
Третий год подряд в один из тёплых (или как повезёт) летних вечеров Михаил Дубаков, основатель компании Targetprocess, собирает работников на свежем воздухе и абсолютно правдиво отвечает на любые вопросы. Табуированных тем нет, есть право отвода (не больше трёх раз), но в этом году глава компании им так и не воспользовался. dev.by решил посмотреть, как айтишники используют возможность поговорить с руководством начистоту. На повестке вечера — инвестиции, человеческие слабости, голодающие аборигены Африки, сексизм и расизм, ПВТ 2.0, наболевшие вопросы к президенту и не только.
Targetprocess разрабатывает одноименную систему управления проектами уже 13 лет — а ведь в начале 2000-х никто не обещал продуктовикам, что скоро будет легко. Сегодня продуктом пользуется более 1,5 тысяч компаний из 50 стран мира, но компания сожалеет, что в своё время проиграла рынок Jira. Здесь прижился эксперимент с демократичной структурой управления: среди 100+ сотрудников — только один менеджер, начальник отдела техподдержки. Всё это время компания росла без внешних денег, однако сейчас обдумывает предложение инвестора. «Брать или не брать» стало одной из главных тем августовских Q&A-посиделок.
Про инвестиции: дикие бараны и электропастух
— Как дела с инвестором? Зачем нам вообще эти инвестиции?
— Мы заканчиваем переговоры и через пару недель будем знать финальное решение. Так что ждать осталось недолго.
Компания сейчас в таком положении, что для роста нужны деньги, которых нет. Расти органично уже не получается. Можно все оставить как есть, перестать переживать о росте и спокойно работать. Но мы хотим создать что-то более значительное и заметное на рынке, и тут уже без дополнительных инвестиций ничего не выйдет. Мы всегда строили инженерную организацию, оставляя sales&marketing на задворках, и сейчас на построение этого отдела тупо нет денег, потому что S&M в целом дорогое удовольствие.
— Лично мне грустно от этих новостей. Было приятно сознавать, что мы куда-то, как дикое стадо баранов, прём. А тут как будто нам дали денег, вокруг поставили сетку, и это не так кайфово.
— А если выбирать между этим и сокращением на 20 процентов? Ты так долго людей собирал, они клёвые ребята, и тут ты говоришь: сори, нету денег. Представляешь, насколько это сложное решение?
— Это шаг отчаяния?
— У компании есть приличный ревеню, так что это, конечно, не шаг отчаяния. Шаг отчаяния — это, наверное, немедленная продажа компании, «всё заколебало, пойдём капусту выращивать на даче».
— Когда мы делали презентацию для Forester, они увидели слайд про органический рост с 2004 года и сказали: а как вы до сих пор не умерли?
— В мире есть компании на нашем рынке, которые росли органически без инвестиций, но их можно пересчитать по пальцам. Например, Basecamp (они, правда, взяли деньги у Безоса просто так, ради самого Безоса) и Teamwork.com, и всё. Вот две насчитал. Но вообще в других нишах таких компаний достаточно много.
— Я смотрю на компании, которые совершили экзит. Например, NetFilm или Somuchmore увидели, куда трансформируется рынок, и решили: меняться в эту сторону у нас нет денег, пожалуй, лучше мы продадимся за любую сумму. Мы меняемся — и выживаем (пусть даже люди недовольны), а они продаются — и через год у них полностью меняется состав. По сути, они и есть ошибка выжившего.
— Ты имеешь в виду, что если компания продаётся, то она уже не живёт?
— Она живёт один год.
— Да, согласен.
— Не ожидал услышать эти слова из твоих уст.
— Надо понимать, что мы довольно долго — почти всегда — не пытались строить бизнес для продажи. Но если приходит инвестор — всё: ты строишь бизнес для продажи. Это однозначно. Когда дела у компании идут очень хорошо, инвестор уже не хочет выходить из неё за маленькие деньги, ему нужно дождаться хорошего экзита. Даже IPO это во многом продажа, хотя компания в этом случае продолжает жить.
— Как жить и работать несколько лет, зная, что компания готовится к продаже? И какой, по-твоему, самый радужный исход от инвестиций?
— Ты получил деньги, вложил правильно, пришли новые разработчики, продажи растут — и всё это идёт по нарастающей. Продукт становится лучше, чем раньше. Все происходит быстрее. Есть чувство внутренней удовлетворённости: ты делаешь что-то, что помогает другим людям решать их проблемы. Тогда — ну, клёво.
— Но тебя всё равно продадут?
— Можно говорить о горизонте — 4, 5, 7 лет. Но это случится.
— А возможна ли не продажа через 5-7 лет, а выход на IPO?
— На IPO может идти компания, которая стоит $300 млн и выше. Меньше — неинтересно на IPO выходить. Компания может столько стоить, если её годовой оборот — $60-160 млн долларов. Можно ли нашу компанию так вырастить за несколько лет? Это очень большие темпы роста, за 3-5 лет это практически невозможно. Но если вдруг будет видна такая возможность на горизонте через 5 лет, то, конечно, мы пойдём за ней.
Про ошибки: слишком много экспериментов
— Что мы делаем неправильно? Google, Airbnb и куча других ребят пишут книги, почему у них получилось взлететь. Они использовали определённые правила, и это сработало. Правда, те, кто умер, в основном не пишут книги, — ошибка выжившего.
— Наша компания не пытается делать что-то неправильно или «не так, как остальные». Просто нельзя почитать чужие истории успеха и по мотивам сделать свою. Мы берём best practices, применяем к себе и видим: вот это работает, а вот это нет. Почему — неизвестно. Сколько экспериментов мы обычно ставим? Довольно дофига. Может, в этом проблема: мы слишком много экспериментируем? Может быть.
Но я считаю, что эти вещи вторичны. Самое важное — попасть в правильное время с правильным продуктом, угадать контекст. Условные наладонники или айпады 25 лет назад не взлетели, потому что ничего не было готово, а потом заработало. Угадать очень сложно, элемент удачи здесь просто огромный. Гурские смогли поставить это каким-то образом на поток, а я не такой, я не умею.
— Разве мы не угадали? Очень удачно же открыли компанию в своё время.
— Мы угадали. Но вернёмся назад: Jira на нашем рынке появилась в 2009 году, когда мы уже были на нём 3-4 года. Сейчас она — лидер рынка, а мы на вторых ролях. С этой точки зрения мы проиграли рынок. Почему это случилось? Не заметили, не обратили внимание. И всё. Это частое явление: типичная дилемма инноватора, когда компании в упор не видят конкурентов или видят слишком поздно.
Как можно было выиграть у Jira? Ретроспективно можно было что-то придумать, но какой уже смысл. Сейчас единственный шанс — переизобрести наш продукт заново и выйти на другие рынки. Иначе мы никогда не добьёмся большей роли.
— Всё не так печально: компания есть, и она успешна. И вот ещё: мы столько всего перепробовали, сколько, наверное, ни одна другая белорусская компания.
— Это одно из критических замечаний некоторых наших ребят: слишком много изменений. Может, и правда тяжело жить в условиях постоянного эксперимента.
— Бывает, эксперименты заканчиваются быстрее, чем мы получаем результаты.
— Последние эксперименты уже не такие: продолжаются около года, чтобы увидеть, как они сработали.
Про продажу компаний: Tinder для CEO
— Дурацкий вопрос: а как продают компании? Типа, дают объявление на kufar.by?
— Есть специальные компании, которые продают компании. Сделки M&A (merge & acquisition) — это их специализация. Что они делают? Обзванивают все компании, до которых могут дотянуться, и собирают портфель. Потом сводят СЕО с подходящими интересами и помогают вести переговоры.
— Tinder для СЕО! Хотя в Tinder и так одни СЕО. А в Grinder особенно.
— Так это и работает. Ну или большая компания решила на стратегическом борде, что нужно прикупить кого-то. Обзвонили рынок и кого-то купили.
— Вот Мельничек публично заявил: отныне я помогаю белорусским компаниям расти. Допустим, мы хотим попросить у него совета. Как происходит общение на уровне СЕО, у которого за спиной несколько успешных экзитов на 20+ млн? Добрый день, Юра, может, ты нам поможешь вырасти?
— Тут есть проблема: мы на довольно специфическом рынке. В Беларуси на нём присутствует только Atlaz.io, появилась недавно совсем. Да и вообще продуктовых B2B компаний тут почти нет. Не у кого спросить совета. Чуваки, которые продают мобильные компании, нам ничего хорошего не скажут: у них другой контекст. Можно взять смежный рынок, похожий на нас, это звучит получше. Но мы в Беларуси, а я интроверт, поэтому мы так не делаем. Помогло бы это? Если бы мы были в Долине, где куча народу, и я ходил бы на тусовки — возможно.
Про то, от чего «бомбит»: тайтлы, квадратные часы и двойные смайлы
— Когда люди пишут себе мудрёные тайтлы вроде Senior Evangelist Feature Owner Trainer, как ты к этому относишься?
— Пофигистично. Хуже ли я отношусь к человеку с таким тайлом?
— Да, бомбит ли?
— Нет, не бомбит. Но какой-то осадочек остаётся.
У меня вообще есть странные фишки: если человек носит квадратные часы, или массивную золотую цепь на шее, или перстень-печатку, — для меня это плохой сигнал. Я прекрасно понимаю, что это иррациональные вещи.
— А как же двойные смайлики?
