Ещё $1 миллиард. «Железные» компании о том, как увеличить выручку в ПВТ. + Карта белорусского хардвера

Хардвер
13 сентября 2018, 09:09
Ещё $1 миллиард.

После Декрета о развитии цифровой экономики количество хардверных резидентов ПВТ выросло до 24 из 292 компаний (данные Парка). Компании рассказывают, как пользуются «освободившимися» от налоговых льгот деньгами, и чего им еще не хватает, чтобы зарабатывать ещё $1 миллиард (в дополнение к $1 млрд — выручка компаний в ПВТ в 2017 году).  

Напомним, что одна из самых привлекательных льгот ПВТ касается налогов на зарплату. Взнос в Фонд социальной защиты населения  (ФСЗН) компании в Парке уплачивают не с реальной зарплаты специалиста, а со средней по Беларуси. Размер взноса — 35%. Он создает наиболее значимую нагрузку, которая тормозит развитие предприятий, заметно влияет на цену продукта и ограничивает возможность выплаты высоких зарплат специалистам. Ещё в Парке действует более низкая ставка подоходного налога на зарплату для сотрудников — 9%, остальные белорусы платят 13%.  

«Многие наши приборы дороже золота»

— Льготы ПВТ позволяют привлекать сотрудников. А если есть мозги, отрасль развивается. Даже 4% разницы в налоге на зарплату при оплате труда высококвалифицированных специалистов играют существенную роль. Еще более важной, конечно, является льгота по ФСЗН. В последние годы была тенденция, когда в ПВТ уходили лучшие сотрудники из приборостроения. Это было логично, поскольку для них там созданы наилучшие условия, — говорит Людмила Антоновская, глава международного холдинга «Полимастер», председатель Совета Ассоциации «Инновационное Приборостроение». — В прошлом году мы говорили с администрацией ПВТ, чтобы донести  нашу позицию до людей, которые занимались разработкой декрета. И мы очень благодарны за то, что нас услышали. 

У многих хардверных компаний зарплата занимает значительную долю в структуре затрат, при этом она может быть очень разной в зависимости от специализации компании, наличия у нее производства и склада.

  • 60% — зарплата в структуре затрат в группе компаний «Полимастер».
  • 83% — в компании Promwad.
Сотрудник Promwad работает над программной частью платы.

Сотрудник Promwad работает над программной частью платы.

Некоторые из устройств, которые производит Promwad, например роутер, рация, эхолот, датчики для iPhone.

Некоторые из устройств, которые производит Promwad, например роутер, рация, эхолот, датчики для iPhone.

 — «Полимастер» несомненно является высокотехнологичной компанией — доля интеллектуальной собственности в стоимости нашего продукта высока: многие наши приборы дороже золота по соотношению масса к стоимости, — говорит Людмила Антоновская.

Виталий Мозолевский, соучредитель компании Promwad, которая проектирует под заказ серийные устройства и программы, продолжает тему:

— Мы ведь продаем не продукт сам по себе, а рабочее время наших инженеров и дизайнеров, которые создают этот продукт для клиента. Мы не можем перепрыгивать цены, которые есть сегодня на рынке. Наши конкуренты — поляки, сербы, украинцы — могут реализовать тот же проект за меньшие деньги. Благодаря льготам мы сможем успешнее с ними конкурировать.

Подготовить разработчика «харда» так же дорого, как и лётчика

Решать вопрос себестоимости продукта за счет снижения зарплат сотрудников крайне сложно — отрасль нуждается в инженерах узкой и часто довольно редкой квалификации.

 — Самая большая проблема, с которой мы столкнулись, — это нехватка квалифицированных специалистов, — говорит Руслан Павлов, директор витебского предприятия «ЛАЦИТ — лаборатория цифровых технологий», бывшего ИТ-подразделения обувного холдинга «Белвест». Компания занимается несколькими направлениями: системами управления предприятием, созданными на основе интегрированной с собственными программными продуктами платформы SAP, автоматизацией и продвижением электронной коммерции и роботизацией производственных процессов пошива обуви.

Сотрудник Promwad демонстрирует беспроводный усилитель Qoobi One, который разработала компания.

Сотрудник Promwad демонстрирует беспроводный усилитель Qoobi One, который разработала компания.

— Сейчас по направлению робототехники мы проводим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, — говорит Павлов. — Ведутся разработки, связанные с машинным зрением и обучением нейронных сетей. Для начала серийного производства понадобится больше специалистов. Нам нужны уникальные компетенции. Мы находимся в поисках конструкторов со знанием и опытом 3D-моделирования в специализированных программных продуктах, таких как Siemens NX или Dassault Systeme CATIA. Этот софт очень активно используется для разработки в автомобильной, авиационной, кораблестроительной промышленности и ряде других сфер. Исторически сложилось так, что подобная промышленность в Беларуси отсутствует, а потому и такие специалисты отсутствуют как класс.

— Мы стремимся привлекать из других стран электронщиков, embedded-разработчиков и конструкторов, которые участвовали в сложных проектах, в том числе связанных с подводными лодками и космическими кораблями. Люди едут к нам за интересным проектом, который в короткой перспективе обещает совершить революцию в обувном бизнесе.

— Зарплата у нас не выше рыночной, но за счет экономии на ФСЗН мы можем делать ее более привлекательной как для состоявшихся профессионалов, так и для молодых специалистов.

Рабочий готовит к загрузке в станок для обработки одну из деталей расходомера топлива. Technoton, производство на заводе в Вилейке.

Рабочий готовит к загрузке в станок для обработки одну из деталей расходомера топлива. Technoton, производство на заводе в Вилейке.

Кадровые проблемы, с которыми сталкиваются сегодня хардверные компании, связаны с системой образования в Беларуси. Подготовка инженеров, которые работают с железом, — длительный и дорогостоящий процесс. Он требует не только участия профессиональных преподавателей, которые постоянно повышают свою квалификацию, но и дорогостоящего оборудования. Ситуация усложняется ещё и тем, что разным хардверным компаниям нужны специалисты разного профиля.

— Преподавательский состав вузов стареет, а молодежь не хочет идти преподавать из-за низких зарплат. Мы, как и другие компании, стараемся сотрудничать с институтами, чтобы готовить кадры, — говорит Виталий Мозолевский. По его словам, с первых дней работы в ПВТ Promwad сотрудничал с БГУ и БГУИР. В БГУ сотрудники компании  готовили учебный курс «Программирование встраиваемых систем», читали лекции и проводили лабораторные работы на факультете прикладной математики. Несколько лет назад специалисты Promwad преподавали на факультете компьютерного проектирования БГУИР, а в этом году начали активно работать с Полоцким государственным университетом. Помимо этого, технические эксперты Promwad индивидуально работают со студентами в своем инженерном центре и курируют подготовку курсовых и дипломных работ. Каждый год компания приглашает всех желающих на бесплатную стажировку с возможностью трудоустройства.

Сотрудник обрабатывает одну из деталей расходомера топлива, производство Technoton.
Сотрудник обрабатывает одну из деталей расходомера топлива, производство Technoton.

При этом компании не могут серьезно влиять на подготовку студентов в вузах.

— У нас нет возможности платить конкретным преподавателям. Мы можем поддерживать только институт как организацию, а там деньги размазываются на всех тонким слоем, и это не дает никакого эффекта, — говорит Мозолевский. — Подготовить разработчика харда — это долго и дорого, как летчика готовить. Физические процессы в электронике сложные и разнообразные, нужно делать компьютерное моделирование. И цена ошибки выше, чем в софте. Многие стартапы, которые хотят заниматься железом, не способны сходу оценить все риски и сложности разработки, поэтому чаще терпят неудачу. В рамках ПВТ мы будем совместно искать механизмы, чтобы улучшить ситуацию в образовании. Наша цель — синхронизировать учебные курсы университетов с реальными запросами рынка, чтобы выпускники могли работать над коммерческими проектами сразу после получения диплома. Теперь, когда мы занимаемся в рамках ПВТ не только софтом, но и электроникой, можно будет расширять сотрудничество с вузами в новом направлении. Например, в этом году у нас проходили практику студенты по специальности «Промышленный дизайн». Надеемся, скоро подключатся инженеры-схемотехники и системотехники. Мы с коллегами не конкурируем за рынок, он огромный. А вот людей, способных делать продукт, не так много. Конкуренция за человеческие ресурсы все выше,  и мелким компаниям тяжело конкурировать с большими. Я надеюсь, что в рамках ПВТ небольшие компании смогут объединиться, чтобы искать решение кадровых вопросов.

Хардверные компании подумывают о том, чтобы объединиться в рамках ПВТ, чтобы сообща выходить на уровень государственных органов со своими идеями. Виталий Мозолевский:

— Одна компания — это не показатель состояния отрасли, но если есть некий кворум, то вопрос может стать предметом переговоров с государством. Чем больше будет хардверных компаний в ПВТ, тем больше шансов, что нас услышат.

$500 тысяч в год — экономия для одной компании 

Налоговые льготы позволяют хардверным компаниям не только привлекать новых сотрудников, но и разрабатывать новые продукты, а в некоторых случаях — развивать новые направления деятельности.

Владимир Поплавский, директор компании Technoton Engineering, говорит:

— Деньги, которые ушли бы в налоги, уходят в развитие. Мы всё отправляем в разработку. 

Technoton Engineering — дочерняя компания Technoton, которую создали в 2015 году в результате реорганизации, когда в самостоятельные структуры выделили производство, разработку и продажи. Technoton Engineering стала резидентом ПВТ, когда в 2015 году разрешили вступать разработчикам хардверных продуктов. За три года участия в ПВТ штат компании увеличился на треть, инженеры разработали собственный продукт — универсальную телематическую IoT платформу. По сути это программно-аппаратный «конструктор», из которого можно быстро создавать умные устройства для удаленного измерения, контроля и диагностики: смарт-датчики для индустриального и бытового применения, телематические приборы для контроля сложных машин.

Работница предприятия припаивает компоненты к плате датчика уровня топлива, производство Technoton. 

Работница предприятия припаивает компоненты к плате датчика уровня топлива, производство Technoton. 

Частично собранные датчики уровня топлива, Technoton.

Частично собранные датчики уровня топлива, Technoton.

— Фактически вступление в ПВТ дало нам возможность развивать компанию Technoton Engineering как самостоятельную структуру, разработчика новых продуктов,  — говорит директор компании Technoton Александр Каплунский.

Кстати, примерно так же в своё сделала компания Promwad: разделилась на два юрлица. Дочерняя компания, специализирующаяся на софтверной разработке, стала резидентом ПВТ пять лет назад.

Людмила Антоновская говорит, что по подсчетам, сделанным компанией «Полимастер» (собираются скоро подавать документы на вступление в ПВТ), экономия на налоговых отчислениях может составить для одного приборостроительного предприятия порядка $500 тысяч в год:

— Создание нового продукта обходится в сумму от $100 до $300 тысяч. Поэтому можно рассчитывать, что в год мы сможем выводить на международный рынок три новых продукта. Подсчитать экономический эффект от этого можно лишь приблизительно.

— Венчурные инвесторы считают, что если на рынок выведено три продукта, один из них получается очень прибыльный, другой убыточный, третий — ни туда ни сюда. Если делать такой приблизительный расчет, дополнительный доход от новых продуктов может составить от $1 до $3 млн долларов в год.

Людмила Антоновская считает, что массовое вступление в ПВТ хардверных компаний может позволить удвоить выручку Парка:

— Как известно, выручка ПВТ по итогам 2017 года составила порядка $1 млрд долларов. Согласно данным Ассоциации Приборостроителей, сегодня в Беларуси около 100 предприятий занимаются электроникой и приборостроением. Если взять среднее значение выручки для компании в размере около $10 млн долларов и умножить на 100 компаний, получится еще один миллиард долларов. Таким образом, по экономическому эффекту приборостроительная отрасль соизмерима с ИТ. Разумно развивать электронику и приборостроение, поскольку это означает развитие для страны. Это интересные инновационные отрасли, которые создают рабочие места.

Обсуждение