Проблемы белорусского ИТ-образования: кто виноват, что делать и куда поступать

52 комментария
Проблемы белорусского ИТ-образования: кто виноват, что делать и куда поступать

Основатель бизнес-инкубатора IT House Александр Мелещенко, имеющий за плечами 12-летний стаж преподавания ИТ-дисциплин в ведущих белорусских вузах, в своей колонке рассуждает про особенности отечественного ИТ-образования.

Читать далее...

Фото: Андрей Давыдчик, dev.by.

Над Минском задули тёплые ветры, пришла весна, а это время традиционного вопроса «Куда поступать?». Предлагаю по такому случаю немного задуматься об адекватности (потребностям индустрии) нашей системы образования. В финале статьи — некоторые советы абитуриентам.

Вначале немного о том, почему я считаю себя человеком, который вправе порассуждать о судьбах отечественного образования:

  • 12 лет — стаж преподавания ИT-дисциплин.
  • 8 лет — заместитель заведующего кафедрой информатики БГУИР.
  • 1 год — заместитель декана.
  • Думаю, один из немногих (так сложилась жизнь), кто достаточно долго преподавал на ФКСиСе и на ФПМИ и может их сравнить (это очень разные факультеты).

Что «плохо»?

Вместо того, чтобы в очередной раз нудно перечислять проблемы, — пара кейсов.

1. 20-30 лет назад каждая организация, будь то банк или научный институт, самостоятельно писала себе пакет софта: бухгалтерия, финансы, учёт кадров. С тех пор в отрасли давно сообразили, что на порядок (а то и на два) дешевле купить и настроить 1С, чем разрабатывать самим. Однако министерства и ведомства продолжают исправно рассылать циркуляры и разнарядки по подготовке ИТ-специалистов для разработки внутренних систем автоматизации предприятий.

2. В 14 веке книги были большой редкостью, поэтому преподаватель в университете (или монастыре) эту дорогущую книгу читал и комментировал, а ученики за ним записывали. Найдите 10 отличий с принципами обучения в 21 веке, 700 лет спустя, когда информация почти ничего не стоит.

Студенты-то знают, что такое обучение малоэффективно, и сачкуют. Тогда система сопротивляется и грозит им отчислением. Знаете, что они делают в ответ? Под партой открывают на коленях ноутбук и программируют на Java. То есть делают именно то, что нужно, чтобы выучиться и стать успешным специалистом!

По логике, книжку или электронный конспект можно прочитать дома, а потом приходить на пары, чтобы включиться в интерактив или проработать практическую ситуацию (так называемый «перевёрнутый урок»). В ведущих университетах мира — в Великобритании, США, Южной Корее, Китае — никто не учит и больше не будет учить по старинке под запись. Именно в этом десятилетии образование кардинально меняется, возникло целое направление образовательных (EdTech) стартапов: e-learning, экспертные системы онлайн, кибер-университеты.

3. ИТ-директор, который помог создать первый айтишный бизнес-инкубатор в стране, говорил мне: слушай, мы готовы оплатить ремонт, покупать вам призы, хоть на стульях со студентами катайтесь — но сделайте из них живых людей! В 09.00 по офисным лестницам поднимаются люди, приходят, надевают наушники, в 18.00 снимают наушники, уходят. Увлечённость? Лидерство и создание команды? Прорывные решения? Если этажом выше предложат на $100 больше — он снимет наушники и переберётся туда. Я не знаю, что вы с ними делаете 4 года, но от вас выходят зомби!  

Кто виноват?

У нас есть две проблемы.

Несущественная: в образовании нет денег. Это поправимо, так как ИТ-образование близко стоит к индустрии, которая и сейчас является драйвером мировой экономики, привлекая большую часть инвестиций. Сотрудничество университетов с крупными ИТ-компаниями давно налажено. При желании преподаватель может работать в совместной лаборатории или в учебном центре компании; кроме того, компания купит для студентов современные компьютеры.

Существенная: в белорусской системе образования лояльность ставится выше профессионализма.

Допустим, освободилось место замдекана — кого возьмут, лояльного человека или профессионала, имеющего свою точку зрения?

Лояльные люди обязаны своим положением не крупному научному дарованию или выдающимся административным способностям. Они целиком зависят от расположения начальника. Поэтому любую инновацию — новый подход, новый тип лекций, бизнес-инкубатор — они воспринимают как потенциальную угрозу своему существованию, которую лучше превентивно зарубить на корню, чем рисковать выстроенным многолетними усилиями положением. Причём в этом деле лучше перестараться, чем недоглядеть.

В итоге самостоятельно мыслящий человек, способный привнести в систему коррективы, не может подняться выше линейного менеджмента (кафедра). Он может стать даже замдекана на некоторое время, но это скорее system error, обычно же там на 100% благонадёжные (классное слово, правда?) люди.

Прямого разрушительного эффекта от их деятельности вроде бы нет, часто это энергичные работники, которые стараются хорошо выполнить поставленную задачу. Но косвенный эффект сокрушителен. В течение пары недель все «под ними» смекают, что мнение начальника — закон, а инициатива наказуема. И дают своим подчинённым ещё меньше свободы манёвра. Ещё через полгода организацию охватывает организационный ступор, который может продлиться следующие 700 лет.

Сultural fit?

Может, это и впрямь наша культурная особенность, cultural fit? По-моему, даже не с советских — а с царских ещё времён. Читаю дневники графа Льва Николаевича Толстого, который в голодающей губернии построил столовые для стариков и детей, а казаки прискакали и эти столовые порубали, разбили столы (строительство не было согласовано с губернатором). Потом, встретившись на каком-то приёме, губернатор (с осанкой, заботливый отец семейств, воплощённая добродетель в мундире — как любят они одевать на себя эти «белые одежды»!) хотел перевести дело в шутку. Толстой смерил его взглядом и ответил: «У вас люди с голоду гибнут». Благонадёжный губернатор пытался сохранить улыбку, но она превратилась в оскал, — и зашипел в усы: «Это у вас, Лев Николаевич, гибнут. А у меня в губернии голода нет!»

Инкубатор БГУИР «до и после строительства». Фото: из личного архива.

Так же они разгромили и наш бизнес-инкубатор БГУИР, первый в стране. Небольшая группа единомышленников проделала большую работу, мы сами работали на стройке, приводили в порядок 6й этаж. Мы хотели проложить новые контуры образования, чтобы студенты не только учились, но и запускали свои проекты, изменить устоявшийся подход на более современный. Смотрим — а что-то нас не хвалят. Потом — а что-то уже и не улыбаются (Ох уж эта примета! Вам перестали улыбаться при встрече в коридоре госучреждения — это значит, вас почти уже…). В итоге нас закрыли, и пять достойных преподавателей ушли в тот год с лучшей кафедры университета. Мне часто снились тогда те поломанные столы и лавки.

К слову, у меня нет негатива в адрес alma mater из-за гибели нашего детища — скорее, мне их жаль. Неужели и через 100 лет студенты здесь будут конспектировать под диктовку, а все сторонники изменений получать дубинкой по голове?

Что делать?

Хотя и считается, что хорошая инициатива идёт снизу, на мой взгляд, здесь решает позиция руководителя.

В образовании нужен сильный руководитель, потому что нужно иметь некое мужество, чтобы сказать: мой подчинённый может не разделять моих взглядов, спорить, — но я оцениваю его только по конкретным результатам труда в этом университете. Ведь он тоже, по-своему, хочет сделать его лучше.

У такого человека заместителями будут самые сильные профи, до которых он сможет дотянуться, а они, в свою очередь, возьмут себе в подчинённых лучших. Трудно иметь в подчинённых талантливых людей — они и подсмеются над тобой, когда сделаешь ляп, и не кивают, и, может, не спросят, с какой стороны подписать открыточку к празднику — зато они работают.

Куда поступать? 

А теперь обещанная памятка абитуриенту. А также рейтинг существующих на сегодняшний день ИТ-специальностей в каком-то смысле подытожит сказанное.

Правильные и неправильные вопросы при поступлении

  • Какая специальность престижная?
  • Что круче — специальность-1 или специальность-2?

Эти вопросы часто задают абитуриенты. Но правильные вопросы другие.

Когда я, будучи школьником, попал в Академию наук, мне казалось, что люди в белых халатах с перфокартами в руках священнодействуют. До сих пор помню этот восторг! Мы хотели быть инженерами, кибернетиками, полететь на Марс. А сейчас в ИТ идут ради престижа. Причём «престиж» — застенчивая маскировка слова «бабло». Обычно влияет позиция семьи, а точнее сказать — матери, которая берёт за руку и говорит: здесь же платят! Не пропадешь! Из лучших побуждений.

Но если ты не чувствуешь внутренний драйв от программирования, то выбор ИТ-специальности означает, что ближайшие годы (десятилетия) ты будешь пялиться по 9 часов в день в монитор, занимаясь нелюбимым делом. Советую вычеркнуть из списка все эти «круче» и «престиж» и задуматься:
 

  • Что у меня получалось лучше всего?
  • Где, в какой сфере мои достижения?
  • В какие моменты я был действительно окрылён?
  • Какая профессия «моя»?

Задавайте кафедре вопросы в лоб

В день открытых дверей, конечно, каждый кулик нахваливает своё болото. Как перед поступлением абитуриенту разобраться в названиях специальностей и узнать правду, хорошо ли учат? Вместо обычных вопросов, на которые вы получите «социально-желательные» ответы:

— У вас учат современным технологиям?

— Безусловно!

Советую задавать те, которые позволят сделать вывод об ИТ-специальности:

  • Какой средний возраст преподавателей? ИT быстро меняются, поэтому это самый важный вопрос. Идеально, если он будет от 30 до 40 лет. Подсказка: посмотрите фотографии на сайте (хотя и они, как правило, сделаны давно).
     
  • Сколько совместных лабораторий с ИТ-компаниями (и какими) открыто? Лаборатория обходится компании в районе 30 000 долларов, так что просто так она инвестировать не будет — она верит в эту кафедру/специальность.
     
  • В каких академических программах международных корпораций вроде Google и Microsoft участвуете? Любой глобальный игрок имеет свои академические программы. Может ли студент, поступивший на специальность (факультет), бесплатно скачать софт, съездить на стажировку, пройти курсы? Подсказка: просите назвать конкретные компании и названия программ.
     
  • Какие ИТ-инструменты использует сама кафедра? Мастера видно по инструментам. Как выглядит сайт? Там фотка 1975 года или ещё что-то есть? Какие инструменты используют преподаватели кроме электронной почты? Внедрение ИT в образование — объективно сложное дело, и если что-то есть — это хороший признак.
     
  • Смотрим учебный план. Моё мнение: половина дисциплин должна быть современными, а половину можно отдать на фундамент, основы, развитие мышления и пр. Если в индустрии в данный момент востребованы front-end, .Net и Java, весомая доля дисциплин должна быть связана с ними. Коварная подсказка: поинтересуйтесь у ответственного лица, какие языки и технологии сейчас наиболее востребованы на рынке труда.

Рейтинг оценки ИТ-специальностей от А до Г

Вот мой собственный рейтинг белорусских ИТ-специальностей от А до Г (сначала я думал использовать буквы A, B, C и D, но потом решил, что от А до Г — патриотичнее, кроме того, Г — вполне недвусмысленная буква русского алфавита.

А

  • Коллектив преподавателей-энтузиастов, средний возраст 30-40 лет. Тесные связи с отраслью: совместные лаборатории, академические программы, тьюторы компаний, стажировки, трудоустройство. Учебный план оптимизирован: дисциплины не в разнобой, а выстроены в логическую цепочку, от простых (общих) к сложным (специализированным).
  • Лекционные, практические, лабораторные занятия согласованы. Отставание в изучаемых технологиях — до 2 лет. «Левые» дисциплины не делают погоды.
  • В обучении широко используются инструменты ИT (коробочный или самописный софт).
  • Классный сайт с актуальной информацией.
  • Студенты гордятся символикой специальности, активно участвуют в её проектах, реализуют на её базе свои проекты. Преподаватели и студенты какие-то «смешанные»: скажем, в турпоходе или когда едут в автобусе, сразу не разберёшь, кто есть кто.

Б

  • Коллектив сложился. Поддерживаются связи с отраслью. В учебном плане в целом прослеживается логика. Отставание в изучаемых технологиях - до 5 лет. Процент «левых» дисциплин менее 50%.
  • Точечное использование ИT-инструментов. Сайт не так давно был классным.
  • Студенты уважают свою специальность. Их слышат.

В

  • Отдельные преподаватели уцелели и читают востребованные курсы. Есть точечное взаимодействие с отраслью.
  • Учебный план собран из дисциплин «на тему» специальности, во многом носит случайный характер. Методического подхода к сочетанию лекционных, практических и лабораторных занятий (внутри и между дисциплинами) нет, это решается «ручным управлением» преподавателей. «Левых» дисциплин: до 70%.
  • Технологии: презентации на лекциях, электронная почта. Грустный сайт.
  • Студентов не слышат. Поэтому в большинстве случаев не знают, о чём они думают.

Г

  • Уважаемых преподавателей, которых вспоминают после окончания, нет (или в порядке исключения). Связи с индустрией формальные, на словах. Актуальность учебного материала не отражает потребности отрасли.
  • Технологии: презентации на лекциях (или с листа), почта. Забавный сайт.
  • Говорить запрещено. «Что? Модуль комментариев? Так они ж писать начнут!»
  • Студенты и преподаватели живут в параллельных мира

На мой взгляд, в «нулевых» годах специальность уровня «Б» у нас была. Это «Информатика» БГУИР. Это стало причиной феноменально высоких проходных баллов, которые сохраняются и по сей день. Интересно, что БГУИР быстро оценил ситуацию и изменил правила приёма таким образом, чтобы ни один абитуриент с высоким баллом, поступающий на «Информатику», не ушёл из университета. Изначально ему предлагали, в случае непоступления, другие специальности ФКСиС, затем — чуть ли не все специальности данного профиля на выбор. «Информатика» стала «кормить» и подтягивать баллы ФКСиСа, а потом и всего университета.

Вывод для абитуриента

Не так важно, куда ты поступишь — полагаться нужно, главным образом, на себя.

Ложка мёда

В среднем звене образования заведение уровня «Б» (или даже «А») есть — это Лицей БГУ.
 

Краткий конспект

  • В 17 лет главная сложность не «выбрать престижную специальность», а понять свое призвание.
     
  • Когда человеку нравится что-то делать — это его дело. Когда он занимается своим делом — появляются результаты.
     
  • 10% успеха зависит от выбранной ИТ-специальности, 90% — насколько быстро продвигаешься сам.
     
  • Основная причина проблем отечественного ИТ-образования — не финансовая, а в способе управления, препятствующем развитию.
     
  • Ситуация начнёт меняться, когда оценивать будут по результатам труда, а не по личной преданности.
     
  • Тогда в системе высшего образования Беларуси снова появятся специальности уровня «А» и «Б».
     
  • В противном случае, учить будут другие люди (и заведения) и по-другому. Белорусское ИТ-образование ожидают системные изменения в ближайшие 7 лет.
     
  • Если вы думаете над EdTech стартапом — самое время, гребень волны поднимается.

 

 

*Мнение колумнистов может не совпадать с позицией редакции.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Митингующих якобы нашли по фото и видео и предупредили через смс
Митингующих якобы нашли по фото и видео и предупредили через смс
Митингующих якобы нашли по фото и видео и предупредили через смс
2 комментария
Инвестплатформа Finstore.by выпустила токены для парка «Великий камень»
Инвестплатформа Finstore.by выпустила токены для парка «Великий камень»
Инвестплатформа Finstore.by выпустила токены для парка «Великий камень»
«Били, пока не стал задыхаться». Программист про шок от пережитого
«Били, пока не стал задыхаться». Программист про шок от пережитого
«Били, пока не стал задыхаться». Программист про шок от пережитого
6 комментариев
В Боровлянах задержали преподавателя БГУИР
В Боровлянах задержали преподавателя БГУИР
В Боровлянах задержали преподавателя БГУИР

Обсуждение

2

Все остальные "Г" — все понятно.

15

Пока в туалетах БГУИР не будет мыла (в отличие от епам-итранзишенов), никакой науки не будет.
Бедность - это плохо, но жадность - это куда хуже.

19

Сходил в туалет, руки не помыл - как результат пишешь потом говнокод.

-1

БГУ
Преподаваемые дисциплины
— Основы технологического предпринимательства в сфере ИКТ
— Учебная практика
БГУИР:
Ведет курс "Менеджмент производства программного обеспечения".
--
лол, што?

> В ведущих университетах мира — в Великобритании, США, Южной Корее, Китае — никто не учит и больше не будет учить по старинке под запись.

лол, што?

>В 17 лет главная сложность не «выбрать престижную специальность», а понять свое призвание.
Когда человеку нравится что-то делать — это его дело. Когда он занимается своим делом — появляются результаты.

Господа, это отвратильно. Человеку нужно пройти курс Learning how to learn, а потом уже так смело высказываться на столь тонкие темы.

1

Смешной сайт? Вы свой ithouse.by видели? :)

Только три факультета, а остальные Г? А не слишком самоуверенное утверждение?

Информатика БГУИР в нулевых была лучше, чем ФПМИ? Уверены? Не знаю насчёт всех нулевых, но как минимум на половине этого отрезка утверждение неверно.

Левые предметы? А у вас реально хватает квалификации, чтобы назвать столько предметов "левыми"? Может, с конкретными примерами осилите списочек выдать? Не получится с такими утверждениями у вас свести университетское образование к уровню церковно-приходской школы с java уклоном?

Конспектирование - это зло? Не для всех. Есть разные виды памяти. Когда записываешь одна память работает. Когда читаешь - другая. Только раздавать материалы, не записывая? Вот честное слово, было бы неплохо провести такой эксперимент. На каком-то факультете, которого не жалко. :)

-2

Может, с конкретными примерами осилите списочек выдать?
Для примера:
ВОВСНВМВ - Великая отечественная война советского народа в контексте второй мировой войны.
Простите, но для чего это, если человек не будет работать в Wargaming и играть в WoT?
СМпИМП - Специализированный модуль по интегрированному модулю "Политология". Тут даже и предположить не могу зачем это нужно, например, на ИИ.
Белорусский язык (культура речи) - для IT сферы куда важнее английский язык, чем белорусский.

2

Человек написал, что "левых" дисциплин - до 70%. В свете этого списочек из трёх предметов ничего никому не доказывает.

Про культуру речи и белорусский язык, кстати, можно поспорить. Я придерживаюсь мнения, что если человеку надо только программирование и ничего больше, то таких людей надо учить в техникумах и не терять зря ни их время, ни время преподавателей, ни деньги.

-2

Естественно, не доказывает... Но если не указан конкретный ВУЗ на конкретном промежутке времени - это не значит, что такого не имело место быть в действительности.
На сколько я помню, в начале 2000-х в некоторых технических ВУЗах в программе зачастую присутствовали такие предметы, как "История Беларуси", "История ВоВ" (дада, отдельным предметом), "Культурология", "Философия", "Новейшая история РБ", "Политология", "Социология", в том числе и которые мне самому приходилось сдавать.

3

Я не пытаюсь сказать, что в ВУЗах совсем нет ненужных предметов. Я знаю прекрасно, что есть история ВоВ и может быть даже идеология. Когда приходит преподаватель и прямым текстом говорит, что он не понимает, что тут расссказывать и зачем вообще это надо.
Я говорю, что у меня вызывает серьёзнейшие сомнения цифра "до 70%". Да и даже "до 50%" вызывает не менее серьёзные сомнения.
Философию я бы, кстати, к ненужным предметам не отнёс. С хорошим препоадавателем можно хорошенько поговорить, подискутировать на разные темы, поучиться терпимее относиться к тем, кто не на 100% разделяет твою точку зрения. Очень полезный предмет. Если не превращать его в "просиживание штанов для галочки".

-1

вот по списку предметов - культурология, экология, этика, эстетика, психология, политология, история РБ, история ВОВ (отдельным предметом на целый семестр....), социология, белорусский язык (наличие его в вузе вобще крайне сомнительно), основы идеологии белорусского государства, физкультура (целых 4!!!! курса) - сможете узнать хотя бы направление высшего образования?
не 70%, но до 50% на части специальностей доходит. причем зачеты по этим предметам гораздо сложнее чем по профильным для сдачи.

2

Ну а что тут спорить. Надо просто взять выписку из диплома. И спокойно подбить проценты.
Вот взял свою.
"Ненужных" предметов - около десятка.
Всего предметов - около 40.
Итого, если считать по количеству предметов, то "ненужных" - 25%.

Но было бы глупо сравнивать просто по количеству. Ведь как можно сравнивать предмет, который длился один семестр по одной паре в неделю и предмет, который длился два года по 3 пары в неделю + практика? Берём по количеству часов. Получается что-то около 12% "ненужных" предметов.
И то, эти 12% получаются, если записать в "ненужные" физкультуру. Я вот не могу однозначно сказать, что физкультура ненужная. Просто язык не повернётся сказать, что это плохо, что весной/осенью играли в футбол, а зимой ходили в бассейн.

Да и на многие остальные "ненужные" предметы надо очень серьёзно смотреть. Тут любят писать кипятком от стартапов, презентаций, тренингов. Ребята, вы хотите сказать, что психология, язык и философия вам для этого не нужны? Или удачное обыгрывание какого-то факта из гуманитарного блока не может привлечь внимание к вашему стартапу или сделать презентацию более запоминающейся?
Другое дело, что некоторые гуманитарные курсы не мешало бы немного осовременить. И сделать более полезными. Превратить в событие вместо "курса для галочки".

0

Касательно философии - у нас в большинстве своем преподают историю философии, заставляя учить в каком году какой великий мыслитель что сделал или изрек. Вот лично меня это очень напрягало, т.к. на первом же занятии нам объясняли сущность этого понятия, а потом заставляли зубрить никому ненужные даты))

1

А если бы программирование у вас вёл плохой преподаватель, то вы бы сказали, что программирование не нужно? ;)

3

Если бы на основах алгоритмизации меня заставляли учить, кто в каком году придумал алгоритм пузырьковой сортировки, а не то, как он работает, для чего и в каких случаях его лучше применять, я бы сказал, что такая алгоритмизация мне не нужна, т.к. это история алгоритмизации.

-2

Поставим вопрос по-другому. Вы на основании своего личного ограниченного опыта стали бы утверждать в статье и на форуме, что основы алгоритмизации - ненужный предмет?
Помня при этом, что в мире есть не один ВУЗ и не один преподаватель этого предмета... :)

-1

Стоп-стоп-стоп... Не стоит подменять желаемое действительным. Я сказал только то, что сказал: 1) декларируемая философия дефакто зачастую подменяется историей философии; 2) философия в начале 2000х присутствовала в некоторых технических ВУЗах, на специальностях, не специализирующихся на философской мысли.

И выразил я свое личное мнение, основанное на личном опыте и изучении программ ВУЗов и требований для успешной сдачи дисциплин по этим программам для интересующих меня специальностей в определенный период времени.
Или здесь есть запрет на это? :)

0

и что предлагаете указывать курс и преподавателя, который его читал, и только потом свое оценочное суждение? эта статистика очень интересна, но что-то никого из руководства не интересует. хотя и студенты и преподаватели знают про откровенно слабых по знаниям, и прочим вещам товарищей. но обратная связь и улучшения совсем не интересуют. и скорее в статье стоит указать как главные минусы ВУЗов отсутствие выбора предметов, и работы по улучшению качества образования со стороны руководства.

-1

Я просто хочу сказать, что мне грустно, что на ЭТОМ портале одни люди позволяют себе выдавать грубые ошибки (даже в процентах, Карл, в пятом классе их проходят!), а другие позволяют себе молча проглатывать такое. На этом у меня всё.

-1

так специальности не называются, поэтому проценты - личный опыт. "левыми" вполне могут быть и дисциплины основного цикла, просто повторяющие другой курс, или узкоспециальные.
Хотя Вы безусловно правы, что любой курс при желании можно сделать полезным, только вот с желанием очень слабо.

1

однажды упоролся и подбил список. что по Вашему тут бесполезного?
https://gist.github.com/anonymous/68ede9c584e27f1fce11

ps. если образование позволяет - лучше коментами к gist'у

0

вопрос неправильный. бесполезно для кого? сферического выпускника в вакууме?
в разделе вакансий
есть программисты, тестеры, аналитики,манагеры etc
есть big data, gamedev, mobile etc
есть PHP,java,python etc

но учить их по единой программе?? и оценивать полезность по единым критериям?? смешно и неудобно.

0

предлагаю не цепляться к словам, а воспринимать это как "имеет место быть")

Касательно отсутствия обратной связи и работы по улучшению качества образования со стороны руководства... если мы этого не видим, это не значит, что этого нет. ВУЗы сейчас шагнули далеко вперед, но нет предела совершенству)

0

Значит вам повезло, на моей специальности за 20 лет добавлен аж 1(один) профильный курс - операционные системы.

5

писал уже - философия, культурология, мова, история нужны что бы на выходе не получился говнодядел-свитераст мечущий бисер на форуме дев бая.

0

тролльчатиной запахло))

0

укусненькай? :)

2

Послушайте, давайте разбираться.
Вот вы поступили в университет, какие знания вы хотите получить?
Если вы хотите тупо программировать на Java , .NET итд итп... То вам явно не дорога в университет.
Благо сейчас не нулевые и курсов полно, причем не плохихи. В интеренете полно информации, читай не хочу...

Но как можно изучать например философию сидя дома? Без дискуссиий, без живого общения? Культурологию опять же?
Написав что предмет ВОВ не нужен, вы сами себя загоняете в рамки ИТ и ограничиваетесь.
Как можно написать, что предмет ВОВ не нужен? В результате у нас появляются выпускники, которые даже не знают когда был освобожден Минск.

А Белорусский язык(культура речи), ну тут даже обсуждать нет смысла...

0

из всех мной выше перечисленных предметов интересными были:
социология - преподатватель интересно расказывал
политология - полуинтерактивное преподавание.
культурология - тут было самому интересно про культуры древнего мира

а вот остальные....
эстетика - препод на каждой паре зачитывал свои стихи, изданные в типографии вуза. те кто купил сборничек зачет получили автоматом на последней лекции. те кто не купил - узнавали предмет по вопросам на зачете

философия - что должен был рассказать преподаватель осталось загадкой. так как на лекциях он умудрялся засыпать

история РБ - ее учат с пятого класса. в вузе несмотря на то что препод был ярым патриотом я увы ничего нового не узнал. программа 1 в 1 со школьной.

история вов - зачем выделять ОТДЕЛЬНЫМ предметом на целый семестр. и опять-таки на достаточно глубоком уровне ее проходят в школе

этика - препод примерно такой же как по эстетике. те кто с ней спорил имели проблемы на зачете.

основы идеологии РБ - тут даже комменитровать лень. суть предмета была - при каком замечательном строе мы живем.

белорусский язык - я поставил под сомнение наличие этого предмета в вузе на тех. специальности. тем более его мы учим 11 лет в школе. и о культуре речи лично у меня речи не шло. программа - переводы. и все. даже не история. и не правильное произношение.

физкультура - зачем 4 курса? тем более на первом курсе мне понравилось - физкультура 2 пары в неделю, профильный предмет с кафедры - 1 лекция раз в 2 недели. 1 лаба раз в 2 недели.

я не спорю что эти предметы нужны для разносторонней личности и для общего образования, только опыт всех моих знакомых и меня лично показывает - у нас не умеют их преподавать. никакого живого общения или обсуждения. а обычная зачитка материла-зубрежка-экзамен. все.

0

Давайте будем последовательными, когда будем разбираться.
Если мы поступили в университет и готовимся стать программистом, логично, что нам должны преподавать математические дисциплины, алгоритмы, языки программирования, СУБД и т.д. а не вакуумную технику, сопромат, и технику вышивания крестиком.
Для этого есть соответствующие ВУЗы и специальности.

А теперь вопрос не касающийся IT: почему на факультете Машиностроения в БНТУ преподают на первом курсе Историю мировой культуры, а в БГУ на Истфаке - инженерную графику, или теоретическую механику, да хотя бы математику или физику не преподают? Что это за дискриминация такая? (что тут обсуждать, если человек с высшим образованием не может посчитать синус пи?(С))

Человек, приходя в ВУЗ уже должен иметь необходимый минимум базовых знаний, достаточный для того, чтобы сделать осознанный выбор, где и чему он хочет дальше учиться - их он должен получить в школе/ссузе/от родителей/самостоятельно.
Интересна ему философия - вперед и с песней на Филфак. Интересна ему история - Истфак. Интересно устройство машин и механизмов - Машиностроение. и т.д.

-3

Если мы поступили в университет и готовимся стать программистом, логично, что нам должны преподавать математические дисциплины, алгоритмы, языки программирования, СУБД и т.д. а не вакуумную технику, сопромат, и технику вышивания крестиком.
-----

программист который знает вакуумную технику, сопрамат и "вышивание крестиком" имеет гораздо больше шансов додуматься как рубануть много бабла чем его сверстник который дальше виртуального мира СУБД и алгоритмов не вышел :)

8

Я, как бывший студен Александра Мелещенко, могу только благодарить судьбу, что в свое время попал именно на Информатику (в 2006 году). Тогда на кафедре практически все ИТ-предметы преподавали молодые преподаватели от 30 до 35, сами активно практикующие программирование, изучающие новые технологии и тут же передающие эти знания студентам, несмотря на прописанную где-то в министерстве программу обучения. Только благодаря этому коллективу у меня появился реальный интерес и любовь к программировванию (до поступления вообще слабо себе представлял, что это такое), и, что самое важное, они давали реальные знания. И спрашивали, кстати, с нас по всей строгости, но не так, как это делает советское поколение, все получалось как-то очень гармонично, так, что тебе в итоге самому было стыдно и ты скорей хотел переделать кривую лабу :). Большим плюсом было и то, что Александр Мелещенко постоянно старался привить нам "продуктовый" образ мышления, чтобы мы не зацикливались на обычной аутсорс-разработке. К сожалению, сейчас на кафедре, насколько я знаю, остался только один "наш" преподаватель, остальных выжили из универа (по слухам ректор).

Pavel Veinik
Pavel Veinik CTO в SplitMetrics
0

Горячо поддерживаю. Тоже отучился в это время на Информатике и через какое-то время ту самую java даже вел. Гордость за специальность осталась )

Егор Павловец
Егор Павловец Project and engineering manager в ITS Partner
1

А я отучился на платной заочке ФИТР БНТУ бакалавра и магистра, и счастлив :) Ни распределения, ни ежедневного гемороя - на лекции к 8:00 утра о_О. Да и работать можно вовсю - самому себе зарабатывать на обучение. Раньше еще супер было - отсрочка на весь период обучения, сейчас не уверен, что эта льгота осталась.

alex-poklonsky
alex-poklonsky Director, Technology Solutions в EPAM
4

мне очень печально читать статьи подобного толка, несмотря на множество вполне грамотных мыслей, советов и выводов. поясню.
6 лет назад окончил БНТУ ФИТР. заканчивал уже будучи в должности senior engineer. Очевидно, материал этой статьи, где поставлена (и выпячивается) очень амбициозная цель дать "рейтинг белорусских ИТ специальностей" весь этот факультет со всеми его специальностями относит к категории Г.
Уважаемых преподавателей вспоминаю (Зенин, Попова, Каскевич, Ковалева, Блинков, Романов ...). Многие лекции пригодились (не сразу, но со временем).
Конечно, не все идеально. Далеко не все.
дальше еще много чего написал бы. но как-то уже не хочется. возраст, наверное, не тот.

p.s. оно, конечно же, стоит различать понятия "готовить для белорусского IT" или пригодных для "мирового IT". это две близкие (кому как), но все-таки разные вещи. но, честно сказать, глубоко в статью вникать не стал после прочтения "рейтинга"

-4

От себя добавлю, что в среднем образовании еще есть такое учреждение как 41 школа(уже гимназия), которое по той же математике на 20 шагов впереди лицея, а без мат аппарата в программировании делать нечего (это уже ИМХО)

2

"а без мат аппарата в программировании делать нечего" Не соглашусь, знание математики как таковой не нужно для программирования, но эти области требуют схожего мышления. (За исключением разве что матлогики, теории множеств и некоторых других разделов, на которые почти во всех вузах нещадно забивают, заполняя программу деталями анализа геометрии и других разделов.)
P.S. Я не рассматриваю академические задачи и ни коим образом не считаю что математика не нужна.

1

Зависит от уровня образования, программисту-рабочему (уровень ПТУ) математика не нужна, программисту-инженеру (уровень ВУЗа) без неё никак, просто у нас ВУЗы готовят не инженеров, а рабочих, поэтому им кажется что для работы математика не нужна

0

А некоторые вообще в ВУЗе не были, и чтобы себя оправдать говорят, что и вышка не нужна и математика не нужна. Неучи!

0

Я написал какие разделы на мой взгляд нужны всем инженерам программистам, анализ вам вряд ли понадобиться даже в гугле. Только если вы не будите заниматься реализацией математических алгоритмов. Иметься ввиду прикладное применение знания математики а не математики как инструмента развития мозга.)

george
george Engineer в EIS
0

Чтобы называться инженером — имхо, математика нужна. Без этой приставки, может, и не нужна.
PS: я не вкладываю сакральный смысл в слово инженер. Википедия, вот, например, со мной согласна:
An engineer is a practitioner of engineering, concerned with applying scientific knowledge, mathematics, and ingenuity to develop solutions for technical, societal and commercial problems.

0

Вот серьезно, вы по видимому себя считаете инженером, но читать внимательно и вдумчиво так и не научились. Вам не нужны определенные разделы математики, для работы и даже для статуса инженер. Помимо того что есть в стандартной программе по математике ВУЗа, существует много духи областей той же математики которые будут полезнее для инженера-программиста, речь о этом.
p.s.
Аннотация для 'продвинутых' инженеров - вам не нужны многие специальные разделы математики.

george
george Engineer в EIS
0

Вы сводите программирование в какую-то узкую облать (в офшорный энтерпрайз аутсорс, видимо). Чем меньше разделов математики вы знаете, тем ограниченнее выши возможности по частии инженерии.
Я из "левого" могу вспомнить только функциональный анализ, теорию функций комплексного и какие-нибудь уравнения матфизики.
Графы, линейная алгебра, тервер, статистика, комбинаторика - это, по-моему, необходимый минимум, чтобы начинать изучать computer science.
Если вы захотите программировать физику (gamedev, CAD, обработка сигналов), например, то вся математика вам становится нужна априори. А это немалый кусок всего прикладного программирования.

1

Слово кибернетика мелькнуло, а кибернетическая суть проблемы не раскрыта, а суть в том, что государство не ставит перед системой образования задачи подготовки квалифицированных специалистов.
На словах конечно такая задача стоит, но слова это пустое, важно что контролируется и на каком основании выделяется финансирование. Контролируется ничего т.е. есть и аттестации и госэкзамен, но все кто участвовал в этом процессе знают что это фикция, и он и будет фикцией до тех пор пока само министерство образования проверяет свои же ВУЗы (проверять должна отрасль при участии КГК).
Также и с финансированием, оно зависит от количества студентов (от этого зависит число ставок преподавателей и их руководителей), а качество подготовки на финансирование не влияют. Из этого следует что руководство ВУЗов финансово заинтересовано не отчислять даже самых плохих студентов.
А если бы стояла задача повышения качества образования (если бы за это платили и контролировали), то автоматически не подходящие люди были бы выкинуты из системы, а подходящие не уходили бы.
Не знаю какие задачи ставятся перед системой образования, но могу предположить что задача стоит занять буйную молодёжь "делом" и обеспечить стране высокий рейтинг по уровню образованности (измеряемому по числу дипломов).

4

"Отставание в изучаемых технологиях — до 2 лет." А зачем? В универе изучать надо принципы, основы и вещи, которые прошли проверку временем. Не думаю что есть какая-то разница между выпускником ПОИТ который лабы делал в VS 2008 или в VS 2012 - всё равно он придёт на работу и столкнётся в лоб с библиотеками, которые он никогда не видел. А вот между тем, кто знает чем log(N) отличается от N^2 и кто нет - разница куда более существенная.

1

Как зачем? Если навыучивать пачку ремесленников, то они смогут быстро стартовать и быстро найти работу. Будут довольные-довольные, будут хвалить преподаваталей, деньги будут сыпаться с неба и на студентов, и на преподавателей.
Через несколько лет дипломированные бараны начнут сталкиваться с вещами, которым их не учили. Или с тем, что то, что им дали, уже устарело. А сами учиться не умеют. И основ толком не знают. И снова принесут бабло преподавателям.
Золотое дно для преподавателя. За пару дней выучил синтакис языка, натягал советов из интернета - и выдавай студентам с умным видом.

1

имхо, тут надо искать золотую середину.
Тот же, великий и могучий C++, как имел базовые типы, так от них никуда и не ушел. А написано на нем и для него - туева хуча.
Должна быть: 1) Фундамент 2) Развитие мышления, наработка опыта и навыков 3) Ознакомление с тенденциями развития. А дальше уже - беги со всех ног, чтобы хотя бы остаться на месте.

12

Мне кажется, мнение в статье ужасно ангажировано субъективизмом и какими то личными вопросами... Боль от "я самый умный - мне мешает плохое руководство" сочится прямо из каждой второй строчки...
---
>> С тех пор в отрасли давно сообразили, что на порядок (а то и на два) дешевле купить и настроить 1С, чем разрабатывать самим. Однако министерства и ведомства продолжают исправно рассылать циркуляры и разнарядки по подготовке ИТ-специалистов для разработки внутренних систем автоматизации предприятий.
И не говорите. Даже и не понятно, и зачем эти дурные ИТ-компании столько себе разработчиков на .net и java набирают. Ведь на порядок, а то и на два (!) порядка дешевле всё сплошь на 1С сделать! (да чё там уже, Александр, мелочиться, давайте уже сразу - три, пять порядков :)))
>>По логике, книжку или электронный конспект можно прочитать дома...
Да, да... 17 лет лучший возраст, что б сидеть дома и книжки читать, угу ;)
>>ИТ-директор говорил мне: слушай, мы готовы оплатить ремонт, покупать вам призы, хоть на стульях со студентами катайтесь...
то есть, готов сделать, что угодно, лишь бы не платить конкурентноспособную зарплату
>> приходят, надевают наушники, в 18.00 снимают наушники, уходят. Увлечённость? Лидерство и создание команды? Прорывные решения? Если этажом выше предложат на $100 больше — он снимет наушники и переберётся туда.
а должны падать на колени и работать за еду?
>> Отставание в изучаемых технологиях — до 2 лет.
какая разница, встречался с девушкой два года назад или четыре?
>> В 17 лет главная сложность не «выбрать престижную специальность», а понять свое призвание.
сказал бы я вам, Александр, какая в 17 лет "главная сложность", но сайт у нас другой тематики... да и перед девушками неудобно - их среди читателей хватает...
>> Когда человеку нравится что-то делать — это его дело. Когда он занимается своим делом — появляются результаты.
А вот здесь скажу. Не слушайте Александра. Идите в ИТ. Это самая лучшая в РБ отрасль по соотношению (зарплата) / (требуемые навыки и объем выполняемой работы).
В подавляющем большинстве отраслей только считанные единицы, специалисты-суперпрофессионалы, могут расчитывать на такую же з/п как вполне себе среднестатистический обыкновенный опытный разработчик.
Не послушаете меня - поймете, что важно не только "нравится что-то делать", но и "нравиться что-то кушать", "нравиться где-то спать", "нравиться во что-то одеваться" и другие "нравится"...
>> 10% успеха зависит от выбранной ИТ-специальности, 90% — насколько быстро продвигаешься сам.
74% значений в своих комментариях я беру с потолка
>> Основная причина проблем отечественного ИТ-образования — не финансовая, а в способе управления, препятствующем развитию.
Основная причина проблем отечественного ИТ-образования - финансовая.
знакомая - препод ИТ-специальности в госвузе. Могу показать зарплату, что б здесь тупо поржали. Лет через 10 тоже будет каким-нибудь завкаф или даже деканом. Тоже будет рассказывать, про то, что используют в финансовой отрасли, учёте кадров... ни дня там не проработав... Дайте преподу 4000$ и на её месте буду я. И поверьте, у нас всё отлично будет с образованием :)))))
>> Ситуация начнёт меняться, когда оценивать будут по результатам труда, а не по личной преданности.
угу... сразу набежит толпа суперпрофессионалов... думаю, как слух пойдет, что "не по личной преданности оценивают" - даже с ваших Великобританий-США-Южной Кореи-Китая потекут кадры... это ж невидаль какая - "по результатам труда, а не по личной преданности" оценка...
>> Тогда в системе высшего образования Беларуси снова появятся специальности уровня «А» и «Б».
это да... главное, что б сайтик "весёленький" был с фотками не 1975 года... и другие ИТ-инструменты с "нескучными" обоями...
>> В противном случае, учить будут другие люди (и заведения) и по-другому. Белорусское ИТ-образование ожидают системные изменения в ближайшие 7 лет.
а вот не надо пугать ежа голой попой... пока Александрам после ВУЗа не будет хотеться в армию и будет хотеться сверкнуть коркой "пи-эйч-ди", всё у нас будет хорошо с молодыми кадрами в ИТ-образовании... да и в лаборатории будут приходить учить современным технологиям внешние молодые преподы в рамках взаимодействия ИТ-компаний с вузами... надо ж ИТ-компаниям дешёвые перспективные кадры где то брать... переученый зомби-бухгалтер с завода, торгующийся за каждую лишнюю сотню $ - это тебе не голодный до знаний и опыта студент со свежими молодыми мозгами...
>> Если вы думаете над EdTech стартапом — самое время, гребень волны поднимается.
не знаю, что там у кого поднимается. На мой взгляд EdTech тема хоть и перспективна, но весьма сложна и специфична. Ибо это работа с людьми. Что для ИТ-шников, как мне кажется, будет получаться несколько сложнее, чем решение какой-нибудь сугубо прикладной - технической задачи, вроде вызова такси, обмена зашифрованной информацией или наложения маски на лицо.

-2

Отличная статья! Вам удачи и не унывать!!

3

От себя хочу добавить.
На мой взгляд статья не стоит внимания, это чье-то субъективное мнение.
Где какой соц опрос, где статистика, где ссылки на источники?
Я сейчас тоже напишу статью, что образование например в Голландии ужасно и приведу кучу примеров и даже картинки найду.

Я вот читаю и не могу понять, автор действительно считает, что отсутствие языка Java в программе - это минус?
Когда я учился в БГУИР, мы изучали ООП на примере языка Delphi и все были счастливы. Ведь не фокус выучить платформу, важно знать фундаментальные дисциплины: высшая математика, дискретная математика итд итп...

Я вообще не представляю, как можно написать серьезный продукт без этих знаний.
Мне печально наблюдать картину, как молодые, талантливые специалисты гонятся за аутсорсом идут работать после третьего курса и считают, что да, это и есть вершина мира ИТ. Понимание приходит уже потом...

-1

Чисто из своих наблюдейний, если еще в школе програмуха не поперла, хотя бы класса с 10-го, то да... что бы стать хоть каким то программистом за зарплату нужно идти в БГУ, БГУИР или БНТУ (в общем, туда где чисто програмерские специальности), а если програмуха поперла со школы - то главное что бы был технический вуз с практикующим профессорско преподавательским составом, подойдет любая специальность где много прикладной физики и математики + с 1-го курса начинать ориентацию по инструментам управления информацией и разработки вида "какой молоток более правильный для решения именно этой задачи".

Все остальное - подготовка обезъянок стучащих по клавишам.

2

Начну издалека. Тут была новость http://citydog.by/post/pirats/
Так вот, ребята которые отучились на средне-специальном на ПОИТ, затем в БГУИРе и уже работают НЕ ЗНАЮТ чем патентное право отличается от авторского. Если видяхи явно запретили, то почему-то они считают что на статьи, книги, фото и софт точно такое же право не распространяется. Хотя у них это вроде как преподавали (наверное лекции были безумно интересны и приближены к жизни). Они вообще не знают, что нафиг не нужная Delphi (Delphi/Pascal/Basic давно должны были быть исключены из образования в пользу Python - он во первых более распространён и пригоден в жизни, во вторых более запилен для академических целей by design) мало того что убога и бесполезна, она ещё и сворована (я не знаю ни одного студента, который бы её купил). Относительно недавно курс Delphi убрали в пользу такого же пёртого, древнего и убогого Builder C++ 6 (это при наличии полностью свободных, открытых, современных и востребованных решений, например Qt). То же самое с CAD'ами. Для черчения совершенно не нужен AutoCAD - открытого LibreCAD хватает за глаза. И пёртую ОС тоже ставить не придётся, если пользоваться открытыми и бесплатными решениями, функционала которых в академических целях хватает выше крыши. Ну и конечно же НЕОБОСНОВАННЫЕ требования во всех рефератах/курсовых/дипломных - всё в Times New Roman - это просто пять к выбору ПО и ОС. А ещё выпускник мне задал потрясающе логичный вопрос "а можно ли было рассылать одногрупникам методички которые опубликовал БГУИР, если там о условиях распространения - ноль целых хрен десятых". Они не знают что есть GPL, BSD, Creative Commons. Они не знают, чем крякнутый софт отличается от СПО, shareware от beerware. Ну да фиг с ними, с юридическими вопросами.
Они не знают про правила кодирования, что нельзя писать реальный софт именуя переменные одной буквой (как их всё это время учили в УО) и что их код, пусть и содержащий сверхгениальный зубодробительный алгоритм сортировки, никому нафиг не нужен, потому что его невозможно поддерживать, ведь он писан "лишь бы зачли", а не для людей. Они не знают, как писать тесты. Они не знают, как их ПО должно взаимодействовать с реальной системой (так появляются проги которые требуют прав администратора на любой чих, потому что конфиги и логи пишутся прямо рядом с ПО, а не в общепринятые места). Они не знают как отлаживать ПО, как разруливать dependencies чтобы ПО работало не только на одном единственном ноуте где его писали. Они не знают как работать с VCS и прочими утилитами без которых реальная разработка более-менее серьёзных проектов НЕВОЗМОЖНА. Да что там, им и программирование преподают методом тыка. Это такие лихие 90-ые - детям, как в доме пионеров, дали паскаль, два часа за клавой ЕС1841 и задачку из учебника... И решили что этого достаточно чтобы через 5 лет считать студента высококлассным специалистом готовым порвать отечественный Ынтрыпрайз своими иновационными мыслями "а мы всегда так на лабах делали и работало". А потом отечественный ынтырпрайз не знает, как отмазаться от этих кадров, которых надо содержать два года, зарплаты платить и молиться чтобы они ничего не угробили, при том что ввиду офигенной ситуации в стране приходится сокращать опытных людей со стажем.
Несмотря на стаж порядка 10 лет, я сейчас заочно получаю второе образование в бывшем РТИ (я когда-то мечтал там учиться, честно! Но не сейчас. Сейчас это для меня сплошь разочарование и убытки из-за потери половины месяца полезного времени дважды в год). На лекции по Истории Беларуси было так интересно, что я уснул (это была первая пара, вроде не устал ещё). На зачёте все вопросы были на околорелигиозные темы (когда жил очередной попик и что он сделал для оболванивания народа), ничего ВООБЩЕ по белорусской самобытной культуре. Философы и прочие "жизненно важные" мнят себя чем-то гораздо более важными, чем преподаватели дающие что-то реально нужное по специальности, за сим из-за какой-то фигни хороший специалист может не получить образование просто потому что его философское мировоззрение разошлось с оным у философа (здесь можете пофилософствовать на свободные темы). ТЭЦ основана на высшей физике, которая в свою очередь основана на высшей математике (интегралы/дифференциалы и мнимые единицы во все места), математика должна отскакивать от зубов, а два других предмета по логике должны быть напрямую зависимы от математики => внезапное открытие: на физике и ТЭЦ гораздо лучше объясняют высшую математику чем на высшей математике. Технический английский закончился на 2 курсе (да здравствует RTFM!). "Современные методические пособия" - это такие неудачные десятые (а потому нечитаемые) ксерокопии методичек набранных пьяными студентами "за хороший балл" добрых лет 10-15 назад, с мигрирующими из года в год ошибками, которые никто не собирается исправлять. Никакой когнитивной графики при оформлении всего этого колхоза, вообще никаких сподвижек использовать современные методологии обучения, местами даже символы неправильные просто потому что человек набиравший ЭТО не знал что вообще он набирает и не подозревал о наличии в офисе возможности вставить спец.символы или формулы.
Не ИТ-образование, а вообще образование в этой стране уничтожено. За ним по наклонной активно катится медицина (в которой хорошее образование жизненно важно) и все остальные сферы.
Хотите чему-то выучиться - учитесь сами. Желательно всю жизнь (иначе вы перестанете развиваться как личность). Хотите чтобы у детей было хорошее образование? Изучайте методики эффективного обучения, обучайте их сами, заинтересуйте их процессом обучения, потому что кроме вас их никто не обучит чему-то большему, чем нужно для работы дворником.

0

Если человек с высшим образованием ( с 23 лет) занимается ИТ-направлением с начала появления интернета (30 лет назад) или с начала появления веб-дизайна (25 лет назад), то ему сейчас может быть 23 + 30 = 53 или 23 + 25 = 48 лет. (для справки, Стиву Джобсу сегодня было бы 62 года).
Дмитрию Сатину (преподаватель в Британке и ведущий специалист по Юзабилити) = сейчас 47, Артемию Лебедеву (без комментариев) = сейчас 42,
А умирать они пока не собрались и, думаю, будут по-прежнему преподавать, участвовать в конференциях и зарабатывать, кстати сказать, не только преподаванием, но и основной профессией, которую успешно преподают только изредка в виде мастер-классов, чтобы хватало времени на нее саму.

Можно либо плотно преподавать (170 часов в месяц), чтобы не работать, или работать 250 часов. А можно преподавать, если устал от Заказчиков и надоело под них прогибаться,
Наверное, лет через 5 я все же решусь оставить работу в IT-сфере и начать спокойно преподавать, как вы. Кстати, сколько вам будет тогда лет? Мне будет 45.

У меня будет колоссальный реальный практический опыт и будет что сказать. А у вас, кроме преподавания, что есть?
Значит, вы меня не примете в команду?

Возьмете бездельников 30-40? Либо на пару мастер-классов пригласите корифеев? Как же вы обеспечите логическое и последовательное преподавание с такими временными товарищами? Да на такую зарплату?
Вы-то сами уже будете старичком – вас вообще нужно будет выгнать…

Я буду делать выбор: высокая зарплата в ИТ или средняя (или ниже) в преподавании…
А вы должны его делать? Или вас в ИТ-индустрию не берут в команду, и вы другой зарплаты (и работы) не пробовали?

Что касается Британки, то там в преподавании используют презентации. На конференциях спикеры говорят 20 минут на одну тему и то без презентаций ни один не обходится.
И мне показалось, что это удобно. (Я присматриваюсь, что это за работа – преподавание…)

И еще ваш сайт http://ithouse.by/ по сложности – простенькая визитка, а грузится и виснет, как солидный интернет-магазин…
А уж ваш проект http://www.rul.by/ (кстати, их всего-то 3) - без комментариев что по дизайну, что по юзабилити…

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже