«Из галереи «Ў» всё выгребли». Как и за сколько ИТ-компании берут арт в офисы

Недавняя история с увольнением сотрудника MediaCube «за критику картин» приоткрыла новое измерение белорусского ИТ: айтишники приобретают современное искусство, и оно может вызывать сильные эмоции. dev.by узнал, что в тренде в ИТ-офисах. 

1 комментарий
«Из галереи «Ў» всё выгребли». Как и за сколько ИТ-компании берут арт в офисы

Недавняя история с увольнением сотрудника MediaCube «за критику картин» приоткрыла новое измерение белорусского ИТ: айтишники приобретают современное искусство, и оно может вызывать сильные эмоции. dev.by узнал, что в тренде в ИТ-офисах. 

Wargaming: искусство целенаправленно не закупаем

Белорусский художник Владимир Каноник — автор таких произведений, как «Веламотацмок», композиция «Рыбачок» с пятиметровым сомом и кованый заславский богатырь, — ваяет не из камня или мрамора, а из металлолома. Главный заказчик металлических фигур — сеть заправок «Белоруснефть». Сотрудничает скульптор и с церквями: делал поклонный крест и ограду для Крестовоздвиженского храма.  

А ещё Каноник работал над интерьером 12-го этажа главного офиса Wargaming. 

«Они нам сначала предложили сделать плакат. Мы придумали что-то странное из погнутой фанеры и утерли нос всем конкурентам. Сошлись, договорились, начали сотрудничать и в итоге много чего сделали. Даже сувениры из литой стали для игроков придумали. Мы для этого ездили в Борисов, брали танковые катки, отливали из них болванки и гравировали», — рассказывал скульптор в интервью «Онлайнеру».     

Каноник оставил ещё один след в Wargaming.  В пресс-службе компании рассказали, что «некоторые дизайнерские вещи используются для оформления помещений — например, селфи-зеркало от Владимира Каноника».   

Селфи-зеркало Владимира Каноника.

Из других белорусских художников и графиков в минском центре разработки Wargaming можно найти работы Лены Ивановой, Всеволода Швайбы, Романа Сустова, Saash.art, Андрея Ярошевича, Марины Жвирбля. Некоторые из авторов преподают рисунок сотрудникам офиса. 

В компании подчеркивают, что «минский центр разработки Wargaming не занимается целенаправленной закупкой предметов искусства». Вдохновитель коллекции — художник Саша Яцукевич. Читателям dev.by он хорошо знаком иллюстрациями с енотами. 

Саша Яцукевич.

«Саша „партизанским“ способом украшает наши переговорки, кабинеты и релакс-румы. Что-то он рисует сам, что-то просит у знакомых художников, чтобы временно повесить в офисе, что-то покупает для своей арт-коллекции и размещает у нас».  

«Чтобы графика или живопись не понравились сотрудникам? Ни разу такого не было»  

Чтобы понять, какое искусство интересует айтишников, поговорили с арт-директором STUDIO 11 (офисы Gismart, Vizor, Apalon, Appodeal, Stark Games, PandaDoc) Максимом Вальвинским. 

Использование искусства для оформления офисов — это современная мода или прихоть отдельных компаний? 

Искусство в любом виде — картины, панно, муралы, графика, инсталляции — играют всё большую роль в современных офисах. Это доступный инструмент для создания характера и выразительности рабочей зоны. Многие офисы ИТ-компаний, которые делала наша студия (Apalon, Appodeal, Gismart), решены благодаря именно графической концепции. Всё визуальное наполнение — работа графических художников и дизайнеров. Большинство офисов — типовые: оупенспйс, кофе-поинт, лаунч-зона, кухня. Графика и искусство может дать характер такому типовому пространству. Поэтому использование искусства для оформления офисов — это мировый тренд.  

Корпоративные клиенты активны на белорусском рынке искусства? 

По моим ощущениям, рынок не сильно активен. Многое пытается делать галерея «Ў». Кстати, скандально известная работа Вашкевича «Искусственное дыхание» тоже там выставлялась. И мы тоже для наших клиентов многое покупали в галерее. Но качественной площадки для связи художника и клиента (например, ИТ-компании) в Беларуси всё-таки нет. Чаще всего этот контакт происходит через посредника в виде дизайнера или дизайн-студии. Какие-то студии уделяют меньше внимания искусству, какие-то — больше. 

Были случаи, когда мы искали картины и за пределами Беларуси: покупали испанских художников, работали с мастерами из Москвы или Петербурга. Это обусловлено тем, что белорусский рынок крайне скуп. Из галереи «Ў» мы уже всё выгребли.  

Офис Vizor Games.

Бывает так, что в дизайн-студию обращается компания и говорит: «Хотим, чтобы в нашем новом офисе висели такие-то художники, купите их нам»? 

Не совсем так. В нашей практике самое эффективное — спровоцировать сотрудников заказчика на творчество. Участие в процессе оформления своего офиса обычно очень нравится команде. Особенно активно в таких инициативах участвуют геймдев-компании, у которых есть свои художники. Например, мы оформляли офис Vizor Games, и художники компании сами создали огромное панно (45 метров в длину) с персонажами из «вайзоровских» игр. Или компания Inspectorio, которая заказала у южноамериканского художника мурал.     

Клиенты-айтишники тяготеют к тематике их индустрии. Чаще всего это игровая яркая графика или граффити. Клиенты привлекают своих художников или обращаются к графическим дизайнерам. Например, мы часто сотрудничаем с Митей Писляком, белорусским иллюстратором и графиком. Но иногда покупаем для клиентов и готовые работы. Произведений искусства много, и очень важно выбрать из них те, которые будут уместны для рабочей офисной обстановки. Более традиционные формы — например, скульптура — не характерна для ИТ-офиса.    

Запрос на какого-то конкретного художника? Честно говоря, такого не было. Но интерес к искусству увеличивается. Знаю, что многие айтишники уже интересуются формированием личных коллекций и обращаются за помощью к профессиональным консультантам. Но личная коллекция руководителя и работы для общественного пространства — это не одно и то же! Скорее всего, в ситуации с MediaCube это и было ошибкой: руководитель оформил утилитарное рабочее пространство по своему личному вкусу. 

Раз вспомнили MediaCube, похожие конфликты вокруг искусства в офисе можете припомнить? 

Чтобы графика или живопись не понравились сотрудникам? Ни разу такого не было. Всегда есть вопросы по эргономике, функционалу: кому-то слишком много света, кому-то стол или стул маленький. Это нормально — всем не угодишь. 70% довольных рабочими местами сотрудников —  уже победа.  

И я не встречал указаний руководителей в духе: «Я так вижу, а остальные потерпят». Всегда дизайн офиса разрабатывается через призму специфики команды и продукта компании.    

ИТ-компании могут рассматривать покупку произведений искусства как удачную инвестицию? 

Пока этого не происходит. Прямая задача таких покупок — оформление офисного пространства. 

Где черта, за которой рабочее пространство заканчивается и превращается в выставку современного искусства? 

Очень важен этап согласований. Обычно руководитель более-менее понимает запросы и предпочтения своих сотрудников и корректирует дизайнерские идеи. Но и мы понимаем, что офис — это не музей современного искусства, поэтому безумно концептуальные проекты стараемся не предлагать клиентам. 

Сколько компании готовы тратить на покупку арт-объектов? 

— Для оформления офиса покупают чаще всего графику. Цена зависит от размера картины, известности художника и страны — в диапазоне от 150 до 600 долларов за картину в раме. Стоимость больших панно или муралов на всю стену может достигать нескольких тысяч долларов. 

Робот-обезьяна, шествие инопланетян и философские трактаты

В международной компании SDVentures (один из инвесторов Flo) с разработкой в Минске и «арт-офисом» в Москве есть фонд, который занимается покупкой произведений искусства. 

Александра Ионова, директор SDV Arts & Science Foundation:

— Мы убеждены, что технологические инновации требуют вдохновения, и его лучше всего искать в искусстве. Это далеко не ограничивается тем, что в офисах компании висят арт-работы из коллекции её сооснователя Дмитрия Волкова.  Сотрудники компании могут сами принять участие в создании арт-работ и общаться с художниками. Фокус коллекции — актуальное искусство, работы художников-современников.

Рижский офис украшает огромный робот-обезьяна OraculeTang, созданный сотрудниками компании вместе с художником Олегом Куликом для фестиваля Burning Man (ежегодный восьмидневный фестиваль, проходящий в пустыне Блэк-Рок американского штата Невада — dev.by). Некоторые сотрудники принимали участие в шествии инопланетян — арт-перформансе художника Андрея Бартенева «Aliens? Yes!» на том же фестивале. Фотографии Олега Кулика висят в переговорной комнате московского офиса Art Space. Это серия фотографий чучел обезьян, снятых крупным планом так, что сначала кажется, что на вас смотрят живые животные с разными эмоциональными выражениями.  Философское настроение в офисное пространство привносят работы концептуалистов Виктора Пивоварова, Павла Пепперштейна и Тимофея Ради. 

Олег Кулик. Фотография чучела обезьяны. 

Как вы ищете и покупаете искусство? 

Коллекция управляется и пополняется фондом SDV Arts & Science Foundation. Среди художников, чьи работы есть в коллекции: перформансисты, мастера смешанных медиа, концептуальные живописцы, фотографы и скульпторы.  Некоторые работы были приобретены на аукционах, некоторые — в галереях, другие подарены художниками или созданы совместно с ними. Недавно большая часть коллекции была показана на выставке в Московском музее современного искусства. 

Шествие инопланетян на фестивале Burning Man.

Расскажите подробнее про SDV Arts & Science Foundation. 

SDV Arts & Science Foundation создан компанией SDVentures и ее сооснователем Дмитрием Волковым. Фонд реализует проекты в области современного искусства и аналитической философии, часто запускает собственные проекты, поддерживает художников и музеи. Дмитрий является патроном музея Гараж и Арсенал (в Нижнем Новгороде). 

В офисе компании регулярно устраиваются встречи с художниками, чьи работы находятся в коллекции фонда. На этих встречах художники рассказывают об особенностях своего творческого процесса, вдохновляют нас нетривиальным взглядом на обычные вещи. Дружественные музеи организуют для сотрудников групповые экскурсии по новым выставкам и обучающие лекции. Это облегчает процесс понимания современного искусства.

 В чём суть научного направления деятельности фонда? 

Фонд выбрал для себя миссию по развитию сообщества аналитических философов. Дмитрий Волков является одним из директоров Центра исследования сознания при МГУ, и совместно с Центром фонд стремится наладить диалог между аналитическими философами. Вместе они организуют открытые философские лекции по всему миру, международные философские школы, научные конференции по изучению сознания с Далай-ламой. В том числе была собрана внушительная коллекция редких изданий философских трактатов 16 — 20 вв.: Бэкон, Декарт, Кант, Гегель, Юм и Витгенштейн. Цель этой коллекции — проследить развитие философской мысли и продемонстрировать актуальность этой науки.

Московский офис SDVentures.

dev.by проводит новое исследование рынка труда в белорусском ИТ — заполните анонимную анкету, и скоро мы поделимся результатами.​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Работа в ИТ в Беларуси​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Читайте также

Офисные метры для ИТ: состояние дел и прогноз на 2020-й
Офисные метры для ИТ: состояние дел и прогноз на 2020-й

Офисные метры для ИТ: состояние дел и прогноз на 2020-й

По оценкам Colliers International, неудовлетворённый спрос на офисы в Минске оценивается в 50-70 тысяч квадратных метров. Из них 30 тысяч сразу готовы арендовать ИТ-компании. Но качественных площадей в удобных локациях почти нет. На рынке доступны 35 тысяч квадратных метров офисной недвижимости. Но они разбросаны по разным объектам, найти подходящие помещения даже средней компании проблематично. До конца года качественные офисы — дефицит.
3 комментария
«Не угодил офисным работникам». Художник и архитектор говорят про кейс с увольнением за картину
«Не угодил офисным работникам». Художник и архитектор говорят про кейс с увольнением за картину

«Не угодил офисным работникам». Художник и архитектор говорят про кейс с увольнением за картину

16 комментариев
Сотрудник считает, что уволен за критику картин «18+» в офисе. СЕО не согласен
Сотрудник считает, что уволен за критику картин «18+» в офисе. СЕО не согласен

Сотрудник считает, что уволен за критику картин «18+» в офисе. СЕО не согласен

dev.by написал экс-сотрудник MediaCube — регионального партнёра YouTube в Беларуси. Игнат рассказал, что в декабре его уволили «за критику картин», которые повесили в офисе компании. Все эти работы «с сексуальным подтекстом».
162 комментария
«Несмотря на высокий уровень дохода, для них всё равно очень важно метро». Как белорусские ИТ-компании выбирают офисы
«Несмотря на высокий уровень дохода, для них всё равно очень важно метро». Как белорусские ИТ-компании выбирают офисы

«Несмотря на высокий уровень дохода, для них всё равно очень важно метро». Как белорусские ИТ-компании выбирают офисы

4 комментария

Обсуждение

1

Искусство это хорошо - креатив разбавляет рабочую обстановку, радует глаз. Главное не переусердствовать, как нашумевшие "шедевры" у Mediacube