«Никто не знает, каким будет образование через 10 лет». Преподаватели и айтишники советуют, куда потратить десятки миллионов долларов из фонда ПВТ

22 комментария
«Никто не знает, каким будет образование через 10 лет». Преподаватели и айтишники советуют, куда потратить десятки миллионов долларов из фонда ПВТ
Аудитория БГУИР, Андрей Давыдчик для dev.by

Аудитория БГУИР, Андрей Давыдчик для dev.by

Почти полгода назад первый вице-премьер и куратор ИТ-отрасли Александр Турчин заявил о планах вложить несколько десятков миллионов долларов из фонда ПВТ в образование. Пока этот замысел вынашивается, dev.by спросил у вузов и индустрии, на что стоит потратить деньги.

По теме
Все материалы по теме

«Wargaming регулярно выпускает релизы World of Tanks. В образовании должно происходить точно так же»

Заведующий кафедрой экономической информатики БГУ Дмитрий Марушко:

  1. Преподавать ИТ-дисциплины должны практики. Нужно запустить программы стажировок преподавателей на площадках резидентов ПВТ и в их зарубежных офисах, а также трудоустройство на «гибридных» ролях (на 0,5 или хотя бы 0,25 ставки в качестве, например, менеджеров по образованию). Они должны участвовать в реальных ИТ-проектах удалённо или в офисе.
  2. Часть вузовских занятий может проходить на площадках ИТ-компаний.
  3. Грантовая и стипендиальная поддержка талантливых студентов и «ярких» преподавателей (за высококачественный учебный контент). Разовые премии и годовые стипендии должны быть сопоставимы со средней зарплатой в ИТ: 1000-1500 долларов или больше. Wargaming, например, уже поощряет студентов, но одна компания не может все таланты поддержать. 
  4. Гранты на научные исследования и реализацию стартап-проектов.
  5. Механизм финансирования может быть таким: администрация ПВТ зачисляет на счёт университета определённую годовую сумму, и тот уже распределяет её между перспективными студентами и преподавателями. Либо ПВТ может сам проводить профильные конкурсы и оказывать финансовую поддержку напрямую. Главное, чтобы этот процесс был прозрачным и публичным. Например, на сайте Парка в специальном разделе можно посмотреть список тех, кому и за что была назначена премия, стипендия или выделен грант. 
  6. При подготовке курсовых, дипломных и магистерских работ у студентов должно быть два научных руководителя: преподаватель от вуза и сотрудник ИТ-компании. Нанимателю нужно будет снизить нагрузку на тех, кто менторит студентов. Это расходы, но и инвестиции в будущие кадры. 
  7. Преподаватели вузов и резиденты ПВТ могут вместе участвовать в создании англоязычных программ обучения и разрабатывать высококачественные онлайн-курсы для размещения на таких MOOC-площадках, как Coursera. В российских вузах, не говоря уже об американских, созданы в университетах целые отделы по разработке таких онлайн-курсов. Это хорошо финансируется.
  8. Современные мультимедийные учебно-методические комплексы. Всё то, что продаётся на Amazon в части учебной ИТ-литературы от издательств Pearson, Cengage, Wiley, McGraw Hill и других, нужно закупать. Это качественный контент, но для университетов их стоимость неподъёмна.
  9. Почти все хорошие профильные учебные курсы известных мировых вендоров платные. А инициирование их закупки — серьёзные бюрократические процедуры. Было бы замечательно, если бы администрация Парка или резиденты закупали курсы и оплачивали обучение для перспективных преподавателей.
  10. Важно приглашать в Беларусь высокорейтинговых зарубежных профессионалов для проведения открытых лекций и занятий.
  11. Нужно поддерживать англоязычное образование. Отдельные дисциплины даже в рамках русскоязычных программ должны вестись на английском. На нашей кафедре мы это практикуем. Я сам веду дисциплину «Проектирование и эксплуатация информационных систем» на английском.
  12. Обновление учебных программ и непрерывное повышение квалификации.​ Компания Wargaming регулярно выпускает релизы World of Tanks. Пользователи платят — компания делает улучшения в продукте. В сфере образования должно происходить точно так же. Студенты не должны тратить деньги и свой самый ценный ресурс — время — на освоение знаний, которые носят теоретический, размытый характер и свободно доступны в интернете.

«Не нужно смотреть на вещи с позиции «так положено»

Владимир Федосенко, декан факультета повышения квалификации и переподготовки БГУИР, кандидат технических наук. 

  1. Мне близка идея факультета нового типа, где студенты сами бы выбирали курсы из готовых наборов, а консультанты помогали им. Думаю, в нём существенно возрастут требования к квалификации преподавателей. Даже на нашем факультете (факультет переподготовки) далеко не каждый вузовский преподаватель выдерживает, — по моим оценкам, около 20-30% от общего числа.
  2. Приглашать в качестве лекторов ведущих ИТ-специалистов.  
  3. Создавать новые образовательные программы при участии ИТ-компаний. 
  4. Если какие-то нормативные документы устарели, начинают тормозить процесс развития образования, считаю, что нужно инициировать процедуры их совершенствования, а не смотреть на это с безопасной позиции «так положено».
  5. Уделять больше внимания проектному обучению.  
  6. Развивать новые формы дополнительного образования взрослых, — например, видеолекции. Мы как раз сейчас начинаем работать над этим.
  7. Когда я был студентом, мы после лекций бежали в лаборатории при кафедрах, потому что там было все самое интересное и передовое. Сейчас эта функция сместилась в ИТ-компании. Хотелось бы, чтобы это движение происходило с участием преподавателей университетов. Много раз уже обсуждали с представителями отрасли, как уйти от чисто теоретических знаний к менторству, коучингу.
  8. Человек, который учит программистов, должен зарабатывать не меньше, чем эти специалисты в индустрии, при соответствующем повышении качества образования. Иначе будут продолжаться случаи перехода доцентов в учебные лаборатории ИТ-компаний, даже в роли джуниоров. Эта идея и у меня крутится в голове.
  9. Нужно поддерживать преподавателей, которые работают над саморазвитием и вкладывают душу в преподавание (к счастью, в БГУИРе таких людей немало).
  10. Наверное, придётся сократить сроки обучения.​

«Мы с Юрой Мельничком хотим объявлять несколько микрогрантов в год для поездок на топовые конференции по ML, CV».

Сооснователь EPAM Леонид Лознер.

  1. Поддержка исследований в областях, где современные ИТ технологии смыкаются с научно-исследовательской деятельностью: машинное обучение, большие данные.
  2. Хотелось бы видеть сильные лаборатории в вузах. Как это реализовать — непростой вопрос.
  3. Финансирование поездок на топовые конференции. Недавно у нас с Юрой Мельничеком родилась идея объявлять несколько микрогрантов в год для финансирования поездок на топовые конференции по тематике компьютерного зрения, машинного обучения. Сейчас мы (в большей степени должен признать я) буксуем на этапе формулирования критериев отбора. Буду рад получить конкретные идеи от читателей dev.by по любым коммуникационным каналам.
  4. Мне кажется, привилегированное положение айтишных дисциплин в ближайшей перспективе неизбежно. Но очень надеюсь, что и лидеры ИТ-индустрии, и регламентирующие органы проявят мудрость и мужество, и внесут вклад в укрепление Университетского (с большой буквы) образования, а не только айтишных ПТУ. Говорю как несостоявшийся физик. 
По теме
Все материалы по теме

«Шестиклассников на информатике учат создавать папки. Как они будут конкурировать с британскими школьниками?»

Алёна Мельченко, исследователь и менеджер образовательных проектов.

  1. Нужна общественная дискуссия о том, как будут приниматься такие решения (о расходовании средств из фонда ПВТ на образование, — прим. dev.by), кем и в интересах кого? Будет ли учитываться мнение ИТ-компаний, учителей, администраций школ, некоммерческих организаций, активистов, экспертов? Будут ли эти деньги направлять на проекты, связанные с точными науками, или это будет более широкий спектр, затрагивающий всё современное образование в целом? 
  2. Если бы меня спросили, чего точно не нужно делать, я бы ответила — просто забрасывать деньги в существующую систему. Образование получает 5% от бюджета страны — это нормальный показатель даже для развитых стран. Не факт, что, если мы вложим больше денег, станет лучше.
  3. Проектное, а не функциональное расходование дополнительных средств. Не в общий котёл, а на проекты, которые были бы акселераторами новых идей и практик.
  4. Нужны онлайн- или оффлайн-площадки для обмена опытом учителей. В прошлом году я была в Йоркском STEM-классе — это национальный центр повышения квалификации учителей STEM-дисциплин в Англии. Очень современное место. Курсы для учителей на его базе оплачивают сами школы, но потом им это компенсирует фонд, созданный совместно государством и частными компаниями.
  5. Реформа школьной информатики (ещё одна боль и стыд нашего образования) по образцу британской системы. Я писала статью о том, как создавали эту программу в Англии. В Англии детей с 1-го класса обучают computing — это смесь цифровой грамотности с использованием технологий для создания чего-то нового. В последние два года учёбы школьник может выбрать направление Computer Science и изучать его углубленно. Для сравнения: наших шестиклассников зачем-то учат создавать папки. Давайте представим, как белорусский школьник будет конкурировать с английским, если второму креатив в создании цифровых артефактов прививали с детства?  
  6. Если сейчас сложно предложить большую зарплату всем учителям, то через систему грантов и конкурсов самых выдающихся можно и нужно премировать. Плюс поощрять совместные проекты учителей разных дисциплин.
  7. В этом году в главном педагогическом вузе, БГПУ им М. Танка была закрыта специальность по техническому творчеству. На неё просто никто не хотел идти, все думают, что после выпуска будут вести кружок в каком-нибудь областном центре во Дворце молодёжи. Хотя на самом деле сейчас супервостребованы тренера по образовательной робототехнике. Но из-за того, что у специальности нет позитивного имиджа, никто за неё не болеет. Хотя в принципе она нужна ИТ-стране, школьному технопарку, который власти собираются построить.
  8. У нас есть маленькие частные музейчики науки, но они не получают поддержки от государства. Это тоже могло бы быть хорошим примером государственно-частного партнёрства. 
  9. В Беларуси нет большого современного музея науки, который стал бы хабом для популяризации науки, платформой, на которой реализуется множество проектов, ведутся занятия, лекции, открываются лаборатории. Если вы были в том же музее Коперника в соседней Варшаве, то понимаете, о чём я.

«Относиться к развитию образования нужно как к своему проекту — в том числе использовать метрики»

Сооснователь MSQRD Сергей Гончар:

  1. Нужно инвестировать в самые разные площадки для общения: STEM-центры, STEM-классы, хакатоны, сообщества, экскурсии для школьников и студентов в ИТ-компаниях. Я родом из Гродно, и в детстве даже подумать не мог, что когда-нибудь буду работать в Facebook. Почему? Когда я рос, мне было тяжело находить ребят по интересам. С Женей Невгенем я познакомился на школьной конференции, это был чуть ли не единственный человек, с которым было интересно поговорить на технические темы. 
  2. Гранты на ИТ-обучение. 
  3. В ИТ-компаниях есть люди, которые читают лекции в университетах. Такие кейсы заслуживают поощрения со стороны работодателя. У нас в Facebook, например, каждую неделю проходят ивенты, на которых сотрудники делают презентации на технические темы, то же самое можно организовывать для преподавателей в вузах. Есть такая поговорка: Rising water level lifts all ships, повышение уровня воды поднимает все корабли.
  4. Желательно подходить ко всему этому как к созданию своего продукта, в том числе следить за результатами с использованием метрик успеха.

«Все не могут быть айтишниками, не нужно перекладывать яйца в одну корзину»

Юрий Николайчик, проректор по учебной работе БНТУ:

  1. Инфраструктурные преобразования — закупка компьютеров, испытательных стендов, ЧПУ, 3D-принтеров, лабораторных наборов.
  2. Разработка автоматизированных систем для управления всеми бизнес-процессами в институте. Их можно создать вместе с ПВТ. Сюда можно отнести, например, разработку системы видеомониторинга и безопасности, учёта посещаемости, электронное расписание с напоминаниями о пересдачах, приглашениями на конференции, конкурсы и пр. Сейчас мы на этапе аккумулирования и проработки технического задания. Конечно, хотелось бы проснуться и увидеть, как всё это уже работает, но так ведь не бывает. Нужно всё самим создавать, причём так, чтобы оно работало и через 5-10 лет.  
  3. Фонд, из которого можно было бы финансировать перспективные идеи как преподавателей, так и студентов. В рамках своего вуза мы это уже делаем, у нас есть стартап-центр, который поддерживает креативные идеи. Но нужна более существенная поддержка.
  4. Статус преподавателя в вузе критически важен для развития самой системы образования. В Китае, например, учителя чувствуют себя привилегированно, не думают о деньгах и могут всё время посвящать науке, обучению студентов, генерированию идей.
  5. Повышать интерес к специальностям реального сектора. Да, ИТ сейчас на слуху, все хотят быть айтишниками. Многие технические специальности не популярны у абитуриентов, хотя критически важны для страны, потому что обеспечивают инженерную безопасность. Не нужно перекладывать яйца в одну корзину. Гораздо более эффективно поддерживать весь жизненный цикл экономики, тогда и будет успех.

«Когда учитель понимает, как организуется работа в команде проекта, он может внедрить эту модель в классе»

Ирина Адамович, учитель математики борисовской СШ № 20:

  1. Оснастить кабинеты химии, биологии, физики, географии и пр. необходимыми приборами и приспособлениями для проведения экспериментов. Школам нужны занятия, на которых дети погружались бы в решение реальных проблем.
  2. Развивать программы обмена опытом между педагогами: выездные тренинги, мастер-классы, публичные лекции, занятия по личностному росту, лагеря для учителей. Многие не выходят за рамки своего учреждения, им кажется, что они зажаты системой, но на самом деле им не хватает внутреннего чувства достоинства и свободы. Недавно я ездила по программе обмена в США и ощутила, что там каждый человек, даже простой уборщик, самодостаточен. 
  3. Обмен опытом между преподавателями и айтишниками. Нам, учителям, очень не хватает опыта взаимодействия с ИТ-компаниями. Когда учитель понимает, как работает модель, например, хакатона, или, как организуется работа в команде проекта, он может внедрить её в классе. Если нам удаётся подсмотреть что-то в ИТ, мы стараемся привнести это в наши занятия.
  4. Зарплаты учителей оставляют желать лучшего. Но просто повысить их — это ни о чём. Нужна система грантов для учителей.
  5. Существующей системы грантов для детей тоже недостаточно. Хотелось бы, чтобы школьники из деревень, далёких городов тоже могли получить денежное вознаграждение, подарок не только за успехи в освоении программы, но и за разработку конструкторских и технических решений. 
  6. Создание STEM-центров, STEM-классов. В нашей школе открыли кабинет робототехники, дети постоянно просят учителя физики, который заведует им, дать ключ. Когда был 6-й роботурнир, и ребята делали роботов-футболистов, Константин Александрович задерживался на работе, потому что детей ведь не выгонишь. Также мы учим детей питчить проекты, приглашаем экспертов, просим их задавать детям острые вопросы. Иногда вопросы учеников круче, чем у экспертов. Дети, которые раньше боялись говорить, сейчас научились выступать перед публикой.
По теме
Все материалы по теме

«Ценность специалистов, которые изучали ИТ-дисциплины вместе с гуманитарными, будет очень высока»

Создатель «Изобретающей машины» и интеллектуальной системы True Machina Валерий Цуриков: 

  1. Создавать новую образовательную среду — динамичную, способную быстро реагировать на изменения  в экономике и культуре.
  2. Проводить всевозможные стажировки и приглашать зарубежных преподавателей из лучших университетов читать белорусским студентам открытые лекции.
  3. Изучать ИТ-дисциплины совместно с гуманитарными науками. Это приведёт к появлению специалистов системного уровня, которые будут видеть картину целиком. Ценность таких специалистов будет очень высока.
  4. Выделять гранты самым достойным преподавателям и студентам, пусть суммарно они будут небольшие, но зато в большом количестве. 

«Никто не знает, каким будет образование через 10 лет»

Александр Хомич, директор Ассоциации «Образование для будущего»: 

  1. Инвестировать в системные проекты, которые развивают и улучшают качество образования, а не только в закупку оборудования.  Материальная база школ тоже нуждается в обновлении, но главное — это как её используют и как она влияет на знания, которые получают дети.
  2. Развитие STEM-образования. Но надо чётко понимать, что это прикладные науки, и решают они естественно-научные проблемы. Поэтому, в краткосрочной перспективе нужно развивать точные науки, в долгосрочной — естественные.
  3. Гранты — не решение проблемы, это все лишь механизм поощрения лучших. Значительного влияния на ситуацию в целом он не окажет.
  4. Вернуть престиж профессии педагога. Начать надо, безусловно, с повышения общего уровня доходов, но заработная плата — это лишь одна из задач, требующих решения. Например, независимо от того, сколько получают айтишники (а есть и такие, которые получают как педагоги), их профессия престижная и популярная и дело не только в зарплате. Вот когда педагог будет с гордостью говорить о своей работе, а его работа будет «модной», тогда и в образовании будет всё ОК. 
  5. Нужно много разнообразных образовательных проектов. В следующие 10 лет образование изменится до неузнаваемости, никто не знает, каким оно будет и как правильно строить новую систему, — ни в Беларуси, ни за рубежом. Поэтому чем больше проектов, чем больше независимых структур вовлечено в этот процесс, тем выше шанс нащупать правильный путь. Одних усилий государства недостаточно.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

GoWayFest 4.0 Online Edition Conference
11 июля — 12 июля

GoWayFest 4.0 Online Edition Conference

Минск

Читайте также

Число выявленных случаев коронавируса в Беларуси выросло до 64,6 тысячи
Число выявленных случаев коронавируса в Беларуси выросло до 64,6 тысячи

Число выявленных случаев коронавируса в Беларуси выросло до 64,6 тысячи

1 комментарий
Лукашенко поручил увязать зарплату у частников со средней на крупных предприятиях
Лукашенко поручил увязать зарплату у частников со средней на крупных предприятиях

Лукашенко поручил увязать зарплату у частников со средней на крупных предприятиях

8 комментариев
Плюс 71 компания. В ПВТ новый набор
Плюс 71 компания. В ПВТ новый набор

Плюс 71 компания. В ПВТ новый набор

В Беларуси 64,4 тысячи подтверждённых случаев коронавируса
В Беларуси 64,4 тысячи подтверждённых случаев коронавируса

В Беларуси 64,4 тысячи подтверждённых случаев коронавируса

2 комментария

Обсуждение

1

Если не заглядывать далеко, то сейчас насущная проблема в подготовке программистов - недостаток преподавателей с реальным опытом разработки. Основы дают многие курсы, есть литература, в интернете инфы хватает. Но если копнуть чуть глубже, все возможности получить более глубокие знания нет, особенно в регионах. Например в Могилеве единственный шанс где-то научится, это если Е-пам в группу возьмет. Но туда берут далеко не всех, и насколько я знаю на первое место при отборе выходит английский язык. А про школы я вообще молчу. Учебники по информатике написаны 10 лет назад.

Решить проблему можно только если крупные компании будут обязывать своих сотрудников участвовать в образовательных проектах ну и поощрять их соответственно. Желательно во всех школах организовать бесплатные курсы программирования для школьников, развивать школы робототехники.

А вообще чтобы деньги тратить, сначала нужно определить цели, которые хотим достигнуть, определить каких специалистов не хватает в ИТ. Похоже на то что нужны специалисты с двойной профессией, программист - и что нибудь еще, например врач, химик, инженер и т.д. Или вообще рассматривать программирование как дополнительный навык, а не как самостоятельную профессию. Мы же учим английский, но работаем не переводчиком, а используем его как навык.

3

Дочитал до слова "обязывать"

0

Не, ну а чО. Тимлидов обязывать отрабатывать преподами в вузах. Манагеров проектов - председателями колхозов. Топ манагеров - в райисполкомы и облисполкомы отправлять... Нехай показывают там искусство управления, доказывают полезность PMP сертификатов и т.д.
Во заживем!
IT Страна, IT Страна, IT Страна, аминь.

-9

1. Один миллион выделить образовательному центру ПВТ (на преподотелей, лаборатории, привлечение внешних менторов).
2. 500 тысяч ШАГу
3. 500 тысяч образовательному центру Белхард
4. 250 тысяч в виде доната образовательном платформе hexlet.io
6. По сотне небольшим ПТУ на колленке вроде TeachMeSkills) и прочим
7. 50 тысяч Android Academy
8. 50 тысяч выделить мне на Школу Брата Антония (я раздам 50 макбуков, и через 2 года эти деньги вернуться в бюджет в виде налогов)
9. Выделить гранты на создание онлайн курсов по технологиям (на русском языке): React Native, Unity, iOS, Android, .NET, Java и др. (по десятке за курс)

Остальное рассыпать на зарплаты и лаборатории в БГУ, БГУИР и БНТУ
(!) Обязать ВУЗы записывать лекциии топовых преподователей и выкладывать в сеть (как это делает Стэнфорд, MIT, и этот преподаватель физики из Одессы) — всех преподавателей учавствуйющих в записях — щедро примировать

6

ШАГ, Белхард, ... серьезно?) Это дно бесполезное, тем более что коммерческие продукты они и так зарабатывают.

-8

Дно — это культура общения местных айтишников

2

А зачему ШАГу. Бедлхарду. Может лучше сформирвать фонд стипендий для успевающих студентов ?

0

> Может лучше сформирвать фонд стипендий для успевающих студентов ?

Precondition:
я являюсь одним из так называемых лидеров крупнейшего в Беларуси сообщества iOS разработчиков - CocoaHeads Belarus. Меня многие просили найти преподователей для курсов (ПВТ, ШАГ и т.д.), мы даже исключение для публикаций этих вакансий сделали (вакансии обычно запрещены) и из почти тысячи активных участников сообщества несогласился ровно никто (я знаю максимум двух преподоваталей под айос).

Рекрутёров курсов удивляет почему никто не хочет преподавать за дополнительную 1.5-2К в месяц. Но айосники это попрежнему наиболее "зажратые" программисты.

Поэтому я считаю что упор должен быть сделан на стимуляции преподователей-программистов, и для этого компенсация должна быть от 5К, и тогда это возможно будет престижно и почётно, чтобы конкурс был, а не вот это вот всё. Поэтому, несмотря на то что курсы "коммерческие" я не вижу ничего плохого для того чтобы их поддерживать.

1

Фантазия на тему получения денежек от ПВТ на нужды собственных (в том числе) бизнес-проектов - это очень заманчивая фантазия, понять можно. Особенно после ПВТ 2.0 она даже звучит не такой и безнадёжной.

Только вот что взамен? Wistful, может, и резковато выразился, но я согласен: выпускники этих ваших ШАГов и БелХардов не создают впечатление некой массы, положительно выбивающейся из общего потока кандидатов на собеседованиях. И это мягко говоря.

Вы уводите разговор из плоскости "так ли вообще полезны эти курсы?" в плоскость "помогут ли денежные вливания их развить?". От этого создаётся впечатление, что пишет очередной ловкий делец. А "50 тысяч мне на [мою частную школу]" только усиливают это впечатление и вызывают улыбку.

0

>Только вот что взамен? Wistful, может, и резковато выразился, но я согласен: выпускники этих ваших ШАГов и БелХардов не создают впечатление некой массы, положительно выбивающейся из общего потока кандидатов на собеседованиях.

да, я бы и не стал ожидать что-то сразу после курсов, но есть мнение что после года хоть какой практики, у этих кандидатов начинает "разрываться линкедин" и становится достаточно востребованы. Поэтому если бы вы этих людей взяли на перспективу, и смогли сделать какие-то выводы - это было бы интересней.

рабочая формула которую я пропагандирую:
6 месяцев обучения + 6 месяцев лаб и работы за еду = хороший программист (хороший программист - это любой который платит налоги).

Тема войтишников достаточно широкая, и тут я 20 минут рассуждаю на эту тему:
https://www.youtube.com/watch?v=vV4NL_IL6ho

В своём изначальном посте я расписал конкретную концепцию "доната на образование в не зависимости от формы собственности", местная публика данную идею приняло весьма прохладно. Меня это немного удивило, но с "мольчаливым большенством" далеко не уедешь.

0

выпускники этих ваших ШАГов и БелХардов не создают впечатление некой массы, положительно выбивающейся из общего потока кандидатов на собеседованиях. И это мягко говоря.

стесняюсь спросить, к какой категории масс можно отнести вас? хаять огульно - это же так просто, да?
ну еще сложный вопрос: что вы конкретно сделали, чтобы что-то изменилось?

sol
sol
1

Для преподавателя который работает с группой, ставка в час 15-25$ (человек работает к ип).
Если взять 15$ в час, то по приблизительным подсчётам получим 160 * 15 = 2400 (минус налог по упрощёнке). Это означает работу на фуллтайм (если забыть что преподавание идёт по академическим часам).
Соответсвенно интересно сколько предлагалось работать человеку за дополнительные 1.5-2К в месяц?
По сути если взять рейты, которые я привёл выше, то получается это не подработка, а работа на 2 ставки

0

Если взять 15$ в час, то по приблизительным подсчётам получим 160 * 15 = 2400

а вы сможете столько времени выдержать темп, качество обучения? а знаете ли, сколько времени необходимо потратить преподавателю для подготовки к занятию?

ощущение диванного эксперта, в жизни не проведшего ни одного курса.

0

а почему такое разделение? почему не все шагу? или gdn& или белхарду? или еще кому-нибудь?

1

Вызывают улыбку высказывания в стиле "будут продолжаться случаи перехода доцентов в учебные лаборатории ИТ-компаний, даже в роли джуниоров". О каком уровне выпускников можно говорить, когда их подготавливают такие доценты. Тем более - какими менторами, коучами могу быть такие доценты!?

Как преподаватель информатики по основному образованию (не преподаю уже более 7-ми лет), хочу сказать, что начинать нужно не с повышения ЗП, премий, стипендий, а с помощи в реализации конкретных практических проектов, которые будут приносить пользу учебному заведению, заодно и прокачают преподавателей. Где брать запросы на проекты - да просто поговорите с преподавателями других дисциплин, коллегами по учебному заведению, наберется столько, что не будете успевать реализовывать.
Как автоматизируете все в ВУЗе - помогите школам - начиная, например, с проекта локальной сети и видео курса по ее организации, настройке IP адресов и т.п., по географии - проект обучения странам столицам, по труду - программку учета инвентаря, по физкультуре - удобную БД для внесения нормативов, для многих преподавателей будет полезна хорошая система для проведения тестов и т.п.

Основная мысль - нужны практические решения конкретных задач.
P.S. А вот уже по факту внедрения и получения пользы для конкретного заказчика - премии, повышение ЗП и т.п.

0

нужны практические решения конкретных задач.

а давайте начнем с перестройки классической системы, по примеру западной, когда каждое исследование начинается после доказательства его необходимости и спонсируется конкретным заказчиком. слабо?

3

Закину хорошую идею:
У каждого состоявшегося ITшника были те преподаватели, которые по его мнению, максимально повлияли на его становление как специалиста. У меня есть такие. Их, кстати, не так много. Это и вузовские преподаватели и школьные. И я точно знаю, кто сделал из меня классного инженера. Я очень им благодарен за это.
Теперь сама идея:
Почему бы каждому ВУЗу не сделать анкетку с единственным вопросом: "Кто из преподавателей максимально повлиял на вас, как на специалиста". Ну, что-то в таком роде. Далее ВУЗу останется добиться того, чтобы анкету заполнили сотрудники ИТ компаний. Детали, как провести анкетирование, опущу. Это решаемо.
А вот результаты будут интересными. И по результатам можно будет: премировать, грант дать, по телеку показать, интервью взять, планы на образование будущего выстроить, рейтинг преподавателей в стране поднять. С теми людьми, кто сделал ИТстрану. Кто ж, как не преподаватели ее делает? :)

1

Изначально надо определиться: либо мы делаем рефакторинг той образовательной системы, что имеем; либо, как мечтает Леонид Лознер и я думаю многие - попытаемся создать полностью новый современный Университет, а не икаженное ИТ-шным бумом ПТУ (это важно). Аккумулируя опыт и советской школы и передовых учебных заведений мира. И сделать его новым начиная от архитектурного плана здания, какая зеленая зона будет и заканчивая разработкой учебных планов, какие кафедры и направления должны быть, какие преподаватели должны быть и почему и т.д.

Я считаю, что даже условия и атмосфера в которой ты обучаешься многое решает. В частности на твоё желание находиться в этом университете, каждый день ходить в него, а не поскорее убежать в 4 стены общежития в виртуальный мир или парк с красивым лесом, вместо серого завода с разбитыми окнами (как Амкадор вроде бы возле БГУИР) .

Ведь иногда проще сделать что-то с нуля, чем тянуть тяжёлое наследие.

В итоге при успешности такого проекта - он будет маяком для остальных, а в случае неуспешности - будет обычным очередным универом, которых у нас много и будет плыть по течению, всё делать из под палки и [подставьте ваш вариант той реальности, с которой пришлось столкнуться получая высшее образование].

В общем хуже уже точно не сделать)

3

в чем собственно проблема с образованием? студенты выходят не подготовленные? так они и 15 лет назад выходили не подготовленные, к аутсорсу по крайней мере, и всему учили на местах. Мне кажется проблема не в том, что нельзя найти хороших специалистов, а в том, что не хватает вообще никаких специалистов для постоянно растущего количества кантор, всех разбирают еще на первом курсе. Нужно деньги вкладывать в пропоганду программирования и в увеличение количества мест для обучения, пусть и посредственных. Все равно без реальных проектов программистом не станешь.

3

Вообще не вижу смысла студентам ездить на топовые конференции, только если печенек нахаляу поесть. Начинающим нужно базу осваивать, а для этого есть куча открытых онлайн материалов и книг. Конфы полезны только тем, кто уже профи и ищет прикольные новинки, которые еще не успели добраться до учебников.

0

ПВТ - государственное предприятие и не может "дать деньги". У него могут забрать деньги (в инновационный фонд или еще куда), либо оно может провести тендер и что-то купить (например образовательные услуги).

0

“никто не знает, каким оно будет и как правильно строить новую систему, — ни в Беларуси, ни за рубежом”
Вы серьезно???... и это экспертный ответ? Половина опроса провели по сути у иждивенцев...

Задайте эти вопросы тем, кто эффективно работает на этом рынке - частным школам/ссузам/вузам. Именно они на передовой в построении и изучении моделей образования будущего.

Если есть желание действительно правильно потратить эти, относительно небольшие, деньги, то в моем представлении как налогоплательщика, это должны быть стратегические инфраструктурные решения:
- Создание информационной платформы (с AI) которая позволяет и помогает строить индивидуальные образовательные траектории учеников любого возраста + помощь в профориентации.
- инвестиции в высококачественный образовательный контент с акцентом на VR\AR. Как академический так и проектно ориентированный с высоким уровнем межпредметных связей. Сначала для айтишечки потом и по школьным предметам.
- любые активности способствующие знакомству обучающихся с реальной практикой и проектным обучением. т.е. выдача грантов на конкурсной основе на создание лабораторий при IT компаниях.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже