65 айтишников задержаны.
33 — неизвестно где.
21 вышли на свободу.

«Падения — это больно, но не смертельно». 6 неудобных вопросов о клауде

Падения, технические неполадки, молчание техподдержки — темы, которые любят обсуждать пользователи, но не любят провайдеры. dev.by задал неудобные вопросы Артёму Максименко, начальнику управления инновационных решений МТС, а он не побоялся честно на них ответить. 

8 комментариев
«Падения — это больно, но не смертельно». 6 неудобных вопросов о клауде

Падения, технические неполадки, молчание техподдержки — темы, которые любят обсуждать пользователи, но не любят провайдеры. dev.by задал неудобные вопросы Артёму Максименко, начальнику управления инновационных решений МТС, а он не побоялся честно на них ответить. 

Почти все провайдеры обещают, что на их облаке ИТ-система клиента будет работать максимально эффективно: минимум простоев и максимум отказоустойчивости. Как отличить громкую рекламу от реальных гарантий? 

Доступность — характеристика ИТ-системы, которая зависит от количества сбоев и времени простоя. Система с высокой доступностью хорошо защищена от падений и требует минимального времени для плановых проверок и ремонта. В договоре между провайдером и клиентом (так называемом SLA — Service Level Agreement) уровень доступности определяется в процентах. Считается, что максимальная доступность равна «пяти девяткам» — 99, 999%. 

Отказоустойчивость — свойство ИТ-системы сохранять работоспособность при отказе одного или нескольких компонентов.     

Облачный рынок появился в Беларуси относительно недавно, провайдеры придерживаются признанных международных стандартов и регламентов. Существуют разные организации, которые занимаются оценкой качества дата-центров — например, Uptime Institute

На молодом белорусском рынке провайдеры иногда стремятся использовать привлекательные маркетинговые ходы. И зачастую много «девяток» в SLA — это именно такой ход. Но в мировом масштабе эти цифры появились в ходе реальной конкурентной борьбы. Доступность рассчитывается по специальным формулам.

Эти цифры не взяты из воздуха, но проверить провайдера на высокие проценты доступности можно только опытным путём. 

Допустимое количество минут простоя в год рассчитывается для каждой конкретной инфраструктуры или ИТ-системы. На практике таких систем как минимум две: система провайдера и система заказчика. Провайдер может гарантировать высокий уровень доступности и отказоустойчивости только своей инфраструктуры. Если падает ИТ-система на стороне клиента, то ответственный провайдер поможет решить проблему, но вряд ли стоит винить его в неполадках.

Как можно защитить себя от неприятных ситуаций? 

Во-первых, чётко закрепить в контракте зону ответственности провайдера за нарушение гарантий по количеству времени простоя системы.  Во-вторых, всегда можно разместить инфраструктуру у нескольких провайдеров одновременно. Мультиклауд давно популярен в США.  Если данные хранятся и обрабатываются у разных провайдеров на разных ЦОДах, то есть гарантия, что необходимые «девятки» доступности вы получите.

Действительно ли облако выгоднее собственной ИТ-инфраструктуры?

Собственная инфраструктура — это железо, а облако — сервис. Трудно сравнивать железо с сервисом.

Облако — это ИТ-система, собранная на базе проверенных и сертифицированных дата-центров. Что это значит? Во-первых, провайдер гарантирует качество железа, на котором работаёт клауд. Оно вендорское, капитальное, нефейковое. Во-вторых, провайдер гарантирует, что железо находится в помещении с правильными связью, охлаждением, вентиляцией и прочими инженерными системами. В-третьих, провайдер гарантирует, что на базе этого железа он построил задублированную и отказоустойчивую инфраструктуру. 

Соответственно, клиенту надо сравнивать не стоимость его железа и облачной услуги. Ему нужно было бы посчитать расходы на систему с таким же оборудованием и с такой же отказоустойчивостью, какие предлагает провайдер. 

Ещё один важный момент. Покупка серверов требует немалых затрат времени.

Даже небольшая и не слишком бюрократизированная компания потратит больше месяца на доставку в Беларусь необходимого  для ИТ-инфраструктуры оборудования.

Это лишние затраты, лишняя головная боль. В такой ситуации гораздо проще обратиться к облачному провайдеру: клиент покупает услугу сразу, ему не надо строить собственную инфраструктуру. 

Провайдеры не любят рассказывать о падениях. Как проверить надёжность облачного провайдера? 

Надо понимать, что шанс упасть есть у любого провайдера. Случаи падений были у всех: Microsoft, Google, Amazon. Да, вряд ли компания будет афишировать свои неудачи, но в коммьюнити интересные кейсы обсуждаются довольно активно. Если технический сбой не касается коммерческой тайны и интересен технически, то почему бы и не обсудить его на тематическом митапе? 

Падения для репутации провайдера — больно, но не смертельно. Любая серьёзная компания реагирует на каждый сбой и делает работу над ошибками: проводит reverse-анализ причин и план мероприятий по исправлению и недопущению подобных ситуаций. Но если у провайдера раз за разом случаются кластерные аварии, значит, с ним что-то не так. Я бы избегал таких компаний. Сам он не расскажет публично о своих неудачах, но в интернет эта информация скорее всего попадёт. 

В сети даже есть специальные площадки, где пользователи жалуются на сбои и в реальном времени мониторят падения публичных сервисов (например, Телеграм).  

Не стесняйтесь просить провайдера рассказать о железе, на котором работает клауд, об организации ЦОД, о техническом персонале. Качество оборудования даст представление о компании, с которой вам предстоит работать. Например, хардвер МТС Cloud построен на Cisco и Huawei — мировых поставщиках телекоммуникоционного оборудования. У этих вендоров есть поддержка в Беларуси. Если  же у провайдера стоит дешёвое оборудование без локальной поддержки, то это тоже должно вызывать вопросы.  

Правильно выстроенный клауд — более надёжная система, чем собственная ИТ-инфраструктура. Падения не будут катастрофическим, если провайдер постоянно делает работу над ошибками.  

Если хранить данные можно на глобальных Microsoft Azure или AWS, какой смысл идти к локальному провайдеру? 

Белорусские компании, которые работают на внутреннем рынке, по закону обязаны хранить данные внутри страны. В первую очередь для них и нужны локальные провайдеры. 

Выбор локального провайдера — это еще вопрос безопасности. Работать с заграничным облаком можно только через интернет. Понятно, что системы безопасности у мировых провайдеров серьёзные, но от хакерских атак не защищены и они. В MTC есть услуга подключения к облаку через частную сеть. В таком случае мы соединяем группу виртуальных машин и офис клиента с помощью мобильной и фиксированной связи. Такая сеть совершенно автономна и не подключена к интернету, а значит недоступна для DDoS-атак. Многие клиенты уже пользуются такой услугой.  

Облачные провайдеры обещают круглосуточную поддержку. На деле при обращении клиента просят подождать начала рабочего дня. Кому верить?  

Если клиент нуждается в круглосуточной поддержке, у провайдера она быть обязана. Но, честно говоря, в нашей работе ночных обращений было крайне мало. Большинство клиентов МТС Cloud — компании из реального и коммерческого сектора, которые работают днём. В Беларуси в принципе не так много компаний, которые работают по ночам. Это могут быть интернет-магазины с круглосуточной доставкой или организации, сотрудничающие со странами в других часовых поясах. Изредка бывают плановые ночные работы по настройке ИТ-инфраструктуры, но мы с клиентом их согласовываем заранее. Ночные падения в нашей практике пока не встречались.  

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

~260 BYN за восстановление CRM. Резервное копирование и восстановление на базе Veeam
~260 BYN за восстановление CRM. Резервное копирование и восстановление на базе Veeam
~260 BYN за восстановление CRM. Резервное копирование и восстановление на базе Veeam
«Кто-то имеет доступ к вашим данным». ИТ-руководители об опасности клауда
«Кто-то имеет доступ к вашим данным». ИТ-руководители об опасности клауда
«Кто-то имеет доступ к вашим данным». ИТ-руководители об опасности клауда
Хранение данных в облаках для современных компаний — скорее, вопрос выбора провайдера, чем доверия к технологии. Мировой облачный рынок, по прогнозу аналитиков из IDC, к 2023 году достигнет $500 млрд. Тем не менее каждый имеет право сомневаться и беспокоиться о защите данных. Вместе с MTC Cloud мы спросили у руководителей ИТ-компаний и их отделов, какие данные, по их мнению, стоит отдавать клауд-провайдерам, а какие — нет.
13 комментариев
Как выбрать облако? Советы от провайдера
Как выбрать облако? Советы от провайдера
Как выбрать облако? Советы от провайдера
Зачем компаниям «клауд»? Облачные технологии стали одной из самых быстроразвивающихся сфер ИT-рынка за последние пять лет. По оценкам Gartner, в этом году суммарная выручка публичных облачных сервисов вырастет на 17%, достигнув отметки 266,4 миллиарда долларов. К 2022 году пользоваться услугами поставщиков по управлению облачными сервисами будет до 60% организаций. Представители компании А1 — провайдера телекоммуникационных, ИКТ- и контент-услуг — рассказали про основные моменты, которые следует учитывать при выборе облака.
1 комментарий
В чём разница между IaaS, PaaS и SaaS? Пройдите тест и выясните, что вы знаете об облаках
В чём разница между IaaS, PaaS и SaaS? Пройдите тест и выясните, что вы знаете об облаках
В чём разница между IaaS, PaaS и SaaS? Пройдите тест и выясните, что вы знаете об облаках
2 комментария

Обсуждение

15

Падение репутации - это больно.
В случае с Dev.by - еще и смертельно :-)

Pavel Seradzenka
Pavel Seradzenka QA Engineer в Klika Tech
4

[Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования]

11

dev.by начал тереть комментарии про репутацию ресурса. Даже не ссылаясь на пункты своих же правил. Что так?

10

эй, dev.by, а шо такое?)

я повторю свой комментарий: "Падения репутации — это больно, но не смертельно. Но не в случае с dev.by".

roseb
roseb Software Engineer в EPAM
4

Интересно, если дев бай не выпустит опровержение, что будет с ним после 9-го августа?

2

Всю редакцию релоцируют в Островец

4

«Падения — это больно, но не смертельно», казалось бы, причем здесь Цепкало?

4

Господа, поясните, кто разобрался, почему на фотографии нет Седата? Или он фотографирует?

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже