Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

PM на пальцах. Как избавиться от страха перед ошибками

Оставить комментарий
PM на пальцах. Как избавиться от страха перед ошибками

Чаще всего страх перед ошибками ведёт к понижению морали, продуктивности и ещё большему количество ошибок. Как от него избавиться?

Читать далее

Конфуций: «Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок».

Страх ошибиться

С самого первого дня работы, когда я пришёл в офис неопытным программистом, и на протяжении многих лет одним из моих самых больших страхов было допустить ошибку.

Выбрать неверное решение, пропустить баг, не сообщить о проблеме своевременно­­ — это лишь малая доля тех ошибок, которые я мог допустить. Став ПМом ничего существенно не изменилось, только ошибки стали другими.

Некоторые скажут, что в этом плохого? Мол, страх перед ошибками прибавляет человеку ответственности, заставляет лишний раз перепроверить результат. Но на деле эффект совершенно противоположный. К сожалению, ответственность не является следствием страха. Чаще всего он ведёт к понижению морали, продуктивности и ещё большему количество ошибок.

Но в страхе допустить ошибку таится ещё одна опасность: мы стараемся поскорее о ней забыть. И поэтому мы не в состоянии оценить значимость ошибки в становлении нас как профессионалов.

Интересно, что Сотеки Ваки написал в Кодексе бусидо: «Выдающимся полководцем может считаться лишь человек, который хоть однажды потерпел крупное поражение. Человека вроде меня, который всю жизнь знал одни лишь победы и не потерпел ни единого поражения, нельзя назвать выдающимся даже на склоне лет».

Чем же так важны для нас ошибки?

Ошибки при должном отношении к ним сами по себе являются эффективным учителем. Проведя надлежащую работу над тем, чтобы понять, что именно было сделано не так, вы получите бесценный опыт. Это справедливо как по отношению к вашим ошибкам, так и к ошибкам ваших подчинённых.

Но для многих этот опыт проходит незамеченным, и тому есть несколько причин:

  • Страх наказания вынуждает людей оправдываться, спихивать вину на других или на случай. Оправдания приводят к тому, что причина ошибки просто игнорируется. На мой взгляд, нет более яркого признака зрелости руководителя, чем способность и готовность признавать свои ошибки.
     
  • Нет ничего разрушительнее попытки скрыть ошибку (или оттянуть информирование о ней). Будучи ещё ребенком, я уяснил для себя: «Всё тайное становится явным». Чем дольше мы тянем с оповещением, тем сложнее будет исправить последствия.
     
  • Поспешные решения и действия ведут к поверхностным и неверным выводам.
     
  • Эмоциональное восприятие ошибки переключает людей в режим поиска виноватых вместо поиска причинно-следственных связей.

Когда мы сталкиваемся с ошибками, своими или чужими, мы забываем одну очень важную вещь: это событие уже произошло, оно в прошлом, и мы не в состоянии ничего изменить. Всё то негодование, которое мы порой выплескиваем на людей постфактум, — не что иное, как проявление эгоизма.

В начале карьеры я узнал, пожалуй, один из самых ценных принципов: вина за все ошибки, которые допустила команда, лежит на менеджере. Первый вопрос, который менеджер должен задать себе: «Что я сделал не так?».

Ведь менеджеры в состоянии предвидеть большую часть ошибок, но этого не происходит по причине нехватки опыта, дисциплины, просто по невнимательности.

Прервитесь сейчас на секунду и вспомните последнюю ошибку, которую допускали ваши подчинённые.

А теперь ответьте, могли ли вы предотвратить её, если бы сейчас вернулись в прошлое, и как бы вы это сделали? Уверен, что ответ будет утвердительным. И убеждён, что, рассмотрев возможные варианты по диагностике этой ошибки, вы сможете предотвратить подобные случаи.

Ошибки могут стать вашим достоинством, вашей гордостью. Делясь опытом с более молодыми коллегами, я с огромным удовольствием и без тени стыда рассказываю о своих ошибках и о выводах, которые многому меня научили, и которые могут позаимствовать мои слушатели.

Но будьте внимательны. Ошибка, допущенная однажды, — это урок или опыт. Ошибка, допущенная дважды, — это тревожный звонок. И эту идею менеджеры должны донести до своих подчинённых. Результатом любой ошибки должно быть не только её решение, но и ответ на вопрос «Как избежать подобной ошибки в будущем?». Это послужит гарантом того, что ошибка не будет допущена снова. Задача менеджера в данной ситуации — помочь человеку правильно определить причину и сделать верный вывод.

Такой подход поможет вашей команде избавиться от страха перед ошибками. Поможет сделать ошибки учителями, а не семенами раздора. А вы как менеджер ещё на шаг приблизитесь к созданию команды, способной справляться с задачами любой сложности.

 

*Мнение колумнистов может не совпадать с позицией редакции.

Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Компания потеряла себя и $660 тысяч в крипте из-за ошибки программиста
Компания потеряла себя и $660 тысяч в крипте из-за ошибки программиста
Компания потеряла себя и $660 тысяч в крипте из-за ошибки программиста
1 комментарий
Криптобиржа по ошибке начислила пользовательнице $10,5 млн вместо $100
Криптобиржа по ошибке начислила пользовательнице $10,5 млн вместо $100
Криптобиржа по ошибке начислила пользовательнице $10,5 млн вместо $100
«Никогда не назову вас семьёй»: новый СЕО Peloton о большом различии в стиле управления со своим предшественником
«Никогда не назову вас семьёй»: новый СЕО Peloton о большом различии в стиле управления со своим предшественником
«Никогда не назову вас семьёй»: новый СЕО Peloton о большом различии в стиле управления со своим предшественником
Индийской фондовой биржей годами руководил гималайский йог
Индийской фондовой биржей годами руководил гималайский йог
Индийской фондовой биржей годами руководил гималайский йог

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.