«Как Пете прыгнуть в бассейн с биткоинами?» Правовые механизмы привлечения инвестиций в стартапы

Оставить комментарий
«Как Пете прыгнуть в бассейн с биткоинами?» Правовые механизмы привлечения инвестиций в стартапы

В рамках «Стартап-мастерской» dev.by совместно с международной юридической фирмой COBALT рассказывает о правовых аспектах и проблемах, с которыми сталкиваются белорусские стартапы (как базовых, так и комплексных), а также разбирает реальные кейсы из практики. Сегодня речь пойдёт о привлечении инвестиций. 

Читать далее...

Для наглядности мы создадим инициативного героя Петю с гениальной идеей, которую он готов воплотить в жизнь. Петя не богат, готов к работе, но ему нужны деньги. Где их взять? Как помочь Пете воплотить её в мир материализма и прыгнуть в бассейн с биткоинами?

Пете нужны инвестиции. Но подходить к этому вопросу он должен осторожно, ведь каждый из механизмов имеет защитный клапан. Наша задача — найти вариант, который бы наиболее устраивал Петю.

Итак, на данный момент можно выделить 7 видов инвесторов, пользующихся популярностью:

  1. 3F
     
  2. Стартап-инкубаторы и акселераторы
     
  3. Бизнес-ангелы
     
  4. Венчурные фонды (далее VF)
     
  5. Долевой краудфандинг и ICO
     
  6. IPO
     
  7. Банки

1) FFF – Friends, Family, Fools (друзья, семья, «другие друзья»)

Самым первым вариантом для Петра будет попросить свою бабушку, либо Толика, либо друзей Толика помочь ему материально. Привлекать близких в последнее время стало очень популярным способом получения начальных инвестиций.

Здесь всё зависит от ваших личных взаимоотношений, да и семья в большинстве случаев имеет крайне ограниченное денежное состояние, которое она готова вложить в своего члена.

Тем не менее, вариант отлично подходит в качестве начального инвестирования – для того, чтобы «поднатаскать» бизнес до уровня, когда он сможет привлечь более крупное финансирование, например, от бизнес-ангелов или фондов. Ведь верят в первую очередь в вас, и доказательства, что всё получится, никому не требуются.

Иллюстрация: «Книжная нора»

Pro:

  1. Инвестиционные условия обычно более гибкие, также есть многочисленные способы распределения доли или её возврата.

Cons:

  1. Друзья и семья часто имеют крайне ограниченную способность оценивать потенциал вашего бизнеса. При этом они склонны и могут иметь право давать советы из-за своей денежной доли в компании;
     
  2. Друзья и семья обычно не приносят в проект как инвесторы ничего, кроме начального капитала.

Пете стоит помнить следующее:

  • Хотя может быть легко убедить близких помочь, тщательное документирование ваших взаимодействий настоятельно рекомендуется;
     
  • Бизнес по-прежнему необходимо урегулировать на основе контракта;
     
  • Подписывайте каждую сторону векселя, в которой указаны условия погашения. Или, если вы сотрудничаете с другом или членом семьи, подписывайте соглашение о партнёрстве;
     
  • Бытует мнение, что мешать бизнес с семьёй не самая лучшая идея.

2) Стартап-инкубаторы и акселераторы

Эти понятия очень часто смешивают в одно. Методы у них действительно совпадают, однако разница между ними всё же существует.

У Пети есть только идея, команду он пока не набрал – в таком случае он может подать заявку в инкубатор. Там ему предоставят в аренду помещение по льготной цене, будут поддерживать его идею на всех стадиях развития и предоставят все необходимые знания и умения.

Если у Пети уже есть прототип результата идеи (продукт) и верные адепты (Толик), то он смело может идти к акселераторам. Эти ребята предлагают быстрый рост в короткие промежутки времени, до выхода в жизнеспособный бизнес. После их вмешательства придётся искать уже более крупных инвесторов. Самым спорным вопросом здесь является то, что они предлагают капитал в обмен на долю в вашей компании (как правило, до 10 процентов).

Pros:

  1. Лучшие акселераторы и инкубаторы предоставляют профессиональные советы и рекомендации;
     
  2. То, что вы поддерживались знаменитым акселератором, при привлечении инвестиций в дальнейшем может сыграть ту же роль, что и диплом Оксфорда для работодателя. Инвесторы часто обращают внимание на то, каким был 1-й раунд инвестирования и кто в нем был задействован.

Cons:

  1. Лучшие инкубаторы и акселераторы невероятно популярны и принимают только 1-2 процента претендентов;
     
  2. Доля в компании может оказаться дорогостоящим товаром для обмена на относительно небольшое инвестирование.

Иллюстрация: Two Cents @ Lifehacker

3) Бизнес-ангелы

Бизнес-ангелы — это капиталисты. Это люди, у которых есть деньги, и они хотят ещё больше денег. Это люди, которые нужны Пете. Их вложения гораздо серьёзнее, чем инвестиции круга семьи и друзей, но всё ещё меньше, чем VF. Ангелы предлагают капитал для ранних стартапов в обмен на долю в компании, многие из них совмещают финансовые мотивы с филантропией. Очень часто активно инвестируют в несколько стартапов и стремятся добавить эффективности благодаря связям и советам.

В основном, это 2 типа людей: либо те, кто преуспел и готов поделиться своим опытом, либо «I can take a chance. Just take my money».

Вместе с тем, в большинстве своём эти ребята надеются, что получат огромную прибыль. Они рассчитывают на долгий и перспективный рост компании. Некоторые ангелы будут довольны процентной долей возврата своих инвестиций, в то время как другие требуют части доли в компании.

Pros:

  1. Многие из ангелов — бывшие основатели крупных компаний, чем привносят свой собственный опыт в проект;
     
  2. Ангелы менее жёсткие, чем VF, с ними проще договориться и подписать гибкое соглашение;
     
  3. Они будут рисковать (другие инвесторы этого не сделают). Ангелы имеют более высокую терпимость к риску. Если ваш молодой стартап нуждается в ком-то, чтобы рискнуть, скорее всего, ангелы будут теми, кто поставит на красное всё.

Cons:

  1. Отказ от доли на раннем этапе всё ещё является чрезвычайно рискованной операцией.

4) Венчурный фонд (VF)

Предположим, что стартап Пети уже перерос в крупный бизнес. Теперь ему надо наладить внутренние процессы и производство. Тут уже не подойдут ни семья, ни бизнес-ангел. У Пети большие планы, на которые нужны большие деньги. Как только бизнес начинает демонстрировать значительный объём доходов — приходят VF.  

VF производит инвестиции от имени инвесторов фонда. Структура простая: есть Limited Partners, которые инвестируют средства, и General Partners, которые управляют фондами и принимают инвестиционные решения.

Работа VF заключается в том, чтобы вкладывать эти деньги в многообещающие идеи на протяжении долгого периода времени (может затянуться на десятки лет) и генерировать доход как для себя, так и для своих инвесторов.

VF предлагает свой капитал в обмен на долю и требует возможного «выхода» (как правило, IPO, слияния или поглощения) для получения прибыли.

Количество денег, которые предоставят Пете, будет напрямую зависеть от размера фонда. Но стоит помнить, что и прибыль должна быть соответствующая, поэтому лучше быть готовыми к большим продажам.

Тем не менее, фонды с большой вероятностью инвестируют большую сумму денег, однако, как правило, потребуют значительные доли и размещения на руководящей должности.

Pros:

  1. По сравнению с бизнес-ангелом, VF — эльдорадо, в который охотно могут впустить Петю;
     
  2. Работа с крупным именем VF обеспечивает доверие и, самое главное, доступ к их личной сети экспертов, включая партнёров и будущих инвесторов;
     
  3. VF предпримут любые действия, чтобы увидеть возврат своих инвестиций, даже если придётся вытеснить Петра из собственной компании.

Cons:

  1. Они менее склонны к риску. Им нужен бизнес-план, им нужна стратегия и долгосрочные перспективы, что выливается в долгий процесс принятия решений;
     
  2. VF могут управлять бизнесом в том направлении, с которым в Петя не согласен. Однако они очень опытные и могут знать то, чего Петя не знает;
     
  3. Пете рекомендуется, чтобы все стороны подписали партнёрское соглашение, чтобы изложить права и обязанности каждого партнёра и не оказаться за бортом своего же корабля.

Фото: Lifewire

5) Долевой краудфандинг и ICO

«Традиционная» модель краудфандинга известна как вознаграждение за вознаграждение: позволяет людям предварительно покупать товары и услуги в обмен на выбранные вознаграждения.

Долевой краудфандинг позволяет частным лицам вкладывать небольшие суммы капитала в обмен на небольшую долю в компании.

ICO — первичное предложение монет. Петя выпускает токены, которые гарантируют какое-либо получение товаров или услуг их владельцам. Покупая токены, Петя получает финансирование, которое ему необходимо.

Стоит отметить, что эти виды инвестиций используются для ранней стадии развития проекта.

Pros:

  1. Долевой краудфандинг даёт свободу поднять то, что вы хотите, как хотите, без дополнительных осложнений от инвесторов, пытающихся управлять вашей компанией;
     
  2. Большинство платформ предоставляют стартапам 30-60 дней для привлечения инвестиций.

Cons:

  1. Капитал довольно ограничен;
     
  2. Скрытые сборы. Общепринятой практикой для платформ по обратному финансированию является взимание сборов за упрощение процедур и обработку платежей. Будучи платежами относительно небольшого размера, в сумме они могут вылиться в ощутимые расход;
     
  3. Для многих начинающих стартапов экспертное руководство со стороны опытных специалистов VF или бизнес-ангелов может оказаться столь же ценным, как и капитал, который они предоставляют.

6) IPO

Если у Пети переходный период и он разросся, то ему требуется постоянная денежная подпитка своего проекта. Для этого подойдет и первоначальное публичное предложение. Особенностью является то, что при этом образуется акционерное общество и акции «выходят на публику».

Pros:

  1. IPO может привлечь миллиарды;
     
  2. IPO часто позволяет учредителям и другим инвесторам продавать свои акции. Помимо вознаграждения давних инвесторов стартапа, это помогает высвободить ликвидный капитал для компании, чтобы тратиться в других областях ее роста;
     
  3. Петя — молодец, Петя достиг чего хотел (если это было его конечной целью)

Cons:

  1. Это дорого. Огромные ресурсы будут уходит только на то, чтобы функционировать в качестве публичной компании;
     
  2. У публичных компаний часто есть тысячи акционеров, каждый из которых имеет право голоса.

7) Банки

Пожалуй, самый простой и очень популярный вариант для Пети. Банковские кредиты являются часто запрашиваемыми источниками финансирования и могут проводиться в ближайшем кредитном учреждении. Банковское финансирование может быть сложным из-за множества различных вариантов финансирования и процентных ставок.

Pros:

  1. Банки предлагают различные суммы финансирования и варианты окупаемости в соответствии с потребностями.

Cons:

  1. Банковские кредиты очень трудно получить, и критерии постоянно меняются;
     
  2. Варианты финансирования могут ввести в заблуждение. Если вам не хватает знаний или опыта, вы можете заблокировать себя в неблагоприятной сделке с плохими условиями оплаты;
     
  3. Как правило, просителям займа необходимо предъявить доказательства обеспечения или потока доходов до утверждения их заявки на получение кредита. Из-за этого банки часто являются лучшим вариантом для более развитых предприятий.

Другие материалы цикла:

Читайте также: Почему ИТ-компании сложно взять кредит

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

GoWayFest 4.0 Online Edition Conference
11 июля — 12 июля

GoWayFest 4.0 Online Edition Conference

Минск

Читайте также

«Дочка» Банка БелВЭБ будет финансировать ИТ-проекты
«Дочка» Банка БелВЭБ будет финансировать ИТ-проекты

«Дочка» Банка БелВЭБ будет финансировать ИТ-проекты

5 комментариев
Мнение: стартап-экономика поломалась, а коронавирус ещё все усугубил
Мнение: стартап-экономика поломалась, а коронавирус ещё все усугубил

Мнение: стартап-экономика поломалась, а коронавирус ещё все усугубил

Публикуем перевод статьи корреспондента издания The Week Райана Купера про то, что компании с бизнес-моделью вроде Uber вредны для экономики.
55 комментариев
Сокращения 75%, новый продукт. Как Blinger пережил кризис
Сокращения 75%, новый продукт. Как Blinger пережил кризис

Сокращения 75%, новый продукт. Как Blinger пережил кризис

Белорусский сервис для поддержки клиентов через мессенджеры Blinger.io, вопреки коронакризису, до недавнего времени радовал хорошими новостями. Однако от бывших сотрудников стартапа dev.by несколько раз получил другие новости — о сокращении команды и несостоявшемся релизе продукта. Попытались разобраться.
Facebook создает венчурное подразделение для инвестирования в стартапы
Facebook создает венчурное подразделение для инвестирования в стартапы

Facebook создает венчурное подразделение для инвестирования в стартапы

Обсуждение

Комментариев пока нет.
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже