Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

Потери ИТ после начала войны — почти 20 тысяч человек. Сравнили с «первой волной»

С февраля 2022 года ИТ-сектор потерял, по нашим оценкам, минимум 20% сотрудников.

92 комментария

С февраля 2022 года ИТ-сектор потерял, по нашим оценкам, минимум 20% сотрудников.

Сёння хачу чытаць па-беларуску

Белстат закрыл в этом году информацию по трудоустройству и увольнениям специалистов в ИТ.

В открытом доступе публикуются данные в целом по сектору «информация и связь». В общей статистике по увольнениям в секторе «информация и связь» доля специалистов из ИТ составляет примерно 85-90%, в статистике по найму — 80-90%. Исходя из этого мы делаем примерные расчеты по трудоустройству и сокращениям сотрудников в ИТ-компаниях.

Что происходит в 2023

ИТ-компании продолжают сокращать сотрудников (иногда целыми командами), закрывать юрлица и уходить из Беларуси (пусть и не так активно и массово, как в 2022 году). Но темп увольнений замедлился по сравнению с прошлым годом.

За январь–апрель, по нашим оценкам, ИТ-компании уволили 5,8+ тысячи специалистов — почти на 30% меньше, чем за такой же период 2022 года. При этом ежемесячно из компаний уходит в среднем 1,4+ тысячи сотрудников. Для сравнения с прошлом году эта цифра была выше — 2,4+ тысячи сотрудников.

Найм также упал. Многие компании планируют развивать прежде всего зарубежные офисы, на этом фоне число вакансий на внутреннем рынке сократилось. За январь–апрель ИТ-компании наняли, по нашим оценкам, 3+ тысячи специалистов. Это на 40%+ меньше, чем за этот же период в прошлом году.

В целом отток специалистов в ИТ стабилизировался. С начала этого года сектор теряет меньше 1000 человек в месяц. Всего за четыре месяца число сотрудников в ИТ-компаниях, по нашим оценкам (с учетом данных Белстата по ИКТ), сократилось примерно на 2,8-3 тысячи.

Первая волна релокации vs вторая 

Но с учетом оттока айтишников после начала войны в Украине общие потери ИТ-сектора в 6,5 раз выше. Для сравнения во время первой (условной) волны релокации в 2020-2021 — такого оттока не было и близко.

Сравнили, как нанимали и увольняли ИТ-компании во время первой и второй волны релокации (это условное сравнение масштабов: с поправкой на то, что в первом случае речь идёт о периоде в 17 месяцев, во втором — 15 месяцев).

За период с августа 2020 по декабрь 2021 компании взяли на работу почти 26 тысяч специалистов. С февраля 2022 по апрель 2023 — больше 14 тысяч человек, или почти в 2 раза меньше. 

С августа 2020 по декабрь 2021 в ИТ было уволено около 22 тысяч человек, с февраля 2022 по апрель 2023 в 1,5 раза больше — около 34 тысяч человек.

В результате за август 2020-декабрь 2021 года ИТ-сектор не упал, а вырос примерно на 4 тысячи специалистов. Потеряна была в основном динамика роста.

Совсем другая ситуация сложилась после начала войны в Украине. С февраля 2022 по апрель 2023 ИТ-сектор потерял около 20 тысяч специалистов.

Это около 20% от «официальной» численности всех работавших в ИТ (по данным Белстата, в ИТ в 2022 было занято 100+ тысяч человек).

Откуда такая разница?

После выборов 2020 многие ИТ-компании стали активно открывать зарубежные офисы в связи с рисками для бизнеса в Беларуси, а отдельные — полностью ликвидировать беларусские юрлица. Айтишники релоцировались в основном «по желанию» в связи с рисками попасть под репрессии. При этом многие релоканты могли (по крайне мере, еще некоторое время) юридически числиться сотрудниками беларусских офисов. На место уволенных компании находили новых специалистов. В постпандемийный период вырос спрос на ИТ-услуги и айтишников, в том числе в Беларуси. Отсюда и приток айтишников. 

Но после начала войны в Украине условия для работы в Беларуси сильно ухудшились.

цитата из нашего свежего ресёрча 

Траектория роста ИТ-отрасли в Беларуси отклонилась в сторону стагнации и затухания в 2020–2021 году. Однако устоявшиеся системы инерционны, тогда это был неспешный и не очень массовый тренд. Начало полномасштабного вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года повлекло экспресс-обвал индустрии под весом санкций и токсичности региона. В течение года проблемы технического, этического, финансового характера только углублялись, а надежды «переждать» сходили на нет.

Релокация перестала быть индивидуальным желанием (некоторой) активной части айтишников. Бизнес больше не может строить антикризисные планы и «рассматривать варианты», когда вопрос идёт о выживании его завязанных на Беларусь и соседние страны проектов. Санкции — это надолго, государство стремительно теряет интерес к бывшему «новому» локомотиву роста экспорта и экономики.

Читать полностью.

В целом две волны релокации, кризис и последствия войны в Украине сильно видоизменили беларусский ИТ-рынок. Например, осенью 2021 года в компаниях из топ-50 работало 40+ тысяч сотрудников. Сейчас в беларусских офисах этих же компаний работает примерно 20-25 тысяч специалистов, то есть в 1,5-2 раза меньше

Показательна с точки зрения разворота рынка и картина нового набора в ПВТ.

При сохранении текущих темпов оттока к концу этого года года потери ИТ-сектора (если считать с февраля 2022) могут превысить 25 тысяч специалистов.


dev.by, как и другим честным медиа, сегодня очень сложно: редакция работает за пределами страны, а наши рекламные доходы сократились в несколько раз. Но мы справляемся — с вашей помощью. Это вы делитесь с нами инфоповодами, мнениями, опытом, временем и вниманием. А 210 читателей поддерживают нас донатами.


В 2023 году мы хотим собрать 1000 читателей-подписчиков.

Помочь нам можно через Patreon

Из Беларуси — через Donorbox.

И ещё криптой, тут кошельки.

Спасибо, что прочитали это сообщение.

Новые условия. Половина за границей джуны отмирают. ИТ в Беларуси-2022
Новые условия. Половина за границей, джуны отмирают. ИТ в Беларуси-2022
По теме
Новые условия. Половина за границей, джуны отмирают. ИТ в Беларуси-2022
Топ-50 ИТ-компаний в Беларуси. Что изменилось после двух волн релокации
Топ-50 ИТ-компаний в Беларуси. Что изменилось после двух волн релокации
По теме
Топ-50 ИТ-компаний в Беларуси. Что изменилось после двух волн релокации
У Wargaming впервые 1000+ EPAM сократился. Как дела у офисов в Литве
У Wargaming впервые 1000+, EPAM сократился. Как дела у офисов в Литве
По теме
У Wargaming впервые 1000+, EPAM сократился. Как дела у офисов в Литве
Godel — в Польше EPAM — в Индии и Колумбии. Где открыли новые офисы ИТ-компании из топ-50
Godel — в Польше, EPAM — в Индии и Колумбии. Где открыли новые офисы ИТ-компании из топ-50
По теме
Godel — в Польше, EPAM — в Индии и Колумбии. Где открыли новые офисы ИТ-компании из топ-50
Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
12 комментариев
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
12 комментариев
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
22 комментария
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

testusername
testusername
2

и ведь есть те, кто остался

Anonymous
Anonymous
-17

Ну, может мы любим репрессии.

Девбай такой девбай.

spksfan
spksfan
13

Гораздо проще. Вы боитесь перемен. Понимаете, что нужны, но не знаете к чему они приведут конкретно вас. Это нормально. А этом все и держится в хрустально сосуде.

Anonymous
Anonymous
-25

В чем перемены? Очередного ноунейм-клоуна к власти приводить?

Пользователь отредактировал комментарий 1 июня 2023, 20:11

spksfan
spksfan
13

И я про то же. Боишься, что придет клоун. Хотя, вроде же ты должен выбирать.
Не умеешь выбирать не клоунов?

Anonymous
Anonymous
-5

Вы в выборы действительно верите?)

spksfan
spksfan
4

Вы в выборы действительно верите?)

С вопросами веры можешь обращаться к батюшке, кзендзу , раввину...
Если же ты хочешь, чтоб тобой не руководил клоун, то у тебя есть два варианта. Либо ты делаешь все, чтоб он тобой не руководил, либо ты уходишь.
Если же ты не идешь по этим двум вариантам, то смысл в твоих рассуждениях?

spksfan
spksfan
3

Вы в выборы действительно верите?)

Ну и для того, чтоб ты начал наконец то думать.
ты что нибудь слышал про "выборы ноунейм-клоунов" в Швейцарии?
Намек понял?

Anonymous
Anonymous
-3

ты что нибудь слышал про "выборы ноунейм-клоунов" в Швейцарии?
Намек понял?

Слышал и даже наблюдал.
Намек понял?

spksfan
spksfan
3

Не, не понял. Потому что не знаю что ты наблюдал? Как швейцарцы клоуна выбирали?
Когда? Не томи.

meinfreim
meinfreim Ротабот в IT-Рота
-6

Как это каких перемен:
например, платить не 100-200$ за хату (тих-тих, я за гродненские цены, а не ваши столичные), а ~$750 да ещё с чиншем под $150, который по итогам года ещё и могут поднять и коммунальными в среднем тоже около $150;
стать абсолютно беспомощным из-за незнания местных и государственных законов, распоряжений и т.д. и даже не иметь возможности в них разобраться, будь у вас хоть B2, хоть C1 уровень, поскольку даже сами работники ужондов, что мейского, что скарбовего сами далеко не всегда могут дать конкретный ответ, особенно в том, что касается налогов и вообще всего, что связано с финансами;
Почти в 90% стать ИП - не все, но многие конторы будут склонять к формату б2б, да и самому вряд ли захочется за здорово терять 1-2к $, перейдя на уоп - со всеми прелестями из предыдущего пункта;
почувствовать на себе все прелести процесса легализации, потому что без карты побыту частенько и разговаривать не станут;
На своем среднем польском обсудить с врачом на его среднем английском состояние здоровья в деталях и подробностях;
Отдельным пунктом насладиться восхитительным, тонким ароматом сжигаемых в частном секторе и каменицах, где по-прежнему в квартирах стоит печь, опон и прочего мусора; и n-кратно увеличенным уровнем PM 2.5, но поскольку это не пахнет, а покупать датчик от эйкуэйр за 200 евро вы вряд ли станете, то вряд ли это станет поводом для беспокойства

tot-chelovek
tot-chelovek
-16

Хоспаде, опять "вы боитесь перемен". Это вы боитесь, поэтому и уехали, боитесь сесть в тюрьму, боитесь остаться без работы, без стабильной зп. Сходите к психотерапевту толковому ей богу, он вам пояснит, ху из ху.

nitro-junkie
nitro-junkie
10

Ну как бы уехать, это очень жесткая перемена. Даже больше чем власть поменять в стране.

Но в целом вы правы, только одну "не" забыли:

Это вы боитесь, поэтому и не уехали, боитесь сесть в тюрьму, боитесь остаться без работы, без стабильной зп.

tot-chelovek
tot-chelovek
-8

Ну как бы уехать, это очень жесткая перемена. Даже больше чем власть поменять в стране.

Кхь) Путешествовать куда-то это так же тяжело примерно, ведь надо что-то делать. Я бы понял, если бы вас тут что-то держало(как например меня), но тут 99% говорит, что всё можно порешать деньгами из-за бугра. Так в чём сложность собрать сумочку и уехал за своей конторой? Поднять попу и подать документы, которые скажут?

Это вы боитесь, поэтому и не уехали, боитесь сесть в тюрьму, боитесь остаться без работы, без стабильной зп.

Это уже какой-то сюр. Там внизу заплюсованный коммент про "работы нет в РБ", о какой стабильности вы сейчас вещаете?

spksfan
spksfan
-1

Это уже какой-то сюр. Там внизу заплюсованный коммент про "работы нет в РБ", о какой стабильности вы сейчас вещаете?

Работы в РБ валом. Зарплаты стабильные. Папиццот уже который год.

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
-1

@tot-chelovek

Кхь) Путешествовать куда-то это так же тяжело примерно, ведь надо что-то делать.

Айтишник не может отличить отдых от переезда? :)))

Я бы понял, если бы вас тут что-то держало(как например меня),

Сырки и низкие налоги? :)

Так в чём сложность собрать сумочку и уехал за своей конторой? Поднять попу и подать документы, которые скажут?

:)))

spksfan
spksfan
6

Хоспаде, а вчем твоя смелость

боитесь сесть в тюрьму, боитесь остаться без работы, без стабильной зп

Ты такой смелый, что этого не боишься? Поэтому и остался? Тут даже психолог не поможет.
Но это все лирика. Перемен ты не хочешь. А если и хочешь, то ничего не делаешь. Так что я прав о твоей боязни перемен.

tot-chelovek
tot-chelovek
-6

Хоспаде, а вчем твоя смелость

А чё я сказал, что я смелый? Я скромно живу у себя дома, иногда захожу сюда. Тут только я и ещё несколько человек отвечают вам, тем, кто варятся в своём геройском-идейном котле.

Перемен ты не хочешь.

Взаимно.

spksfan
spksfan
3

Тут только я и ещё несколько человек отвечают вам, тем, кто варятся в своём геройском-идейном котле.

Экой ты смешной. Ни одного моего сообщения нет и не было, чтоб я за что то или против кого то боролся. Особенно за какие то идеи. Но ты с помощью воображения нарисовал себе из меня идейнго борца. Аж интересно к какой идее отнесли тови тараканы меня любимого. Напиши, пожалуйста. Начну выходные с хорошего настроения.

Взаимно.

И тут ты лажаешь. Я свою жизнь изменил, как сам решил. А твою мне менять нет никакого резона. Тем более ты сам этого не хочешь

Пользователь отредактировал комментарий 2 июня 2023, 18:26

sergienya1984
sergienya1984
6

а ты бесстрашный смотрю. В РБ работы нет от слова совсем. Уже даже для айтишников. То есть те кого сокращают вынуждены уезжать в поисках работы. Роста ноль. Причем ладно айтишка, роста же нету нигде и массовые сокращения везде. Много там на тракторный набирают?? и много там платят то?? А весь цимус в том что в той же Польше получая минималку можно прожить отлично а в РБ получая среднюю с трудом выживаешь. А точ то не уехали миллионы так их никто никуда и не пускает. Без визы тебя никто никуда не пустит. Стоит открыть границы и треть населения за пару лет свалит сразу же. Об этом говорит пример всех соседей. Как только есть возможность люди едут где лучше, у беларусов возможности такой нету.

serg123
serg123
4

причем треть - те кто работает руками, головами и содержит перераспределителей, пенсионеров и надсмотрщиков-дубиноломщиков

Пользователь отредактировал комментарий 2 июня 2023, 18:36

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
0

Это вы боитесь, поэтому и уехали, боитесь сесть в тюрьму, боитесь остаться без работы, без стабильной зп.

Это у тебя каминг-аут случился?
Что вылезти из норки тебе страшнее, чем переехать куда-то? :)

tot-chelovek
tot-chelovek
-12

Да, прикинь, 9+ лямов до сих пор живёт в РБ. Чёт не всех манит польща или что там нынче в моде.

razrabotchik
razrabotchik
-1

Да большинство коллег переехало сюда только из-за ухода компании из РБ. Сидели бы и дальше в РБ.
Если есть работа в РБ и переезжать не думал никогда, мой совет, и нечего ехать.

spksfan
spksfan
3

Логично. Я бы даже сказал очевидно до безобразия. А дай совет тому у кого вариант "Если есть работа в РБ" пропадает? Ну или хотя бы переходит в стадию "контора уходит".

razrabotchik
razrabotchik
0

Искать новую работу, знаю крутых спецов, реально крутых, которые не захотели переезжать и остались в РБ. Работают как и работали, отказываться от их услуг слишком дорого для компаний. Но это конечно разработчики, не менеджеры)

spksfan
spksfan
2

#1 Ты говоришь о редких исключениях. На всех это не работает.
#2 Искать работу. А теперь прикинь, что творилось бы сейчас на рынке айти работы в Беларуси, если бы треть разработчиков не съехала.

tot-chelovek
tot-chelovek
-4

Да большинство коллег переехало сюда только из-за ухода компании из РБ. Сидели бы и дальше в РБ.

Именно, но местным борцунам этого не понять) Тут включается какие мантры про идейность.

razrabotchik
razrabotchik
-2

Идейность это хорошо, но большинство людей это не касается. + еще спасибо чехам, литовцам, украинцам: выгонять беларусских студентов, вводить ограничения для беларусов (легализация, покупка недвижимости), которых сами приняли и выдали им визы рабочие, блокировать счета беларусов (тут дев бай опрос запустил, получилось ли кому нибудь получить свое обратно, интересно будет узнать). Вот об это все и разбивается идейность, а потом еще все эти интриги в кругах дем сил, просто цирк.

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
3

но местным борцунам этого не понять) Тут включается какие мантры про идейность.

Тебя заказчик из раши укусил и ты начал галлюцинировать?
Или сам придумал?

Уезжают за лучшими условиями, в них входят не только низкие налоги и сырки :)

sergienya1984
sergienya1984
-3

нуда ибо куда они поедут без умения работать, образования и мозгов?? вся система то заточена что бы они ничего не умели толком делать и не были конкурентными на рынке труда. На**р они кому где нужны.

razrabotchik
razrabotchik
-2

ты наверное и ни куда не поехал, в противном случае ты бы знал, что среднестатистический европеец ни чуть не лучше такого же беларуса

ну почитай чаты беларусов в польше, куда ходят стричься, лечиться, спортом заниматься, где пельмени покупают, маникюр делают. Приоритет такой: сначала беларус, потом украинец и только потом идут к полякам, беларусы дают лучшие услуги и релоканты будут со мной согласны

жена читала как то раз отзывы перед тем, как пойти делать брови к украинке: так польки писали, что наконец-то у них они получаются одинаковыми

spksfan
spksfan
2

Странные выводы. Сначала, что нет разницы, а потом, что беларусы самые лучшие в сервисе. Так себе достижение, что украинцы и беларусы вытеснили остальных из сферы услуг.
Но мы можем и дальше порассуждать, кто круче доставит пиццу. Африканец или беларус.
А все эти предпочтения релокантов где обслуживатьс связаны больше с языковыми предпочтениями и ценой

Bobik Gavkalo
Bobik Gavkalo Грызу кости в БУДКА_У_ЗАБОРА
1

А прикинь,
Распределение населения по возрастным группам
Согласно нашим расчётам, по состоянию на начало 2019 года, население Беларуси имело следующее распределение по возрасту:

1 348 310 человек младше 15 лет (мужчин: 693 490 / женщин: 654 820);
6 816 135 человек старше 14 и младше 65 лет (мужчин: 3 302 035 / женщин: 3 514 101);
1 336 719 человек старше 64 лет (мужчин: 423 657 / женщин: 913 062).

пенсионеры, ни в счет они не могут. Спросишь почему? потому что пенсия не позволяет(а отличии от японии или нидерландов.)

Дети привязаны к родителям. НО в стране где берут кредиты на то что бы собрать ребенка в школу... Ну такое себе путешевствовать) Тем более мигрировать.

Статистика за 2019 год... Свежак прям.

А знаешь что? тут хотябы пешеходов пропускаю сразу, и дороги хорошие.

razrabotchik
razrabotchik
-4

Отдых стал сейчас очень не дешевым удовольствием. Поляки вообще шутят, что когда станут богатыми, тогда и смогут в Польше отдыхать.

spksfan
spksfan
2

Аж интересно столо, какая логика подолкнула тебя переключится на обсуждение "дорогого" для поляков отдыха?
Что ты этим хотел сказать? Сравнить кого то с кем то?
А, я понял. Ну давай сравнивать возможность путешествовать.
С чего начнем, ну кроме плача поляков о их бедности? Конкретику, плиз.

Пользователь отредактировал комментарий 2 июня 2023, 19:54

razrabotchik
razrabotchik
-3

1 я ни кого ни с кем не сравнивал
2 посмотри цены на отели или квартиры в Гданьске, Вроцлаве, Кракове, поляку реально дешевле слетать в Турцию
3 что ты ищешь во всех врагов, тебе нужно в отпуск, поменьше агрессии

spksfan
spksfan
3

1 я ни кого ни с кем не сравнивал

Ну так ты и не ответил, для чего писал.

2 посмотри цены на отели или квартиры в Гданьске, Вроцлаве, Кракове, поляку реально дешевле слетать в Турцию

Я отдыхал и та и там.
Не дешевле. Дешевле в Болгарии. А так цены в Польше на отели среднеевропейские.

3 что ты ищешь во всех врагов, тебе нужно в отпуск, поменьше агрессии

Это уже какая то клиника. Прикинь, я могу сидеть и представлять тебя прыщавым ботаном в истерике. Или толстым замученным жизнью и женой мужчиной с кризисом среднего возраста. Или вообще каким то старым карликом.
Ни то, ни другое, ни третье не соответствует действительности.
Поэтому советую тебе поступать как я. Представь себе, что твой оппонент в разговоре обычный милый человек, который сидит спокойно на диване и просто убивает свое время. Без нервов, без поиска врагов. Просто так.
И жизнь станет проще.
Как тебе такой совет?

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
4

9+ лямов до сих пор живёт в РБ. Чёт не всех манит польща или что там нынче в моде.

Ещё раз убедился, что работа в айтишке не гарантирует наличие логики и здравого смысла :)
Даже в условиях войн, резни и прочих ужасов все не уезжают.
А в РБ ещё и пропаганда очень активно работает, чтобы люди не уезжали.

meeshootkin
meeshootkin
0

я бы даже сказал, что некоторая склонность к аутизму повышает шансы на веру в теории заговора и прочую лабуду.
высокие зарплаты разгоняют ЧСВ и в итоге имеем мракобесов, которые убеждены что знают кулисы мировой политики и владеют некой сакральной аналитикой, не доступной гуманитариям (низшая каста).

deeaitch
deeaitch
-10

ротоботы и застобилы, ау, вылезайте из под плинтуса

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
0

а ты все бегаешь за ними и ищешь)

deeaitch
deeaitch
-5

Ну они любят когда ими помыкают и управляют. [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] И им по сути какая разница чей приказ выполнять ведь. Почему не мой? Я тоже себя провазгласить кем угодно могу. И протоколы любые напечатать, у меня хороший принтер. Качэственны.

А если подключить GPT так я ещё и указы смогу генерить всему миру на зависть просто пачками.

Пользователь отредактировал комментарий 1 июня 2023, 19:22

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
1

ну мб впн не продлили или на солнце загарают. Ты тоже о себе подумай, отдохни

Anonymous
Anonymous
-1

Не, пусть продолжает, может когда-нибудь осознает полезность комментирования
Точнее, ее отсутствие

Пользователь отредактировал комментарий 1 июня 2023, 20:14

deeaitch
deeaitch
-5

А ты говоришь бегаю. Смотри как повылазили из щелей и плинтусов и заминусовали. Сейчас сбегуться слюной от возмущения брызгать.

razrabotchik
razrabotchik
2

Мне кажется сейчас все комменты минусуют, если нужно немного подумать

og29
og29
0

Все просто, у человека идея фикс с которой он уже во многих темах засветился, а флуд раздражает, вот его и минусуют

Пользователь отредактировал комментарий 2 июня 2023, 14:21

razrabotchik
razrabotchik
-3

Ну я писал факты, которые лично для меня, как переехавшего из РБ, немного удивляют в Литве, Польше. Но видимо можно только хорошее говорить

spksfan
spksfan
-3

Не было никакой первой волны? Так, лёгкая рябь.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-1

ну мб и была, но их место сразу другой гребец занимал

alekseyrr
alekseyrr Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
11

Потери айти ещё больше, если учесть не только уволенных, но и тех, кого потенциально могли привлечь, учитывая активный прирост во все годы :)
Когда взялся за айти, но лучше бы проверял коров :)

lookin
lookin Комитёр в доме престарелых для айти-пенсионеров в Нет совпадений
8

Когда сирийцы штурмовали границу рб-рп, это была проблема Польши, а что будут делать любители жесткой вертикали власти, когда сирийцы поймут ошибку и станут ломиться обратно, боюсь, забор не удержит такой поток. Хотя, откуда сирийцу узнать, из какой страны он сбежал, он же бт не смотрит. Нужно было на зыбицкой экраны устанавливать с социальной рекламой и вводить часы политинформации вместо перекуров и обедов, тогда, глядишь, и не нужно было засекречивать статистику.

andy12345
andy12345
0

Не нужно делать разницы между оставшимися и уехавшим. Все мы в массе своей одинаковы - обычная серая масса с точечными яркими вкраплениями. Уехавшие на запад хвалят демократию, на восток - свежие фрукты, оставшиеся близостью с родными... Это нормально, что все пытаются найти плюсы в своей ситуации, закрывая глаза на какие-то минусы, убеждая себя, что это минусы временные. Но кроме ярких вкроплений, есть и коричневые, для которых смысл существования - выделится самому за счёт буллинга кого-нибудь. Можно, конечно, и огорчаться по этому поводу, а можно и плюс увидеть - из за встряски говно всплывает и его лучше видно, а значит проще переступать.

spksfan
spksfan
-1

Эпик фейл.

Не нужно делать разницы между оставшимися и уехавшим.

А завершает именно нахождением разницы.
Ну и на счет буллинга. А не ты ли говорил, что белорусский омоновец тебе ближе, чем уехавший коллега?

tokeaev
tokeaev
-1

эпик фейлом мог бы быть твой коммент, которым ты сам себя идентифицировал как коричневое вкрапление и обиделся. но тебе сложно уже зафэйлиться принципе, потому что глупость и несуразность для тебя норма.

spksfan
spksfan
0

Я тебе уже говорил один раз. Ты мне не интересен. И так будет на любое твое сообщение.

tokeaev
tokeaev
-2

каждый раз как попка-дурак будешь повторять тоже самое?
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] в исходном посте никто никого конкретно не указывал. один ты обиделся - выводы очевидны. и что там с договорами и переводами? а то такого позора в коментах девбая не припоминаю даже. ты аж рубаху рвал на груди, да я то, да я се, а как дошло дела - слился. мне даже анонимно было бы стыдно так себя вести.

spksfan
spksfan
1

Я тебе уже говорил один раз. Ты мне не интересен. И так будет на любое твое сообщение.

michael-douglas
michael-douglas
0

"кроме ярких вкроплений, есть и коричневые, для которых смысл существования - выделится самому за счёт буллинга кого-нибудь."

Молодец andy12345.
Попал в десятку.
Это лучший комент из всех что я видел на dev.by

spksfan
spksfan
-3

Это лучший комент из всех что я видел на dev.by

Угу. Осталось только найти примеры буллинга этого "лучшего комментатора" и можно к лику святых относить.

spksfan
spksfan
1

Андрюша, прежде чем раскидываться терминами, поинтересуйся, что они означают.
Буллинг - это когда есть жертва, которая не может дать отпор по причине неравенства сил. Например один против многих. Или травля зависимого тем, от кого он зависит. Или травля человека с физическим или психическим недостатком, который не позволяет дать ему должный отпор.
Приведи мне примеры буллинга на девбай.
P.S. Видишь, и я умею писать пространные сообщения ниочем.

tokeaev
tokeaev
-2

не могу не вспомнить старую народную мудрость: не тронь говно, вонять не будет.

spksfan
spksfan
2

Я тебе уже говорил один раз. Ты мне не интересен. И так будет на любое твое сообщение.

randomusername
randomusername Developer в GameDevelopment
8

Постоянно и много общаюсь как с уехавшими так и оставшимися. По ключевым вопросам событий 2020 и последующего треша - 100% солидарность.

Космонавтам и компании выгодно стравливать нас друг с другом. Не надо вестись на эти вбросы. И те и другие стараются выжить и не попасть под каток.

alexxp
alexxp
2

Железный занавес всё ниже. Подумайте о перспективах для детей. Кто раньше уехал, уже прошли и болезненный и сложный этап адаптации и уже живут лучше прежнего.

grafvilenskiy
grafvilenskiy генерал-губернатор в Северо-Западный край
-13

Подумайте о перспективах для детей

Если в Европе у вас не отберут ваших же детей.

spksfan
spksfan
7

Шаблон. Точно такой же, как и ЕС замерзнет

deeaitch
deeaitch
3

Ещё голодает, соли нет, гречки нет. А ещё там все нетрадиционной ориентации.

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
12

Предлагаю количественный эксперимент: я гляну сколько детей у беларусов, посаженных "за политику" скажем только за последние пару лет, государство отобрало и отправило в детский дом. А вы попробуете найти сколько детей отобрано у беларусов в ЕС за это же время. И потом поговорим про риск отбирания детей.

spksfan
spksfan
2

Ему не интересны факты

Если в Беларуси у вас не отберут ваших же детей.

Выборочное зрение.

yurand2
yurand2
0

А почему в ЕС собрались считать "просто отобрали", а в Беларуси именно за политику. Это же разные сущности которые и сравнивать некорректно.

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
1

Пошел навстречу оппоненту, предложил льготные условия дискуссии. Отобранные за политику в рб - часть множества "все отобранные" в рб. Если в европе с детьми опаснее, чем в рб, то в европе счетчик отобранных детей на 100к населения превысит аналогичный счетчик для рб, даже если счетчик рб занизить, ограничив политическими изъятиями.

Alexei Ivasechko
Alexei Ivasechko
1

И это мы еще не касаемся условий для изъятых детей, которые немного отличаются в рб и ес. В одном из этих случаев - там по факту тюрьма без перспектив, в другом - нормальная жизнь.

Anonymous
Anonymous
-3

И член у всех вырос, и сон улучшился.

michael-douglas
michael-douglas
1

alexxp,

Я на вашей стороне. Однако вижу это более fine grained.
Уехать это не значит автоматически изменить свою жизнь к лучшему. Надо ещё и устроиться в новой стране. А это не всем под силу.
К тому же островная масса гребцов может функционировать только со своей галерой. Им выбирать не приходится. Только вместе с галерой. В свободное плавание идти не готовы. Неконкурентоспособны.

А дети могут учиться бесплатно и в университетах Германии. Обеспечьте им только расходы на проживание там. Тысяча евро в месяц будет достаточно.

andy12345
andy12345
-3

Подумайте о перспективах для детей.

Сто лет минуло, как пароходы с беженцами из России высадили сотни тысяч человек на берегах у Константинополя. Специального исследования их судеб не проводилось, но думаю в процентном соотношении их потомки и потомки оставшихся были одинаково счастливы и одинаково несчастны. ИМХО мантры про будущее детей озвучиваются тогда, когда веских аргументов про плюсы обустройства на новом месте с нуля закончились или их не было вовсе.

Пользователь отредактировал комментарий 2 июня 2023, 22:11

razrabotchik
razrabotchik
2

Ну как бы не совсем так, потомков тех, кто должен был уплыть, но остался, или вернулся, не было, т к их расстреляли

alexxp
alexxp
7

Какие перспективы в ИТ у Беларуси и расии при текущем развитии событий? ВВП РФ менее 2% от мирового, меньше чем ВВП одной только Италии. А уехать будет все сложнее и сложнее.

og29
og29
-1

Имхо ВВП не лучший показатель для такого сравнения.
Например он в себя включает услуги и чем они дороже тем ВВП выше. Есть еще нюансы.

ПС. не экономист, лучше показателя не знаю

Пользователь отредактировал комментарий 2 июня 2023, 14:33

Anonymous
Anonymous
1

Ты начинаешь думать и рассуждать, такое тут не приветствуют

Alex Ivanov
Alex Ivanov
0

Поэтому давно придумали GPD by PPP

og29
og29
1

Думаю это все же не совсем то что имелось в виду в исходном сообщении.
По этому параметру на первом месте Люксембург а по ВВП он на ~ 70 месте.

meeshootkin
meeshootkin
0

GDP by PPP тоже не совсем репрезентативен. По нему немец покупающий Мерседес и Либхер получает такие же блага как белорус покупающий Джили и Атлант. Не учитывается качество товаров и инфраструктуры. Так что если уж смотреть на ВВП, то на оба.

fallinmyhand
fallinmyhand Патриот в Мерси Софтваре
-1

ну да, а можно еще и продукцию на склад в ВВП считать, как страны изгои делают

og29
og29
0

ответ уровня "А в Америке негров линчуют"

tot-chelovek
tot-chelovek
-4

Оч интересно, а чё тогда все возбудились от цен на энергоресурсы раз рфия ни на что не влияет?
Ну и, кстати, ещё есть Китай. Но в вашей методички ничего не написано про это.

spksfan
spksfan
1

Хосподя... Кто возбудился то? По возбужденным крикам из места, которое ты назвал рфией, весь мир уже должен был замерзнуть, скатиться в каменный век, и приползти к ним за нефтью, газом и углем уже год назад.
Однако именно за этот год доля РФ в мировом ВВП опять не выросла а чуть уменьшилась

deeaitch
deeaitch
3

А тем временем цены на газ падают до рекордных цифр. И что-то никто не замёрз. Ну кроме самой рфии где уличными туалетами топят дома. А чаго так?

zabelarus21
zabelarus21
0

так зима еще не наступила. следущей зимой , ну или через год, точно замерзнут. по телевизору давно сказали об этом. а туалеты в эрэфии это вечно и навсегда. [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement]

Пользователь отредактировал комментарий 3 июня 2023, 10:36

deeaitch
deeaitch
1

следущей зимой , ну или через год, точно замерзнут. по телевизору давно сказали об этом

Через 3 дня?

deeaitch
deeaitch
0

.

Пользователь отредактировал комментарий 5 июня 2023, 16:47