества FunсBy Алесь Гузик признаётся: все витки в его карьере определялись одним: «интересно — не интересно». Он не раз менял проекты уже через месяц-другой, уходил из компаний, потому что «не мог заставить себя работать над тем, что не увлекало».
Почти 2 года назад он перебрался в Австралию, и в какой-то момент снова оказался в «тупике». Алесь обратился за помощью к психотерапевту и в результате узнал о том, что у него синдром дефицита внимания. Dev.by выслушал историю разработчика.
«Взял тетрадку и начал писать код на HTML и JavaScript»
— Я с детства увлекался компьютерами. Моя бабушка работала преподавателем информатики в техникуме и водила нас с братом на работу, Там был настоящий «рай для мальчишек» — старые вычислительные машины, как счётный аппарат «Феликс», целый класс «Корветов», а ещё два компьютера IBM с цветными экранами.
По мере того, как я рос, в нашем доме появлялись книжки: сначала «А я был в компьютерном городе», а потом — «Компьютер для детей». Как сейчас помню, на обложке был нарисован котик, выпрыгивающий из монитора, — она мне особенно нравилась.

SPACE и DEV.BY РАССКАЗЫВАЮТ ПРО БЕЛОРУССКИЕ ИТ-СООБЩЕСТВА
Мой первый опыт программирования относится где-то к пятому классу: я ходил в «кружок» по изучению Basic. Как-то мне попалось под руку несколько выпусков журнала «Информатика», которые выписывала бабушка. Один из них был посвящённ JavaScript и HTML. То, что я там прочёл, так меня увлекло, что взял тетрадку и начал писать в ней код на HTML и JavaScript. Она сохранилась у меня — на память.
Позже я изучал Pascal в школе, самостоятельно разбирался с Delphi. Пытался учить и другие языки — С, Java: покупал диски, книжки по программированию.
«Меня разрывали противоречия — я физически не мог заставить себя работать»
Сомнений в том, куда поступать учиться после школы, у меня не было — хотелось связать свою жизнь с компьютерами: мне это было интересно, и я слышал, что разработчикам хорошо платили. Поэтому окончив школу, я, как и планировал, поступил в БГУИР на ВМСиС, факультет КСиС.
Я много учился самостоятельно, ходил и ездил на встречи и конференции по Ruby, функциональному программированию, а также по свободному программному обеспечению (LVEE, линуксовки) и веб-разработке. На первом курсе я поставил перед собой цель разобраться с существующими языками программирования — в частности определиться, какие из них мне хотелось бы использовать в дальнейшем.
Работать начал ещё во время учёбы в БГУИР — с середины 4 курса: пошёл на курсы по разработке ПО в Itransition и после трёх занятий получил job offer.
Спустя несколько месяцев работы на большом, важном проекте, я понял, что не могу делать всё так, как велит заказчик, — у меня было своё видение. Скажу честно, я был обескуражен, меня разрывали противоречия — я физически не мог заставить себя работать.
После долгих переговоров с заказчиком и менеджерами, когда стало понятно, что на этом проекте я больше ничего из себя выдавить не смогу, меня перевели на другой. Там я мог делать всё, как считал правильным, — и моя продуктивность вернулась.
В следующий раз я столкнулся с этой же проблемой в Altoros Development. Мне не давал покоя неидеальный legacy-код: я считал нужным довести его до ума. Но на это не было времени, в приоритете стояли другие задачи — и от этого у меня опускались руки.
«Мне казалось, что я нашёл компромисс — Ruby»
Ещё на третьем курсе я всерьёз увлёкся функциональным программированием, мечтал работать с Erlang, Haskell или Lisp’ами (в частности, Common Lisp и Scheme). Но увы, в коммерческой разработке всё это не было востребовано.
Мне казалось, что я нашёл компромисс — Ruby. Однако я ошибался: спустя пару лет мне стал неинтересен этот язык. Но главная беда заключалась в том, что к этому моменту в БГУИР уже состоялось распределение, — и мне предстояло 2 года в Ruby-разработке.
Я чувствовал себя, словно в тонущей лодке, идущей ко дну. Был подавлен, всерьёз думал бросить вуз — просто не пойти на защиту диплома. К счастью, моя мама очень вовремя произнесла слово «магистратура».
Это был вариант: так я выигрывал время — моё распределение откладывалось на целый год, и я мог заниматься тем, что мне действительно интересно.

Я также получил часы «в нагрузку» и стал преподавателем. К тому моменту я уже «поварился» на реальных проектах и видел «пробелы» в университетском курсе — некоторые вещи, как мне казалось, стоило рассказывать на самом первом курсе.
Я завёл правило сдавать «лабы» через GitHub. Учил студентов форматировать код по стайл-гайдам, составлять документацию по сборке и использованию, а также делать тесты. Я предложил Google-форму, через которую студенты могли анонимно написать мне и делиться своими предложениями — такая обратная связь была очень полезна.
Также я вёл дополнительные занятия по Linux. Мне нравилось преподавать — я видел, что делаю что-то полезное, хоть за это и платили смешные деньги.
«Я трекал время, только когда по-настоящему занимался проектом»
В какой-то момент на меня вышла через oDesk одна компания и предложила мне работу на удалёнке. Проект не приносил больших денег, но впервые за свою карьеру я работал на Clojure.
Была ещё причина, почему мне было комфортнее работать удалённо. Дело в том, что в офисе мне платили вне зависимости от того, какую часть своего времени я тратил на работу. Но мне самому было неудобно из-за того, что я не тратил 100% своего времени на проект.
Сейчас я знаю, у людей с синдромом дефицита внимания так бывает: иногда я работаю с такой продуктивностью, что могу за день сделать недельную работу. Специалисты называют это «гиперфокусом». Но при этом несколько дней до этого или после я занимаюсь проектами, не относящимися к основной работе. Суммарно менеджеры всегда были мною довольны, поскольку по продуктивности я ничем не отличался от остальных разработчиков. Но сам я не был удовлетворён: ведь изнутри это выглядело, как будто все работают, а я «бью баклуши».
Работая удалённо, я трекал лишь то время, когда по-настоящему занимался проектом, — мой работодатель не платил мне за «дуракаваляние». В итоге я, конечно, получал заметно меньше, чем мог бы, но мне было комфортно: я был в ладу со своей совестью.
Atlassian не зря получает местную премию Best Place to Work
Когда поступило предложение от Atlassian стать частью очень интересного проекта на Clojure, я просто не мог отказаться.

Обустроиться в Австралии было сравнительно легко. Atlassian не зря в течение нескольких лет получает местную премию Best Place to Work. Они молодцы — стараются, чтобы у тебя «с порога» сложилось впечатление, что в компании тебя любят и ценят, заботятся.
В аэропорту меня встретил человек в красном фраке и отвёз в гостиницу — Atlassian сняла для меня номер на месяц. Я открыл дверцу холодильника — он был забит едой, а на столе лежала записочка: «Мы очень рады, что ты к нам приехал!» Подарки сыпались на меня, как из рога изобилия: моделька марсохода и пистолет с резиновыми пульками, рюкзак с новеньким MacBook внутри и сертификат на поездку в парк Blue Mountains.
Atlassian позаботилась и о медстраховке, а также выделили агента для поиска жилья: он помогал мне выбрать квартиру, а также оформить все документы.
В компании принято назначать человека — его ещё называют buddy, — которому можно задать вопрос, если тебе что-то непонятно, расспросить о жизни в стране. Ещё есть expat buddies — это люди, переехавшие из тех же регионов, что и ты.
«Внутри компании идти было некуда, „переметнуться“ в другие не позволяла виза»
Согласно Станиславскому, ружьё, висящее на стене в первом акте, не может не выстрелить в последнем. Мне очень нравилось работать в Atlassian, но всё же в какой-то момент я снова обнаружил у себя знакомые «симптомы».
Всё началось с того, что на смену чуткому, внимательному менеджеру пришёл другой, с которым практически невозможно было что-либо обсудить. Одновременно нам выставили совершенно нереалистичные сроки, вынуждая выпустить сырой продукт. Снова нужно было работать «как надо», а не «как я считаю нужным» — и я опять не мог переступить через себя. Казалось бы, пора сменить проект, но было одно «но».
Дело в том, что большинство продуктов Atlassian разрабатывает на Java, кое-что — на Python, JavaScript и Go. Но Clojure используют только на одном проекте: его разрабатывала другая компания ещё до того, как её купила Atlassian. То есть внутри компании идти было некуда, а «переметнуться» в другие не позволяла рабочая виза. Я чувствовал себя в «тупике» — паниковал, не мог найти выход из ситуации.
Поскольку сам я справиться с ситуацией не мог, пошёл к врачу. Разговор был долгим, специалист запросил даже сканы моих школьных дневников, чтобы выставить диагноз. В них были замечания о том, что я отвлекаюсь на занятиях.
«Мозг сам решает, на чём сконцентрироваться. Нет слова «надо»
Иногда люди считают, что синдром дефицита внимания — это когда внимания недостаточно. На самом деле это сложности с переключением внимания: мозг сам решает, на чём стоит в данный момент сконцентрироваться, и никакие уговоры и попытки себя заставить не помогают. Нет такого слова — «надо». Человек с таким заболеванием часто хорошо делает только то, что ему по-настоящему интересно или нравится.
В постсоветских странах синдром дефицита внимания до последнего времени не воспринимался всерьёз, даже если врач ставил такой диагноз, лечение не прописывалось. А в западных странах в таком случае прописывают стимуляторы — они убирают практически все симптомы, помогая адаптироваться и жить.
С помощью специалиста я смог заниматься текущей работой, не чувствуя вину за то, что не приношу пользы «прямо сейчас». Мысль, что меня уволят за моё «безделье», больше не тревожит меня — проблема перестала казаться нерешаемой, кризис удалось преодолеть.

Поразмыслив немного, я придумал в итоге, как изменить ситуацию в проекте так, чтобы в нём было место для меня. Мои предложения приняли. Теперь я работаю с удовольствием, а препараты принимаю в только в исключительных случаях.
Конечно, я рад, что теперь могу контролировать свою импульсивность и работоспособность. Но знаете, если бы не СДВГ — я, возможно, так и не уехал бы в Австралию, а продолжал бы писать на Ruby в одной из белорусских компаний. «Не было бы счастья…», как говорят в народе.
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.
А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.
Вот такие интервью мне нравятся. Хз почему, хотя оно все равно переработанное и обрезанное, наверное. Ох, сколько сейчас ребят узнает что у них СДВГ или захочет поднять концентрацию и осознанность. Пойдет гуглить и узнает, что это лечится амфетаминами и погруснеет. Хотя вроде еще и медитация помогает.
Лечится тренировкой воли, все это СДВГ просто привычка делать что хочешь и она не всегда полезна. Поскольку бывает нужно "вынести мусор из дома" а не хочется. Но конечно когда наступает супер погружение в проект это хорошо.
Пишу из собственного опыта. И это всё нужно тренировать пока молодой до 20-25, дальше мозг не так пластичен.
СДВГ, если это действительно СДВГ (а не "показалось"), это не "просто привычка делать что хочешь". Механизмы гораздо более глубокие и имеют биологическую природу.
Спасибо за статью и за то что автор поделился своей проблемой. Честно говоря обрадован, что его проблема решаема. Я думаю с чем-то подобным сталкиваютя многие разработчики.
Ну, она условно решаема. Такие препараты снимают обострения, но не лечат. Лучше все-таки как-то самому искать выход, менять неудобные жизненные установки, привычки. Понятие интересной работы - штука переменчивая. Сегодня одно нравится, завтра другое, послезавтра вообще не хочется работать. Если все это не обуздать, а только идти на поводу, то можно окончить выгоревшим пастухом овец где-нибудь в деревне.
И тут я полностью согласен. Мне кажется надо плотно работать с психологом, что герой статьи видимо и делает.
аль едінственный способ? (;`
"Сейчас я знаю, у людей с синдромом дефицита внимания так бывает: иногда я работаю с такой продуктивностью, что могу за день сделать недельную работу. Специалисты называют это «гиперфокусом». Но при этом несколько дней до этого или после я занимаюсь проектами, не относящимися к основной работе."
Есть у меня подозрение что это воркфлоу 99% программистов (и не только) ;-)
А ну конечно кроме тех, которые сидят на зондах (забыл название конторы)
> Человек с таким заболеванием часто хорошо делает только то, что ему по-настоящему интересно или нравится.
Никогда бы не подумал, что это заболевание. Мне казалось так ведёт себя любой нормальный человек.
Много чего может не нравиться: ходить по магазинам, делать уборку, насртаивать вебпак, идти на дейлимитинг. Все мы заставляем себя это делать и порой держать концентрацию и проявлять буддийскую стойкость ой как сложно. Особеено если тебе вообще тяжело дается концентрация и фокусировка.
Меня тоже напрягает такое определение. Как бы любому понятно, что по настоящему хорошо и быстро будет делаться только та работа, которая интересна и нравится. Её будут делать, по её теме будут доучиваться, а, даже если выгнать с работы, человек будет ещё что-то гуглить из дома, общаться с друзьями на эту тему, искать какие-то схожие вещи в других местах... аж сниться будет. И всё это практически без выгорания. Но вместо того чтобы направить творческий потенциал в мирное русло у нас предпочитают "лечить" (хотя оно и не лечится). Аналогично затыкают любую инициативу. Если ты не сидишь на опе ровно, то ты "выбиваешься из коллектива", тебя гораздо быстрее заменят на более податливого, удобного и безынициативного товарища готового просто манкикодить за ставку с 8:00 до 17:00.
один в один как у меня
Слушайте, а разве так мозг работает не у всех? Ну то есть это же физический орган: работал-работал, устал. В понедельник "продуктивные сессии" выдерживаются легче и дольше, в пятницу - хуже. Плюс общее самочувствие, плюс условия труда и т.д. и т.п.
Может быть, у героя статьи это как-то гипертрофировано было или еще какие-то особенности организма. В общем, не спешите жрать таблетки.
У всех разная способность концентрации, в том и дело.
у всех разные понедельники.
>Как разработчик-сеньор сменил континент и справился с синдромом дефицита внимания
то есть подсесть на наркоту теперь называется "справиться с синдромом дефицита внимания"?
В зап. кап. странах ТАК лечят, в Швеции ещё в школе подсаживают на наркоту
Менеджеров нужно ставить на место и когда они лезут в разработку или ставят нереалистичные задачи или сроки говорить - нет. Если менеджер совсем тугой то уходить в другую команду/контору. Уже давно понял что проблема в то что менеджер не понимает что требует, а разработчик безотказный и не даёт четко понять менеджеру суть вещей.
От этого у разработчика перегрузки, а у менеджера ощущение сорванных сроков и что все вокруг виноваты в порче его прекрасного плана и возможности выпендриться перед руководством выше.
В тему резко врывается мнение: самые худшие менеджеры - это бывшие "сейлы".
>> а разработчик безотказный
Это работает так: 80% сидят на опе ровно и ничего манагеру не скажут на митинге, даже если в кулуарах тебя люто поддерживали. В итоге ты "не вписываешься в коллектив" и "гиперактивный". Тебя меняют на безынициативную макаку. Со временем, у особо "эффективных" манагеров коллектив начинает состоять на 100% из таких макак. Так у нас формируется "командная культура" в любой сфере, по принципу "инициатива имеет инициатора".
манагер без тех скилов (около архитектурных(что важно)) это и есть главная макака. говори не говори. объясняй не объясняй у него все одно, - "недостаточно комуницируете".
Вот пару реальных фраз от манагеров которые я слышал за последнее время на реальном проетк:
1) Мы должны это сделать за месяц. // думаю объяснять ненужно в чем здесь проблема
2) Я думал это будет просто. // Здесь тоже все понтно
Можно возразить что это роль тим/тех лида, но тогда ответьте в чем тогда бизнесь ценность манагеров. Команде профессионалов нянька ненужна.
Приходится учитывать и на ходу планировать работу в проекте с такими работниками. К сожалению, без рутины проектов не бывает.
воот, то есть так дінамічнее, веселее для всех (;`
pivoted agile :D
К черту все "надо". Лучше делать то, что нравится и хочется. Тогда не понадобятся ни врачи, ни лекарства.
И, кстати, гиперфокус на проекте - классная штука. Главное, не забывать поесть иногда :)
Открою страшную тайну, так происходит в любых профессиях, на любых работах, проектах.
Делаешь то, что "надо", а не то что "хочется".
На работе, вы не "улучшаете мир", а решаете задачи вышестоящего менеджемента (внезапно!).
Welcome to the real world.
del
Задача менеджера донести до разрабов, что на самом деле они должны сделать (не "запилить эту рутинную хрень", а "вот тут люди спотыкаются и они не рады, сделай чтобы они были рады и будет тебе спасибо") и почему это круто (круто, когда пользователь твоего продукта счастлив). Тога у них и мотивация впахивать появится. А мотивация из под палки... это больше для крэпких хозяйственников, где навоз грести надо просто потому что он есть, его много, он везде
Я иногда вот так смотрю на человека - вроде бы разумный, адекватный. Но зачем нужно обязательно выглядеть как чучело? В целом герой статьи мне очень импонирует своим отношением к работе.
Взяли бы на работу человека с такой внешностью, приди он к вам на собес?
Ну конечно я стараюсь не обращать внимания на это в профессиональной деятельности. Но как сказал Панкратов Черный в фильме "Нофелет": "Встречают по одежке, провожают по уму. А что плохого в том, если тебя и встретят и проводят хорошо?"
А вы свою фотографию предоставьте пожалуйста, мы подберем эпитетов достаточное количество. Может конечно не чучело, но точно найдем острое словцо для описания внешнего вида.
Ой, ну ладно, ладно, убедили! Граф, вылитый граф, чтоб я так жил! :)
И вообще, че вы так взъерепенились? Давайте смоделируем ситуацию: подхожу я к своему коллеге и говорю те же слова, разумеется с улыбкой на лице. Думаете не поймет, что это дружеская шутка? Мне кажется если демонстрируешь вызывающую внешность, то нужно быть готовым к такой реакции. Я и сам когда-то был патлат, правда вот как-то перерос этот юношеский максимализм, но почему-то не все переростают. Интересно только почему?..
А Вы не заметили фото в профиле? Хотя подчеркну, что речь не обо мне.
https://www.urbandictionary.com/define.php?term=Judgmental
Me: "Hey did you hear Janet is having a kid?"
FH: "Was it a mistake?"
Me: "I don't know."
FH: "She should probably get a good job first before she has a kid."
Me: "Sometimes life doesn't work that way, you judgmental fuckhead."
Вам наврали, максимализма у вас еще пока хватает. А в качестве дружеской шутки для коллеги я скажу, что надо бы правописание подтянуть. Встретят по одежке, пообщаются, послушают искрометные шутки юмора и провожать вовсе не станут.
ivan.sidarau
:) Удар поступил с неожиданного направления - прошлись по грамматике. Неужели Вы настолько серьезно воспринимаете флейм в комментах на сайтике, что вчитываетесь в грамматику? Вам что, заняться больше нечем? Люди, что с вами такое?
Прошу прощения (искренне), если задел чью-то чувствительную струну души.
Я тоже искренне пошутил. Просто неудачно получилось наверное.
О, вот и лукизм пошел.
Ха-ха! Не смешите людей.
А Вы лично к какому числу прогрессивной молодежи себя относите: с метлой пониже носа, или в кедах на босу ногу? :)
Я иногда вот так читаю комменты человека - вроде бы разумный, адекватный. Но зачем нужно обязательно выставлять свою глупость и недалекость напоказ?
Я объясню: клин клином.
Алесь, а Вы только к одному врачу обращались? Психология - дело тонкое, это не ОРВИ, может быть много мнений. А "не те" лекарства могут усугубить ситуацию. С хроническим насморком еще можно смириться, но если психика покачнется...
Ружье Чехова, а не Станиславского. стыдно не знать