— Попадают в эту категорию. Это же странно, если человек ставит двойные смайлики без двоеточия. Вот от этого меня бомбит. Как так можно делать вообще?!
— Давай в базовые ценности компании это внесём.
Я ничего не пропагандирую: это чисто мои странности.
— Я сдаюсь: пишу такие смайлики. По-моему, минималистично и круче любых других смайликов. А как ты относишься к эмоджи?
— Эмоджи прекрасны, я их очень люблю. Недавно в наш Slack я добавил эмоджи из «Рика и Морти». Морти подходит в любой ситуации.
— А правда классная серия с огурцом?
— Великолепная! Одна из лучших.
Про слабости сотрудников: в компании нет людей, которые бесят
— Самое слабое качество, которое ты замечал в сотрудниках? Самое худшее. Есть люди, которые тебя бесят, но всё равно работают здесь?
— Людей, которые меня бесили бы, здесь нет.
— А были?
— Да, были. Могут вспомнить двоих за все эти годы. Это очень мало.
Мне не нравится в людях нежелание помогать друг другу. Если к человеку приходят, а он отвечает так, чтобы к нему больше не пришли. «Не трогайте меня, я тут своим занимаюсь».
— Наверное, из того, что я хотел бы, чтобы люди в себе побороли: почаще выходить из зоны комфорта. Делать публичные выступления, выражать свою точку зрения, а не молчать. Есть люди, которые боятся что-то сказать в коллективе — один на один они прекрасно говорят. Нужно говорить открыто. Ни к чему плохому это не приведёт, а к хорошему может.
Про дискриминацию в ИТ: вправе ли инженер быть расистом и сексистом в рабочее время
— Недавно был конфликт в Google: человек выразил свою точку зрения. Правда, она, честно говоря, так себе. Он искренне считает, что девушки как разработчики хуже мужчин.
— А, знаменитый конфликт в Google! Тут тонкий момент. Google внутри себя культивирует равноправие — давайте наймём больше женщин, больше инвалидов, больше разных национальностей и рас. Хорошо это или плохо — неизвестно, но это официальная политика Google. И тут вдруг один из сотрудников публично заявляет, что всё это фигня. Если бы он высказался анонимно на форуме сбора фидбека, его бы не уволили. Я бы на их месте поступил точно так же: человек не должен работать в компании, позиция которой кардинально расходится с его. С другой стороны, это плохой сигнал остальным: ребята, вы можете что-то сказать — и вас уволят. Тут тонкая грань.
— Это было анонимное мнение, но человека начали искать.
— Если Google провёл расследование, поднял «айпишники» и установил личность человека, то я бы на месте Google этого не делал.
— Он поднял шумиху. А инженеры должны работать — а не обсуждать разные темы.
— Не согласен: надеюсь, Google создаёт культуру, где инженеры обсуждают разные темы. Понятно, есть границы: если ты атакуешь какую-то религию — ну извини, чувак. Религия, политика, расы, сексизм — лучше не трогать, это неприемлемо в любой компании. Поговори об этом с друзьями за пивом. А если внутри компании дискуссия зашла в опасную сторону, будь готов отвечать за свои слова, противоречащие нормам цивилизованного общества.
— А серию South Park про расизм смотрел? Я к тому, что «белым не дано понять, что чувствует чёрный».
— Не смотрел, но согласен. Мы тут собрались, в основном белые мужчины, и обсуждаем проблемы меньшинств. Если бы мы выросли в США, то смотрели бы на проблему по-другому, мы не чувствуем контекст, внутри которого очень долго было рабство, притесняли чёрных. Может, с их точки зрения Google прав, что пытается выровнять перекосы.
— А искусственное увеличение процента дискриминируемых идёт на пользу или в ущерб компании? Почему вообще должен быть процент? Это как в фильмах, которые претендуют на «Оскар»? Есть ГОСТ?
— Нанимать нужно за персональный вклад, который ты можешь внести. Все остальные качества вторичны. Брать человека потому, что он девушка — или не брать его из-за этого? Нет. Конечно, на собеседовании девушка может очаровать и повлияет на твоё решение, потом что она красивая. Или наоборот, тебе не нравятся все девушки на свете. Ёлки-палки, это человеческий фактор. Компании почему-то до сих пор не пытаются его исключить, заменив собеседование тестами. На мой взгляд, политика «а давайте набирать больше девушек» — неправильная. Но утверждать, что девушки хуже, тоже неправильно и странно.
— Это получилось так: в 80-х 90-х девушки не шли на STEM-специальности под давлением общественного мнения (не женское это дело — математика), хотя их интеллектуальные способности такие же, как у парней. В итоге мало примеров девушек «из прошлого», которые были бы классными разработчиками.
— Может, исторически так сложилось, но девушки — не хуже как разработчики, нету разницы. Влияют ли биологические особенности на качество разработки — думаю, что нет. Google может найти всех девушек, исключённых из профессии под давлением общества, и нанять их.
— Это же и есть послабление.
— А вот послаблений быть не должно. Ты можешь сделать послабление для человека, который хуже как программист, но тогда он должен продолжать учиться и получать меньшую зарплату.
— А если к нам на собеседование придёт человек и между делом упомянет, что чёрные — люди второго сорта?
— Я, пожалуй, закончу интервью на этой фразе.
— А если он скажет, что он гей?
— Это абсолютно ок.
— Но если он первым делом это скажет…
Про ПВТ 2.0: выглядит неожиданно хорошо
— Как тебе Янчевский?
— Я с ним не встречался, что я могу сказать? То, что он делает сейчас, выглядит хорошо. Если оценивать человека по его делам — он, по-моему, делает правильные вещи. Наверное, первые выводы можно будет сделать через года два-три. Пока с этим Декретом всё выглядит неожиданно хорошо.
— А если всё будет хорошо, перенесём IP c Кипра в Минск?
— Зачем? Это уже, пожалуй, юридически невозможно. Но новые компании будут открываться в Беларуси — все препятствия, по большому счёту, должны быть устранены. Google купила компанию даже со всеми этими препятствиями — why not. Есть, конечно, проблемы гарантий частной собственности, но я верю, что как-то нивелируют и их.
Про президентство: можно ли сократить армию и отдать деньги учителям
— А что бы ты спросил, если бы лично встретился с Лукашенко?
— Хм. Никогда не думал об этом. Не устал ли он? Очевидно, что нет. Ничего бы не спросил. Мне ничего от него не нужно знать. Он очевидно не ответит на вопрос напрямую.
— Допустим, что ответит честно, без отводов.
— Тогда спросил бы, как у вас в правительстве принимаются решения. Это реально очень интересно. Мне правда было бы интересно послушать, как они собираются, обсуждают проблему и принимают решения.
— А если бы он к тебе пришёл и сказал: вот, Михаил, вы как директор продуктовой компании что поменяли бы в стране?
— Вот на это проще ответить. Я бы перераспределил бюджет в пользу образования — в ущерб, например, армии. Образование для страны сейчас самая важная вещь — важнее здравоохранения и важнее всего. Это реально может вытянуть страну за волосы из текущей ситуации лет через 20-30. Всё остальное, наверное, не может. Если тут будет много умных людей, то всё будет ок.
— Вопрос качества образования решается перераспределением денежных потоков?
— Понятно, что не только — нужно менять многое. Но пока учитель получает 200 долларов, о каком качестве образования вообще можно говорить?
— «Менять многое» — похоже, ты об этом думал. Если да, то что ты поменял бы системно и — когда баллотируешься?
— Нет, я не буду баллотироваться в президенты. Скажу честно, политика — очень сложная вещь, которая со мной стыкуется плохо. Это огромное количество публичных выступлений, встреч с людьми, всякая такая фигня. А интровертам это тяжело.
— Ты же уже не боишься!
— Не боюсь. Но не хочу.
Я не сидел и не разрабатывал программу реформирования образования. Конечно, хорошо бы сделать так, чтобы появились независимые частные университеты, где высококачественные преподаватели работают за хорошую зарплату. Привлекать иностранных преподавателей, из Стэнфорда кто-нибудь пусть приедет и пару лет почитает курс в БГУ (за большие деньги, потому что за маленькие они не приедут). Сделать так, чтобы в учителя шли клёвые умные ребята и там оставались. Полная реформа школьного образования, радикальная. Английский, программирование — с 1-го класса. И чтобы детям была понятна связь дисциплин друг с другом. Это большая проблема: дети учат математику и не понимают, как она связана вообще ни с чем. Я учился в школе и сам видел — никак не связана.
— Но тем не менее: мы же где-то сейчас находимся…
— Я не утверждаю, что у нас в образовании полная ж...а. Она не полная. Но мы ведь рассуждаем, как было бы гораздо лучше.
— А военные согласятся отдать свои деньги?
— Армия — отмирающий рудимент старого порядка, на мой взгляд. Большие страны должны иметь армию, но если Беларусь перестанет её иметь — вряд ли кто-то обратит на это внимание. Логичней было бы говорить о маленькой высокотехнологичной армии. Или вот у сельского хозяйства можно урезать. Тоже, конечно, непопулярное мнение.
— Что насчёт ИТ-образования в Беларуси?
— Я чувствую, что мы как компания (и я лично) ничего не делаем в этой сфере — и это плохо. Раньше я не испытывал по этому поводу чувства вины, а сейчас оно гложет. Поэтому, надеюсь, в ближайшем будущем руки дойдут. Как минимум можно помочь с обучением детей программированию.
— Что в тебе поменялось? Дети так повлияли? Ты сам стал взрослее и мудрее? Ты просто не тот, что был раньше?
— Раньше мне было всё равно, сейчас не всё равно.
Про социальную ответственность: нужно ли винить себя в том, что в Африке голодают
— У меня есть друзья-волонтёры, которые летают в Африку за деньги Красного креста. Перелёт стоит $800! Прилетают, учат аборигенов растить растения и улетают. Покуда они учат, аборигены всё делают. Им классно и зашибись. Они улетают — аборигены перестают делать. На следующий год история повторяется.
— А в чём вопрос?
— (Подсказка зала: «Какого хрена?») Есть ли решение? Европейцы чувствуют какую-то ответственность за то, что где-то в мире есть люди, которые плохо кушают.
— Я не чувствую ответственности. Это особенности исторического развития цивилизации. Так случилось, что Европе повезло, Южной Америке повезло меньше, Африке ещё меньше в силу различных причин, в основном географических. Об этом написана куча книг типа «Гены, микробы, сталь». Вот Европа рано или поздно придёт к безусловному базовому доходу. Чувак ничего не делает, живёт хорошо. В Африке чувак тоже ничего не делает, живёт плохо. Должен ли каждый европеец чувствовать ответственность? Не знаю. Можем ли мы что-то изменить? Да, можем и, пожалуй, должны, если есть деньги. Просто у высокоразвитой цивилизации на каком-то этапе появляется социальная ответственность. Не только за себя, а за мир. Можем помочь — клёво, помогаем.
Если ты помогаешь, а они не хотят «помогаться» — ну ок, их дело.
— У Европы яркое колониальное прошлое, вот она и чувствует ответственность.
— А у Беларуси нет колониального прошлого — может, поэтому я не чувствую.
— У нас были рабы — крепостные.
— С этим нужно осторожно: в Польше не было крепостного права как такового. В Российской империи было, и нас скорее «зацепило».
Про детей: чем барабаны лучше Counter Strike
— Нравятся ли тебе конкурентные игры? Так, дети, встали и пробежали 20 метров, кто быстрей добежит до красного шарика! Маша первая добежала — молодец, ты самая быстрая, у тебя первое место!
— Если именно спортивные игры, то нет. Я никогда ни одному из своих сыновей не говорил: ты должен подтянуться больше всех, это будет значить, что ты лучше. Спорт — это индустрия развлечений, как кинематограф. Спортсмены жертвуют своим здоровьем, чтобы люди смотрели, и им было нескучно.
— А, допустим, твой ребенок победил на олимпиаде, и ты ему говоришь: молодец, сынок, ты действительно лучший в классе!
— Я не говорю «лучший в классе». Я говорю «молодец». Мне важно развить в детях любопытство, чтобы им хотелось познавать мир как можно дольше. И чтобы они нашли какую-то вещь, от которой их прёт. Мне неважно, что это, наука или резьба по дереву. Я не хочу, чтобы они были лучшими в мире в какой-то категории. Это может случиться само собой, если они будут заниматься делом, которое им по душе. Но ставить себе цель — стать лучшим в классе или лучшим барабанщиком в мире — странно.
— Кстати, про барабаны, на которых играет твой старший сын. Почему ты считаешь, что игра на барабане лучше, чем Counter Strike? Соседи так не считают.
— Игра на барабане — это всё же какое-то творчество.
Фото: Targerprocess
Читайте также: Михаил Дубаков: «Главное — собрать умных людей на одном этаже и не мешать»
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.
А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.
Михаил, надо сделать еще один продукт.
http://fibery.io
без нейросеток? - немодно
Всему свое время. В нейросетях надо сначала разобраться.
(пятничные мечты о светлом будущем)
я думаю жиру побьёт только нейронка, которая сама будет фиксить issues
ну или хотя-бы обрабатывать стектрейсы из логов с анализом кода и комитов
Клево, надо подумать об этом.
А внутре у ней нейронка
Это из "той же оперы". Надо что то концептуально новое.
Михаил, не считаете ли вы, что выбранная вами модель компании ("без менеджеров") не позволяет компании органично расти и дальше?
Google hasn’t always properly appreciated management. In 2002, Google ran an uncontrolled “experiment” by simply getting rid of all managers. It didn’t go well. So in 2008 a team of researchers set out to prove what some at Google suspected - that managers don’t matter. But very quickly the team discovered quite the opposite. Managers matter a lot.
https://rework.withgoogle.com/subjects/managers/
Не считаю. Все проиграли JIRA на нашем рынке. И компании с менеджерами, и компании без менеджеров.
кстати про жиру - они в своё время как-то умудрилась подсунуть себя всему опенсорсу - открытые проекты на apache.org поголовно её используют до сих пор не смотря на возможности гитхаба.
что-нить подобное для опенсорса есть от targetprocess?
Targetprocess слишком сложен для open source проектов. И в нем нет ни wiki ни клевой интеграции с github. Поэтому нет смысла.
Денис, github vs jira даже не смешно, ты будто не видел сложных связей в jira, поддержку какие тикеты уходят в какой релиз, компоненты и тд =)
могу сказать что апачевские проекты никто не заставляет jira использовать, но на данный момент это самый удобный инструмент.
Касательно targetprocess:
из коробки он неплохой tasktracker при попытке его использовать достаточно неплохо показал себя для того же отдела маркетинга (они вообще были счастливы),
но как bugtracker это была боль и страдание, нам обещали его привести к нормальному виду, но мы так и не дождались, продолжили использовать jira,
я допускаю, что возможно из него можно сделать удобный инструмент именно для разработчиков, но у нас за тестовый период этого не получилось
для меня как для девелопера jira с одной стороны имеет все что мне нужно, но ничего лишнего
targetprocess имел много всего, но ничего их этого мне не нужно было, а нужные вещи были закопаны глубоко внутри
ну и сами разработчики ниже тебе ответили: "Targetprocess слишком сложен для open source проектов"
хотя чем open source отличается от обычных для меня загадка
То есть у вас совсем-совсем sales and marketing не было?
Был, но очень маленький. Чистые сейлс появились только в прошлом году - 3 человека.
А почему вы считаете что это дорогое удовольствие?
VP of Sales нанять — $200K в год. Участие в любой приличной конференции — $50K. Ну и так далее.
То есть в выборе между дорогим маркетингом и вообще никаким вы решили оставить никакой?
Нет, мы оставили "какой-то". Это же не дискретное значение, а непрерывное
Михаил, а что умеет VP of Sales за 200к? За материал — огромное спасибо!
Зависит от индустрии. B2B - где продажа длинная и дорогая, человек приносит контакты и знание индустрии. В других только выкинутое бабло. Но дело в том, что чел претендующий на "200к", это не зарплата, это сколько он получил в прошлом году на комиссиях за закрытые сделки. Еще много сейлсов с которыми я сталкивался (red hat, appdynamics, atlassian, ibm, datalog, neo4j, infosys, capgemini и какие-то мелкие конторки) оставляют очень удручающее впечатление. Во-первых вся их подготовка заточена на втюхивание продуктов менеджменту который в этом не дуплит. Если менеджмент хоть как-то в долгосрочной стратегии компании заинтересован - как правило, совсем нет), то они подключают технические мозги и в этой ситуации сейлы переходят в агрессивно-пассивные роли и сделки срываются. А так их цель красиво впарить что-либо в красивой обертке таким же не особо разбирающимся в предмете товарищам, под красивые ланчи, диаграмы и звиздёж. А нам потом расхлебывать новые enterprise strategy.
200K - это именно зарплата хорошего VP of Sales
именно так продают сейлзы любое ПО, "втюхать" его менеджменту, лицам принимающим решения - так их учат, они же очень часто почти ничего не понимают в продукте, который продают, как они его смогут то продать обычному пользователю
Дубаков очень крутой – и дело не только в компании, а ещё и в таких внутренних традициях. Отлично, что получилось взглянуть на это изнутри!
Побольше бы такого. Targetprocess есть про что рассказать, даёшь колонку!
Миша, я давно тебе говорил брать бабки, не стесняться. Это раз. И мы давно с Цаюном говорили тебе запускать что-то еще. Это два.
Интервью понравилось.
Я наконец-то тебя послушаюсь.
https://youtu.be/V1noby9YOq8?t=29s
Вот это каминаут о внутренних делах и перспективах! Небывалое явление в нашем айти, состоящем исключительно из динамично развивающихся компаний с уникальными проектами мирового уровня.
Первым делом нужно немного унять чсв своих "рабов" и рассказать им немного о здравом смысле ;) а затем конечно электропастух им а к нему уже и неросетку и блокчейн и прочие рюшечки хипстерские чтобы они понимали что током их бьет и пасет очень модная и прогрессивная веСЧь
Я слышал, что в той конторе особенная атмосфера, без менеджеров и самоорганизация и культруа полной открытости. Чуть упорядоченное ообщими целями и путями броуновское движение. Можно ли их назвать рабами? И поэтому наверное у "рабов" привыкших к такому опасения по поводу инвестиций и изменений, отсюда и такие вопросы.
Ага ходят легенды о том что так бизнес не работает и кто-то все же должен принимать решения и отметать "отличные идеи" меняющиеся по выходу очередного модного фреймворка
Но это лишь слухи ...
А еще ходят слухи что настоящие профессионалы не гонятся за хайпом и не предлагают очередной модный фреймворк. А фокусируются на решениях под конкретную задачу, архитектуре, трейдофах и инженерных принципах и практиках. И еще есть слухи, что коллективные решения сильно эффективнее, чем решения, которые принял какой-то менеджер или группа менеджеров единолично. Ведь вдруг менеджер так себе? Можно конечно поставить еще одного менеджера над ним и пасти его, получится даже целое дерево пастухов, и выработать правила игры, "корпоративную политику". И ходить каждый будний день работать на пастбище. Но можно попробовать сделать что-то иное, кажется такое называется "бирюзовые оргназации". https://megaplan.ru/letters/future_organization. Но опять же, это всего лишь слухи ...
Спасибо за отличную статью !
Насколько сложно сохранять изначальную культуру Targetprocess при росте? Emoji "Рик и Морти" сами делали или есть пак с картинками для слэка? :)
"Гены, микробы, сталь" - наверное тут опечака и имелось в виду "ружья, микробы, сталь".
https://www.google.by/search?q=rick+morty+emoji&safe=off&source=lnms&tbm=isch&sa=X
Ошибка, я неверно вспомнил название книги.
а какой смысл делать второй продукт таким же как и первый? судя по картинкам - получится урезанный таргетпроцесс, в который добавили интеграции. а в самом таргетпроцессе нельзя было это сделать? или этот проект на случай продажи таргетпроцесса, по сути его клон?
Мы используем накопленный опыт и понимание прошлых ошибок, чтобы сделать еще одну итерацию. В Targetprocess тоже можно, но как и в любом продукте с 10-летним кодом — это сложно. Под капотом fibery произвольный домен (сущности, связи, поля), и это практически невозможно добавить в Targetprocess за сколь-нибудь разумное время.
>> Он искренне считает, что девушки как разработчики хуже мужчин.
Ещё один не читавший что там в оригинале написано!
«Вот все говорят: «Карузо! Карузо!» А я послушал – так ничего особенного» – «Вы слышали Карузо?!» – «Нет. Мне Рабинович напел».
Надо посмотреть их продукты, атлассиан - гумно (имхо)
А все же, если взглянуть ретроспективно. Почему вы проиграли Atlassian? Ведь судя по:
https://dev.by/lenta/main/atlassian-vyshla-na-ipo-s-otsenkoy-v-5-8-milliarda
--Отдельно стоит отметить, что компания развивалась самостоятельно, без сторонних инвестиций. Atlassian все 13 лет растет исключительно за счёт сарафанного радио и не держит в штате менеджеров по продажам.
Они тоже инженерная компания (то есть без S&M), тоже не брали инвестиций. И судя по многим отзывам (например верхнему), jira - не образец качества. Или это как с виндой, вроде мастдай, а вроде и самый повернутый лицом к пользователю продукт на рынке?
все очень просто
Атлассиан начал работать в 2002 на рынке багтрекеров. С учетом того, что в те времена БагЗила была чуть ли не самой крутой системой - откусить кусочек этого пирога им не составила труда. И к 2009 году, когда Джира вышла на наш рынок у нее была приличная база пользователей, которым можно было в дополнение к багтрекеру продать систему управления проектами. О размерах и перспективах Атлассина на тот момент намекает фонд Аксель Партнерс, который вложил в них в 2010 $60 миллионов!
https://www.atlassian.com/blog/archives/atlassian_closes_60_million_investment_from_accel_partners
Компания мне нравится, но имхо, Таргетпроцес, как был сложным, там и остался. Я бы даже сказал, что не столько сложным, сколько непонятным: сложные мануалы, запутанные объяснения, неудачная подача ценностей и т.д. Странно только, что внутри компании не видят в этом проблемы.
Видят, конечно. Однако не так-то просто исправить сложность, накопленную за 10 лет.
Интроверт сделал уютную компанию для себя (под себя). Похвально. Мы хотим захватить мир - не похвально. Ибо не логично. Это две весьма различные по векторам развития цели: сделать компанию с социальными отношениями, удобными для интроверта и выстроить компанию, пытающуюся занять лидирующее положение на уже сформированном рынке с наличием очень сильных конкурентов.
Надо определяться или... или...
На двух стульях , Михаил, не усидите, это точно. Хотя что, судя по изложенному в статье, очень хотите попытаться это сделать...
Я это понимаю. Суть ухвачена верно :) Правда, я делал компанию не под себя, а под людей (хотя кто его знает, что там подсознательно происходит). Более важный вопрос, что первично, люди или продукт?
>> я делал компанию не под себя, а под людей
не в плане вас потролить, а серьезно... Вы сделали такое однозначное категорическое противопоставление "не под себя" - "а под людей". Тогда я тем более не могу понять,вот что вы вкладываете в это понятие "делал под людей?"
Что бы им было удобно, комфортно работать? А для чего эти все удобства и комфорт? что бы максимально повысить эффективность труда, что бы они лучше работали? То есть приносили вам больше благ своей работой? Благ, которыми не они, а вы удовлетворите свои потребности.
Или вы делаете это для удовлетворения неких их потребностей? Давайте посмотрим на пирамиду Маслоу. Я в упор там не вижу потребности в работе. Вы можете сказать, что вы создаете условия для удовлетворения их потребности в созидании, творчестве, саморазвитии. Но зачем тогда вы берете на работу не всех подряд, а проводите жесткий отбор. То есть получается вы делаете компанию не "под людей", "а под некоторых людей". Опять же диллема. Я не могу представить, что б волонтеры организовывали какие то мероприятия "под людей", но, например, кормили не всех подряд бомжей, а только тех, кто пройдет собеседование и решит пару задач. Это же не логично. Да и не уверен, что 100% того, над чем они проводят время в компании это исключительно "творчество" и "саморазвитие". Это недостижимый идеал.
Логично, если вы делаете компанию "под людей", то есть для удовлетворения их потребностей, то тогда блага получаемые в результате совместного труда должны пропорционально этому вкладу между ними и делиться. И смысл их объединения в компанию том, что за счет синергетического эффекта совместно они благ произведут себе больше, чем каждый по отдельности. Но тогда о каких-либо зарплатах и наемном труде не может быть и речи, и все работники должны быть собственниками компании и получать долю от прибыли. И не вам принимать решение, он мне не нравится, он не помогает, когда у него просят помощи, поэтому с ним надо расстаться. Это ещё работники вам могут сказать, нам не нравится Дубаков со своими заморочками, книги читать заставляет, пусть он из компании уйдёт. И вы должны будете уйти, если компания "под людей", а не "под вас". Ролей менеджеров, что б координировать подобные процессы, же нет. Всё "демократией" решается.
Так же получается!?
Но тогда опять логики нет. Ведь вы решаете, кому работать, а кому нет.
Может я что то не так понимаю, и в эти высокопарные фразы "не под себя, а под людей" вы вкладываете какой то другой смысл? Проясните тогда, пожалуйста.
Для меня это значит, если Михаил Дубаков "всё для людей, а не для себя", то приходит к нему mihail_che и говорит, слушай, у меня есть потребность, допустим, дом хочу себе на берегу моря купить. И Михаил Дубаков такой, да-да, mihail_che, моя же компания не для меня, а для людей, уже бегу выписывать тебе чек, что б твою потребность удовлетворить. Вот это я понимаю - "под людей", всё для удовлетворения их потребностей...
Клево, я с вами согласен. Под некоторых людей, с которыми мне хочется работать и которые в целом разделяют некоторые принципы, которые для меня важны. Ну в итоге все равно выливается в "под себя".
Обожаю lady.dev.by.
Дев.бай с Натальей приносит столько женственного в белорусский ИТ. В её редакции получаются такие чувственные статьи. Вот эти все: Есть ли жизнь после измены? Есть ли жизнь после экзита? Любовь живет 3 года. Компания после экзита живет год. (Отличная, кстати, тема. Михаилу явно тоже бестселлер по этому поводу надо написать.)
Здесь с Дубаковым тоже всё так ми-ми-мишно получилось. Я нежный интроверт с тонким внутренним миром. Меня пугают толстые цепи на шеях. Я не выношу смайлов без точек... Эмоджи прекрасны, я их люблю... и прочее, и прочее...
Прямо за душу тронуло. Хорошо, хоть вовремя остановились. И ещё чего-нибудь более личного про Дубакова не узнали... И так, наверно, достаточное погружение в "тонкий внутренний мир..."
Хотя это вроде своё местное мероприятие и Наталья вообще как бы не причём к вопросам и ответам. Но, повторюсь, все её статьи это нечто особеное... белорусское ИТ с ароматом сандала и ванили...
А говорят ещё о какой то дискриминации по половому признаку... Какая дискриминация? Это, наоборот, дискриминация мужчин. Разве какой-нибудь Игорь Савчук так напишет?!..
Михаил, Наталья, очень приятное чтиво, спасибо.
>Я бы перераспределил бюджет в пользу образования — в ущерб, например, армии.
Такой ответ вызвал простой вопрос, можете назвать проценты бюджета, выделяемые на образование, армию, МВД, например?
если верить интернетам первых 5 строк бюджета на 2017 год выглядят так:
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь 2,5 млрд
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 1,8 млрд
Национальная оборона 924,5 млн
Здравоохранение 878,8 млн
Образование 808 млн
при общем объеме расходов 16.7 млрд.
Вопрос заключался в том, какие цифры представлял себе товарищ, желающий перераспределить бюджет.