30-летний мужчина из Минска, не использует налоговые льготы. Портрет белорусского стартапера

15 мая 2018, 14:15

Стартап-хаб Imaguru презентовал результаты первого исследования стартап-экосистемы в Беларуси, которое провёл в феврале-апреле этого года.

Читать далее...

Как рассказала CEO Imaguru Татьяна Маринич на первой встрече Belarus Starup Ecosystem Builders 14 мая, в опросе приняли участие основатели 214 стартапов. При этом общая численность стартапов в Беларуси, по оценке Imaguru, порядка 1000-и. Выборку можно считать репрезентативной.

Исследование помогло нарисовать среднестатистический портрет белорусского стартапера. Это мужчина 30 лет, который живёт в Минске, имеет высшее образование. До основания стартапа он работал в частной компании и, возможно, продолжает делать это до сих пор, так как стартап для него не основная деятельность. Текущий проект для него, кстати, не первый. Белорусский стартапер, скорее всего, говорит по-английски (правда, это не гарантировано) и считает, что ему нужны дополнительные знания в области роста, привлечения пользователей, управления продуктом, построения MVP (англ. minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт), поиска финансирования и юридических вопросов.

Также исследование показало, что 87% белорусских стартапов находятся на ранней стадии развития, их возраст не более 3 лет.

Почти половина, 46% стартапов, имеет работающий прототип, 25% — представили продукт рынку, 16% — находятся на уровне идеи.

Несмотря на раннюю стадию, почти 60% стартапов зарегистрировали в Беларуси юридическое лицо. «Это хороший показатель, — отметила Татьяна Маринич. — Он говорит о том, что, несмотря на начальную стадию развития, стартапы стараются работать в правовом поле Беларуси».

Сферы деятельности стартапов выстроились в такой очередности:

  • софт для бизнеса (35%),
  • искусственный интеллект (20%),
  • финтех (14%),
  • игры, индустрия развлечений (14%),
  • мобильные приложения и софт (12%),
  • блокчейн (11%),
  • образование (10%) 

Судя по тому, что в сумме получается больше 100%, некоторые проекты можно отнести сразу к нескольким сферам.

Более 72% стартапов работают в секторе B2B. Самая распространённая бизнес-модель белорусских стартапов — SaaS (англ. software as a service) — бизнес-модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчику доступ к программному обеспечению через интернет. По такой модели работают 26% стартапов, 23% стартапов получают ежемесячный доход.

Среди рынков, на которые ориентированы стартапы, преобладает Беларусь (57%). На глобальный рынок нацелены 37% стартапов, на российский — 33%, на европейский — 31%, на США и Канаду — 26%.

Почти 60% стартапов имеют команду из 2-6 человек, 43% стартапов имеют двух основателей. Порядка 20% команд можно назвать международными, они включают в себя участников из других стран.

Отдельный блок исследования был посвящен финансированию. Опрос показал, что 83% стартапов начинают работать за счёт собственного финансирования. На последующем этапе развития почти половина стартапов привлекает инвестиции, причем под ними понимаются в том числе средства семьи, друзей, банковские кредиты. В половине случаев привлекаются деньги из-за рубежа.

«В европейский системах эта цифра (доля самофинансирования — Прим. dev.by) значительно меньше за счёт того, что там существуют государственные программы поддержки, — подчеркнула Татьяна Маринич. — У белорусских стартапов такой возможности нет».

Самый популярный источник финансирования стартапов — деньги бизнес-ангелов (почти 50%). Из тех стартапов, кому удавалось привлечь инвестиции, около 57% привлекали до $100 тысяч.

По словам Маринич, бизнес-ангелы будут оставаться самым популярным источником финансирования и в ближайшие годы.

Порядка 85% стартапов планируют привлекать инвестиции в ближайшие 3 года, причём треть всех проектов хотела бы привлечь более $1 млн.

Более 88% стартапов не используют налоговые льготы и преференции.

Среди проблем, которые назвали основатели стартапов, основными являются отсутствие инвесторов, отсутствие доверия к судебной системе и слабая защита прав собственности. При этом дефицит финансирования был лейтмотивом опроса.

Операционными потребностями белорусских стартапов являются финансирование (54%), рост продаж (52%) и развитие продукта (50%).

Отвечая на вопросы об экосистеме, только 5% стартапов согласились, что в Беларуси созданы благоприятные условия для ведения бизнеса. Почти половину, 48% стартапов белорусские условия в целом устраивают, но они отмечают также некоторые трудности.

Такая же доля стартапов ничего не знает о законодательстве в сфере венчурного финансирования. Более 42% положительно оценивают последние изменения в законодательстве для развития экосистемы.

 

Фото: Андрей Давыдчик

Обсуждение