«Система образования мертва». Бывший сотрудник минобра делится мнением про белорусскую школу

Школа в эпицентре вторую неделю: Александр Лукашенко заявил, что, тем, кто не разделяет государственную идеологию, в школах не место. А остальных нужно «защитить от нападок». Учителя в ответ вышли с плакатами к зданию министерства образования. Затем председатель мингорисполкома Анатолий Сивак отметил, что частных учреждений образования становится много, и ситуацию с ними «надо брать под контроль».

9 комментариев
«Система образования мертва». Бывший сотрудник минобра делится мнением про белорусскую школу

Школа в эпицентре вторую неделю: Александр Лукашенко заявил, что, тем, кто не разделяет государственную идеологию, в школах не место. А остальных нужно «защитить от нападок». Учителя в ответ вышли с плакатами к зданию министерства образования. Затем председатель мингорисполкома Анатолий Сивак отметил, что частных учреждений образования становится много, и ситуацию с ними «надо брать под контроль».

dev.by поговорил обо всём этом с преподавателем, автором проекта «Народный учебник», разработчиком системы дистанционного обучения в Гродненском государственном университете им. Янки Купалы и Национального образовательного портала и экс-сотрудником министерства образования Сергеем Ольшевским.

Что происходит в школах — раскол?

Я бы назвал это не расколом, а скорее, агонией, судорогами — никак не меньше: уже почти все осознали, что существующая система образования мертва. 

Учителя возмущены — они недоумевают, на каком основании президент говорит: тех, кто не хочет следовать нашим принципам, «в школе быть не должно». Разве идеология закреплена у нас на уровне государства? 

Какой процент учителей возмущён, по вашим оценкам?

Хотелось бы верить, что порядка 20%, но реально вслух об этом говорят 5-10%. Давайте грубо посчитаем: из 100 тысяч белорусских педагогов порядка 20% — пенсионеры, остаётся 80 тысяч учителей. На марш учителей вышло порядка 3 тысяч человек, то есть и того меньше — 3%.

А остальные?

Запуганы, и поэтому молчат. Кто-то из них говорит, что они «просто устали», и «не хотят, чтобы их трогали», кто-то — что они «ничего не решают». Ещё есть те, кому «есть, что терять». Всё это люди со стокгольмским синдромом: они уже полюбили своего мучителя.

А может, они просто «тихо делают своё дело»? 

Знаете, я много общаюсь с учителями, и часто слышу от них: «Ну, а кто будет учить детей?..» и «Мы же просто учителя», — но всё это слова-слова, которые произносятся, чтобы оправдать себя.

Большинству уже понятно, что точка невозврата пройдена — так, как было, уже не будет. Просто не может быть, потому что люди в стране это не могут принять. А учителя топчутся на месте, боясь сделать шаг вперёд: «Ну, а что же будет, если все уволятся — дети останутся без образования». И хочется в ответ спросить: «А что есть?»   

Многих ещё останавливает отсутствие финансовой подушки безопасности — они боятся уходить «в никуда». Хотя буквально на днях мне написала коллега, рассказала, что они с мужем уволились из школы из-за того, что их заставляли идти на провластный митинг с формулировкой: «Либо идёшь, либо увольняешься». Они ушли, и как раз «в никуда». Коллега тогда написала: «Страшно или нет, но дальше так уже не может продолжаться». 

Таких примеров немало. Их стоит приводить, чтобы учителя, наконец, уже поняли: пора определиться, вспомнить, что это действующая власть увеличила им нагрузку, заставила заниматься всякой ерундой…

Что вы имеете в виду?

Пресловутый «всеобуч», который сбрасывают на учителей, обходы с проверкой печного оборудования в частных домах и пожарных извещателей в квартирах. Я даже знаю, что некоторые педагоги получали поручения проверить исправность электропроводки в районе.

Таких историй — тысячи, я публиковал их на сайте «Народного учебника». Но постоянно появляются новые, потому что учителя соглашаются на это с формулировкой: «Мы же люди системы», «Мы же единственная опора — кого ещё попросить?!.» Хотя я считаю, что пора уже, наконец, определиться, кто они: учителя либо «люди системы». 

Вы привели в пример учителей, которые уволились, потому что не хотели участвовать в провластном митинге. Есть ещё один, хорошо известный многим: «учитель года» Анна Северинец, которой не продлили контракт из-за стихотворения о Коле Лукашенко, присоединилась к команде Stembridge. И всё же, эти случаи единичны?

Статистики у меня нет, но в моём окружении достаточно людей, которые ушли из школ: кто-то — в ИТ, кто-то — в частные учреждения. Хотя моя выборка не репрезентативна, потому что я изначально общаюсь с учителями, которые против всего этого. 

На прошлой неделе минобразования отрапортовал у себя в Telegram-канале о том, что паспорта готовности подписаны для 99,6% учреждений образования. То есть, школы укомплектованы всем необходимым, в том числе штатом. Хотя вы можете зайти на jobs.tut.by и посчитать объявления, сколько требуется учителей, — я сам насчитал 412. 

Понять, каков на самом деле отток учителей из школ, можно будет, когда ГИАЦ минобразования опубликует свой статистический сборник. И тем не менее, что-то мне подсказывает, что мы увидим интересную картину, потому что ещё в прошлом году преподавательские коллективы школ на 20% состояли из пенсионеров. Посмотрим, что будет в этом. 

В разговоре до интервью вы отметили, что многих учителей к мысли об уходе подтолкнул коронавирус.

Да, ситуация с коронавирусом сильно этому способствовала: система показала свою неработоспособность, учителя остались «крайними». Минобр развёл руками — делайте, что хотите, разгребайте, как сможете, — у нас ничего нет. Ну, а выборы для многих стали просто последней каплей. 

Лукашенко на прошлой неделе призвал министра образования «защитить учителей от всяких нападок». Вы сами слышали от учителей о «наездах» и угрозах в их адрес?

Я тоже учитель, но на меня никто не нападает. Наоборот — на прошлой неделе один родитель, который увёл своего ребёнка из школы по политическим мотивам, сказал, что рад, что «такие учителя ещё есть». 

Будем объективными: если вам угрожают, пишите заявление в милицию, и пусть там заводят дело и расследуют. Что вы молчите? Заявляйте об этом публично! Пока, как я знаю, максимум, что позволили себе выпускники, — принести дипломы и аттестаты к воротам школ, чтобы вернуть их. Это не «наезд», это их позиция — им стыдно за своих учителей.

Минобразования готовится к новому учебному году. На днях министр Игорь Карпенко заявил, что разработка единой платформы для дистанционного обучения в Беларуси будет завершена до конца 2020 года…

О, я эту песню ещё весной слышал. 

И тем не менее, как человек, который пристально следит за этой темой, что скажете — получится?

Знаете, не так давно я разбирал у себя в Facebook ролик, который министерство показывало учителям как пример контента. Описать можно одной фразой из песни Бьянки: «звук — (плохой)».

Я уже понимаю, что получится, — очередной пшик: контент отдали на откуп обычным учителям, чтобы те склепали «на коленке» видосы, по ИТ-компаниям бросили клич «высказать своё мнение о наборе сервисов», даже заявили, что готовы включить в проект айтишников — но это просто очередное латание дыр.

Поясните, что вы имеется в виду под словами «бросили клич»?

В конце апреля ГИАЦ минобразования разослал ряду ИТ-компаний письма с просьбой включить в рабочую группу по разработке платформы представителя их компании. Но в списке даже EPAM не было. 

Я скажу так, в 2014–2015 году в рамках проекта от Microsoft на серверах ГИАЦ мы уже развернули нечто подобное тому, что сейчас реализовано в Литве. Но потом вдруг пришло указание сверху: «Это не нужно». 

Кто-то со мной не согласится и, возможно, приведёт в пример Чехию, где на хакатоне программисты-энтузиасты бесплатно сделали сервис для министерства транспорта, потому что считали неразумным тратить на это 16 миллионов евро из казны. Но я возражу в ответ, что система дистанционного образования так не делается. На каждом этапе её создания должны работать профессионалы: учителя-методисты, сценаристы, режиссёры, звукооператоры, светотехники и прочие.

Вы посмотрите, сколько в Youtube контента — и со всем этим будут конкурировать «видосы», снятые на обыкновенный телефон, даже без «петлички», без профессионального света, но с эхо? Это точно не контент, который захотят потреблять ученики. 

Портал rebenok.by сообщает, что спрос на частное образование в этом году «ажиотажный». О росте частных школ рассказал и председатель мингорисполкома Анатолий Сивак на педагогическом форуме. По его словам, в прошлом году их было 12, сейчас уже 18. 

Я сотрудничаю с такой школой, и могу сказать, что спрос на новое образование, а также на индивидуальные планы, в том числе в частных школах, растёт год от года. Но ещё очень важно — растёт спрос на образование за пределами Беларуси, о чём минобразования даже не думает.

Понимаете, было бы желание: найти сегодня в России онлайн-школу, чьи аттестаты признаются у нас, — вообще не проблема. И ребёнок больше не под контролем.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Белорусы хотят создать онлайн-школу без госидеологии
Белорусы хотят создать онлайн-школу без госидеологии
Белорусы хотят создать онлайн-школу без госидеологии
4 комментария
Взломать систему. Отец 15-летнего разработчика — про домашнее обучение и работу в компаниях
Взломать систему. Отец 15-летнего разработчика — про домашнее обучение и работу в компаниях
Взломать систему. Отец 15-летнего разработчика — про домашнее обучение и работу в компаниях
Чиновники от образования называют Сергея Корнилова «неуёмным»: он постоянно что-то предлагает — хакатоны для школьников, митапы с участием стартаперов, — инновационные формы обучения. У Сергея трое сыновей, двое из них айтишники. Причём младшему Николаю всего 15, он учится в 9 классе, но уже несколько лет работает программистом.
47 комментариев
Белорусский багхантер № 1 купил школьнику билет на международную олимпиаду. Тот выиграл
Белорусский багхантер № 1 купил школьнику билет на международную олимпиаду. Тот выиграл
Белорусский багхантер № 1 купил школьнику билет на международную олимпиаду. Тот выиграл
10 комментариев
«Зачем? Почему бесплатно?». Как папа-айтишник хотел учить программированию в минской школе, а ему не разрешили
«Зачем? Почему бесплатно?». Как папа-айтишник хотел учить программированию в минской школе, а ему не разрешили
«Зачем? Почему бесплатно?». Как папа-айтишник хотел учить программированию в минской школе, а ему не разрешили
35 комментариев

Обсуждение

1

Какой процент учителей возмущён, по вашим оценкам?
Хотелось бы верить, что порядка 20%, но реально вслух об этом говорят 5-10%. Давайте грубо посчитаем: из 100 тысяч белорусских педагогов порядка 20% — пенсионеры, остаётся 80 тысяч учителей. На марш учителей вышло порядка 3 тысяч человек, то есть и того меньше — 3%.

ххххххххххххххххххххххххххх

прослезился... в МВД то же самое...

Ребята блть - в МВД !!! 1% решились на активные действия с увольнением.

arseniy-zuev
arseniy-zuev Teamlead ябатек в dev.by
8

Ну а что, а кто по Вашему изначально идет в эти структуры работать? Человек с активной гражданской позицией, амбициями и прочим? В эти структуры изначально идут часто те, кто на свободном рынке боится оказаться невостребованным, а так "бедньенько, зато есть до пенсии работа" и чего удивляться, что люди, изначально боящиеся увольнений боятся увольняться?

4

вы немного не поняли про что я - силовая организация у нас запуганная...

а бойня от ОМОНа - результат идеологии запугивания служащих МВД.

Я вот единственное чего не понял - это ж как надо бояться что бы прямым ходом идти под одну из тяжелых статей УК.

-16

Мне не нравится, что статья политизирована, поэтому остаётся неприятный осадок после прочтения. Я считаю, что на портале разработчиков не место политике, каждый должен заниматься своим делом. Не ясно, почему руководство dev.by это не понимает!

Согласен, что наше образование не то, что нужно белорусам, мы порядком не дотягиваем до советского образования, которое считалось одним из лучших в мире и над этим нужно работать. Только для этого, на мой взгляд, нужно организовать белорусский научный форум и решить как будем жить дальше в новом мире, а мир в ближайшие годы очень изменится. Для этого нужно делать шаги по организации такого форума, эту мысль нужно донести до руководства страны, тогда будет положительный результат.

По поводу удалённого образования. Я противник удалённого образования в любом его виде, потому что не может ребёнок получить хорошее образование вне социума, без живого контакта с другими детьми и преподавателем и прочего, есть масса моментов, которые могут объяснить только профессиональные преподаватели. То что делали якобы у нас с удалённым образованием, понятно любому через какое место это делали, в итоге потратили кучу денег, а результата нет – обычное дело, но может и к лучшему, просто не нужно вообще выделять деньги на это, ещё раз подчеркну удалённое образование – это путь на дно!

4

Как можно не политизировать статью на портале разработчиков, когда каратели по приказу самопровозглашенного похищают разработчиков?

2

Я считаю, что на <вставьте любое место> не место политике, каждый должен заниматься своим делом

Вот именно поэтому мы имеем что имеем, большинство решило что они вне политики но как "неожиданно" оказалось - все политика.

Siarhei Halip
Siarhei Halip Senior Java Developer в BelitSoft
1

"советского образования, которое считалось одним из лучших в мире"

Это вы про то образование, обладатели которого "заряжали" трёхлитровые банки с водой перед телевизором?

5

Учителей загнали на дно еще до этих выборов.
Они как медики, только еще хуже.
Партия говорит - учителя бегут исполнять. Ведь кто не выполнит - уволят или не продлят контракт.

И это связанно с субботниками, бесплатными выходами на работу, ремонт в классах своими руками и за свои деньги (если ученики не помогут), выходы на праздники, концерты, сбор макулатуры, поборы на помощь кого-то, обязательная подписка... Список очень долгий.

Их сделали рабами задолго до этих выборов. Поэтому и в комиссию ставят.. ;-)

2

Так работает любое гос.предприятие. но даже там можно оставаться достойным человеком, а между их угрозами и действиями - довольно большой промежуток.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже