Проверено на деле: как не набить шишек, управляя молодой ИТ-компанией

22 марта 2016, 11:40

Минская компания datarockets, разрабатывающая CRM и ERP-системы, мобильные приложения, запускающая стартапы и поддерживающая проекты, делится опытом построения команды и ведения бизнеса.  

Читать далее

За два года работы «в свободном плавании» мы набили много шишек, но и научились очень многому. В самом начале казалось, что на построение компании с сотрудниками, частично работающими удалённо, стабильными процессами и выверенной культурой, потребуется месяц — ну, максимум, год. Это было самой большой ошибкой. Самоуверенность улетучивалась с каждым шагом на пути к этой цели, и на смену ей приходил здоровый скептицизм относительно всего вообще.

На всё нужно время — особенно на постепенную отладку рабочего процесса в амбициозной команде разработчиков. Временами это может вгонять в депрессию, но в конечном счёте ситуация развивается так, как должна — при условии, что предпринимаемые шаги адекватны и осмысленны.

Сегодня наш стек технологий включает Ruby on Rails, Node.js, Meteor.js, Java, Salesforce и, кажется, мы наработали уже достаточный опыт для того, чтобы поделиться первыми выводами.

Автоматизировать нужно всё. Вообще всё

Каждая задача отнимает время и энергию, поэтому нужно освободить как можно больше ресурсов для решения действительно важных «тасков». Поэтому всё, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано при первой возможности. Если у вас не отлажен процесс для заказа кофе, молока или печенек в офис — даже эта простая задача может занять целую неделю.

Финансы

Вы можете выполнить задачу в полном объёме и сдать её в срок, но это ещё ничего не значит. Клиент может просто не заплатить. Чёткие, выверенные договоры и предоплата — неплохой способ минимизации такого рода рисков.

Напоминайте про оплату

Если вы будете молча ждать оплаты от своих клиентов, они могут решить, что вам не нужны деньги, и будут задерживать платёж. Впрочем, не только «могут» — они обязательно так поступят. Выставляя счёт, уточняйте о сроках оплаты и обязательно напоминайте о необходимости сделать платёж за день до названной даты. Разработайте порядок действий по работе с должниками, и ни в коем случае не бойтесь напоминать им о проблеме. Как минимум ежедневно.

Не работайте бесплатно

Вы никому не помогаете, работая бесплатно. Качество выполнения задач падает, потому что «это не имеет значения, клиент всё равно не будет платить». Если клиент продолжает аккумулировать долг, не продолжайте работу в надежде на оплату в будущем — это точно не поможет должнику выполнить обязательства. Если у вас есть свободное время, лучше потратить его на развитие компании.

Не делайте скидок

Ваши рейты должны быть обоснованы, и только работая по ним, у вас есть возможность платить налоги, зарплаты и развивать бизнес. Злоупотребление скидками в конечном счёте приведёт к потере удовлетворения от работы, что повлечёт за собой упомянутое выше снижение качества.

Продажи

Продавайте постоянно

Легко забыть о продажах, когда у вас достаточно проектов. Но после внезапного завершения очередного из них вы обнаружите себя на распутье.

Выделите человека или команду, которые постоянно будут работать над продажами. Формализуйте этот процесс.

Оставайтесь на связи со старыми клиентами

Возвращащющиеся клиенты и рекомендации — возможно, самый эффективный источник заказов.

Люди

Прогресс должен быть видимым

Мы верим в удалённую и асинхронную работу. Мы говорили «Эй, мы даём возможность работать удалённо и по удобному графику», но провалились. Формализовать процесс нужно обязательно: как минимум, переместите коммуникации в публичные чаты. Это будет напоминать всем об изменениях в статусе задач и общем прогрессе. Важно сделать так, чтобы прогресс был понятен и виден каждому сотруднику, побуждая каждого вносить своё вклад в работу.

Описывайте, что вы сделали, что планируете сделать и какие трудности могут вам встретиться. Настройте отправку нотификаций из трекера задач в общий чат.

Каждый хочет зарабатывать больше

С каждым сотрудником стоит проработать план его развития и ключевые сферы ответвтенности. Положительные результаты работы должны вести к повышению зарплаты. Платите за работу, которую сотрудник выполняет и за ответственность, которую он или она берёт на себя.

Не стесняйтесь увольнять людей

Если вам не нравится, как кто-то работает, не стоит выписывать им сотое китайское предупреждение. Чтобы сделать увольнение более удобным, формализуйте этот процесс (да, снова):

  1. Давайте обратную связь и обозначайте ключевые контрольные точки.
  2. Предупреждайте работников, что в случае недостижения целей он или она будут уволены.
  3. Приходите к обоюдному решению по поводу итогов работы.

Не нанимайте друзей

Приятно работать с друзьями, когда вы коллеги. Намного сложнее — когда отношения переносятся в плоскость сотрудника и нанимателя.

Будьте на связи с работниками

Почаще давайте фидбэк и просите сотрудников о том же. Обсуждайте ошибки и планы по обучению. И да, формализуйте это.

Систематизируйте ценности компании

Опишите ценности компании в одном документе. Опишите качества, которые вы ожидаете видеть в сотрудниках. Не нанимайте людей, которые не верят в ваши ценности.

Проекты

Вы не можете контролировать продукт, если работаете как выделенная команда

У вас нет влияния на развитие проекта, если вы не управляете им. Иногда мы видим хорошие продукты с отличной бизнес-идеей, но они проваливаются из-за неправильных решений, при принятии которых у вас нет права голоса.

Отдавайте приоритет проектам, которыми вы можете управлять.

Привлечённым менеджерам наплевать

Менеджеры «со стороны» не утруждают себя мыслями о проекте и, как правило, работают, основываясь на принципе ПСЗ (Прикрой Свой Зад).

Менеджмент важен

Менеджмент не всегда напрямую связан со специально назначенным менеджером. Но кто-то должен курировать выполнение задач, риски развития и отчётность, как внутреннюю, так и внешнюю.

Не обещайте слишком многого

Никому не нравится, когда их ожидания разбиваются о суровую реальность. Будьте осторожны в оценках стоимости и сроках выполнения проекта. Очень осторожны.

Небольшие правки стоят дорого

Даже небольшое изменение или правка зачастую отбирает много времени и сил. Как правило, вы решите делать их параллельно с основным проектом и, как правило, потратите кучу времени на переключение между задачами и коммуникацию.

Знакомо? Не повторяйте эту ошибку.

Показывайте прогресс клиенту

Опишите задание словами, которые понятны клиенту. Представляйте новые фичи лично, отвечайте на вопросы и просите об обратной связи. Не стоит высылать логи в ответ на вопрос о статусе задачи.

Обсуждение