«Падения — это больно, но не смертельно». 6 неудобных вопросов о клауде

Падения, технические неполадки, молчание техподдержки — темы, которые любят обсуждать пользователи, но не любят провайдеры. dev.by задал неудобные вопросы Артёму Максименко, начальнику управления инновационных решений МТС, а он не побоялся честно на них ответить. 

«Падения — это больно, но не смертельно». 6 неудобных вопросов о клауде

Падения, технические неполадки, молчание техподдержки — темы, которые любят обсуждать пользователи, но не любят провайдеры. dev.by задал неудобные вопросы Артёму Максименко, начальнику управления инновационных решений МТС, а он не побоялся честно на них ответить. 

Почти все провайдеры обещают, что на их облаке ИТ-система клиента будет работать максимально эффективно: минимум простоев и максимум отказоустойчивости. Как отличить громкую рекламу от реальных гарантий? 

Доступность — характеристика ИТ-системы, которая зависит от количества сбоев и времени простоя. Система с высокой доступностью хорошо защищена от падений и требует минимального времени для плановых проверок и ремонта. В договоре между провайдером и клиентом (так называемом SLA — Service Level Agreement) уровень доступности определяется в процентах. Считается, что максимальная доступность равна «пяти девяткам» — 99, 999%. 

Отказоустойчивость — свойство ИТ-системы сохранять работоспособность при отказе одного или нескольких компонентов.     

Облачный рынок появился в Беларуси относительно недавно, провайдеры придерживаются признанных международных стандартов и регламентов. Существуют разные организации, которые занимаются оценкой качества дата-центров — например, Uptime Institute

На молодом белорусском рынке провайдеры иногда стремятся использовать привлекательные маркетинговые ходы. И зачастую много «девяток» в SLA — это именно такой ход. Но в мировом масштабе эти цифры появились в ходе реальной конкурентной борьбы. Доступность рассчитывается по специальным формулам.

Эти цифры не взяты из воздуха, но проверить провайдера на высокие проценты доступности можно только опытным путём. 

Допустимое количество минут простоя в год рассчитывается для каждой конкретной инфраструктуры или ИТ-системы. На практике таких систем как минимум две: система провайдера и система заказчика. Провайдер может гарантировать высокий уровень доступности и отказоустойчивости только своей инфраструктуры. Если падает ИТ-система на стороне клиента, то ответственный провайдер поможет решить проблему, но вряд ли стоит винить его в неполадках.

Как можно защитить себя от неприятных ситуаций? 

Во-первых, чётко закрепить в контракте зону ответственности провайдера за нарушение гарантий по количеству времени простоя системы.  Во-вторых, всегда можно разместить инфраструктуру у нескольких провайдеров одновременно. Мультиклауд давно популярен в США.  Если данные хранятся и обрабатываются у разных провайдеров на разных ЦОДах, то есть гарантия, что необходимые «девятки» доступности вы получите.

Действительно ли облако выгоднее собственной ИТ-инфраструктуры?

Собственная инфраструктура — это железо, а облако — сервис. Трудно сравнивать железо с сервисом.

Облако — это ИТ-система, собранная на базе проверенных и сертифицированных дата-центров. Что это значит? Во-первых, провайдер гарантирует качество железа, на котором работаёт клауд. Оно вендорское, капитальное, нефейковое. Во-вторых, провайдер гарантирует, что железо находится в помещении с правильными связью, охлаждением, вентиляцией и прочими инженерными системами. В-третьих, провайдер гарантирует, что на базе этого железа он построил задублированную и отказоустойчивую инфраструктуру. 

Соответственно, клиенту надо сравнивать не стоимость его железа и облачной услуги. Ему нужно было бы посчитать расходы на систему с таким же оборудованием и с такой же отказоустойчивостью, какие предлагает провайдер. 

Ещё один важный момент. Покупка серверов требует немалых затрат времени.

Даже небольшая и не слишком бюрократизированная компания потратит больше месяца на доставку в Беларусь необходимого  для ИТ-инфраструктуры оборудования.

Это лишние затраты, лишняя головная боль. В такой ситуации гораздо проще обратиться к облачному провайдеру: клиент покупает услугу сразу, ему не надо строить собственную инфраструктуру. 

Провайдеры не любят рассказывать о падениях. Как проверить надёжность облачного провайдера? 

Надо понимать, что шанс упасть есть у любого провайдера. Случаи падений были у всех: Microsoft, Google, Amazon. Да, вряд ли компания будет афишировать свои неудачи, но в коммьюнити интересные кейсы обсуждаются довольно активно. Если технический сбой не касается коммерческой тайны и интересен технически, то почему бы и не обсудить его на тематическом митапе? 

Падения для репутации провайдера — больно, но не смертельно. Любая серьёзная компания реагирует на каждый сбой и делает работу над ошибками: проводит reverse-анализ причин и план мероприятий по исправлению и недопущению подобных ситуаций. Но если у провайдера раз за разом случаются кластерные аварии, значит, с ним что-то не так. Я бы избегал таких компаний. Сам он не расскажет публично о своих неудачах, но в интернет эта информация скорее всего попадёт. 

В сети даже есть специальные площадки, где пользователи жалуются на сбои и в реальном времени мониторят падения публичных сервисов (например, Телеграм).  

Не стесняйтесь просить провайдера рассказать о железе, на котором работает клауд, об организации ЦОД, о техническом персонале. Качество оборудования даст представление о компании, с которой вам предстоит работать. Например, хардвер МТС Cloud построен на Cisco и Huawei — мировых поставщиках телекоммуникоционного оборудования. У этих вендоров есть поддержка в Беларуси. Если  же у провайдера стоит дешёвое оборудование без локальной поддержки, то это тоже должно вызывать вопросы.  

Правильно выстроенный клауд — более надёжная система, чем собственная ИТ-инфраструктура. Падения не будут катастрофическим, если провайдер постоянно делает работу над ошибками.  

Если хранить данные можно на глобальных Microsoft Azure или AWS, какой смысл идти к локальному провайдеру? 

Белорусские компании, которые работают на внутреннем рынке, по закону обязаны хранить данные внутри страны. В первую очередь для них и нужны локальные провайдеры. 

Выбор локального провайдера — это еще вопрос безопасности. Работать с заграничным облаком можно только через интернет. Понятно, что системы безопасности у мировых провайдеров серьёзные, но от хакерских атак не защищены и они. В MTC есть услуга подключения к облаку через частную сеть. В таком случае мы соединяем группу виртуальных машин и офис клиента с помощью мобильной и фиксированной связи. Такая сеть совершенно автономна и не подключена к интернету, а значит недоступна для DDoS-атак. Многие клиенты уже пользуются такой услугой.  

Облачные провайдеры обещают круглосуточную поддержку. На деле при обращении клиента просят подождать начала рабочего дня. Кому верить?  

Если клиент нуждается в круглосуточной поддержке, у провайдера она быть обязана. Но, честно говоря, в нашей работе ночных обращений было крайне мало. Большинство клиентов МТС Cloud — компании из реального и коммерческого сектора, которые работают днём. В Беларуси в принципе не так много компаний, которые работают по ночам. Это могут быть интернет-магазины с круглосуточной доставкой или организации, сотрудничающие со странами в других часовых поясах. Изредка бывают плановые ночные работы по настройке ИТ-инфраструктуры, но мы с клиентом их согласовываем заранее. Ночные падения в нашей практике пока не встречались.  

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

HRgile.club 2021 Online
23 апреля

HRgile.club 2021 Online

Минск

Читайте также

МТС запустил собственный дата-центр на 78 серверных шкафов в Минске
МТС запустил собственный дата-центр на 78 серверных шкафов в Минске
МТС запустил собственный дата-центр на 78 серверных шкафов в Минске
«Сравните ¢20 и $1000». Как компании экономят на ИТ-инфраструктуре. Таблица трат
«Сравните ¢20 и $1000». Как компании экономят на ИТ-инфраструктуре. Таблица трат
«Сравните ¢20 и $1000». Как компании экономят на ИТ-инфраструктуре. Таблица трат
Перекос в вилках айтишных и неайтишных зарплатах привёл к тому, что многим классическим бизнесам становится не по карману содержать в штате ИТ-специалистов. При этом пандемия и изоляция подтолкнули всех вообще перейти в онлайн, подняв вопрос об обслуживании своих ресурсов. В связи с этим поговорили с hoster.by о том, как переложить головную боль, связанную с поддержкой сайта и прочей инфраструктуры, на подрядчика и есть ли в этом выгода (смотрите таблицу в конце материала).
~260 BYN за восстановление CRM. Резервное копирование и восстановление на базе Veeam
~260 BYN за восстановление CRM. Резервное копирование и восстановление на базе Veeam
~260 BYN за восстановление CRM. Резервное копирование и восстановление на базе Veeam
«Кто-то имеет доступ к вашим данным». ИТ-руководители об опасности клауда
«Кто-то имеет доступ к вашим данным». ИТ-руководители об опасности клауда
«Кто-то имеет доступ к вашим данным». ИТ-руководители об опасности клауда
Хранение данных в облаках для современных компаний — скорее, вопрос выбора провайдера, чем доверия к технологии. Мировой облачный рынок, по прогнозу аналитиков из IDC, к 2023 году достигнет $500 млрд. Тем не менее каждый имеет право сомневаться и беспокоиться о защите данных. Вместе с MTC Cloud мы спросили у руководителей ИТ-компаний и их отделов, какие данные, по их мнению, стоит отдавать клауд-провайдерам, а какие — нет.
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже