«Представьте, что ваш самолёт захватила команда стартапа, который исповедует Agile»

10 комментариев
«Представьте, что ваш самолёт захватила команда стартапа, который исповедует Agile»

Олег Кондрашов, CEO EnCata, написал для dev.by несерьёзную колонку о современных методологиях ведения бизнеса с точки зрения пассажира.

Читать далее...

Сегодня авиаперелёты стали для нас обыденностью.

Я, например, последний год вообще не вылезал из пассажирского кресла очередного лайнера и привык к такому комфорту. Вы бронируете билет крупной компании онлайн, приезжаете в аэропорт за несколько часов до вылета, проходите досмотр и отправляетесь на борт самолета. Внутри вы не ожидаете сюрпризов — вас приветствует капитан, просит пристегнуть ремни и сообщает время, маршрут полёта и высоту над уровнем моря. Милые стюарды расскажут, как пользоваться надувными жилетами, и с балетной грацией покажут ближайшие аварийные выходы. Через час или два вам подадут горячий обед, а пока вы можете отключиться, ведь всего через несколько часов окажетесь в Абу-Даби, Бостоне или Москве. Вы точно знаете, что всё будет в порядке — вы в салоне самого безопасного транспорта в мире.

А теперь представьте, что самолёт захватила команда очередного стартапа, который исповедует Agile.

by Emery_Way, Flickr

Agile классический, а значит, бессмысленный и беспощадный. Вы приезжаете в аэропорт, поднимаетесь на борт самолета, уже валитесь с ног после очередной встречи в Бостоне и ищете своё место для сна на ближайшие несколько часов. Садитесь в кресло и обнаруживаете, что ремни безопасности перерезаны, а выход уже блокируют несколько подозрительных ребят, чем-то напоминающих маркетологов.

Вполне обыденным голосом капитан сообщает: «Ребята, я не знаю, куда мы сегодня летим. Главное взлететь!». Вы, наверное, расстроитесь. «У кого-нибудь есть варианты, как завести эту штуку?!» — капитан ещё не раз будет задавать похожие вопросы. А стюарды не станут, как обычно, повторять что-то о ремнях или аварийных выходах. Скорее всего, они объединятся в две небольшие группы: первая сыграет на саксофоне,  вторая — принесёт в жертву Юпитеру собаку. По крайней мере, у них точно будет на это две-три недели — раньше капитан приземляться не планирует.

Теперь вы в мире Agile, в мире хаоса. Поэтому не удивляйтесь, когда за несколько километров до Шереметьево капитан примет волевое решение лететь в Марокко. А сядете вы где-то в пригороде Махачкалы. Если вообще сядете. Будем откровенны — выжить в такой поездке удаётся немногим. Но старания капитана всё-таки заслуживают уважения. Он показал себя лидером и незаурядным бизнесменом, попутно проведя ICO среди пассажиров.

Уверен, вы больше не будете летать рейсами компании Agile. Возможно, даже обратите внимание на лоукостер  Waterfall. И, уже сидя в салоне лайнера, заметите, что капитан и весь экипаж покидают самолёт. «Уважаемые пассажиры, не переживайте, — замечает некоторую напряжённость капитан. — Мы прекрасно настроили автопилот. Вы точно будете в Шереметьево через 7 часов 15 минут».

«Если не будет грозы и самолёт удержит высоту в 10 тысяч метров на протяжении всего полета», — робко добавляет аналитик.

Экипаж спешно удаляется, а  вы остаётесь в своих грустных раздумьях о значении слова «Если».

Если рассуждать о методологиях Agile и Waterfall чуть более серьёзно, то можно найти немало плюсов в каждой из них.

  • Это гибкость и плавная смена технологий в Agile, что даёт молодому продукту совершить пивот в любом направлении и за минимальные сроки.
  • Это конечная цель и планирование в Waterfall, что позволит стартапу рассматривать долгосрочные перспективы.

Но мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что только здравый смысл в организации бизнес-процессов может принести незаурядные результаты.

Только сочетая методологии и думая о корпоративной философии, стартап сможет вырасти в по-настоящему успешную компанию, которой не будут страшны грозы или волюнтаризм капитана.

Читайте также: Lean в Дражне. Как белорусские инженеры EnCata работают по японским стандартам

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

20 новых Agile&Scrum-курсов с сертификатами
20 новых Agile&Scrum-курсов с сертификатами
20 новых Agile&Scrum-курсов с сертификатами
Продолжаем знакомить с популярными курсами по Agile&Scrum. Предлагаем вам новую подборку курсов по Agile&Scrum, где мы собрали еще 20 интересных и разнообразных программ обучения по управлению проектами, которые подойдут как для руководителей, так и для рядовых сотрудников компаний.
27 популярных Agile&Scrum-курсов, которые помогут взлететь по карьерной лестнице
27 популярных Agile&Scrum-курсов, которые помогут взлететь по карьерной лестнице
27 популярных Agile&Scrum-курсов, которые помогут взлететь по карьерной лестнице
Грамотно налаженные процессы в команде играют важную роль: от них зависит эффективности и слаженность работы не только отдельного звена, но и всей компании в целом. Предлагаем вам подборку доступных (до $50) курсов по Agile&Scrum, где мы собрали 27 самых разнообразных программ обучения по управлению проектами.
14 лучших технологий уходящего десятилетия
14 лучших технологий уходящего десятилетия
14 лучших технологий уходящего десятилетия

Обсуждение

2

Если говорить ещё более серьёзно, то у г-на Кондрашова всё же hardware-стартапы, для которых классический срам или даже канбан не совсем подойдёт.

Когда-то очень понравилась лекция от Y Combinator:
How to Design Hardware Products with Hosain Rahman (How to Start a Startup 2014: Lecture 17)
https://www.youtube.com/watch?v=9u6-BL-Fskc

6

Идея про самолет мне нравится. Но эджайл команда к саморекламе и маркетингу никак не относится. К тому же куда лететь определяет заказчик, а команда должна делать все возможное чтобы это выполнить. Еще приоритетом в эджайле является сокращение времени. Поэтому вы бы приехали в аэропорт не за 2 часа а за 30 минут, вам бы не стали рассказывать как надеть спасательный жилет потому что это вам поможет в каком-нибудь 0,1% случаев. Также никто не стал бы проверять пристегнулись ли вы, вам бы сказали что это под вашу ответственность, если есть вопросы обращайтесь. После объявления сводки о погоде в аэропорте прибытия, вас бы спросили а точно ли вы хотите туда лететь. После длительных дебатов в салоне, большинство пассажиров проголосовало бы за то чтобы лететь в Марокко, пилот и команда бы заплакали, перекрестились и сказали бы что топлива кажется хватит, поэтому полетим в Марокко.

Anonymous
Anonymous
6

Плюс я бы добавил, что заказчик, сам не знает куда ему нужно в начале пути, а знает только примерное направление. Поэтому лететь нужно с остановками, постоянно корректируя маршрут, скорость лайнера, температуру кофе на борту и глубину выреза декольте стюардесс, чтобы клиент остался доволен. (причем главное, чтобы посреди полета не пришлось менять стюардесс на стюардов...)

0

по моему, если заказчик четко знает, что он хочет на самолете долететь из бостона например в лондон, то и аджайл ему не нужен. Аджайл он про ситуации когда требования до конца не ясны и к тому же меняются в процессе.

3

>> Но мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что только здравый смысл в организации бизнес-процессов может принести незаурядные результаты.
Ключевая фраза.
К сожалению, на практике обычно это классическая картина - недоменеджер после недокурсов по оджайлу/канбану/лину и прочему сраму (цены таких курсов и цены на всякие сертификаты срам-мастера 80лвла меня смешат до слез), бессмысленно и беспощадно по методичке пытается внедрить по пунктам на проекте. Появляются бессмысленные митинги, простои, полный запрет на инициативу со стороны разработчиков, неэффективность из-за неуместного lean в каком-нибудь конкретном случае и т.п.

10

DME - JFK, WA 876

Где-то в районе Польши.

— Командир, у нас похоже разгерметизация корпуса, что делаем?
— Летим в точку назначения.

Где-то над Атлантикой

— WA876, у нас штормовое предупреждение, ваш рейс примет Вашингтон
— Это борт WA876, мы летим в точку назначения, нас это не волнует.
— WA876, вы в своем уме?
— "Waterfall Airlines" запрещает нам менять точку назначения, так что готовьте полосу, пожарные машины и скорые.

5

ну есть же процедуры change management, можно и поменять за доп.ресурсы )

Ivan Eliseev
Ivan Eliseev Директор в Labinvent
6

Неудачная у Олега аналогия. Команда, которая исповедует Agile, это экипаж Business Jet готовый лететь куда угодно заказчику, пока заказчик готов оплатить следующий перелет (итерацию). Для ряда бизнесов является нормальной ситуация, когда на старте проекта заказчик еще не знает с каким обвесом он продаст следующий испытательный стенд, или с каким набором модулей понадобится следующему потребителю учетная система. Известны только базовые компоненты, а с обвесом будем определятся потом, когда потребитель сделает заказ. Возможности разработать требования на весь проект нет, есть требования только на отдельные, актуальные в данный момент модули. Классический Waterfall не подходит. Скатываемся в Agile. В самолетной аналогии это выглядит так: "Сейчас летим на запад, по дороге определимся куда конкретно". Ок, согласовываем с заказчиком промежуточную посадку в Франкфурте и летим туда. По прилету уточняем, куда дальше лететь? Заказчик отвечает - в Америку (какую конкретно из Америк - еще не знает). Ок, согласовываем новую промежуточную точку и летим в Лондон. Если заказчик выберет Северную Америку - летим через Исландию и Канаду. Если Южную - через острова Зеленого мыса и Бразилию. По прилету на континент аналогичным образом ищем нужные города.
При неясной конечной цели такой подход работает лучше, чем классический Waterfall с наугад выбранной целью. Летели в Сиэтл, а над Канадой выяснилось, что конечная точка в Аргентине. И ни какой Сhange management уже не поможет, топливо на исходе.

6

Если это команда СТАРТАПА, то очень может быть, что у неё и оружие то ещё только нарисованное. Захватывать нечем. :)

Николай Варанкин
Николай Варанкин смотрите профиль LinkedIn в ИП Варанкин
0

Аналогия, это очень хитрая штука. Она годится для разжигания дискуссии точно. Но если обсуждение незаметно перетекает с обсуждения темы на обсуждение аналогий, то главное - это не подраться в конце дискуссии :) , потому что будет обидно получить тумаки не по первоначальной теме, которую все уже забудут.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже