«Нет конкретики». Преподаватели техвузов о забастовке

TUT.BY поговорил с преподавателями вузов о забастовке. Выбрали из материала цитаты представителей БГУИР и БНТУ.

4 комментария
«Нет конкретики». Преподаватели техвузов о забастовке

TUT.BY поговорил с преподавателями вузов о забастовке. Выбрали из материала цитаты представителей БГУИР и БНТУ.

Доцент кафедры ПОИТ БГУИР, к. т. н. Дмитрий Самаль:

— Часть людей не подписались под забастовкой, потому что нет конкретики. С одной стороны, романтика и борьба за правое дело. С другой — университет всё-таки не завод, специфика работы другая, мы не заводчане, которые все вместе приходят четко в 8 утра, а уходят в 5 дня — у каждого из преподавателей свой график и нужно иметь и синхронизировать четкие алгоритмы предпринимаемых действий. Этот момент сдерживает активных людей, которые готовы сделать шаг, но не понимают: а что дальше? Как бастовать? Что я буду делать? Часть студентов не поддерживает забастовку, а значит — присутствует на лекциях. Администрации надо их чем-то занять, значит будут замены твоих занятий — приходить и «демонстративно сидеть» на заменах? Глупо. Есть сдерживающие факторы и помимо невысоких зарплат. Например, что делать с первокурсниками (которые еще даже первую сессию не прошли и среди которых есть масса несовершеннолетних), куда идти, если «попросят» из служебного жилья в «Магистре», которое у некоторых имеется, и так далее. Без оценок собственных рисков бастовать будут только люди с обостренным чувством справедливости, повышенной эмпатией. Что и происходит по факту. Это всё очень достойные люди, естественно, но, увы, таких пока не большинство.

— Я настаивал, что если мы объявляем о своей позиции и переходим в активную фазу действий, то мы должны сперва уведомить своего непосредственного работодателя: следующая неделя как минимум будет проходить в «зоне турбулентности». И это должно быть личное сообщение от каждого преподавателя своему завкафедрой — никакой политики, банальная деловая этика.

— Юридически, конечно, мы нарушаем трудовое законодательство: кроме того факта, что политические забастовки запрещены, мы не можем даже провести стачку даже по формальным экономическим требованиям. Нам надо было уведомить руководство за две недели, до этого — собрать профсоюз, который у нас проофициальный и из которого все активные люди уже повыходили, одобрить повестку, подготовиться и так далее. Это нереально в текущих условиях. Но, «потерявши голову, по волосам не плачут» — властями не соблюдается ни Конституция, ни Избирательный кодекс, не исполняются процессуальные кодексы (административный и уголовный) — увы, мы тут тоже вынуждены действовать не в юридически чистых рамках.

Преподаватель БНТУ Светлана (имя изменено) утверждает, что на её факультете «все достаточно прогрессивные»: примерно 80% кафедры — за народ, а 20% — за прошлое.

— Но из большинства сторонников перемен реально активных — где-то 20%. К тому же не всегда их протестные действия касаются БНТУ, некоторые преподаватели ходят на общие марши. Студентам тоже всячески помогают, поддерживают, отвечают на вопросы.

Преподавателей, которые прямо сказали «я бастую», не было, по крайней мере, о них неизвестно. Но были те, кто делал это неофициально, например, заболев или взяв отгул. Примерно половина студентов не вышла на занятия, многие целыми группами.

Преподаватель БНТУ Майк (имя изменено):

— Могу сказать за свою кафедру. Есть один, утверждающий, что он вне политики. Информацией по всему факультету я не обладаю, но ситуация, думаю, схожая. Ведь не может быть, что у нас так, а на соседней кафедре диаметрально противоположно. Разговоры идут довольно часто, но где-то на коридоре или еще где-то в непринужденной обстановке. На занятиях, естественно, занимаемся своими делами.

По словам обоих преподавателей, одна из форм поддержки студентов — не отмечать их пропуски или отпускать с занятий пораньше, на акции. Они и сами так делают. Кроме этого, Светлана и еще два преподавателя вместе ходили в РУВД, чтобы попробовать «достать» оттуда студентов без суток и штрафов.

 О последствиях видеобращения

— Деканы вызвали всех, кто снимался, 26 октября и требовали письменную объяснительную по двум вопросам: «почему участвовал в видео» и «кто меня уполномочил говорить от имени университета». Я отказался давать письменное объяснение, а устно сказал, что в видео я выразил свою личную гражданскую позицию и ни у кого разрешения на это спрашивать не собираюсь. Примерно половина поступила так же, но некоторые подобное озвучили в объяснительной.

Светлана замечает: она написала объяснительную принципиально. Целью было не признание вины, а желание лично пообщаться с руководством и донести свою позицию хотя бы в такой форме. В неформальной обстановке декан уходит от разговора и отправляет к проректору или ректору, к которым попасть на прием быстро обычному преподавателю практически невозможно:

— Преподаватели сейчас оказались своеобразным буфером между двух сторон. Руководство не хочет ничего слышать, а студентам сложившаяся ситуация не нравится. А если администрация что-то и говорит, то это только усугубляет ситуацию, потому что белое называется чёрным и наоборот.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

Gismart Online Meetup
9 декабря

Gismart Online Meetup

Минск

Читайте также

20+ студентов БГУИР готовы митинговать в одиночку. Результаты опроса чат-бота «Универ»
20+ студентов БГУИР готовы митинговать в одиночку. Результаты опроса чат-бота «Универ»
20+ студентов БГУИР готовы митинговать в одиночку. Результаты опроса чат-бота «Универ»
Преподавательница БГУИР на свободе. Приговор так и не вынесли
Преподавательница БГУИР на свободе. Приговор так и не вынесли
Преподавательница БГУИР на свободе. Приговор так и не вынесли
Студента БГУИР судили 5 раз и дали 71 сутки. Он проходил практику в КГБ
Студента БГУИР судили 5 раз и дали 71 сутки. Он проходил практику в КГБ
Студента БГУИР судили 5 раз и дали 71 сутки. Он проходил практику в КГБ
4 комментария
Фотофакт. Студенты БГУИР лицом к стене и с руками за спиной
Фотофакт. Студенты БГУИР лицом к стене и с руками за спиной
Фотофакт. Студенты БГУИР лицом к стене и с руками за спиной
1 комментарий

Обсуждение

0

Часть студентов не поддерживает забастовку, а значит — присутствует на лекциях.

Студенты, ваша забастовка очень сильно встряхнула верхушку. Как и недовольство школьников. Со школьниками еще сложнее.

-4

Все точно так же как и в 2000-2010 годах: кто пришел в ВУЗ не учится, а митинговать, отправились примерять кирзовые сапоги.
У всех моих знакомых, кто с института попал под отчисление и в армию, после того как годик помесили сапогами резко появилось охренительное желание учиться.
Но тогда ситуация была другая: не было такого дефицита доцентов и профессоров и их зарплата не была так привязана к количеству проводимых часов занятий и численности студентов.
Отчасти сейчас с этим связана деградация нашей системы образования: у многих зарплата зависит от численнности студентов -> какой бы двоечник не был, его будут держать до последнего, следовательно качество образования падает.
Со школьниками еще сложнее - т.к. дети, легко управляемы, с восприимчивой психикой, а влетит по полной родителям. Правда в гимназии инспектор четко сказал: хотите митинговать, а не учится - отправите учиться по своим микрорайонам (т.е. могут просто закрыть).
В прошлые годы под раздачу и закрытие попадали наиболее активные негосударственные учреждения образования. Интересно, закроют ли сейчас, какой-нибудь гос. вуз или УО. Пример с Купаловским театром показал, что все что находится на содержании государства проблемы не представляет.

0

ну да, ну да, преподы и студенты виноваты в деградации системы образования, совсем не минобр и усатый. обучение, так же и другие сферы жизни, основанные на запугивании ("митингуешь - пойдешь в сапогах, уволим, посадим и т.д.") изначально провальная идея.
ловите ябатьку!

0

Со школьниками еще сложнее - т.к. дети, легко управляемы, с восприимчивой психикой

если они так легко управляемые то почему они все не в БРСМ и не на площади в поддержку Несмываемого?

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже