«Муж садится и паяет школьные системники». Учитель информатики из Новоселья носит на занятия свои ноутбуки и просит поделиться «ненужной» техникой

14 комментариев
«Муж садится и паяет школьные системники». Учитель информатики из Новоселья носит на занятия свои ноутбуки и просит поделиться «ненужной» техникой

На плече сумка с ноутбуком, в руках пакет — в нём ещё один: учитель информатики Людмила Малашкевич на выходные забирала свои ноутбуки домой. А сегодня снова несёт их на работу в новосельскую школу. Иначе детям будет не на чем работать на уроке: в классе всего три рабочих компьютера, «да и те такие, что на „Куфаре“ выставишь — никто даром не заберёт», — отмечает Людмила.  

dev.by она рассказала о том, как и на чём работают на занятиях сельские ученики. И почему на том же «Куфаре» учитель при желании не может найти и забрать бесплатно технику в класс.

«Запчасти найти невозможно — детали от сломанных идут в школьную экспозицию»

Людмила подключает ноутбуки к сети и рассказывает о своём «хозяйстве»:

— Видите, компьютеров пять, но два из них не работают: остаётся учительский, три ветерана ещё с начала 2000-х, да мои личные ноутбуки. Компьютеры старые, ещё с «флопиками» — современные дети о дискетах и не слышали. Шестиклашки, бывает, интересуются: «Для чего эти «расщелины на корпусе?» Запчасти для этих системных блоков найти невозможно — всё настолько устарело, детали от сломанных компьютеров идут в школьную экспозицию «Аппаратные средства».

Эту мини-выставку я сама собирала — здесь кулеры, дисководы и другие устройства. Решила, раз починить невозможно, буду хотя бы детям показывать.

Мониторы у нас новые — поменяли пару лет назад по распоряжению санстанции: уровень излучения от старых был таким, что школу к новому учебному году отказывались принимать.

Ребята отрабатывают на компьютерах в классе только отдельные темы: Paint изучают, текст в Word набирают. У старшеклассников по программе — создание мультиков в Macromedia Flash и векторная графика. Но я нужные программы на эти компьютеры даже установить не могу — не тянет техника.

В десятом классе изучают моделирование, но школьное оборудование снова не позволяет нам усвоить тему в полном объёме. В одиннадцатом по программе — создание сайтов. Да, мы можем взять HTML, но ведь так много других сервисов, платформ, на которых можно создавать сайты, — а у нас нет возможности ничего из этого показать ребятам.

Интернет есть только на учительском компьютере, а на изучение темы «Интернет» отводится от 3 до 5 часов, в зависимости от класса. Вот из ребят один садится, а семеро из-за плеча заглядывают.

«Кому нужно поставить отметку — сажу за учительский и свои ноутбуки»

У нас в Новоселье маленькая школа: в одиннадцатом классе учится всего 7 человек, в первом — 31.

Более способные ребята после девятого класса часто уходят — поступают в минские гимназии и лицеи. Как-то приспосабливаются, ездят: первая маршрутка уходит из агрогородка в Минск в 6.40, а до станции метро «Каменная горка» минут 20 езды.

Но посёлок разрастается — сельсовету выделили много участков для частной застройки, плюс пятиэтажку недавно сдали, ещё 3 многоэтажных дома строят: если раньше в классах было по 15 человек, то сейчас в четвёртом — 25, в третьем — 29, а во втором — 46, пришлось разделить учеников на два класса.

Боюсь даже представить, какая куча-мала соберётся за этими компьютерами, когда в шестом они придут ко мне изучать информатику: печатать будут в 8 рук.

Сейчас в каждой подгруппе по 8-10 человек, поэтому ребята садятся по двое за компьютер. У них нет конкретного места в классе: тех учеников, которым нужно сегодня поставить отметку, я сажу за учительский компьютер и свои ноутбуки. Остальным достаются «старички» — да, «тормозят», мышка залипает так, что даже текст выделить невозможно, но что делать?!

Я считаю, что в информатике главное — практические навыки: уметь редактировать текст, важнее, чем дать определение, что такое тот же текст, абзац, курсор или ещё что-то.

«Вела занятия по Scratch у малышей — но на пальцах же не будешь объяснять»

Многие в школе мечтают стать айтишниками: кругом все только и говорят, что «программисты хорошо зарабатывают». Но ведь «по щелчку» разработчиком не станешь — нужно учиться.

Ребятишки в агрогородке очень хотят заниматься в школах программирования, но не все родители могут себе позволить возить их в столицу. Я готова заниматься с детьми — в Минске я вела занятия по Scratch у малышей-второклашек, — но на пальцах же не будешь объяснять.

Сейчас у меня занимается четверо шестиклашек — больше не возьмёшь, они и так по двое работают за моими ноутбуками. А хотелось бы, чтобы на факультатив могли ходить и другие ребята: им ведь интересно, глаза горят. На Scratch можно делать игры, и визуальная среда там на русском языке, это не Pascal с его английским синтаксисом.

Про работу в Минске: «Техническое оснащение там на высшем уровне»

Я училась в БНТУ на инженерно-педагогическом факультете, по окончании какое-то время работала в индустриально-педагогическом колледже в Минске. А потом мы переехали в Новоселье — и я стала преподавать информатику в местной школе.

Отработала здесь 3 года и …сбежала. Мне хочется и самой развиваться, и ребят за собой тянуть, — а с такой технической базой, мне казалось, я только «тухла».

Я устроилась в одну из лучших столичных школ в центре Минска. Должна сказать, техническое оснащение там на высшем уровне: в кабинетах интерактивные доски, проекторы, компьютеры обслуживает инженер — там я занималась исключительно своей работой, только уроки вела.

А здесь бывает всякое: и кулеры чистишь, и пасту меняешь, и чинишь, что можешь… Когда я в очередной раз прихожу домой в обнимку с «системником», муж смеётся: «Хватит носить домой этот металлолом», — но потом садится и весь вечер паяет. Что делать?!.

Мы вызывали в школу специалистов, которые занимаются ремонтом компьютерной техники, — но те только руками разводили: «Где же мы найдём детали? Извините! Сломались — всё!»

Почему ушла из столичной школы: «Пока доедешь, час пройдёт, если маршрутка только ушла, — полтора»

Я ушла из минской школы «по семейным обстоятельствам» — наверное так можно сказать. Оказалось, совсем непросто работать так далеко от дома.

Отводить утром ребёнка в сад у меня не получалось — это делал муж, а я вечером забирала. Летела, сломя голову, чтобы успеть: сад у нас тут до 17.00. Бывало, приходилось срываться с уроков — несколько раз у малыша вдруг подымалась температура, и воспитательница звонила: «Придите — заберите!» Отпрашивалась, бежала… Но пока от школы доедешь до нашего Новоселья, минимум час пройдёт, а если маршрутка только-только ушла, — то и полтора.

Тут сад через дорогу: случись что, я могу через 5-15 минут забрать ребёнка. Вопрос с оснащением в какой-то мере решаю с помощью личных ноутбуков: один уже «прописался» в классе, я редко его домой забираю. Другой, рабочий, ношу — надо же и мне на чём-то к урокам готовиться.

Я, кстати, не одна в школу с ноутбуком хожу — все так делают: преподаватели английского, психолог, учитель музыки с колонками под мышкой по утрам идёт. Многие из нас хотели бы применять на своих уроках современные технологии: представьте, что учитель биологии не просто «распинается» 45 минут перед своими учениками, а ведёт их за собой в виртуальную лабораторию. Это же так интересно!

«У нас есть платные кружки, но они работают на себя же»

У меня была идея посмотреть компьютеры для класса на «Куфаре» — есть же объявления из разряда «отдам даром». Но в школе мне пояснили, что технику нужно взять на баланс, присвоить инвентарные номера — в общем, не всё так просто, как кажется.

Да, я могу сказать во время инвентаризации: «Это мой личный ноутбук», — это нормально. Но вы ведь понимаете, что с 15 компьютерами так не выйдет: «Это всё моё! Моё!..»

Администрация школы, кстати, не бездействует — ищет спонсоров. В прошлом году один из банков обещал нам 10 компьютеров. Но возникли какие-то проблемы с их списанием — всё это тянется с февраля прошлого года. Летом они выделили школе офисную мебель. Мы и этому очень рады.

Сами знаете, какая ситуация в школах, — мы должны делать всё сами за счёт платных услуг, а также сдачи помещений в аренду. У нас есть платные кружки по английскому, но они работают на себя же — окупают пособия, тетради да картриджи для принтера, чтобы учителя могли материалы распечатывать.

Если у школы появляются «лишние» копейки, они идут на ремонт. Мы сдаём спортзал в аренду, там проводятся занятия для детей — и на эти же деньги его и ремонтируем, спортинвентарь закупаем.

«А дзе там паўтлуставы?» На экране-то «жирный», «курсивный» и «подчёркнутый»

В нашей школе преподавание ведётся на белорусском языке. Но мой предмет такой, что приходится иногда использовать термины на русском. На компьютерах стоит русскоязычная операционная система, и когда я во время урока перечисляю те же начертания шрифта: «паўтлуставы», «курсiўны», «падкрэслены», — дети засыпают меня вопросами: «А дзе там паўтлуставы?» И правда, на экране-то «жирный», «курсивный» и «подчёркнутый».

Авторы учебников, кстати, так же выходят из положения: вся теория — на белорусском, а кнопки — по-русски. Вот хотя бы такое предложение: «Змест ствараецца з дапамогай групы «Оглавление» ўкладкi «Ссылки».

Мой предмет ребята любят. Некоторые шалуны на других уроках, бывает, безобразничают, а ко мне приходят — и слушают, раскрыв рот. Руку первыми тянут. Ждут, когда можно уже будет сесть за компьютер, начать что-то делать.

Мне приятно видеть их интерес к предмету, чувствовать отдачу. Нередко дети подходят ко мне и после уроков, спрашивают: «А как в Photoshop сделать такой-то эффект?» Многие хотят делать видеоролики, мечтают стать популярными блогерами — они интересуются созданием спецэффектов, наложением звука.  

«Процент способных ребят везде одинаков: и в городе, и в деревне»

Знаете, раньше я почему-то была убеждена, что городские дети умнее — Минск всё-таки. Но поработав в столице, сделала для себя вывод, что процент способных ребят везде одинаков: если в городе 10 из 30 учеников схватывают буквально на лету, то здесь — 7 из 20.

А ещё я сделала наблюдение: городские дети не дружат между собой так, как сельские ребята. Отзанимались — и по родительским машинам: кто в Серебрянку едет, кто в Малиновку, а кто в Зелёный луг — общаются только в мессенджерах. А наши и в школу вместе бегут, и на секцию «гурьбой» спешат, и «домашку» потом тоже вместе делают, а по вечерам на великах всей компанией гоняют — домой не загнать.

Это вы зря думаете, что у всех детей дома есть компьютеры, — из 20 человек в классе у 3-4 учеников их, как правило, нет. И возможности отрабатывать некоторые темы дома по своему желанию, соответственно, — тоже.

К тому же мы не имеем права задавать на дом задание на компьютерах, потому что, согласно нормам, общение школьников с ними должно быть ограничено 30-45 минутами в день. И очень хотелось бы, чтобы ребята успевали усваивать материал в классе и отрабатывать его за хорошими компьютерами.


Если у вас возникнет желание помочь школьному классу информатики с техникой, можно написать Людмиле Малашкевич на malashkevichluda@gmail.com.

По теме
Все материалы по теме

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

40% скидка на курс «Fullstack на JavaScript»
40% скидка на курс «Fullstack на JavaScript»
40% скидка на курс «Fullstack на JavaScript»
14 августа стартует онлайн-курс по веб-разработке с нуля — фронтенд и бэкенд на Javascript.
2 комментария
Кто такой менеджер по маркетингу мобильных приложений. Обзор изнутри от Марии Филимончук
Кто такой менеджер по маркетингу мобильных приложений. Обзор изнутри от Марии Филимончук
Кто такой менеджер по маркетингу мобильных приложений. Обзор изнутри от Марии Филимончук
Про профессию рассказывает Мария Филимончук, руководитель направления маркетинга в Apalon. В компании с 2014 года.  Продолжаем цикл материалов про ИТ-специальности. Каждую из них описывает «типичный представитель» — опытный специалист. Мы надеемся, что цикл поможет школьникам, студентам, переквалификантам, джуниорам и сочувствующим выбрать специальность в ИТ, оценить свои перспективы или просто сверить часы с авторитетным коллегой. Можно обсуждать и дополнять материал в комментариях, чтобы сделать его ещё полезней. Спикер и автор материала поддержат дискуссию и ответит на вопросы.
1 комментарий
Зарплаты, стажировки, кого не хватает. Новый справочник ИТ-абитуриента
Зарплаты, стажировки, кого не хватает. Новый справочник ИТ-абитуриента
Зарплаты, стажировки, кого не хватает. Новый справочник ИТ-абитуриента
Дата-аналитики стали зарабатывать на 35% больше,  программисты на Java — на 15%, а ИТ-компаниям не хватает Full-Stack разработчиков, UX/UI-дизайнеров и специалистов с хорошими знаниями Computer Science. Таковы результаты опроса резидентов ПВТ, опубликованные в электронном справочнике «ИТ-абитуриент 2020».
5 комментариев
Как гуманитарию попасть в ИТ. Топ востребованных профессий и онлайн-курсов под них
Как гуманитарию попасть в ИТ. Топ востребованных профессий и онлайн-курсов под них
Как гуманитарию попасть в ИТ. Топ востребованных профессий и онлайн-курсов под них
Одноклассник-выпускник БГУИРа выкладывает фото новой машины. Знакомая медсестра стала тестировщицей и теперь ездит в Исландию 17 раз в год. А у брата жены лучшего друга очередной шестинедельный хакатон на Кипре. Они все а) хорошо зарабатывают б) очень умные ребята. А вы знаете, что питон — это змея, джава — это индийское божество, а хардкод — жанр музыки. Но вы ведь нашли эту статью, а значит — на правильном пути! Мы собрали 7 курсов от IT-Academy, которые помогут любому гуманитарию попробовать себя в самой желанной для среднестатистического белоруса сфере. Все курсы проходят онлайн. 
16 комментариев

Обсуждение

6

вот откуда нужно начинать, а не с университетов

-3

Наверняка у многих пылятся старые компьютеры, да жалко терять фотки, музыку и кино.

5

"У меня была идея посмотреть компьютеры для класса на «Куфаре» — есть же объявления из разряда «отдам даром». Но в школе мне пояснили, что технику нужно взять на баланс, присвоить инвентарные номера — в общем, не всё так просто, как кажется."

Идея хорошая.
А за отказ бухгалтера это сделать дать ему хорошего пинка. Технику МОЖНО взять на баланс и по нулевой стоимости и номера инвентарные присвоить. Правильно оформить нужно. Это работа бухгалтера. Не знает как, пусть уточняет. (Я порой поражаюсь, как же много любителей отлынивать от своей работы. И, главное, пояснение на все придумывают.)

p.s.: ну не должна организация своими действиями (бездействием) подстраиваться под работу бухгалтера, юриста, кадровика и прочего ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО персонала. Должно быть НАОБОРОТ. И первый, кто должен об этом знать - это руководитель.

0

Так бухгалтер знает как делать, судя по статье, просто делать не хочет.

0

Зачем по нулевой .Берите по рублю иль копейке. Что им мешает указать что комп стоит одну копейку?

0

Интересно, а куда ИТ-компании сливают свои старые компы? Какой-нибудь i5-i7 начала 2010-х вполне бы потянул бы весь школьный софт.

0

на сколько я слышал, выставляют на продажу, либо тупо списывают

Anonymous
Anonymous
-1

школьный комп не тянет word - пора переходить на latex без иксов

0

sed с 1го класса "D

0

Кружок радиоэлектроники по сборке системных блоков!

0

OrangePi PC Plus, к нему монитор, блок питания, клаву, мышь. Итого 100$ за абсолютно рабочий в плане образования ПК. Один косяк, краденные винда, ненужный MSO и фотожаба на нём не будут работать (есть более другие ОС, LibreOffice и всякие Gimp, Krita). А Macromedia Flash вообще-то успешно умер. Но это даже хорошо для не зашоренных юных мозгов.

1

Ещё про куфар. Есть мысль, что если бесплатно, то можно просто послать бухгалтера и не ставить железо на баланс. Так даже проще будет его чинить и переставлять например монитор на другой системник без всяких актов о разукомплектации (бывает и такая дичь в ГОСах при больных бухалтерах). С этой точки зрения оно ни чем не хуже ноутбуков принесённых из дома.

0

Если Вы, Людмила Малашкевич еще там работаете, то наш Бизнес-инкубатор С нами будущее, поможет ! Мы уже помогли в БГУИР открыть ЦМИТ Диптаун.

0

А почему бы бухгалтеру не обнаружить при инвентаризации эти неизвестно кем привезенные с куфара компы? Оценить их по стоимости 3 копейки и поставить на учет. Или купить их у своего сотрудника за эти же 3 копейки? Ах да,"надо же поставить на баланс, присвоить инвентарные номера")) Иногда бухгалтер забывает что его дело правильно отразить в учете хоз.операцию.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже