По отпечатку пальца в чужую Халву. dev.by разбирается, из-за кого третий месяц сбоит МТБанк

МТБанк сбоит
31 июля 2019, 08:54
По отпечатку пальца в чужую Халву.

В мае ЗАО «МТБанк» начал переходить на новую автоматизированную систему. Помимо внутренних сервисов он обновлял интернет-банк и мобильное приложение. Миграция должна была закончиться до 10 мая. Но что-то пошло не так. Два месяца пользователи сообщали, что не могут войти в личный кабинет, система зависает, невозможно провести платежи. Банк списывал с карточек деньги за уже оплаченные в прошлом году покупки (потом, правда, вернул).

7 июля участник форума рассказал, что, когда пытался войти в приложение МТБанка по отпечатку пальца, попал в чужой личный кабинет. С полным доступом к операциям по счету и конфиденциальным данным другого человека. 30 июля на форуме всё ещё пишут о сбоях в системе.

c форума Onliner.by

c форума Onliner.by

Мы решили разобраться, в чём же причина этих сбоев. Нам удалось найти человека, который занимался разработкой банковской системы МТБанка. По данным, размещенным на сайте МТБ, разработчиком новой автоматизированной системы для него стала компания Colvir Software Solutions.

Colvir

Компания основана в 2000 году, зарегистрирована в Лондоне. Годовой доход — $39,8 млн. Имеет 14 офисов в 6 странах мира. Центральный — в Москве. Почти все сотрудники Colvir — из России и Беларуси. Всего в компании работает около 500 человек. Среди клиентов — более 50 банков в Казахстане, России, Грузии и других странах СНГ.

Компания Colvir работает во многих странах СНГ 

Компания Colvir работает во многих странах СНГ 

Проект новой системы для МТБанка стал для компании первым выходом на белорусский рынок. В самое жаркое время — период миграции системы — в офисах банка работали 40 человек от Colvir — консультанты, настройщики софта, разработчики, менеджер проекта, аналитики. Что пошло не так?

Источник сообщает, что в косяках виновата белорусская компания, которую нельзя называть. Она не фигурирует на сайте МТБанка как партнёр (там указан только Colvir), её название отказались озвучить и официальные представители Colvir, и сам МТБанк.

Почему так долго

Эксперт рассказывает, что софт такого рода — любая банковская система —  всегда внедряется долго. В каждой стране нужна локализация и настройка под существующее законодательство, дополнительное тестирование. Например, отличаются формы платёжных документов, отчётность для Нацбанка: в Беларуси — 150 отчётов, в Казахстане — 120, в Таджикистане — 94. «Кроме законодательных нюансов, нужно адаптировать систему под уникальные продукты клиента. В Беларуси, для МТБанка, мы адаптировали новую систему под продукт „Халва“, чтобы она работала в новой АБС», — объясняет эксперт. 

«Этот проект очень масштабный. Он долго шёл, почти три года. И это нормально — на первый проект в стране нужно потратить гораздо больше времени, чем на второй и третий проекты, соответственно».

Как произошел сбой

«Проекты такого уровня никогда не обходятся без эксцессов, — говорит источник. — Они возникают в первый день работы банка на новой системе, потому что всегда есть ветки, которым немного времени уделили при тестировании — не бывает так, что до старта предусмотрели все 100% ситуаций, которые могут возникнуть», — поясняет он. 

Что, по словам источника, в компании Colvir предусмотреть не смогли — это косяки у других подрядчиков, которые повлияли на общую работу всей системы.

Пользователь МТБанка скинул на форум скриншот чужого личного кабинета, в который он попал, заходя в свой по отпечатку пальца.

Пользователь МТБанка скинул на форум скриншот чужого личного кабинета, в который он попал, заходя в свой по отпечатку пальца.

Эксперт утверждает, что кроме Colvir в проекте участвовало «энное количество вендоров». Colvir делала back, адаптировала систему под существующие белорусские законы, делала часть отчётности, которая подаётся регуляторам, front office работы. «Но часть функциональности, которая касалась интернет-банка и мобильного приложения — это был белорусский вендор», — говорит источник.

Этот разработчик икс, по словам эксперта, уже сотрудничал ранее с МТБанком и разрабатывал для него мобильное приложение. Это приложение, говорит он, банк решил не переделывать, а «подтянуть» под новую систему, потому что оно «было приемлемое и достаточно современное», — объясняет собеседник.

Как найти этого разработчика? «Если вы проанализируете основные сбои, которые были в системах и офисах банка, то поймете, в какой части были эти проблемы. А оттуда выйдете на вендора, от которого зависела работоспособность и производительность сервиса. Я бы не хотел никаких конкретных личностей называть — это неэтично», — говорит источник.

Репутационные издержки

«Мы понимали, что в проекте такого масштаба издержки у нас будут. Но, честно говоря, не ожидали, что ту проблему, которая случилась, будут решать так долго, — сообщает источник. — Мы понимали, что [проблема] может быть: мобильное приложение использует огромное количество людей в Беларуси. Что [сбои в работе] продукта „Халва“ вызовут очень серьёзное, именно социальное, негодование. Мы сделали максимально возможное, чтобы этого не случилось. Но к сожалению, возникли проблемы, которые мы не могли решить».

«На белорусском рынке у нас было первое внедрение. И мы понесли гораздо большие репутационные издержки, чем рассчитывали», — говорит эксперт.

Несмотря на издержки, гневные отзывы, и на то, что единственным партнером по внедрению новой системы, МТБанк (в том числе на своем сайте) называет Colvir Software Solutions, разработчики не имеют к банку никаких претензий.

Возможно потому, что МТБанк для Colvir — своеобразный гарант качества на белорусском рынке. «На обывательском уровне будет трудно доказать кому-либо нашу точку зрения. Мы и не будем этим заниматься», — говорит источник. В профессиональной среде — поможет МТБанк: «Возможно, уровень доверия к тому, что мы расскажем, будет невысок. Но, я уверен, что сам МТБанк сможет подтвердить нашу точку зрения, если возникнет вопрос у других банков по поводу нашего софта. При содержательном разговоре наши потенциальные клиенты сделают собственные выводы, и они не будут негативными по отношению к нашей компании».

Рейтинг приложения МТБанка «Мой банк» упал до 1,8 звезд в Google Play

Рейтинг приложения МТБанка «Мой банк» упал до 1,8 звезд в Google Play

Сегодня в Беларуси Colvir работает также с Банком Развития. О том, что это будет за проект, источник решил не сообщать.

На вопрос, может ли сбой в работе банка повториться, источник утверждает, что беспокоиться не надо: «Совместной командой мы боролись с возникшей проблемой. Считаем, что много времени ушло на [ее] решение, но дальше таких проблем у банка возникнуть не должно».

Официальная позиция компании Colvir и МТБанка

(стилистика, орфография и пунктуация сохранены)

Компания Colvir: «Руководство не считает, что на решение проблемы ушло много времени. Проблему такого уровня как раз устранили ОЧЕНЬ быстро в данном случае». «Все понесённые издержки находятся в пределах изначальных ожиданий. В ходе проекта не возникало никаких проблем, которые наши специалисты совсем, ни в каком виде, не смогли решить».

МТБанк: «Мы считаем, что в настоящее время преждевременно публиковать в СМИ материал на тему перехода МТБанк на новую автоматизированную банковскую в связи с тем, что стабилизационный период еще не завершен. Мы рассматриваем возможность вернуться к вопросу подготовки такого материала с Вашей редакцией как только будет завершены все стабилизационный работы и технические эксперты банка смогут подключиться к подготовке материала».

Wanted! Ищем загадочного белорусского разработчика

Сегодня dev.by ищет компанию, которая занималась разработкой мобильного приложения и интернет-банкинга для МТБанка. Если у вас есть сведения о том, кто это был, пожалуйста, напишите нам вот сюда: ns@dev.by   


Читайте продолжение истории здесь
подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение