Откуда оптимизм? Оптимизм ищем в себе!

14 комментариев
Откуда оптимизм? Оптимизм ищем в себе!
Прочитав пост Helsinki "Откуда оптимизм?" решил немного развить его идею, так как мне показалось, что тут еще есть "куда подумать". С моей точки зрения, рассматривая ситуацию с аутсорсингом в Беларуси (и в мире вообще) нужно четко понимать, что аутсорсинг, неважно - офшорный или нет, является чистым customer service. Это в свою очередь означает, что все поставщики этой услуги на 100% зависят от благоденствия своих заказчиков/работодателей. Ни одна компания в Беларуси не может, не покривив душой, заявить, что у нее, в отличии от коллег, дела идут отлично и кризис их не задел. Кризис это не ураган или цунами, он не ударяет одномоментно, он длится многие месяцы/годы и, по мере разрастания, вырубает целые индустрии, не говоря уже об ИТ компаниях их обслуживающих. Так что все там будем. Итак, наша индустрия умирает? Никогда в жизни. Уровень развития современного общества, к счастью, уже не предполагает отказа от использования "высоких технологий", а значит работа у итишников была есть и будет. А вот условия этой работы быстро меняются. В течении 2х последних месяцев заголовки новостных изданий пестреют заголовками о массовых увольнениях на западе, в России и Украине. Сокращают ИТ отделы (для этого в России крупные банки нанимают специальных временных управляющих), сокращают непосредственно свой бизнес и не знают что ждет их завтра. Все это приводит к следующим факторам:
  1. Оnshore появляется большое количество безработных ИТишников, которые, в свою очередь, снижают стоимость ИТ услуг в собственной стране. На эту тему был неплохой перевод статьи c IAOP от faketail.
  2. Сокращается объем бизнеса у компаний - заказчиков ИТ услуг, что ведет к сокращению финансирования оффшорных компаний и появления большого количества безработных ИТшников в наших краях. Они так же изменят стоимость ИТ услуг у нас в стране.
  3. Из-за непредсказуемости завтрашнего дня контракты с поставщиками ИТ услуг будут короткими, по-проектными.
  4. В оффшор будут идти только изза низкой цены и цена эта будет значительно ниже той, что заказчики платили нам в 2008 году.
В своей статье Будущее оффшорного аутсорсинга, есть ли оно? я уже поднимал тему сокращения ценовой разницы между штатовскими фрилансерами и отечественными компаниями. Сегодня это работает против нас еще сильнее. В прошлом году ценник отечественных компаний, работающих в оффшоре в среднем лежал в диапазоне 20 - 30 евро. Даже с сегодняшним сильным долларом мы получаем $26 - $40, которые в этом году нам врядли будут продолжать платить, особенно если учеть что индийские и китайские компании уже сориентировались и просят намного меньше. Вот тут можно глянуть небольшую статью о росте аутсорсинга в Китае и порадоваться как у них там все хорошо устроено. В общем всем понятно, что цены надо снижать. В прошлом году ИТ компании предприняли попытку сократить накладные расходы и порезали соц. пакеты, поувольняли бенчи, сократили вложения в обучение персонала. В январе стало ясно, что этим ограничится не получится и многие начали резать зарплаты оставшимся сотрудникам. Однако среди наших разработчиков распространенно мнение, что они сильнее индусов и китайцев, так что боятся нечего. Нам будут платить и будут платить больше, так как мы умнее, а те, кто режет зарплаты, просто жадные до денег и оторванные от жизни менеджеры. Думать об этом приятно, особенно под пиво в кругу хороших друзей. К сожалению, это станет правдой тогда, когда про превосходство наших девелоперов над конкурентами заговорят в мире. А пока мы говорим это сами себе это похоже на аутотренинг. Или на что то похуже. В любом случае нужного результата это не дает и решающим фактором при выборе поставщика услуг будет цена. И только от нас самих зависит сократится для Беларуси объем ИТ рынка в будущем или увеличится. Еще одно наше слабое место - качество предоставляемых услуг. Я сейчас говорю не о качестве программирования, а о качестве услуги: о переживаниях и ощущениях клиента. Качество услуги начинается с продавца и pre-sales support группы и заканчивается комментариями в коде. Умение менеджера проекта выражать свои мысли по английски, знание им тонкостей бизнес коммуникации, дисциплина в составлении отчетов, понимание межкультурных коммуникационных барьеров и умение их преодолевать влияют на качество предоставляемой услуги. Кто из руководителей проектов/направлений или директоров компаний, читающих данный пост, парился в прошлом по данному поводу? Пока начинать иначе поезд уйдет. Вернемся к изменившимся условиям работы в Беларуси. Что делать тем, кто остался без работы? Можно уйти из индустрии вообще, но куда и что там делать? Проблемы то сейчас везде. Уехать за рубеж? Те же проблемы. Если оставаться в индустрии то вариантов несколько:
  1. Умерить свои зарплатные претензии, найти работу и держаться за полученное рабочее место. Вот перевод на эту тему от zed-s-dead. Тогда было смешно читать, а сейчас может стоит задуматься? начните уважать своего работодателя и он ответит вам тем же!
  2. Создать свой бизнес. Я не шучу. Кризис дает превосходную возможность для конкуренции с лидерами рынка, так как последние слишком консервативны и инертны, не могут быстро приспосабливаться к изменяющейся ситуации. Начать свой бизнес в ИТ достаточно просто. Стартовый капитал не нужен. Информации о самом бизнесе в интернет море. Для особо ленивых я написал Аутсорсинг. Школа выживания, части 1 и 2, впереди третья часть про коммуникацию и межкультурные различия. Четвертая часть будет посвящена поиску клиентов. В общем нужно только желание и упорство, остальное придет.
  3. Промежуточный вариант - зарегистрироваться как ИП и предлагать свои услуги на местном рынке. Регистрация в качестве ИП позволит платить всего 8% налога (против 12% подоходного в штате) и даст определенную свободу выбора. Работа на местном рынке позволит смягчить требования к уровню английского, что до сих пор, к сожалению, является камнем преткновения для многих. Разумеется можно тоже самое делать и без регистрации но различных рисков становится больше. Кроме того, работая как ИП вы получаете очень сильное конкурентное преимущество перед теми, кто работает в штате. За вас не надо платить социалку и это огромная экономия средств для компаний. Эта тема плюс удаленный вариант работы рассмотренный BarsMonster в статье Наш ответ на кризис могут стать самой живучей оффшорной структурой в будущем. Впрочем она работала и в прошлом, в Минске уже есть неплохие команды, организовавшие уделенное взаимодействие между тим мемберами и продающие свои услуги большим компаниям. Юмор в том, что часть времени они работают на площадках других больших компаний в свое рабочее время. :)
Теперь про ИТ компании. Им бы очень не повредило консолидироваться как минимум по трем вопросам:
  1. Дружить против Индии, а не друг против друга.
  2. Убедить ПВТ и Инфпарк активнее занятся продвижением Беларуси как ИТ площадки в мире, пример можно смело брать с России. Помните как Путин в 2007м зажигал приглашая инвесторов в страну?
  3. Сообща решать вопросы повышения квалификации и переквалификации сотрудников. Это кстати очень хорошая бизнес ниша и она у нас пустует. ВУЗы то ли не хотят то ли не умеют учить не студентов, IBA предлагает весьма ограниченный набор курсов и сертификатов. При этом хорошего ПМа, тестера, теч лида надо либо самим растить либо у соседа переманивать.
Буду рад увидеть ваши мнения по поводу написанного.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020
31 мая

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020

EMERGE 2020
1 июня — 3 июня

EMERGE 2020

Вебинар «Советы от рекрутеров: как найти квалифицированную работу в Европе»
4 июня

Вебинар «Советы от рекрутеров: как найти квалифицированную работу в Европе»

Читайте также

IBM подтвердила сокращения на фоне коронавируса
IBM подтвердила сокращения на фоне коронавируса

IBM подтвердила сокращения на фоне коронавируса

7 комментариев
Uber увольняет ещё 3 тысячи сотрудников
Uber увольняет ещё 3 тысячи сотрудников

Uber увольняет ещё 3 тысячи сотрудников

Выплывут не все. Главные факты про то, как коронавирус изменил рынок труда
Выплывут не все. Главные факты про то, как коронавирус изменил рынок труда

Выплывут не все. Главные факты про то, как коронавирус изменил рынок труда

dev.by прочитал десятки статей и отчетов про то, как пандемия и кризис меняют и будут менять рынок труда — во всех отраслях и в ИТ в частности.
19 комментариев
Uber увольняет 3700 человек — 14% штата; Stack Overflow прощается с 15%
Uber увольняет 3700 человек — 14% штата; Stack Overflow прощается с 15%

Uber увольняет 3700 человек — 14% штата; Stack Overflow прощается с 15%

Обсуждение

1

"Промежуточный вариант - зарегистрироваться как ИП и предлагать свои услуги на местном рынке."
В наших (Беларусских) реалиях ИП-это работа в одиночку или максимум вчетвером, причем все близкие родственники. (Это если по закону). Я сам ИП и могу сказать, что (ремя потраченное на поиск заказа) / доход > при работе с западными заказчиками или даже с Россией. Наши ИТ компании при работе по удаленной схеме предлагают не шибко много, а достучаться и получить проект на разработку какого-либо сайта или ПО от частной фирмы или гос. структуры не так, то просто + потом постоянные переделки, непонимания, задержки платежей и остальная специфика местного ведения бизнеса.
Сейчас реально подумываю регить юр. лицо после 1 февраля брать людей по началу на удаленку и работать с иностранцами по приспущенным ценам.

1

Я тут имел в виду зарегистрироваться как ИП и работать именно в одиночку на местную компанию, получая ту же зарплату только через другой вид контракта. Компания экономит на социалке, вы на подоходном. правда для этого надо где то держать трудовую и написать заяву, что мол уже плачу соц налоги по основному месту работы. Но это решаемо.

Если есть переспективы найти клиентов и работать по более низкой цене то так и надо делать.

0

че то я облажался здесь "(ремя потраченное на поиск заказа) / доход > при работе с западными заказчиками или даже с Россией. " правильно будет если > заменить на <

Anonymous
Anonymous IPhone developer в Viaden
-1

Спасибо автору, изложил все толково. Меня посещали теже мысли по поводу ИП и внутреннегоо рынка. +1

1

"Регистрация в качестве ИП позволит платить всего 8% налога (против 12% подоходного в штате)"

не думаю что эти четыре процента спасут наших программистов :)

а теперь серьёзнее, мне просто инетресно, вот что по вашему должны делать компании в случае кризиса.

1. Дружить против Индии это как? Отдавать друг другу проекты? Объединяться?
2. Убедить ПВТ и инфопарк раскручивать РБ. А чем они до этого занимались, вообще? Возили да кого-то, что-то организовывали, но толку...
3. Вместе переучивать кодеров и т.д.

это всё правильно, конечно, но это такие общие шаги и действия типа "давайте жить дружно"... А вот реально, снижать рейты будут наши компании ? Снижать зп? Отчего и от кого в первую очередь избавятся и т.д.?

P.S. Вообще я конечно тут резковато спрашиваю и никакой менеджер мне не ответит напрямую и будет прав, но просто интересно услышать реальные шаги и действия руководства наших компаний если дальше пойдёт хуже.

-3

Начало мы уже видим - не брать тех кто мог бы принести прибыль только в будущем но не сейчас (Junior-ы), снижение общих расходов (отмена корп. мероприятий, и прочее), ну и далее - сортировка людей по производительности/$, и уход "по собственному желанию" самых худших (не самых дорогих, а с самой дорогой еденицей результата).

0

Реальные шаги вы уже видите, каждый в своей компании. Если будет хуже то и шаги эти станут еще более резкими, к сожалению. На вопросы выше я отвечу чуть позже, статьей в блоге.

-1

>>>"Регистрация в качестве ИП позволит платить всего 8% налога (против 12% подоходного в штате)"
>>>не думаю что эти четыре процента спасут наших программистов :)

но -35% социального налога сделают такого человека намного привлекательнее для нанимателя.

0

"Промежуточный вариант - зарегистрироваться как ИП и предлагать свои услуги на местном рынке. Регистрация в качестве ИП позволит платить всего 8% налога (против 12% подоходного в штате)":
8% - это единый налог юр.лица (как например налог на прибыль при полной системе или единый и т.п. налоги).
"Социалку" (ФСЗН и соц.страх) при этом никто не отменял, подоходный тоже - их платит ИП после уплаты единого налога. "и это огромная экономия средств для компаний" - нагрузка на компании при этом не изменится, т.к. эти суммы ты включаешь в свою калькуляцию.
Пример:
что бы заработать 100 руб., ценник должен быть 100/0.87(12под+1пенс)/0.64(35ФСЗН+1соц.страх)/0.92(8единый)=196

0

Кстати забыл упомянуть, что подоходный для сотрудников компаний-резидентов парка составляет 9%, и 15% "в отношении доходов, получаемых от осуществления предпринимательской и частной нотариальной деятельности"

0

Разберитесь получше. Зарегистрировавшись как, ИП вы пишите в налоговой заяву на переход на упрощенку. Упрощенка с этого года 8% с оборота, платтся раз в квартал. Социалка снимается устройством своей трудовой в какую либо контору и заполнением специальной формы и специального заявления о том, что вы платите социалку по основному месту работы. Я кстати об этом тоже писал выше. в итоге все что вы платите это 8% с оборота. В итоге для того, что бы заработать 100р ценник должен быть 108р.

что касается ПВТ - вы абсолютно правы, но остается открытым вопрос социалки, которую теряют компании содержа вас в штате. работая с компанией как ИП вы приобретаете ценовое конкурентное преимущество - за вас социалку не платят. в ПВТ компании теряют 35% от некоей "средней" зарплаты по индустрии, которая в прошлом году только росла.

0

Хорошо, давайте обратимся к первоисточникам:
1. По вопросу социалки для УСН (текст из Консультант-Плюс):
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 марта 2007 г. N 119 ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 N 497, от 31.12.2007 N 704, от 10.04.2008 N 201, от 19.05.2008 N 281, от 26.08.2008 N 445, от 03.01.2009 N 1)
п.7. При применении упрощенной системы сохраняется общий порядок уплаты: (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 03.01.2009 N 1):
---//---
обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
---//---

2. По вопросу подоходного:
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21 декабря 1991 г. N 1327-XII О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (в ред. Законов Республики Беларусь от 09.12.2005 N 78-З, от 12.07.2006 N 142-З, от 29.12.2006 N 190-З, от 26.12.2007 N 302-З, от 13.11.2008 N 449-З)
Статья 2. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения признаются доходы, полученные плательщиками:
1.1. от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь - для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со статьей 17 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь;

Если можно, приведите пожалуйста постановление, на основании которого можно подать «специальное заявление» в налоговую, а также его ориентировочное содержание.

Заранее благодарен

0

Я не помню на основании какой статьи я это делал. Я уже пару лет консультируюсь тут: http://www.ilat.info/ и меня там еще ни разу не подводили. Я ИП с 2007го так что время проверить у меня было. Что касается

---//---

обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

---//---

в налоговой я получил разъяснение, что если у меня есть основное место работы то я могу платить социалку только там. Для этого мне надо, встав на учет в фонде соц защиты, заполнить пару бумаг у своего инспектора. У своего инспектора я заполнил эти бумаги выслушал строгое напутствие: если смените работу то в течении 5 дней вы должны отчитаться нам!!! и на этом все.

Совокупный годовой ИП тоже не платит.

с 1 февраля этого года законодательство еще более смягчилось к ИП, об этом очень много говорили и писали в этом году, повторятся наверное не стоит.

0

спасибо

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже