Почему Студия Скротского отсеивает 90% заказов на разработку сайта

19 комментариев
Почему Студия Скротского отсеивает 90% заказов на разработку сайта

В своей колонке основатель одноименной студии дизайна Вадим Скротский рассказал dev.by, почему отсеивает 9 заказов из 10.

Читать далее...

Вадим Скротский. Фото: Андрей Давыдчик.

«А зачем?» — это вопрос «номер один», который я задаю потенциальному заказчику.

Многие компании не понимают, зачем им интернет. Они приходят с запросами вроде «нужен супер-ультра-мега-креативный сайт», «ну, чтоб не хуже, чем у Васи», «сделайте мне конверсию 50 %» — такая бредятина. Интернет для них — поле чудес. Многие при этом собираются продавать то, что сегодня через интернет вообще не продаётся, а в каждом втором брифе — референс на Apple.com.

Когда задаёшь вопрос «а зачем?» — у многих ступор, круглые глаза и полное непонимание, чего ты от них хочешь. А в конце разговора они озадаченно подытоживают: «Так, может, нам и сайт не нужен?». Да, не нужен. Отсутствие сайта в ряде случаев — это лучшее, что мы можем предложить.

Ещё одна проблема: слепое копирование. Если интернет — значит, корпоративный сайт или магазин. Единицы задумываются о других вещах. Например, можно перенести часть точек взаимодействия с клиентами в онлайн, оптимизировав ряд бизнес-процессов. «О-о, ничего себе! Мы об этом и не думали». Оно и понятно, вокруг же одни корпоративные сайты с интернет-магазинами и лендингами.

Любая студия, как правило, применяет одну из двух стратегий. Первая: сделать, не задавая лишних вопросов, получить денежку и «пока». Студии, практикующие эту стратегию, как правило, начинают разговор (под тем или иным соусом) с «выбора модулей битрыхса» и изучения сайтов, в которые заказчик тыкает пальцем. С тем же успехом они могли бы продавать гипсокартон. Никто бы от этого не пострадал, и на рынке было бы чище.

Вторая стратегия: понять, готов ли клиент «жить с интернетом». Тем, кто не готов, мы говорим «нет». И это 8 из 10 клиентов. Это мертворождённые проекты, даже если в них вложиться по полной. Деньги? Тут нужно понимать хвост своих действий: уже завтра заказчик забудет о своем сайте и повесит всех собак на нас. «Денег заплатил, а оно не работает, я ж вам гаварыў!».

На ТЗ бывает смешно смотреть: заказчики прописывают требования, которые просто противоречат целям компании и интересам их клиентов. Любое ТЗ для меня — это лишь показатель адекватности заказчика, а не руководство к действию. Иногда для примера мы вынимаем из такого ТЗ небольшой кусочек и наглядно показываем, как «это» будет работать в интерфейсе. «Ой, что это?!» — восклицает клиент.

Мы не хотим работать с клиентом, который будет лезть в процесс с руками и ногами. Особенно опасна категория «полностью с вами согласен, но вы всё сделали неправильно». Многие ещё и поднабрались понятийного аппарата, оперируют словами «адаптив», «респонсив», «лендинг», «юикс». Естественно, без малейшей попытки разобраться в терминологии. Сейчас в моде, например, «полная интеграция с соцсетями». Знаете, что это значит? Кнопочки шеринга. Да, не смейтесь.

Иногда мне проще, если студия будет месяц стоять и ничего не делать, чем создавать видимость работы. Я не хочу производить улётный фиолетово-салатовый «флэт» для стройтрестов. Мне это не интересно. И я здесь не про «внешность» или техническую реализацию. Пускай этим занимаются другие ребята, которым нужны дипломы конкурсов «внешнего вида сайтов» и лайки на дрибле с бихансом. Единственный показатель успешности таких проектов — они открываются в браузере.

Я буду стоять до конца на нашем решении, если у меня есть аргументация (исследования, прототипы, тесты), без малейшего «я дизайнер, я так вижу». Если клиент говорит «Скротский, ты не прав: у меня другие сведения, цифры, факты...» — ок, начинаем конструктивные переговоры.

С хотелками, личными пристрастиями и «я ж клиент, я ж плачу!» — предлагаю отправиться в ближайшее увеселительное заведение. Мы всё-таки в би-ту-би. Здесь вы покупаете экспертизу и мозги, но почему-то требуете, чтобы выдали только руки. И желательно не выше плеч.

И тут мы возвращаемся к вопросу номер один: а зачем?
 

 

*Мнение колумнистов может не совпадать с позицией редакции.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

EMERGE 2020
1 июня — 3 июня

EMERGE 2020

Вебинар «Советы от рекрутеров: как найти квалифицированную работу в Европе»
4 июня

Вебинар «Советы от рекрутеров: как найти квалифицированную работу в Европе»

Читайте также

14 лучших технологий уходящего десятилетия
14 лучших технологий уходящего десятилетия

14 лучших технологий уходящего десятилетия

Microsoft показала обновлённый дизайн логотипов Windows и 100 приложений
Microsoft показала обновлённый дизайн логотипов Windows и 100 приложений

Microsoft показала обновлённый дизайн логотипов Windows и 100 приложений

Baidu опередила Google на мировом рынке смарт-колонок
Baidu опередила Google на мировом рынке смарт-колонок

Baidu опередила Google на мировом рынке смарт-колонок

User Inyerface — мини-игра, посвященная проблемам веб-дизайна
User Inyerface — мини-игра, посвященная проблемам веб-дизайна

User Inyerface — мини-игра, посвященная проблемам веб-дизайна

1 комментарий

Обсуждение

-15

Какой-то борзый, агресивный, бычится... С чего вдруг? Опустил бы тебя на землю, да только такими студиями-деятелями тысячу лет не пользуюсь.

10

так о том и статья что ему такие как ты заказчики - не нужны совершенно

-14

Посмотрел портфолио: http://skrotskystudio.com/portfolio ПОЗОР! Что онлайнер, что oz.by, что stroyka.by... Где отзывчивый дизайн? Эй! Где? Такие вот вы "знатоки". От сюда и психи у вас, когда клиенты просят отзывчивый дизайн. Ничего толкового вы так и не научились делать. Всё ваше портфолио, это начало 2000-х годов. 9 из 10 заказов он отсеивает, смешно :)

0

глянул бегло oz.by
выглядит вроде достойно
и что самое главное для меня как пользователя - юзабельно

2

хотелось бы посмотреть на твое портфолио, с реально мега крутяком, где искать ?

2

"Buzzword Driven Development". Вот как это называется. А давайте напишем такой сайт... чтобы там было облако, бигдата, через фэйсбук логиниться и шоб на 4k дисплее тоже можно было посёрфить.
Я вот смотрю на примеры их работ - всё на месте. Если я меньше чем за секунду понимаю, куда мне щёлкнуть после загрузки и в пару-тройку кликов добираюсь туда, куда, навскидку, 90% целевой аудитории полезет в первую очередь, то чем плох сайт?
Конечно, лучше бомбануть респонсивный дизайн для 1% пользователей за 20% бюджета. И денег больше, и работа интереснее.

Между качественными информационными услугами и впариванием кода за деньги есть разница. Мне их позиция нравится

2

http://gs.statcounter.com/#mobile+tablet-browser-BY-monthly-201407-201507
не меньше 20% пользователей сидят через мобильные устройства. И рост, наверняка, будет продолжаться.

1

Очень активно пользуюсь oz.by. Сайт удобен и можно ставить в пример многим сайтам.

2

конкретно. читать приятно. портфолио сайтов вполне себе на уровне.

Anonymous
Anonymous программист в Itransition
2

Перевод на человеческий язык: Срочно нужны заказы, help!

2

Такой статьёй скорее работников привлекать, а не клиентов

Максим  Гулевич
Максим Гулевич Дизайнер в EPAM
7

Вадим — очень хороший дизайнер. Тут ни убавить, ни прибавить.

4

Это в области веб-дизайна пока еще есть хоть 1 из 10 проектов, которые можно обсуждать. В некоторых других областях, если ты не хочешь заниматься хней, приходится отсеивать 10 из 10. А потом идешь продавать гипсокартон.

4

Подход в целом импонирует. Профессионал не должен идти на поводу у хотелок, а должен искать компромисс зачастую проводя ликбез с заказчиком, что бы обе стороны в итоге остались довольны результатом.
Но не понравилось (если это действительно прямая речь) использование трасянки. Возможно герой статьи не такой, но персонажи, использующие данный прием для позиционирования собеседника как человека малообразованного лично у меня вызывает ощущение колхозника (не человека из колхоза, а того у кого колхоз в голове), считающего себя человеком другого сорта.
Итог: позиция прфессионала - 5, позиция человека - 2. А посему я бы к нему не обратился - я не работаю с неприятными людьми даже если они трижды профессионалы.

5

И я с Вами согласен! ДА, профессионал... но работать с неприятными людьми тоже не буду ни при каких обстоятельствах....

Anonymous
Anonymous IDDQD в Viaden
1

«экспертизу и мозги»?
экспертизу — вы это серьезно?

-2

>> Сейчас в моде, например, «полная интеграция с соцсетями». Знаете, что это значит? Кнопочки шеринга. Да, не смейтесь.
тем временем в где то параллельной вселенной на сайте svin.by:
Представляете, этот Вадим пришёл в магазин и попросил взвесить "вот этого мяска"? И знаете, что это значит, что он имел ввиду? "Карбонад свиной полужирный 1-го сорта"! Да-да, не смейтесь. "Мяска" ему взвесить!

-1

Даже мысли нет ставить под сомнение профессионализм героя статьи и работников студии, но есть мнение, что Вадим отсеивает 9 заказов из 10 не только и даже не столько по причине того, что написано в статье.
Наверное, всё гораздо проще. Есть тренд на ИТ-технологии, любое мало-мальски живое и хоть как то шевелящиеся белорусское предприятие или организация, даже ИП, считает, что ему вот обязательно нужен сайт (как правильно сказал Вадим, даже само, зачастую, не зная для чего именно), поэтому внутренний рынок получается заказами насыщен, а реальных профессионалов мало. Ибо все профессионалы давно работают на внешние рынки. Поэтому если не у него заказывать (или ещё пару подобных солидных игроков, с нормальным порфолио, которых чуть ли не по пальцам одной руки можно сосчитать), то в итоге остаётся заказывать если только у мальчика-соседа, который пока ещё не устроился в епам, а после школы читает случайно попавшуюся на глаза книжку по друпал, или у ИП с вывеской "ремонт сотовых телефонов-одежды-создание сайтов" (и это даже не шутка).
Отсюда и возможность выбора 1 из 10.
"Мне проще если студия месяц будет стоять." - В такой ситуации да. Но в любом случае люди хотят з/п получать. Посидел бы пару месяцев без заказов, когда подушка сдулась, прекрасно бы клепали, что угодно, и фиолетово-салатовое в том числе. Голод не тётка.
"А зачем?"
Чувствуется теснота в принятых на себя рамках студии дизайна. Есть прямо некислый такой "закос" под консалтинг: "перенос точек взаимодействия с клиентами в онлайн", "оптимизация бизнес-процессов".
Один только вопрос, а хватает соответствующих специалистов? Или Вася вчера кнопочки рисовал, а сегодня уже может с легкостью разобраться с бизнес-процессами, ну к примеру, крупного ритейлера или градообразующего производства, да так, что прямо качественно подсказать "какие точки взаимодействия с клиентами перенести в онлайн". Или того хуже, он вечером "кнопочки" рисует, а днем с клиентом схемки бизнес-процессов?
Ибо если мне надо создать большую серьёзную информационную систему, автоматизирующую мой бизнес, наверное, самое последнее куда я пойду, это в "студию дизайна". А студия дизайна, наверное, всё таки вряд ли может себе позволить только ради вот такого случайно забредшего клиента содержать целую армию отличных бизнес-аналитиков, с хорошим экономическим, юридическим, развитым технологическим бэкграундом и т.д. и т.п., что б могли мало того, что быстро вникнуть в мою предметную область, так ещё и обладающих ИТ бэкграундом, что б предложить качественное и эффективное решение моих проблем с помощью современных ИТ-технологий. Что то мне подсказывает, что скорее это всё таки будет некий "универсальный Вася".

1

Не сомневаюсь в профессионализме Вадима и работников его студии. Тем не менее, по моему скромному мнению, профессионализм заключается в том, чтобы помочь клиенту найти ответ на вопрос "а зачем вам сайт?", а не задавать его.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже