«Программирование становится частью культуры». Создатель Scratch рассказал о визите в Беларусь

23 июня 2018, 13:00

Один из создателей Scratch, языка программирования для детей и молодежи, посетил Беларусь. О впечатлениях от путешествия и от Беларуси в целом он написал в своём блоге. dev.by публикует перевод текста.

Читать далее

Иллюстрация: SPARK Programming

Когда в прошлом месяце я в прибыл в Беларусь, я быстро почувствовал себя как дома. Я впервые был в стране, но многие вещи казались знакомыми. В свой первый вечер я заказал блюдо из раздела меню с названием «традиционная белорусская еда» и это блюдо напомнило мне о моём детстве и об ужинах с моими бабушками и дедушками. Бабушка и дедушка, как по отцу, так и по матери, родились в Украине и сто лет назад переехали в США. Они впервые познакомили меня с борщом, драниками и с многими другими блюдами, вкус которых я снова ощутил здесь, в Беларуси.

Но не только еда помогла мне почувствовать себя в Беларуси как дома. Сильнее всего это чувство проявилось после посещения школьных кабинетов и факультативов. Там я увидел детей, создающих проекты с помощью Scratch. Когда моя исследовательская группа в MIT Media Lab разработала этот язык программирования и онлайн-сообщество вокруг него, мы надеялись, что дети по всему миру будут использовать его для создания своих собственных интерактивных историй, игр и анимаций. Поэтому я был очень рад, когда увидел, что дети в Беларуси используют Scratch для того, чтобы делиться идеями и учиться новому.

Безусловно, одной из целей развития инициатив, связанных со Scratch в Беларуси, было раскрытие будущих программистов и ученых для белорусского рынка труда. Но общие цели намного шире.

Для описания своей национальной образовательной инициативы белорусский ПВТ использует фразу «Программирование — вторая грамотность». Мне очень близка эта формулировка.

Я вижу программирование в качестве нового способа для детей организовывать, выражать идеи и делиться ими. Точно так же, как дети делают это при обычном письме.

Во время своего путешествия по Беларуси я видел, как дети используют Scratch для создания ролевых игр, интерактивных учебников, научных моделей и многих других типов проектов. В оршанском компьютерном классе школьники с гордостью представляли различные роботизированные изобретения, а один из студентов создал анимационную историю о моём посещении Беларуси. В Орше я участвовал в церемонии награждения на районном соревновании по программированию и мне понравилось, как танцевальные и песенные номера были тесно переплетены с программистской деятельностью. Это указывало на то, что программирование становится частью культуры.

Преподаватели в Беларуси всё ещё пытаются придумать лучший способ для интегрирования программирования в учебные планы. В Минске я принимал участие в круглом столе с преподавателями, чиновниками и исследователями образовательной сферы. Наибольшие споры были по поводу разницы между понятиями «строгости» и «творчества».

Фото: Митчел Резник

Часть участников круглого стола выступала за более строгий и дисциплинированный подход к преподаванию ключевых навыков и основных идей. Другая часть присутствующих защищала проектный подход к поощрению креативного мышления и творческого самовыражения. Я же выступал за то, что никакого противоречия здесь нет: я верю, что школьники могут и должны учиться ключевым навыкам как раз в процессе работы над творческими проектами. Они скорее обретут прочную связь с основными понятиями и умениями в процессе работы над проектами, над которыми им интересно работать.

Фактически сразу же после круглого стола произошла наглядная демонстрация того, как строгость может работать в паре с творчеством. Группа школьников сделала презентацию о Scratch-проектах, которые они создали во время факультативных занятий при поддержке EPAM. Всем школьникам было дано одно и то же задание: создать Scratch-проект, показывающий «Сцены из будущего». Один из студентов создал анимационную историю, показывающую, как «умные контактные линзы» могли бы предоставлять их обладателю информацию о людях, которых он встречает. Другой проект рассказывал о ветеринарной клинике будущего. В ней был специальный 3D-принтер, печатающий части тела для раненых животных, а также нанороботов, которые лечили бы зараженных животных.

Я не знаю, будут ли какие-нибудь из этих изобретений доступны в будущем. Но когда я смотрел на презентации, я чувствовал, что уже сейчас вижу те самые «Сцены из будущего». Когда школьники программируют свои Scratch-проекты и делятся ими, они заодно учатся думать творчески, системно мыслить и работать в командах, а это умения, необходимые для всех в будущем. Мне было радостно видеть, что у всё большего количества детей в Беларуси есть возможности для того, чтобы вообразить будущее и раскрыть в себе умения, которые понадобятся для создания собственного будущего. Именно это — глобальная цель Scratch.

Обсуждение