«Устали». 4 компании, 2 конференции, 2 комьюнити, 1 университет — зачем стартаперы из Pandadoc и Ties совместили отпуск с нетворкингом

3 комментария
«Устали». 4 компании, 2 конференции, 2 комьюнити, 1 университет — зачем стартаперы из Pandadoc и Ties совместили отпуск с нетворкингом

Менеджер по продукту в PandaDoc Дмитрий Конюк и тренер по софт скилам Михаил Лях решили провести отпуск с пользой и отправились в нетворкинг-поездку по Европе. За несколько дней они посетили две конференции, один тренинг, четыре ИТ-компании, два комьюнити и один университет. dev.by поговорил с путешественниками о том, как это было.

​маршрут

Барселона

  • World Mobile Congress (здесь было около 100 разных встреч на двоих за 4 дня), компания Typeform;

Брюссель

  • стартап-ивент The Big Squeeze (здесь было около 20 встреч с разными компаниями: Ernst and Young, Deloitte и пр.),
  • офис стартапа wannapplay,
  • тренинг по Lego Serious Play.

Берлин

Расскажите о себе. Чем занимаетесь и для чего понадобился нетворкинг-трип?

Миша: У меня своя компания Ties в области обучения. Мы фокусируемся на ИТ-командах, помогаем им лучше взаимодействовать, быть более продуктивными. Направление soft skills сейчас  многим интересно, его активно исследуют, но пока нет общей модели, что это такое и как эти навыки измерять. Поэтому мы создаём свои схемы и концепции, собираем обратную связь от компаний в мире и думаем, как это можно упаковать в мобильное приложение. Летом мы проводили исследование, какие «мягкие» навыки нужны айтишникам, с его результатами частично можно ознакомиться здесь.

По теме
Все материалы по теме

Дима: Я работаю с разными проектами в PandaDoc, в основном в США, но недавно у нас появились идеи относительно европейского рынка. Также я исследую различные модели развития сотрудников, одна из них — модель T-shape skills: это когда специалист развивается не только в глубину, но и осваивает смежные вертикали знаний. Внедрить эту модель не так просто, поэтому мы решили не изобретать велосипед и получить фидбэк от других компаний. Но начинать этот процесс c удалённой переписки  — «здравствуйте, я PM компании PandaDoc, хочу обмениваться знаниями» — немного странно. Здесь нужна связь «человек-человек».

Заодно решили посетить ряд конференций, которые нам были интересны. Плюс хотелось отдохнуть и восстановить силы, это всё-таки отпуск. Хотя по факту вернулись ещё более уставшими.

Дима, как в компании отреагировали на идею?

Я особо не афишировал это и не получал разрешение. Но Микита Микадо увидел пост в Facebook о нашей поездке и подкинул идей, с кем можно встретиться, — он мастер нетворкинга, у него очень большая сеть контактов. Спустя несколько дней я проснулся и обнаружил, что у меня в LinkedIn более 20 переписок с разными людьми, которые готовы встретиться. Тут мне стало понятно, что отпуска у нас не будет.

Сколько времени ушло на подготовку?

Дима: Вообще, мы планировали отпуск за две недели, но и это оказалось слишком поздно, нужно было за месяц-полтора — у всех людей, с которыми вы хотите встретиться, могут быть разные циклы планирования. У меня был опыт  таких поездок, я понимал, что всё нужно делать заблаговременно, но сейчас я ведь ехал в отпуск, и мне не хотелось его структурировать. Тем не менее, пришлось завести CRM для нетворкинга. Много всего сладкого и интересного — мероприятия, люди, компании — легко в этом запутаться. В таких путешествиях нужны чёткие приоритеты, осознание целей. Мы называем это домашней работой.

Как выбирали страны и компании?

Дима: Меня в первую очередь интересовали страны, где находятся потенциальные партнёры PandaDoc и в целом технологические хабы. Можно сказать, что мы катались по технологическим меккам Европы. Например, в Барселоне заехали в Typeform, b2b сервис для создания и расшаривания онлайн-форм и исследований. Я люблю эту компанию, мне нравится, как она себя позиционирует, как делает продукт, у нас похожие стадии компаний. Поэтому меня интересовало, как у них налажен продуктовый процесс, как они подходят к разработке, менеджменту и пр.

Это был нетворкинг нон-стоп?

Дима: Почти. На World Mobile Congress, где было около 106 тысяч человек, можно было подорвать свою нетворкинг-мышцу — до этого я не был на таких масштабных мероприятиях и не понимал, как там всё устроено. Что такое PandaDoc? По сути, это инструмент для продавцов, мы помогаем создавать, отправлять и подписывать коммерческие предложения. А на выставке, как вы понимаете, почти все — продавцы, а значит наши потенциальные клиенты.

Миша: Мы приходили на конгресс в 9 утра и уходили примерно в 7 вечера. И всё это время — встречи, переговоры. Организаторы продумали всё до мелочей, даже мобильное приложение создали, в котором по ключевым словам можно находить нужных тебе людей. Вводишь soft skills, edutech — и видишь, кому эти темы интересны и где сейчас эти люди. Например, так я познакомился с основателем компании wannapplay, которая занимается геймификацией пространств и мероприятий. Когда я сказал, что дальше мы едем в Брюссель, он пригласил заглянуть в их брюссельский офис. Мы, конечно, зашли.

Так долго болтать, должно быть, нелегко.

Дима: Когда мы закончили нашу «нетворкинг-войну» на World Mobile Congress и думали уже уходить, оказалось, что в этом же спейсе этажом ниже — ещё одна конференция, но уже для стартапов. Такое нечасто выпадает, поэтому я выдохнул и пошёл в наступление. И не зря — там было порядка 20 интересных встреч, получилось обзавестись связями, которые мы не планировали. Как правило, то, что не ищешь, оказывается очень ценным. Согласно принципу Парето, 20 процентов непредвиденных встреч могут принести 80 процентов результата.

Сколько клиентов прибавилось у PandaDoc после поездки?

Не уверен, что буду собирать такую статистику. Это не моя задача — продавать, моя — собирать обратную связь и развивать продукт. Тем не менее, я запитчил PandaDoc не меньше 100, наверное. Кстати, это хорошая идея — высаживать десант продуктовых менеджеров в разные города, где у нас есть клиенты. Заодно классный тимбилдинг.

Как компании из Барселоны, Брюсселя и Берлина реагировали на парней из Беларуси?

Миша: Я не встретил ни одного человека, который не знал бы, где находится Беларусь. Хотя, может, одного.

Дима: Мы ведь были в tech-тусовке, и там белорусские ИТ-компании знают и уважают. Думаю, кому-то мы даже продали идею съездить в Минск.

В Брюсселе мы встретили ребят из CactusSoft, кстати.

А как вас встречали в офисах?

Миша: Нормально, мы же не врывались с криками «всем привет, давайте нетворкать». Мы заранее списывались с конкретными людьми, и они нас встречали.

Отличаются ли чем-то офисы, которые вы видели, от тех, в которых вы сами работаете?

Дима: Да, отличия есть. Мне было интересно, как у них всё устроено с точки зрения пространства. Из того, что я заметил — европейские офисы часто скромнее белорусских с точки зрения того, сколько места выделено на человека. А в плане интерьера, например, в Typeform всё очень круто выглядит. Когда заходишь в офис, сразу попадаешь в бар-ресепшн с широким выбором напитков. Есть целый «амфитеатр» для мероприятий. Фотографировать там не разрешили.

Беседы в офисном баре получились продуктивными?

Дима: Конечно, не сравнить с телефонным разговором. Мы сели, выпили пива, поговорили как люди, посмотрели друг другу в глаза. Теперь я без проблем могу написать: «Привет, у меня тут такая проблема, а как ты её решаешь?». Большая часть работы происходит потом, после приезда — когда ты пишешь письма тем людям, с которыми общался.

Главное впечатление в поездке.

Миша: Мы заехали в институт Хассо Платтнера в Потсдаме — один из первых, кто упаковал методологию дизайн-мышления. С осени 2018 года у них появился маленький коллоквиум по софт скилам, и нам было интересно узнать, что у него за программа.

Заезжали в коворкинги, инкубаторы? Что о них думаете?

Дима: Да, там много энергии. В Минске всё ещё нет таких образований, как, например, Factory Berlin. Наверное, бизнес-инкубатор ПВТ и «Имагуру» чем-то похожи, но в Берлине это не инкубатор, не акселератор, а некий кластер, где одновременно размещаются крупные компании, вроде Soundcloud, и мелкие стартапы. Параллельно там проводят мероприятия, привозят крутых спикеров. Всё на очень высоком уровне, чувствуется движение, жизнь. Вильнюс тоже порадовал, заезжали в Tech-парк — огромная площадь, много зданий, ребята проделали большую работу по реставрации старой больницы.

Как себя чувствуют европейские стартапы?

Дима: Там больше возможностей финансирования и инфраструктурных решений.

Миша: Однозначно более интернациональная среда, люди из разных стран приезжают. Акселераторы и фонды не ограничивают тебя в локации, ты можешь подаваться в акселератор и работать практически откуда угодно. То, что мы не знаем об этих возможностях, — наше упущение.

Рекламировали иностранцам Беларусь и льготные условия ПВТ?

Дима: Конечно. Про условия нашего Парка питчили практически столько же, сколько про всё остальное. Многие не знали про ПВТ и удивлялись, когда слышали про то, какие он возможности компаниям предоставляет. В Европе всё-таки налоговый регламент посложнее нашего. Многие говорили: «Я точно должен съездить туда и посмотреть, что там».

Миша: Также рассказывали, что у нас летом можно 30 дней находиться без визы и рекламировали конференцию Emerge. Посмотрим, доедут или нет, но интерес явно проявляли.

Дима, что нового в профессиональном плане — в продуктовом менеджменте, подходах к разработке — узнал после поездки?

Один из опытных коллег открыл мне глаза на процесс сбора одной из метрик для PandaDoc. Например, мы сейчас пристально измеряем NPS (Net Promoter Score) — показатель, как часто наши клиенты рекомендуют наш продукт своим друзьям и коллегам. У нас есть вопросы, насколько корректно мы это делаем, потому что не так просто собирать эту метрику. Коллега подсказал методологию, которую он использует для сбора таких данных в его компании.  

Что из полученного опыта хотели бы спроецировать на наши широты?

Дима, Миша: Хотелось бы перенести такие глобальные мероприятия, как Mobile Congress, в Минск. Культуру нетворкинга и открытости также было бы здорово подтянуть. И, конечно, изменить отношение к soft skills. В Германии, например, этому направлению уделяют много внимания.

Есть ли смысл белорусскому разработчику релоцироваться в Европу, по-вашему?

Дима: Всё зависит от целей. Если хочется просто жить в другом месте, то ок, но это не связано с индустрией и работой. С точки зрения зарплат, боюсь, это не имееть смысла. Хотя опять же, всё зависит от уровня разработчика.  Повторюсь, в Беларуси всё круто, я бы сказал, на международном уровне, где-то мы даже опережаем европейские компании. Поэтому переезжать туда незачем, а вот ездить в такие поездки нужно всем, не только айтишникам и не обязательно в отпуск — это вполне можно/нужно вписывать в рабочий график.

Результаты:

  1. Узнали, что такое конференция на 100 000 участников.
  2. Наработали более 30 ценных рабочих контактов.
  3. Получили обратную связь о концепции T-shaped skills. Многие разделяют этот подход и считают его актуальным.
  4. Узнали, какие новые технологические решения есть на рынке для тренировки навыков. Вдохновились на создание мобильного приложения по soft skills, дополняющего наши оффлайн-занятия. Часть времени в ближайшем будущем будем инвестировать в проработку гипотез и тестирование прототипов.
  5. Узнали много о рынке электронных платежей и применении электронной подписи в Евросоюзе.
  6. Побывали на тренинге по Lego Serious Play. Получили приглашение выступить на локальной конференции в Маастрихте, Голландия, и присоединиться к международному сообществу профессионалов в области корпоративного обучения.

Выводы:

  1. Нужно начинать подготовку к такой поездке за 2-3 месяца.
  2. Заранее (минимум за месяц) договариваться о встречах
  3. Оставаться гибким, потому что жизнь всегда вносит свои коррективы. У нас отменились 3 ключевые встречи по разным причинам. Но возникли десятки новых возможностей.
  4. Фокусироваться на важных встречах, а не стараться сделать больше. Качество намного важнее.
  5. Не перегружать себя перелетами и переездами.
  6. Выделить время на полноценный отдых.

Навыки, которые получили или прокачали:

  1. Нетворкинг, расширили сеть полезных бизнес-контактов;
  2. Выстраивание отношений с партнёрами;
  3. Самопрезентация и питчинг;
  4. Межкультурная коммуникация;
  5. Коммуникативная выносливость;
  6. Планирование и тайм-менеджмент;
  7. Принятие решений;
  8. Гибкость и адаптивность;
  9. Креативность и открытость к новому.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

CEO Spotify инвестирует €1 млрд в deeptech-стартапы в Европе
CEO Spotify инвестирует €1 млрд в deeptech-стартапы в Европе
CEO Spotify инвестирует €1 млрд в deeptech-стартапы в Европе
1 комментарий
Счета PandaDoc разблокируют. Компания планирует внести залог за сотрудников
Счета PandaDoc разблокируют. Компания планирует внести залог за сотрудников
Счета PandaDoc разблокируют. Компания планирует внести залог за сотрудников
Со счетов компании сняли аресты, которые были наложены в связи с делом четырёх сотрудников PandaDoc, задержанных в начале сентября. 
12 комментариев
Сергей Борисюк написал «характеристики» арестованным сотрудникам PandaDoc
Сергей Борисюк написал «характеристики» арестованным сотрудникам PandaDoc
Сергей Борисюк написал «характеристики» арестованным сотрудникам PandaDoc
Сооснователь PandaDoc Сергей Борисюк на странице в Facebook посвятил большой пост арестованным сотрудникам  — Дмитрию Рабцевичу, Юлии Шардыко, Владиславу Михолапу и Виктору Кувшинову. Он рассказывает об их человеческих и профессиональных качествах.   
1 комментарий
CEO DeepDee поддержит финансово уволенных силовиков вместо Микадо
CEO DeepDee поддержит финансово уволенных силовиков вместо Микадо
CEO DeepDee поддержит финансово уволенных силовиков вместо Микадо
7 комментариев

Обсуждение

1

Какие-то чуваки съездили на большую конфу и роад-шоу. Потрясающе.

Александр Флахбарт
Александр Флахбарт программист в BELHARD
0

Про отпуск явно ребята лукавят, это работа. 100 встреч за четыре дня, даже если на двоих, это стахановские подходы, а не походить посмотреть.

1

Спасибо за статью. Интересная идея у проекта Factory Berlin.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже