OSTIS-2017: как науке и бизнесу в Беларуси сообща развивать искусственный интеллект

22 февраля 2017, 09:42

В минувшие выходные БГУИР организовал 7-ю Международную научно-практическую конференцию OSTIS-2017, где более сотни учёных из 6 стран обсуждали актуальные вопросы в области искусственного интеллекта. Одним из центральных моментов мероприятия стал круглый стол, на котором профессура и представители бизнеса обсуждали, как им лучше взаимодействовать для общего блага. Об этом — в репортаже корреспондента dev.by.

Читать далее

Звёздный час для кафедры ИИ

Доктор технических наук, заведующий кафедрой интеллектуальных информационных технологий БГУИР Владимир Голенков отметил, что для специальности «Искусственный интеллект» настало золотое время.

«Последние годы мы наблюдаем повышенный интерес к искусственному интеллекту. Наша кафедра, около 22 лет выпускающая специалистов в этой области, наконец-то стала востребованной», — сказал он. 

Владимир Голенков. Фото: Пресс-служба БГУИР

По словам Владимира Васильевича, это уже не первый ажиотаж вокруг ИИ. Подобный всплеск наблюдался в начале 80-ых, но «закончился ничем». Поэтому перед преподавателями стоит ответственная задача — «не разочаровать студентов».

«Мы должны погрузить молодёжь в востребованное цивилизованное будущее, а не в период каких-то разочарований и обвинений в адрес «яйцеголовых» специалистов ИИ, которые преувеличивают свой естественный интеллект», — сказал профессор.     

Тема взаимодействия науки, образования и бизнеса обсуждалась на конференции не в первый год, но ранее стороны «выпускали пар» недовольства друг другом.

«Интеллектуальные системы — это особый класс систем, где без тесного взаимодействия разработчиков и тех, кому это нужно, сделать хороший продукт не получится, — говорит учёный. — Если я буду создавать базу знаний на основе документации, там может быть уйма ошибок, недостоверных данных, да и само ТЗ — устаревшим. Поэтому нужны регулярные встречи, обмен мнениями, уточнения, споры — это процесс совместного творчества, требующий инвестиций. Иначе нельзя».

Многие профессора, в том числе и приезжие, поддержали Голенкова.

«Бизнес должен существовать в научной среде, — заявил председатель Совета Российской ассоциации искусственного интеллекта (РАИИ) Олег Кузнецов. — Крупные компании могут инвестировать в образование, устраивать семинары и конференции. А организации поменьше могут создавать совместные проекты и рабочие площадки».    

Как в Кремниевой долине: бизнес-инкубатор для науки и бизнеса

У представителей бизнеса видение ситуации схожее.

Экс-технический директор Itransition Юрий Зеленский пояснил, что ему не хватает конкретного места для общения.

«Мне хотелось бы, чтобы было какое-то научное сообщество, в которое я мог бы обратиться со своим вопросом и получить на него ответ. При необходимости на моём примере учёные проводили бы исследования, тестировали уникальные разработки и — по итогу — давали практические советы. Аналогично сотрудничают наука и бизнес в Кремниевой долине», — сказал он.

Юрий Зеленский. Фото: Диана Васильева

Голенков добавил, что мотив такого сотрудничества взаимный, поскольку большинство людей, занимающихся технической наукой, хочет, чтобы разработанная ими система имела практическое применение независимо от того, чьим именем будет названа.

Президент РАИИ Геннадий Осипов предложил создать площадку, на которой учёные размещали бы описания исследований, а представители бизнеса — сообщали бы, какие технологии им нужны в данный момент. «Интеллектуальная система на основе анализа текста, которую я берусь сделать, будет находить запросы заказчиков и соответствующих им исполнителей», — заявил профессор.

Соучредитель минской аутсорсинговой компании ITRex Group Юрий Корвель предложил учёным помощь в продаже их технологий бизнесу. По его словам, бизнес зарабатывает деньги, потому что умеет продавать.

«У нас было несколько сценариев, когда мы пробовали взаимодействовать с университетами. Сейчас мы снова предлагаем свою помощь в формировании пакетных предложений ваших технологий для того же бизнеса», — сказал менеджер.

Виталий Никуленко, директор «СофтГарантСервис», автоматизирующей госпредприятия,  порекомендовал создать для бизнеса и науки что-то по аналогии бизнес-инкубатора.

«Во-первых, у этой площадки должны быть свои средства информирования: портал, канал или газета, — сказал он. — А, во-вторых, внутри этой системы должна быть налажена подготовка людей, которые стали бы «интерфейсом» между двумя отраслями. Эти люди выполняли бы те же функции, что и бизнес-аналитики в ИТ-компаниях». 

Сменить офис на аудиторию: из менеджера в преподавателя

С готовым рецептом симбиоза бизнеса и образования выступил завлабораторией робототехнических систем Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси Григорий Прокопович. Он отметил, что работает «и в науке, и в бизнесе», потому имеет собственное решение.

«Нужно создать интернет-ресурс или группу, из которой студенты узнавали бы о конкурсах и челленджах, заключающихся в решении сложных производственных задач. База данных должна быть сформирована на основе реальных задач, предоставляемых ИТ-компаниями. Конечно, с их сбором могут возникнуть трудности, поскольку многие компании скрывают то, чем они занимаются, под предлогом конфиденциальности. Поэтому нужна группа людей, которая бы изучала проблемы ИТ-компаний, формулировала задачи и ставила их студентам. А решение таких заданий рассматривалось как работа над курсовой», — предложил Прокопович.

Декан факультета информационных технологий и управления БГУИР обратился к ПВТ с просьбой выделить одного или двух менеджеров, которые бы два раза в неделю приходили в университет и давали студентам производственные задачи.

«Мы можем даже взять их на четверть ставки, но не для того, чтобы обогатить их, а для того, чтобы они понимали, как ценится труд преподавателя, что приходить сюда нужно по зову сердца, а не за деньгами», — произнёс Леонид Шилин.

Сергей Чехменок. Фото: Пресс-служба БГУИР

Начальник отдела разработки алгоритмов минского офиса Wargaming Сергей Чехменок, опираясь на собственный опыт преподавания, сообщил, что теперешние студенты не хотят напрягаться и делать что-то серьёзное для своего роста. И обратился к учащимся БГУИР с вопросом, готовы ли они решать практические задачи и инвестировать в них своё время. 

Владимир Голенков выступил на защиту студентов, сказав, что это заявление не имеет никакого отношения к учащимся его кафедры. И попросил сидящих на последних рядах ребят закончить фразу «Чтобы научиться создавать интеллектуальные системы...» — и в ответ раздалось: «Нужно создавать интеллектуальные системы».

Обсуждение