«Дали деньги непонятным парням from Minsk». Как подвести Гурского и надуть Тинькова

Оставить комментарий
«Дали деньги непонятным парням from Minsk». Как подвести Гурского и надуть Тинькова

Накануне вечером белорусские айтишники собрались в одном из минских кафе-баров, чтобы поговорить о своих факапах — о чём, как правило, никто не рассказывает. dev.by побывал на FuckUp Nights и послушал истории ИТ-предпринимателей, осмелившихся поделиться с публикой своими неудачами.

Читать далее

Минус 20 тысяч пользователей за один день

Первый факап прозвучал от экс-руководиля разработки в Maps.me Александра Матвеенко (сейчас CEO MapData). Он поручил свои обязанности опытному программисту и со спокойной душой отправился в отпуск. Когда переезжал из Испании в Андорру, ему позвонила обеспокоенная коллега.

— Представьте себе ситуацию: я стою на обочине на аварийке, второй час разговариваю по телефону, на меня косо смотрят гаишники, у меня заканчиваются на счету деньги, спасибо оператору — оперативно отключает звонки… Оказывается, наше приложение забрасывает пользователей сообщениями (по 28 пушей каждому) на разных языках с просьбой отказаться от машины — это был всемирный День без автомобиля. А самое интересное в том, что перед моим отъездом мы проговаривали, каким должно быть приложение — максимально дружелюбным (ненавязчивым).

За один день Maps.me потеряло 20 тысяч пользователей: «Как я понимаю этих людей! Кто-то мог в аварию попасть, пока его там забрасывают сообщениями, у кого-то приступ мог начаться».

Часть пользователей отнеслась к ситуации с юмором: в комментариях писали «я уже продал свой автомобиль», «съел права», «перестаньте спамить».

Вопрос: А сколько всего было пользователей в Maps.me на тот момент? И повлиял ли чёрный пиар на дальнейший рост компании?

Ответ: У нас тогда было около 2 миллионов пользователей. На рост этот факап не повлиял, мы потом добрали этих пользователей.

Вопрос: Это был баг парсинга или процесса?

Ответ: Думаю, большая проблема была в парсинге, мы неправильно прописали правила. Приложение должно было доставлять пуши по времени, и мы не могли повлиять на ситуацию.

Вопрос: Куда исчезли 20 тысяч пользователей, если альтернатив всё равно не было?

Ответ: Конкуренты у Maps.me тоже есть, но, возможно, отойдя от обиды, кто-то потом снова вернулся.

Вопрос: Почему вы думаете, что если бы вы были не в отпуске, то ситуация бы была другой?

Ответ: Я бы проконтролировал ситуацию, и команда бы проверила, как отрабатывает новая пуш-система на ограниченном количестве устройств.

Вопрос: Что стало с парнем, который был ответственным в ваше отсутствие?

Ответ:  Думаю, он сам себя наказал. Мы никого не уволили — история яйца выеденного не стоила.

Продали банку несуществующий продукт

25-летний CEO Blinger.io Евгений Бессчастнов запустил первый проект — аналог Дневник.ру в 18 лет, но всю прибыль... «прогуливал».

Когда денег совсем не осталось, бизнесмен сменил место жительства и познакомился с человеком, который делал сервис для аренды жилья. Но однажды, проснувшись утром, увидел новость, что министерство юстиции объявило их деятельность незаконной. Лавочку пришлось прикрыть.

Ещё один факап спикера связан с его текущей компанией, которая разрабатывает Helpdesk-систему.  

— Мы подняли хайп в Facebook, что у нас есть крутой продукт, хотя на самом деле и одной трети не было готово. Благодаря шумихе в социальных сетях нас заметил «Тинькофф банк», и на следующий же день я вылетел к ним на переговоры. Естественно, набивал нам цену, говорил, что другие крупные банки предлагают ещё большую сумму. Меня легко раскусили с этим обманом, зато не спалили, что нет продукта. В общем, по цене они меня «нагнули», предложили сумму в раз 20 меньше предполагаемой.

Мы подписали договор и через неделю должны были запустить сервис. Через неделю мой Telegramm разрывался от сообщений, и я придумал 20 ох*тельных историй, почему мы ещё не сделали продукт. Так мы выиграли ещё полторы недели, за которые на коленке что-то состряпали. После «Тинькофф Банка» посыпались другие клиенты, но для них повторить то же самое было проблематично.

Вопрос: Почему не получилось для других клиентов сделать то же самое?

Ответ: Мы сделали и для них, но чуть позже, когда наладили процессы. В первый раз вообще на коленке всё было.

Вопрос: У вас была сделка с «Тинькофф Банком», но не было самого продукта. А что вы показывали топ-менеджерам?

Ответ: Мы не показывали, а рассказывали. Это сейчас уже нужен прототип, а тогда достаточно было на словах всё объяснить.

Вопрос: Меня восхищает твоя способность продавать снег эскимосам. Где тебя можно было спалить?

Ответ: Можно было хотя бы MVP попросить, но они не просили.

Вопрос: Какие выводы ты сделал из трёх своих факапов?

Ответ: Таких факапов больше не будет, но будут другие.  

Вопрос: Неделя — это было их условие или твоё?

Ответ: С моей стороны это была пыль в глаза. Чтобы у компании была уверенность, что мы клёвые ребята. Плюс деньги хотелось получить поскорее.

Вопрос: Что происходило с командой в этот момент, какая была этажность мата?

Ответ: У нас тогда было три с половиной человека. Делали по ночам, подвозили к офису виски, и с партнёром пытались решить текущие задачи (я не технарь, но его поддерживал).

Вопрос: Какая разбежка в цене вашего продукта?

Ответ: Около пяти тысяч. Одна компания платит $250, а вторая $1200, хотя услуги мы им предоставляем одни и те же.

Вопрос: А «Тинькофф Банк» уже в курсе, что у вас тогда не было продукта?

Ответ: Думаю, да. Но они не говорят об этом, потому что это был их фейл, что они допустил такое — дали деньги непонятным парням from Minsk.

Фитнес-приложение от не фанатов ЗОЖ

На хакатоне в 2014 году CEO SplitMetrics Максим Каменков создал приложение, которое по фото определяет калорийность еды: при этом фотографии анализировала не нейросеть, а «девочка в Китае». На презентации приложения случился факап.

— У нас в руках был банан, на котором мы хотели продемонстрировать работу приложения, но тут выбегает какой-то парень и говорит: не верю, покажите, как оно работает, на драниках! Мы фотографируем его драники, долго ждём и — о чудо! — приложение выдаёт результат.

Юра Гурский заинтересовался разработкой и предложил сделать фитнес-приложение, но с условием, что три месяца он будет его тестировать в реальной жизни, а потом скажет, «полетит» оно или нет.

— Мы начали делать календарь калорий, но потом поняли, что люди не будут туда ничего вносить: им нужна большая мотивация. Тогда мы решили делать другую штуку — рекомендательную систему, которая будет советовать, что и когда есть. В итоге Юра сказал, что так нё пойдет. Нужно было искать человека из фитнес-индустрии, который бы проталкивал приложение в массы, что-то вроде Натальи Водяновой у Flo. Мы в таких кругах особо не крутимся, поэтому ничего подходящего не нашли и решили это прекратить. Видимо, фитнес — не моё. Не верил я, что из этого что-то получится.

Вопрос: Почему отказались от календаря калорий?

Ответ: Китайцу нужно было платить за каждую фотографию. Мы не могли финансово решить эту проблему. А вообще, если человек следит за питанием, то ему не влом будет руками посчитать.

Вопрос: Если бы Гурский дал неделю, то сделали бы продукт за это время?

Ответ: Конечно.

Вопрос: Что тебя возбуждает в бета-тестировании?

Ответ: Это интимный вопрос. Домен и маркетинг не сильно возбуждают, а вот работа с B2B мне нравится, но я бесполезен, если ко мне приходит масс-маркет.

Вопрос: Веришь ли ты, что крутой проект можно сделать на заказ инвестору?

Ответ: Это зависит от проекта и ситуации. Если канонический проект делать, который требует большой отдачи, то не верю. Не зря же ведь, заключая сделки с инвесторами, фаундеры стараются сохранить за собой большую долю в компании.

Вопрос: Складывается ощущение, что в ИТ-тусовке всего 20 человек, которые придумывают проекты и делают экзиты, а во главе стоит известный супермен. Как сделать так, чтобы людей было больше?

Ответ: Я верю, что это возможно. Школы  предпринимательства учат растить проекты, а нужно растить людей. Я считаю, что нужно вкладывать в людей, чтобы они не боялись факапить. Мне пришлось проделать большую работу над собой, чтобы понять: деньги — это всего-лишь ресурс и, если его потерял, то не проблема найти в другом месте. Два факапа привели меня к тому, что я их теперь не боюсь.

Уехал в отпуск, а по возвращении не узнал компанию

По словам директора «ЛегендаСтрой» Дмитрия Богданова, они с партнёром хотели сделать фирму, которая естественным образом монополизирует белорусский рынок производства компьютерной техники (блоки, мыши, клавиатуры). Для получения преференций (помогают выжить компании) им необходимо было нанять около 50% сотрудников с инвалидностью. Первый факап — очередь из желающих работать не выстроилась. Таких людей пришлось долго искать в закрытых комьюнити и мотивировать их идти на работу.

Следующий факап произошёл, когда Дмитрий уехал на три месяца в Азию. Он назначил лучшего специалиста в компании на роль и.о. в его отсутствие.

— Когда мы вернулись, оказалось, что фирма находится в таком плачевном состоянии, что мы, можно сказать, перешли на хлеб и воду. Мне пришлось поднимать её с колен, — поясняет спикер.

Выводы, которые сделал бизнесмен: не стоит начинать бизнес с теми, с кем уже был неудачный опыт, и не стоит рассчитывать, что люди бросят свои дела и «пойдут за вами, чтобы помогать вам делать ваш бизнес».

 

Организовали встречу стартап-акселератор Insight и обладатель лицензии Fuckup Nights в Беларуси Денис Гурленя

 

Фото: Александр Корсаков, dev.by

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Читайте также

Imaguru спрашивает стартапы про состояние и планы. Можно поучаствовать
Imaguru спрашивает стартапы про состояние и планы. Можно поучаствовать
Imaguru спрашивает стартапы про состояние и планы. Можно поучаствовать
Продукт или продажник? На странице YC in Russian спорят, что важнее на старте
Продукт или продажник? На странице YC in Russian спорят, что важнее на старте
Продукт или продажник? На странице YC in Russian спорят, что важнее на старте
2 комментария
Klarna нарастил убытки в 11 раз год к году во втором квартале
Klarna нарастил убытки в 11 раз год к году во втором квартале
Klarna нарастил убытки в 11 раз год к году во втором квартале
Айтишник громко обиделся на бывшую компанию из-за $100 тысяч. Компания в ответ обиделась на $1 млн
Айтишник громко обиделся на бывшую компанию из-за $100 тысяч. Компания в ответ обиделась на $1 млн
Айтишник громко обиделся на бывшую компанию из-за $100 тысяч. Компания в ответ обиделась на $1 млн

Обсуждение

Комментариев пока нет.
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже