Распределение 2010: кризис закончился

70 комментариев
Распределение 2010: кризис закончился
Тема распределения студентов бюджетной формы обучения каждой весной довольно активно обсуждается среди свежеиспечённых молодых специалистов. И если студенты педагогических и медицинских специальностей обычно опасались получения направления в какую-нибудь глухую полесскую деревню, то на рынке ИТ-образования царили несколько другие правила. Компании, испытывая кадровый дефицит, активно нанимали студентов ещё на третьем-четвёртом курсе, сотрудничали с университетами, создавая учебные лаборатории, и конкурировали за лучших выпускников. студент предполагает - распределение решаетОднако и здесь многое поменялось с приходом кризиса – как раз весной прошлого года многие компании находились в неведении относительно перспектив рынка в ближайшее время и скорее пытались просто сохранить коллектив, нежели набирать новых, ещё совсем зелёных специалистов. Да и несколько нелепо было бы сокращать одних джуниоров, чтобы восполнить их новыми, притом что на рынке труда итак появилась на какое-то время прослойка безработных квалифицированных кадров. В результате, из выпускников БГУИР в прошлом году всего 16 процентов было распределено по резидентам ПВТ. По утверждениям университетов, впрочем, заявками были покрыты все бюджетники. Вопрос только в том, насколько соответствовали предложенные им места их квалификации и программе образования. Что же изменилось в этом году в планах компаний по приёму молодых специалистов? Компании по большей части оправились от кризиса и опять стали активничать на рынке труда. А активны ли они сейчас в наборе студентов? Каково реальное количество молодых специалистов, которые сразу после вуза востребованы именно белорусскими профильными ИТ-компаниями? С какими ВУЗами предпочитают сотрудничать компании и какие практики они используют, отбирая для себя кадры? На все эти и другие вопросы и призван ответить материал о распределении 2010. Сегодня мы услышим ответы из уст представителей компаний, а во второй части статьи представим слово представителям ведущих вузов республики. Трудоустройство молодых ИТ-специалистов актуально не только для выпускников, но и для компаний-разработчиков ПО, так как именно они предлагают и предоставляют рабочие места тем выпускникам, которые по их мнению достойны и способны справиться с требованиями компаний. Более подробно о том, как обстоят дела с распределением молодых ИТ-специалистов в этом году, есть ли различие при трудоустройстве по сравнению с предыдущими годами и каких специалистов хотят видеть в своей команде компании-разработчики, – делятся своим профессиональным мнением их представители:

EPAM

, Ярослав Томильчик – HR Director: В этом году к нам распределяется примерно 130 человек, в основном это выпускники БГУИР, БГУ, БНТУ, также прочих ВУЗов (Педуниверситет, МГЛУ). Существенных различий этого года и предыдущих хороших лет (за исключением 2008) не так много. Мы как компания выросли, соответственно увеличился наш спрос, соответственно и увеличилось количество людей, которых мы хотим распределить к себе. В этом году мы на 30% активнее, чем в предыдущие хорошие годы. epamТипичный путь молодого специалиста в нашу компанию, примерно таков: вначале студенту необходимо заявить о себе и о том, что он готов учиться по программам, которые готовятся у нас и которые излагаются преподавателями соответствующих ВУЗов (в основном это БГУИР, БГУ, БНТУ, также региональные ВУЗы, в которых созданы совместные лаборатории). Дисциплины, которые там изучаются, имеют непосредственное отношение к нашей производственной деятельности. Занятия в этих лабораториях длятся в течении семестра. По завершении программы обучения особо отличившимся и готовым к выходу на работу мы делаем предложение о трудоустройстве. Следующий этап это внутренняя лаборатория – это часть нашего офиса, в которой специалист, еще не распределенный к нам, проводит от 4 до 8 часов в день. Он выполняет тестовые проекты, получает соответствующие теоретические знания и практические навыки. Наши сотрудники ведут его по карьерному и технологическому пути. После этого курса, который длится от 4 до 8 месяцев, молодой специалист попадает на производство. Для нас оптимально, когда в компанию приходит студент 4-го курса, поскольку он успевает пройти наш цикл подготовки и к моменту распределения мы можем уже точно определиться, подходим ли мы друг другу. Для нас важны следующие критерии отбора: владение английским языком, правильная профессиональная ориентация, понимание общей картины происходящего, желание и способность воспринимать знания и перенимать опыт, а также такие личные качества, , как общительность, живость ума и бодрость духа, понимание того, что, вообще говоря, процесс обучения не останавливается до пенсии,. Есть ряд вузов, с которыми мы плодотворно работаем и обусловлено это в первую очередь профессиональной компетенцией преподавателей и наличием в этом вузе соответствующих программ. Естественно, в первых рядах идут БГУИР, БГУ, БНТУ. Если в каких-то вузах направления, которые мы бы хотели видеть, пока не имеют желаемого развития, то мы помогаем этим ВУЗам, создавая программы обучения преподавателей, проводя для них обучающие тренинги, формируя то звено, которое будет помогать нам готовить кадры для нашей компании. Хорошему выпускнику найти работу всегда было легко, а среднему – только в середине 2000-х. Прошедшие полтора года кризиса и стагнация на рынке труда, сокращение спроса привело к тому, что только лучшие выпускники находили работу без проблем, средние выпускники сталкивались с теми либо иными трудностями. Количество наших заявок в вузы в этом году по сравнению с предыдущими годами увеличилось. Сегодня выпускники различных вузов демонстрируют более серьезный подход к поиску места работы, , мы видим больше «взрослого» в позиции выпускников по поводу того где они хотят работать, чем они хотят заниматься. Наше предложение для выпускников достаточно широкое и сбалансированное: работа с применением передовых технологий, высокопрофессиональный коллектив, возможности роста, , заказчики - большие имена в мировой экономике,. Для молодого специалиста есть возможности не только реализовать свой талант в алгоритмизации каких-то прикладных задач с использованием тех или иных технологий, но постигать собственно бизнес заказчика, его устройство изнутри, приобрести дополнительные компетенции. Когда человек расширяет кругозор, он больше видит, больше знает, больше понимает, соответственно и больше стоит.

КОМПАНИИ ЗАО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ АЛЬЯНС» И ИП «ИТ ПАРК» ГРУППЫ IBA, Наталья Сакулевич — Human Resource Manager:

Ежегодно в IBA распределяется порядка 40-50 выпускников вузов. Традиционно IBA поддерживает тесные деловые связи с крупнейшими ВУЗами республики, осуществляющими подготовку ИТ-специалистов. В Минске это, прежде всего, БГУ и БГУИР, в Гомеле – ГГУ. Распределение молодого специалиста – не дело случая, обычно распределению предшествует знакомство и сотрудничество со студентом на протяжении нескольких лет. Подавляющее большинство студентов ИТ-специальностей начинают работать уже на 3-4 курсе. Студенты, распределяющиеся в IBA, как правило, либо уже являются нашими сотрудниками, либо прошли обучение на курсах IBA и проходили у нас производственную и преддипломную практику. IBAВот уже несколько лет количество распределяемых студентов находится на одном уровне. Поскольку распределение – это завершающий этап планомерной работы со студентами, кратковременные изменения на рынке на него не повлияли. В нашей компании используются технологии, которым не обучают в вузах, поэтому мы проводим обучение. Компания избрала стратегию целевого обучения. Мы осуществляем конкурсный отбор слушателей курсов, обучаем студентов технологиям, востребованным в реальных проектах нашей компании, после обучения приглашаем их на работу по мере появления вакантных позиций в проектах. Обучение ведется на базе предприятия, а также в совместных лабораториях IBA в БГУИР и БГУ, где курсы студентам читают наши сотрудники. Преимущественно мы принимаем на работу кандидатов, которым интересно работать, которые стремятся развиваться и хотят работать уже с 3-4 курса университета. Также часто нашим требованием является достаточный уровень знания иностранных языков (почти во всех вакансиях – английского, также много вакансий с немецким, а иногда и эти оба языка). В первую очередь мы акцентируем внимание на выпускниках таких вузов, как БГУИР, БГУ. Что касается набора выпускников в этом году, то количество заявок в вузы у нас не изменилось. В этом году у нас все как обычно. Если дать оценку ИТ-рынку в целом, то, на наш взгляд, особой динамики на рынке в плане распределения молодых специалистов нет, хотя вузы стали более активно осваивать направления взаимовыгодного сотрудничества с ИТ-компаниями. Сегодня в том или ином виде к этому сотрудничеству подключаются не только крупные ИТ-компании, но и средние по размеру игроки белорусского рынка ИТ. Значит, студенты раньше начинают знакомство с реальными компаниями, устройство на работу по окончании вуза становится, во-первых, более осмысленным, во-вторых, является логическим завершением курсов, практик, тренингов, организуемых в рамках сотрудничества ИТ-компаний и вузов. Выпускнику-айтишнику нечего жаловаться: в любом случае ему найти работу в 10 раз легче, чем не айтишнику.

ITransition, Александра Листунова – руководитель HR-отдела:

ITransitionВ 2010 году в ЗАО «Итранзишэн» распределяется примерно 50-55 молодых специалистов. Как и в прошлые годы, мы примем молодых специалистов практически из всех вузов, готовящих специалистов для ИТ-индустрии: БГУ, БГУИР, БНТУ, БГЭУ, Академии Управления при Президенте РБ, Университета культуры, Академии искусств, и других. Если студенту, имеющему базовые знания по программированию и тестированию, не хватает опыта в определенной области, мы предоставляем возможность пройти дополнительное бесплатное обучение на курсах нашей компании. Лучшим выпускникам курсов предлагаем продолжить работу в нашей компании. Для нас главное - это желание человека к самообразованию, потенциал для развития. Важно не только хорошо учиться, стараться изучать свою специальность не только в рамках теоретического курса вуза, но и читать дополнительную литературу, бывать на профессиональных конференциях, семинарах, участвовать в дискуссиях на форумах в интернете, следить за тенденциями рынка в своей отрасли. Когда мы изучаем резюме или проводим собеседование, то обращаем внимание прежде всего на знания, умения и навыки потенциального кандидата, на его желание работать и учиться новому. Мы также принимаем кандидатов без опыта работы после предварительного обучения на курсах нашей компании. Мы продолжаем поиск и подбор персонала. Количество заявок на распределение в нашу компанию в сравнении с прошлыми годами практически не изменилось. Сегодня, даже не имея практического опыта, выпускник может рассчитывать на успешное трудоустройство, если покажет во время прохождения собеседования такие качества, как активность, коммуникабельность, готовность обучаться новому и работать в команде. Весомым преимуществом является знание английского языка.

BELHARD, Ольга Завьялова – маркетинг-директор:

В 2010 году в Белхард ожидается не более 10 выпускников БГУ, БГУИР, БНТУ. Однако существует сложившаяся тенденция, когда большинство решений, в том числе и касательно распределения выпускников, принимаются в оперативном порядке. Можно отметить роль ПВТ, который взял на себя роль посредника. Это позволило соблюсти сроки, направить талантливых молодых людей на более актуальные и соответствующие их квалификации и способностям работы. Если речь идет о тех специальностях, которые не изучаются в вузах, но которые необходимы нашей компании, есть два способа получить специалиста нужной квалификации. С одной стороны, belhardможно заниматься переподготовкой на рабочем месте по принципу "learning by doing" (учиться делая) или переподготовкой с отрывом от производства (курсы, семинары и т.п. – как внутри компании, так и за пределами). С другой стороны, можно сразу искать специалиста с опытом работы. Во втором случае получается, что переподготовку человек получил уже в другой компании. У нас работают оба способа. Что касается методов отбора специалистов для нашей компании, то наверно мы не будем оригинальными, сказав, что мы предпочитаем специалистов с опытом работы. Причем опыт не только практический и профессиональный, но и опыт работы в команде, психологической адаптации к коллективу. Зачастую выпускники вузов, особенно те, которые НЕ подрабатывали на последних курсах, имеют оторванное от реальности представление как о своих функциональных обязанностях, так и о своих знаниях и навыках. И это не значит, что они ничего не могут. Большинство, пройдя адаптацию, разобравшись в процессах и принципах работы, отлично вписываются и показывают великолепные результаты. Но на эту адаптацию уходят месяцы, а значит деньги компании. В основном мы отдаем предпочтение таким вузам нашей республики, как БГУ, БГУИР, БНТУ. Но мы стараемся рассмотреть талант и способности в каждом кандидате. Наибольшее внимание уделяется не названию вуза, а знаниям в предметной области, владению иностранным языком и УМЕНИЮ и ЖЕЛАНИЮ УЧИТЬСЯ. Нам не принципиально, получал ли студент образование на платной или бесплатной форме обучения. Потому что разница между ними на уровне сдачи вступительных экзаменов или ЦТ, которое имело место 5 лет назад. За 5 лет люди сильно меняются как в профессиональном, так и в личностном плане. Соответственно это не может быть критерием оценки. Также мы принимаем на работу джуниоров на перспективу. В основном это программисты и тестировщики. В этом году нами отмечен незначительный рост количества заявок в вузы по сравнению с предыдущими годами. Что же касается оценки рынка ИТ сегодня по сравнению с предыдущими годами и насколько легко найти работу выпускнику вуза в условиях кризиса, то можно сказать однозначно следующее: поиск работы очень редко бывает легким – и для молодых специалистов, и для опытных. Такого понятия как "выпускник" для нас не существует, а есть конкретные молодые люди и девушки, которые хотят работать и получать нормальную оплату за свои усилия и время. Мы убеждены, что в условиях кризиса талантливым, грамотным и ответственным станет если не проще, то точно комфортнее при трудоустройстве. Будет больше возможности реализовать себя, т.к. потребность в хороших кадрах в условиях кризиса только увеличивается.

GENERATION_P, Родион Житомирский – генеральный директор:

В 2010 году к нам распределяется 15 человек, в прошлом году было около 10 при том, что в организации работает 100 человек. Студенты приходят из БРТИ, БГУ, БНТУ, БГТУ. Исходя из статистики по нашему опыту работы мы отдаем предпочтение студентам БГУ (ФПМ). Как правило это самые лучшие и успешные ребята. Возможно это связано и с тем, что БГУ – это лидирующий вуз. Там отбор еще на этапе приема в университет очень жесткий и в результате туда случайные люди не попадают. Если у человека есть свои причины для поступления в университет, например «откосить» от армии, то он пойдет туда, где легче поступить, и туда где соответственно потом и будет легче учиться. Также в БГУ есть практикующие преподаватели, которые ведут свободные курсы в ИТ-компаниях Беларуси, т.е. человек то, что испытал на практике, может поведать студенту. generation pМы специалистов можем разделить на два вида: если это молодой специалист, то на самом деле опыта и знаний у него нет. Но он может обладать такими качествами, как способность концентрироваться на своей работе, умение взаимодействовать с другими сотрудниками, здоровые амбиции, желание достигнуть результата, быть лучшим. Это те вещи, на которые я обращаю внимание, если не вижу конкретных знаний. Что касается опытных специалистов, в принципе требования такие же. Я хочу видеть на работе людей, которым интересно то, что они делают. Как ни крути у нас не конвеер по прикручиванию гаек, где количество гаек, которые человек прикрутил, зависит от того, насколько ему интересно их прикручивать. ИТ – это все таки творческая отрасль и от того, насколько человеку интересно, чем он занимается, зависит его производительность. Люди, которые мало мотивированы либо у которых в связи с возрастом появляются другие интересы в жизни и они ставят работу на последнее место, нам не подходят. Ведь от того, насколько специалист зажигается от своей работы, зависит и результат его работы. При приеме на работу делаем акцент на способности будущего специалиста сработаться с коллективом: человек делает презентацию перед свой будущей командой, и она решает, будет ли он в их коллективе. А где выпускник учился – на очном, заочном, платном, бесплатном отделении, в каком вузе – это для нас вторично. При поступлении в университет был один человек, а через 5 лет из университета может выйти совсем другая личность. Т.е. это не является критерием отбора. Также мы еще обращаем внимание на победителей олимпиад. Мы периодически принимаем джуниоров на перспективу, в этом году мы наняли 6 человек. Сначала мы провели входное тестирование, далее курсы по обучению по различным технологиям, которые используются в нашей компании, и по результатам курсов осуществили прием на работу. Эти специалисты уже начинают приносить пользу. Но мы не делаем это на постоянной основе, возможно к концу этого году вернемся к такой практике. Что касается обучения специалистов, мы занимаемся обучением, но мы не открываем лабораторий. Мы проводим курсы внутри компании. Если сравнить этот год с предыдущими, то однозначно можно сказать, что предыдущие два года были тяжелыми для ИТ в связи с кризисом, многие компании проводили сокращения, не говоря уже о том, чтобы набирать новых сотрудников. В эти кризисные годы первыми, кто попал под увольнение, были молодые ИТ-специалисты, студенты, у которых нет глубоких знаний. И найти работу им было намного сложнее, нежели сейчас. Сегодня ситуация нормализовалась. Я бы сказал, что сейчас началась борьба за квалифицированного программиста. В кризис многие компании проводили пересмотр персонала и были сокращения в десятках компаний Беларуси, но я не могу сказать, что при этом квалифицированные специалисты попали под такие мерроприятия. Далее, по специфике нашей компании мы занимаемся, помимо аутсорсинга, разработкой продукта и постоянно мониторим и ищем хороших профессионалов. Мы делали это и в предыдущие годы и в этом году и будем продолжать это делать. В этом плане стратегия компании вряд ли изменится. Хорошему профессионалу найти работу всегда не проблема. Но в этом году международные рынки активизировались. Как известно подавляющее большинство компаний Беларуси работает на экспорт и мы зависим от того, как идут дела на международных рынках. Сейчас так называемый отложенный спрос в области ИТ активизировался, те проекты, которые были отложены в прошлом году из-зи кризиса, сегодня начинаются. Естественно это приводит к увеличению давления на ИТ-поставщиков. Соответственно мы начинаем искать персонал, перебивать его друг у друга. Я думаю, в плане рынка труда мы достаточно скоро выйдем на докризисный уровень в потребности специалистов.

EFFECTIVE SOFT, Ольга Зданевич – Human Resource Manager:

effective softКаждый год к нам распределяются в основном из БГУ и БГУИР в количестве не менее 10 человек в год. Это два вуза, с которыми мы сотрудничаем. Ситуация с количеством заявок в этом году у нас не изменилась, все стабильно. При трудоустройстве в нашу компанию потенциальный сотрудник должен обладать знаниями технологий и желательно знанием разговорного английского языка, так как в нашей компании иногда заказчики проводят самостоятельно собеседование с потенциальными сотрудниками. Наиболее востребованы для нас позиции программиста, тестировщика и sales менеджера. В нашей компании есть внутренние тренинги, курсы, по результатам которых мы берем людей на работу. Также мы принимаем джуниоров на перспективу, правда это зависит от того, есть ли у нас на данное время проекты и если проект большой, то принимаем и джуниоров. По нашему мнению сильные выпускники приходят из БГУ и БГУИР. Но мы не акцентируем внимание только на этих университетах, для нас главное – знания, но как показывает практика, именно с этих факультетов приходят лучшие ребята. В этом году у нас появились завышенные требования к выпускнику по отношению к знаниям и опыту работы.

EXIGEN, Андрей Ралько – директор:

exigenВ этом году мы никого распределять не планируем. В прошлые годы к нам всегда попадали на работу по нескольку выпускников. Принципиальной разницы этого года и предыдущих в этом плане для нашей компании нет - просто в этом году так сложилось: нет выпускников, зато есть несколько студентов более младших курсов. Мы занимаемся переподготовкой специалистов, но в рамках нашей небольшой команды это не носит массовый характер, а в каждом конкретном случае решается персонально. Если говорить о молодых специалистах, то в первую очередь мы оцениваем перспективность (интерес, смышленость, мотивированность на работу, изучение нового и т.д.), а не уровень имеющихся знаний, который для студентов заведомо невысок. Хотя конечно приятно, если ко всему прочему у него еще окажутся и хорошие знания тех или иных технологий. Мы никогда не делали акцент на каком-то конкретном вузе или факультете, т.к. на сегодняшний день ни один вуз РБ не выпускает на 100% готовых специалистов. Мы обращаем внимание на личность конкретного кандидата. Также мы принимаем на работу джуниоров на перспективу. У нас в штате всегда есть определенный (хоть и небольшой) процент таких сотрудников. В этом году мы продолжаем плановый рост своей команды. Что касается планов по набору молодых специалистов, то пока мы оставляем их без изменений на уровне прошлого года, с постепенным прогнозом увеличения количества заявок пропорционально общему росту нашей компании. Безусловно молодым специалистам найти работу в ИТ-сфере в этом году стало несколько сложнее, о чем свидетельствуют как минимум приостановленные централизованные курсы подготовки молодых специалистов, которые ранее проводили крупные минские компании. Но ничего нереального здесь нет – тот, кто постоянно занимается совершенствованием своих знаний и целенаправленно работает в этом направлении, рано или поздно работу себе найдет.

ScienceSoft, Владимир Степуро – HR Director:

В этом году в нашу компанию распределяются 9 выпускников из таких вузов, как БГУИР, БГУ и БНТУ. В 2009 г. мы приняли на работу по распределению 7 выпускников, а в 2008 г. – 15. Снижение набора в середине 2009 г. было обусловлено влиянием мирового финансового кризиса и сокращением ИТ-бюджетов заказчиков. Если вузы не осуществляют подготовку по специальностям, востребованным в компании ScienceSoft, то подготовка данных специалистов проводится путем обучения на корпоративных тренингах и непосредственно на рабочих местах под руководством опытных наставников. ScienceSoftТребования к конкретным кандидатам зависят от уровня вакансии и объема ответственности, возлагаемого на будущего сотрудника. При приглашении на работу преимуществом пользуются специалисты, обладающие прочными знаниями языка программирования, умеющие играть в команде, активные, нацеленные на профессиональное развитие. При трудоустройстве акцент делается на уровень знаний и личностные качества кандидата, а не на конкретный вуз, в котором было получено образование. Для нашей компании не принципиально, получал ли студент платное или бесплатное образование, форма обучения не является показателем уровня знаний. В последнее время ввиду возросшего потока новых проектов и расширения взаимодействия со старыми партнерами существует постоянная потребность в специалистах разных категорий: от разработчиков до менеджеров проектов. На ИT-рынке существует ощутимый дефицит кадров, поэтому не всегда удается принять на работу опытных специалистов. Наша компания принимает Junior-программистов и обучает их под руководством опытных наставников на внутренних проектах. Если после обучения сотрудник получает положительную оценку со стороны куратора, он вовлекается в работу над внешними проектами. Набор сотрудников увеличен в разы по сравнению с прошлым годом. Количество заявок в ВУЗы осталось приблизительно на уровне 2009 г., что объясняется увеличением требований заказчиков к нашим специалистам. На сегодняшний момент мы полностью ориентированы на экспорт. Наш основной рынок – Западная Европа, хотя есть бизнес и в США, и в России. Уровень активности, который мы наблюдаем сейчас на целевых рынках – на порядок выше, чем год назад. Соответственно, потребность в наборе сотрудников в этом году значительно возросла по сравнению с прошлым годом. И, я думаю, не только в нашей компании. Все это благоприятно сказывается на перспективах трудоустройства для выпускников. P. S. Следует отметить, что в компаниях в этом году не наблюдается борьбы за молодых специалистов, они стараются держать планку уровня приема студентов на прошлогоднем уровне. Но большинство из этих компаний так или иначе преимущественно принимает на работу тех выпускников, которые за годы учебы получили не только академические знания, но и изучили реальные технологии, получили какой-то практический опыт работы желательно внутри самой компании.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

Gismart Online Meetup
9 декабря

Gismart Online Meetup

Минск

Читайте также

«Любая власть не может бить и унижать». Глава EPAM Украина о ситуации в Беларуси
«Любая власть не может бить и унижать». Глава EPAM Украина о ситуации в Беларуси
«Любая власть не может бить и унижать». Глава EPAM Украина о ситуации в Беларуси
1 комментарий
Директора EPAM перевезли в ИВС Барановичей. Он пробудет там до 7 декабря
Директора EPAM перевезли в ИВС Барановичей. Он пробудет там до 7 декабря
Директора EPAM перевезли в ИВС Барановичей. Он пробудет там до 7 декабря
EPAM сделал базу учёта пациентов с COVID-19. Почему её не запустили?
EPAM сделал базу учёта пациентов с COVID-19. Почему её не запустили?
EPAM сделал базу учёта пациентов с COVID-19. Почему её не запустили?
10 комментариев

Обсуждение

-1

когда закончится кризис с кадрами, а то выпускники БАТУ программируют лучше выпускников БГУИР.
когда университеты начнут давать хоть какую-то базу, а не учить 20-ти языкам программирования.
в данный момент с самоучками гораздо легче работать, чем с выпускниками айти вузов.
Когда это закончится?

Anonymous
Anonymous
1

...И как всегда виновато образование

-1

виноваты те, кто несмотря на отсутствие знаний же даёт им диплом.
не хотите учить, считаете, что ВСЕ знания студент должен добывать сам - пожалуйста, но зачем дарить липовые дипломы?

0

ВУЗы обязаны придерживаться программы, утверждённой сверху. Однако эта программа настолько устаревшая и неадекватная, как вы сами замечали, что нормальные преподаватели понимают и не требуют строго ей следовать, как вы выразились, просто дарят дипломы.

-1

ну да, главное действовать по приказу и не проявлять инициативу. армия, а не образование.

Anonymous
Anonymous Senior Pomidor в Силикон Лаб
0

> когда университеты начнут давать хоть какую-то базу, а не учить 20-ти языкам программирования.
боюсь неправильно понять. что вы подразумеваете под "базой"?

Anonymous
Anonymous Director, Technology Solutions в EPAM
2

хороший вопрос. например, вот:

http://ocw.mit.edu/OcwWeb/Electrical-Engineering-and-Computer-Science/6-001Spring-2005/CourseHome/index.htm

http://ocw.mit.edu/OcwWeb/Electrical-Engineering-and-Computer-Science/6-006Spring-2008/CourseHome/index.htm

В общем, основы computer science. А также базовые вещи уже прикладного современного программирования (transactions, concurrency, patterns, etc.) и зародыши правильной культуры разработки (source control, continuous integration, testing, documentation). И давать это все на языках разного уровня. Например, Structure and Interpretation of Computer Programs в MIT до последнего времени читался на Schema. Там higher order functions в 6й лекции. Алгоритмы вообще на псевдоязыке. А прикладные вещи читать на "традиционных" языках высокого уровня.

Вообще, в западной системе есть очень интересная штука - prerequisites. Чтобы "взять" старшие (и соотв. сложные) продвинутые курсы надо обязательно пройти и "сдать" входной минимум. В MIT (да и не только) именно на этих prerequisites студенты понимают, правильно ли выбрали специальность. И потом если "не идет" - меняют major пока не поздно. Или горизонтально внутри major меняют специализацию, где другие курсы и другие входные барьеры.

Если бы мы, как страна, желающая сделать из IT специализацию уровня государства, стали предметно заниматься проработкой образовательных программ целевых специальностей, то многие совсем-совсем базовые 2 2 вещи можно было бы запустисть в школьную программу, а дальше на их базе перестраивать программу подготовки профильных специальностей. И там очевидно есть куча ветвлений. Кому-то надо на выходе писать в ассемблере для set top box-ов, а кому-то и нет. Но большинству computer science специалистов прикладная математика и настоящий углубленный computer science с общей БАЗОЙ куда нужнее многих "проходных" прежметов, стоящих сегодня у студентов в расписании.

Вопрос, правда, еще в том, где взять профессуру такого уровня, чтобы все это достойно и увлекательно преподать.

3

ответ на вопрос: коль компаниям нужны кадры, а государству нет, именно компании должны поставлять преподавателей (я думаю ты бы, Паш, или человек твоего уровня, не отказался бы прочитать спецкурс по дизайн-паттернам полгода скажем за еще одну дополнительную зарплату в месяц).

бог с ней с профессурой, ты, я уверен, с легкостью потянул бы на доцента :)

-1

тогда государству придётся потрудиться и поменять программы под требования реального мира, а работать там не хотят и не умеют.

Anonymous
Anonymous Senior Pomidor в Силикон Лаб
0

По поводу базы готов подписаться под каждым словом. Единственное, стоит отметить, что переход MIT со Скима на Питон ознаменовал новый виток в развитии ИТ: как выразился сам Сассман, раньше нужно было сначала много подумать, а потом немного написать, сейчас же оснавная работа программиста - чтение мануалов и API используемых библиотек. И вся алгоритмизация, математика и высокоуровневые техники идут лесом. Как сможет Java-программист на Епаме использовать функции высшего порядка, если его язык их просто не поддерживает?
(Ну ладно, для функций высшего порядка есть паттерн Стратегия, а в Java 1.7 даже MethodHandler'ы обещают, но вот замыканий, на которых половина примеров в SICP'е основана, в языке нет и пока не предвидется).

Anonymous
Anonymous Director, Technology Solutions в EPAM
1

>> Как сможет Java-программист на Епаме использовать функции высшего порядка

ну, во-первых, "Java-программист на Епаме" (и в любом другом месте) очень вряд ле пишет исключительно на Java и в другие технологии/языки не заглядывает. К тому же, higher order function - отличная дизайн абстракция (как-то не по-русски я разговариваю, прошу прощения). Не обязательно их иметь в чистом виде в языке, чтобы пользоваться принципами. Это, кстати, почему очень полезно если и не писать, то хотя бы интересоваться и следить за развитием смежных и не очень технологий в паралель к своей основной (в настоящий момент) специализации. Многие вещи, напрямую неприменимые или отсутствующие, но вам известные, подскажут очень даже элегантные решения на вам доступном инструменте.

На счет closures (это они "замыкания", да? не continuations? я просто не очень знаком с переведенной терминологией). Наиболее широко распространеный и используемый сегодня JavaScript (оценка распространенности не моя - как-то услышал вот здесь http://www.infoq.com/presentations/The-State-and-Future-of-JavaScript и запомнил) прекрасно ими пользуется. И очень востребованный и модный ныне "скил" jQuery - прямое тому подтверждение. Вот только интересно, как много из на нем активно пишущих ребят понимают, что на что замыкается и какие побочные эфекты активное пользование closures конкретно в JS в себе несет.

Ну да ладно, это уже к теме распределения и коментария про базовое computer science образование отношение имеет посредственное.

Anonymous
Anonymous Senior Pomidor в Силикон Лаб
-1

http://habrahabr.ru/blogs/crazydev/31541/
Для кого-то - да, полезно интересоваться и писать на языках, не относящихся к основной специализации, но большинству (по личным наблюдениям) никогда и не приходится использовать фичи этих языков и весь багаж "продвинутых" знаний. Либо потому что ситуаций, где их можно применить не встречается (когда вы последний раз видели пример использования B-дерева, ленивых вычислений или регрессионного анализа?), либо потому что средства не позволяют. Уже несколько раз был в такой же ситуации, как и автор статьи выше: смотрел на код на Java, видел его уродливость, но не мог ничего сделать, хотя видел сразу несколько элегантных решений на Lisp и Python. Спрашивается, почему тогда Java? А потому что индустрия требует, потому что тысяча обезъянок в корпорациях вроде Епама (не обижайтесь, что я привожу в пример Епам, просто на мой взгляд именно это компания отражает общее положение на рынке) не могут безопасно, не заваливая проекты писать на языках вроде Лиспа или Питона.
Так вот, какое это всё-таки имеет отношение к теме распределения и базового CS. С одной стороны, мы говорим, что нужно давать студентам основные положения computer science, с другой - не даём им места, где эти знания применить. Они кричат "Ура! У нас убрали пол года высшей математики и ввели C#!". И с точки зрения нашей индустрии они правы.

1

К сожалению, автор статьи на Хабре плохо знает C#. Это сильно меняет общее восприятие его слов.

Конструкция Python
"\n".join(foo.description() for foo in mylist if foo.description() != "")

или Haskell
concat $ List.intersperse "\n" $ filter (/= "") $ map description mylist

на C# на самом деле выглядит так
string.Join("\n", myList.Select(item => item.Description()).Where(s => s != "").ToArray());

что и было отмечено в коментах.

-3

Питоновская контрукция тоже не идеальна. foo.description() != "" пишут обычно те, кто с питоном сильно не сроднился :) Достаточно просто foo.description() после if.

Anonymous
Anonymous Senior Pomidor в Силикон Лаб
-1

Если я ничего не путаю, то во времена написания оригинальной статьи .Net ещё не поддерживал анонимных функций, и, следовательно, пример был вполне правильный. Anyway, не сложно найти задачи, которые если и решаются на C#, то получающийся код выглядет мягко говоря уродливо. (попробуйте хотя бы прогнать пару тройку задач из того же SICP'а).

1

Буквоедства ради отмечу, что к маю 2008 года C# 3.0 уже был в релизе как несколько месяцев.

В целом моя мысль заключается в том, что выбор языка C# в качестве примера для демонстрации преимуществ функциональных языков над императивными является неудачным, так как, начиная с версии 3.0, основной вектор развития C# направлен в сторону его функциональных возможностей.

Anonymous
Anonymous Director, Technology Solutions в EPAM
1

>> А потому что индустрия требует,
>> потому что тысяча [людей] в корпорациях вроде Епама [..]
>> не могут безопасно, не заваливая проекты писать на языках вроде Лиспа или Питона.

я думаю, что вы не совсем правы. завалить проект на Лиспе и Питоне не сложнее, чем проект на Java. Тут вот какое дело. Технология тогда становится массовой, когда становится доступной. Это правило верно практически в любом контексте и "доступность" - широкое понятие. Рынок программного обеспечения к концу XX века стал массовым и потребовал/вызвал создания доступных средств разработки. Не худших, не посредственных, не неправильных, не некошерных - доступных. Java, как язык, полностью обязан своей популяризации заложенной в его дизайн простоте и доступности. Очевидно, что доступные средства потому и доступные, что доступны большиснвту. Вы правы в том, что овладеть прикладными средствами разработки (например, такими как java) среднестатистическому человеку проще, чем освоить Лисп. Это утверждение особенно верно, если среднестатистический человек начинал изучение программирование с императива в школе, проходя массивы, циклы, ветвления, переменные, и GoTo. Просто те, кто после этого смогли овладеть Лиспом, с меньшей вероятностью завалят проект как на Лиспе так и на Java. Просто потому, что профессионализма и опыта за плечами больше.

Anonymous
Anonymous Senior Pomidor в Силикон Лаб
0

Ну, также буквоедства ради :) Я потому и сказал про время написания _оригинальной статьи_, а не перевода на Хабре. Полагаю, оригинальной статьёй была эта, датированная 2006-м годом:
http://lukeplant.me.uk/blog/posts/why-learning-haskell-python-makes-you-a-worse-programmer/

Anonymous
Anonymous Senior Pomidor в Силикон Лаб
0

Видимо, я не совсем правильно выразился. Завалить проект на Лиспе или Питоне как раз таки гораздо проще, чем на Java. Почему, можно прочитать у Пола Грэма ( http://www.paulgraham.com/javacover.html ):
It's designed for large organizations. Large organizations have different aims from hackers. They want languages that are (believed to be) suitable for use by large teams of mediocre programmers-- languages with features that, like the speed limiters in U-Haul trucks, prevent fools from doing too much damage.
Я видел много уродливого кода на Java; на Лиспе или Питоне (или даже на С++) у тех же программистов код был бы ещё в десятки раз хуже.

1

Вы забыли упомянуть, что помимо наличия MITовских знаний, вы хотели бы, чтобы выпускник белорусского вуза работал за епамовскую зарплату. Тогда действительно всё будет хорошо, и бизнес у Епама пойдёт в гору :)

Многие толковые люди спредпочитают уехать из РБ либо организовать собственный бизнес (и потом с высоты своей должности рассуждать о недостатках системы образования в РБ). И лишь в последнюю очередь эти люди готовы работать по принципу "8 часов в день в аутсорсе за з/п, светлое будущее компании и похвалу менеджера".

Anonymous
Anonymous Director, Technology Solutions в EPAM
1

нет, не забыл. я рассуждал о профессионализме и о бзаовых знаниях, которые нужны профессионалу, чтобы считаться таковым, и ровнять себя на своих коллег в индустрии. Где конкретному человеку работать, какие деньги зарабатывать, где жить - личный выбор и результат персональных достижений каждого.

Anonymous
Anonymous
0

"именно на этих prerequisites студенты понимают, правильно ли выбрали специальность. И потом если "не идет" - меняют major пока не поздно"

У нас, если к 3-му курсу, скажем, поймешь, что программирование тебе противно как класс, то major можно сменить только на воинскую часть - полтора года.

"Алгоритмы вообще на псевдоязыке. "
ИМХО спорно.
Лучше к-нибудь Java-C#, хоть VB...
Но не абстрактный ассемблер.
Учить основы - латынь, древнегреческий или псевдоязык эспиранто - чтобы потом овладеть европейскими языками - идея хорошая, конечно, но до конца не дойти можно. Остаться с латынью.
Жизнь - короткая, а программера - особенно, а выучить надо ой как много и без псевдоязыков.

Anonymous
Anonymous Director, Technology Solutions в EPAM
0

>> Жизнь - короткая, а программера - особенно

а что ж так бедному программисту сокращает жизнь? меня ваш комментарий по-хорошему заставил улыбнуться. На Западе, где индустрия коммерческой разработки ПО гораздо более зрелая, абсолютно нормально программировать и в 45. И шикарные специалисты получаются. Попробуйте профессионально заниматься любимым делом 25 лет и у вас получится тоже. А то, что надо постоянно развивать свои знания и каждые несколько лет менять стэк технологий, с которым работаешь - особенность профессии. Да и потом, поменяв раза три, процесс превращается в абсолютно натуральный и часто незаметный. И, сделав раз, гораздо проще делать два, а уж тем более и три.

Так что там такого вредного в профессии-то? из массово доступных и не предполагающих риска профессий работа инженеров ПО (в широком смысле) - одна из самых хорошо оплачиваемых. Но надо работать. А то как же. В принципе, можно и не работать – тогда, говорят, легче, и жизнь - "длиннее", вот только денег, гады, не хотят платить.

Anonymous
Anonymous Software Developer в EPAM
-1

Университет дает базу - учит работать с новой информацией и литературой, анализировать, искать подходы к решению типичных задач. Больше там искать особо нечего, в нашей стране

>>в данный момент с самоучками гораздо легче работать, чем с выпускниками айти вузов.

неправда, хотя зависит от конкретного случая. выпускникам IT вузов работать легче, если эти выпускники занимались в универе своим образованием, а не поиском того, как бы свиснуть у соседа лабу с его флешки и затем впарить ее преподу

-1

ага, университеты дают, а кризиса у нас нет и не было.

теперь, когда каждый выпусник школы может без проблем поступить в вуз и _окончить_ его, глупо повторять заученную фразу. вас учили работать с литературой в университете? даже гуглом искать не умеют. резюме составить не могут, пишут что имеют категорию B и занимались бальными танцами!!! школьный курс програмирование не помнят, простая сортировка ставит в ступор, зато "Excellent knowing MVC model".

Anonymous
Anonymous Software Developer в EPAM
0

>> ага, университеты дают, а кризиса у нас нет и не было.

на НЕжелание студентов брать хотя бы то, что дают в университете это не влияет практически никак. говорю вам как студент пятого курса

вы ведь наверное пробовали задавать вопрос студенту 4-5 курса IT специальности "почему была выбрана профессия программист?" и "кем ты себя видишь через n лет?". ну и как, много из них давали осмысленный ответ?

университеты дают базу. далеко не такую объемную и фундаментальную как в том же MIT (это еще мягко сказано). но только тем, у кого есть желание и способности ее взять, а наличие этого - уже другая проблема

-1

у кого есть желание и способности забивают на университет курсов после 2-х, когда читаются общеобразовательные предметы. из тех, кто прилежно ходил на все пары и слушал преподавателей ничего не получается. работать со студенческой скамьи - единственный выход, а здесь начинаются проблемы с преподавателями, которые заявляют: "хочешь работать - иди работай, оставь бюджетное место тем, кто хочет учиться".

база даётся в школе, всех там учат читать, писать, пользоваться литературой и искать решения проблемы. а университеты ОБЯЗАНЫ УЧИТЬ ПРОФЕССИИ, а не кормить сказками про базу. Снимите розовые очки, хватит винить только студентов, виноваты все стороны. Но, если студентов ещё могут отчислить, то нерадивые преподаватели и вузы живут и увеличивают наборы студентов платников.

Anonymous
Anonymous Software Developer в EPAM
0

>>из тех, кто прилежно ходил на все пары и слушал преподавателей ничего не получается. работать со студенческой скамьи - единственный выход, а здесь начинаются проблемы с преподавателями, которые заявляют: "хочешь работать - иди работай, оставь бюджетное место тем, кто хочет учиться".

неубедительно, не говорите за всех

>>база даётся в школе, всех там учат читать, писать, пользоваться литературой и искать решения проблемы. а университеты ОБЯЗАНЫ УЧИТЬ ПРОФЕССИИ, а не кормить сказками про базу. Снимите розовые очки, хватит винить только студентов, виноваты все стороны.

ну так если виноваты все стороны, почему, AmdY, вы говорите что университеты ОБЯЗАНЫ?

-1

вопрос парадоксален. в нашей стране привыкли всё делать самостоятельно и совсем разучились работать в команде. университеты созданы чтобы готовить специалистов, а не давать базу. никому не приходит в голову, что в пекарне на выходе будет отдельно хлеб, вода, яйца.....
почему же нашим университетам сходят с рук эти полуфабрикаты? зачем нам 4k специалистов в год из которых только пару сотен можно допускать к работе, остальные могли бы успешно закончить _месячные_ курсы и работать так же "оператором ЭВМ", а горе преподаватели могли бы податься в строительство вместе со студентами нежелающими учиться. Остались бы только те кто хочет учиться и те кто хочет учить, а не цифры в гос плане.

Anonymous
Anonymous Software Developer в EPAM
1

>> Остались бы только те кто хочет учиться и те кто хочет учить, а не цифры в гос плане.

Вы говорите про утопию. Почему в наших реалиях госплан должна волновать степень пригодности выпускников к работе в мэйнстриме белорусского негосударственного IT (аутсорсе)?

В те места, куда распределяют молодых специалистов (нии, институт картофелеводства, суды, министерство здравоохранения, автобусные парки, рогачёвский завод диапроекторов) квалификации этих специалистов более чем хватает.

>> а горе преподаватели могли бы податься в строительство вместе со студентами нежелающими учиться

Горе преподаватели имеют квалификацию и мотивацию, полностью соответствующую их зарплате. И счастье, что среди них попадаются очень толковые.

Наша система высшего IT образования очень стимулирует собственный поиск источников знаний, что не так уж плохо.

-1

какая утопия, нормальное образование - это реальность, достаточно просто скопировать с западного и американского, а не городить свои велосипеды.

если бы на производство приходили нормальные специалисты, то производство бы не разваливалось и не было бы нищенских зарплат. а так да, на сколько ноль не умножай получишь ноль.

Anonymous
Anonymous Senior Pomidor в Силикон Лаб
1

> Почему в наших реалиях госплан должна волновать степень пригодности выпускников к работе в мэйнстриме белорусского негосударственного IT (аутсорсе)?
Ну, может быть, потому что негосударственные компании тоже платят налоги, и от их благосостояния зависит общий уровень развития республики, а значит и привлекательность для инвестиций и дальше по цепочке?

Anonymous
Anonymous Software Developer в EPAM
0

пардон - посчитайте все наши IT компании которые хотя бы платят полностью белую зарплату

Anonymous
Anonymous Senior Pomidor в Силикон Лаб
0

Даже если отбросить налоги, развитие одной области промышленности всегда подтягивает за собой другие, как бы то ни было. Совсем недавно один епамщик (сегодня как будто день на Епаме сошёлся :)) рассказывал, что как только перевели большую часть ваших сотрудников в новое здание, захолустное кафе, стоящее рядом, резко поднялось, расширило свой ассортимент и повесило на стенку широкоформатный телевизор. Точно так же и на государственном уровне: увеличивается количество специалистов -> поднимается вся область -> область требует сырья (в случае IT - интернета, компьютеров, еды для программистов) -> развивается экономика и все смежные области.

Anonymous
Anonymous Software Developer в EPAM
0

да вы знаете, keil, одновременно с этим гос сектор теряет львиную долю самых одаренных кадров (вернее, они туда просто не приходят)

да на самом деле этого никто и не отрицал.

только вот на качество выпускников жалуются далеко НЕ представители гос контор.

в университетах нынче читается то, что там физически может читаться. а соответствие программы актуальным стандартам коммерческих IT компаний их интересует ровно настолько, насколько есть отдача от этих же компаний. иначе - будет преподаваться то, что может преподаваться существующими педагогами (а где их толковых взять?)

да и вообще, знаете ли, преподаватель университета IT специальности нынче воспринимается как крупнейший неудачник, бедолага и лузер. все потому, что никто не может понять, как человек, который должен разбираться в IT работает за такие смехотворные копейки и нигде себя больше не реализовал

решение проблемы в наших условиях вижу только одно - активное воздействие и проникновение представителей наших IT компаний в процесс обучения, причем на постоянной основе (а желательно тех, кто больше всех жалуется на качетсво выпускников). но о случаях прочтения такими людьми, скажем, курса лекций по ООП (СУБД, паттернам проектирования - что пожелаете) я не слышал.

да и не думаю что сейчас наши компании могут себе позволить готовить кадры "для других"

Anonymous
Anonymous Senior Pomidor в Силикон Лаб
1

> одновременно с этим гос сектор теряет львиную долю самых одаренных кадров (вернее, они туда просто не приходят)
Как-то я не уловил мысль. Я говорю о том, что улучшение госпрограммы пошло бы на пользу всем, в том числе и самому государству. Где при этом государство теряет самых одарённых кадров? Или вы думаете, что чем лучше готовить специалистов, тем меньше их придёт на госпредприятие?

> но о случаях прочтения такими людьми, скажем, курса лекций по ООП (СУБД, паттернам проектирования - что пожелаете) я не слышал.
Вам не повезло, как раз курсы ООП и СУБД (и ещё ряд дисциплин) у меня в своё время вели замечательные практикующие преподаватели. Один из них, например, подыскивал в университете грамотных студентов в свою компанию. Другой, судя по всему, оставался ради получения научной степени. Вполне себе успешные люди.

Anonymous
Anonymous Software Developer в EPAM
4

подождите. не стоит винить абстрактную "программу". учебные планы университетов и так более-менее нормальные на бумагах. проблема в другом - где взять людей, способных дать материал на должном уровне, а еще и между делом заинтересовать студентов.

>>Вам не повезло, как раз курсы ООП и СУБД (и ещё ряд дисциплин) у меня в своё время вели замечательные практикующие преподаватели.

я говорил о том, что неплохо было бы, чтобы инициатива исходила от самих компаний, причем на постоянной основе. а пока компании позволить себе этого не могут (кроме отдельных курсов в лабораториях, которые идут параллельно основной программе). у меня тоже были практикующие преподаватели, но мотивы у них были разные и имели скорее индивидуальный характер.

>>Или вы думаете, что чем лучше готовить специалистов, тем меньше их придёт на госпредприятие?

еще раз пардон, сегодня самое плохое, что может случиться с выпускником IT специальности - это распределение на гос предприятие. при этом для ликвидации такого сценария исмользуются самые хитроумнейшие уловки (вплодь до открытия студентом ИП и распределения на него директором). Но проблема, конечно, намного более обширная и смотреть надо не только в сторону университетов

Anonymous
Anonymous Senior Pomidor в Силикон Лаб
0

Что-то я совсем запутался в причинно следственных связях в ваших ответах. Я и не утверждал, что изменение одной госпрограммы сделает чудо и всем вдруг станет хорошо. Вы спросили "Почему [..] госплан должна волновать степень пригодности выпускников к работе в мэйнстриме белорусского негосударственного IT". Я ответил, что это должно волновать госплан, потому что от степени пригодности выпускников, работающих в том числе и на _негосударственных_ предприятиях, зависит _государственное_ благополучие. На что вы сказали: "одновременно с этим [с развитием коммерческого сектора белорусского IT? с увеличением количества специалистов?] гос сектор теряет львиную долю самых одаренных кадров". Каких кадров? Хороших айтишников? Почему он должен терять их, если общее их количество наоборот увеличится?

Anonymous
Anonymous Software Developer в EPAM
0

да не идут IT выпускиники в гос конторы. причем решительно не идут (и правильно делают :) ). если вам удастся посмотреть на статистику распределения СЕГОДНЯ - в 90% случаев только самые последние из списка, сорри, лоботрясы (ну или люди с очень специфичным мировосприятием), уходят на гос предприятия.

тех толковых, которым "повезло" пойти в НИИ или преподавателем хватает года на 3-4 в самом лучшем случае.

а в коммерческие конторы приходят выпускники неподготовленные по зарубежным стандартам. ай-яй-яй.
так в чём виноват абстрактный гос план и куда его нужно корректировать? скорректируют его - и все равно не пойдут.

"Почему [..] госплан должна волновать степень пригодности выпускников к работе в мэйнстриме белорусского негосударственного IT" - мое мнение по этому вопросу, что это очень даалеко не самая первая проблема, о которой стоило бы подумать...эм "госплану"

а вот ситуацию с качеством выпускников сегодня изменить, видимо, могут только представители коммерческих IT компаний. к сожалению

Anonymous
Anonymous Senior Pomidor в Силикон Лаб
1

> да не идут IT выпускиники в гос конторы...
Ой, как вы ошибаетесь. Практически все бесплатники идут либо в госконторы, либо в ПВТ, ибо закон. Все перечисленные в этом посте компании, если я не ошибаюсь, - резиденты ПВТ, а наше государство этот парк холит и лелеет, естественно, не просто так. И я лично знаю нескольких человек, очень толковых, работавших ещё в студенчестве в серьёзных белорусских конторах, которые пошли по распределению как раз в НИИ или что-то вроде.

Anonymous
Anonymous Software Developer в EPAM
1

В моем понимании самые большие резиденты ПВТ есть в конечном итоге коммерческие компании. И уж точно не гос конторы.

А какая польза государству от ПВТ - это уже отдельная тема покрытая густейшим туманом :)

да и вообще главная мысль, которую хочу донести в каком-то приближении: госплан - нормальный, программа в университетах - нормальная. нету только живых людей, которые пойдут в университеты и все, что есть на бумаге воплотят в деле. а так все остается только на бумаге, и дипломы - в большинстве своем не отражают квалификацию

Anonymous
Anonymous Senior Pomidor в Силикон Лаб
1

Как я уже сказал, что развитие даже коммерческого сектора всегда тянет за собой развитие смежных областей, в том числе и экономики.
С тем, что нужно искать людей, которые смогут хорошо рассказать хотя бы программу, согласен.

-1

для теперешних выпусников распределение - манна небесная, так бы им пришлось осваивать профессию строителей. некоторые платники даже идут на места бюджетников отмазавшихся от распределения.

0

> Вы говорите про утопию. Почему в наших реалиях госплан должна волновать степень пригодности выпускников к работе в мэйнстриме белорусского негосударственного IT (аутсорсе)?
Потому что этот негосударственного IT приносит экспортные деньги, правда опять таки не такие как требует того гос план =D (где то тут была статья, что в 2009 хотели 200 млн. от ПВТ, а получили только сто =DD)

0

> Горе преподаватели имеют квалификацию и мотивацию, полностью соответствующую их зарплате. И счастье, что среди них попадаются очень толковые.
Ага, вечные совковые отговорки, мне платят 10 руб, я и работаю на 10 руб. Смешно даже, как выше предлагали, может тогда по заменять их на реально работающих специалистов, которые работают на практическими проектами и при этом могут уделить пару часов в неделю на проведение лекции или лабораторной, дабы сделать хорошего специалиста, а заодно и свою компанию разрекламировать. Мне известны такие примеры в БГУ, эти спец курсы были очень полезны, лично для меня. В отличии от знаний данных преподавателями, проработавшими всю жизнь после окончания университета, в этом же университете. (я тут говорю про CS предметы, математику не трогаем).
> Наша система высшего IT образования очень стимулирует собственный поиск источников знаний, что не так уж плохо.
Желание покушать меня к самообразованию стимулирует больше, чем некомпетентность некоторых преподавателей.

Anonymous
Anonymous Software Developer в EPAM
0

>>может тогда по заменять их на реально работающих специалистов, которые работают на практическими проектами и при этом могут уделить пару часов в неделю на проведение лекции или лабораторной, дабы сделать хорошего специалиста, а заодно и свою компанию разрекламировать.

я тоже за. и уже говорил выше об этом. только не в рамках спецкурсов. спецкурсы от компаний есть и сегодня

Anonymous
Anonymous
0

"Горе преподаватели имеют квалификацию и мотивацию, полностью соответствующую их зарплате. И счастье, что среди них попадаются очень толковые."

Увы - это так.

0

только в нашей стране, можно пойти учиться в БАТУ, чтобы самостоятельно изучать программирование.

они, наверное, и программируют также.

-1

в нашей стране безразлично куда идти учиться, всё равно все знания добывать придётся самому.

Anonymous
Anonymous Senior Pomidor в Силикон Лаб
1

Ну не скажите. Университет, или по крайней мере его очное отделение, даёт как минимум общение, атмосферу, какие-то фоновые знания, которые самостоятельно фиг получишь. Ну и, в конце концов, встречаются всё-таки грамотные преподаватели, которые лучше любого учебника объяснят предмет, да ещё и примеры из жизни приведут, чтобы было понятно, зачем это вообще нужно знать.

-1

это точно, от окружения многое зависит. но на работе тебя будут окружать ещё более умные люди, поэтому айтишники к третьему курсу убегают работать.

Anonymous
Anonymous
1

Я бы не сказал, что безразлично. Есть возможность сравнить студентов разных факультетов БГУИРа.
И прослеживается такая тенденция: те, кто не набирает достаточной базовой подготовки, уча при этом семестр за семестром новый ЯП, не умеют программировать. Именно программировать, а вот кодить умеют, правда на том языке, который они проходят в этом семестре, т.к. за прошлый семестр уже ничего не помнится.
Другой факультет: год алгоритмизации, структуры и алгоритмы обработки данных, и еще несколько базовых предметом. На выходе получается "зеленый", но программист, который может решить задачу. Студенты первого факультета, к сожалению(для меня к счастью, если уж быть честным), на всё это разводит руками с фразой "А мы такого никогда не делали". И тут приходит в голову мысль о том, что мы тоже не делали, но я почему-то могу разобраться в чем-то непонятном...
Напрашиваются выводы о том, что всё начинается с малого :)

1

Опять все забыли про областные центры. -Ауу тут тоже есть жизнь!

1

это ложь, всем известно что за мкадом выженная земля и нет ничего живого.

3

спасибо, что перечислили все крупные компании: Belhard, EFFECTIVE SOFT, EPAM, EXIGEN, Generation_P, IBA, Itransition, SCIENCE SOFT, Беларусь, белорусские вузы, образование, распределение, требования компаний, трудоустройство студентов

но я все же не понял, в чем суть статьи? можно распределиться? нельзя? тяжело? легко? ничего не поменялось? поменялось? кризис прошел? был ли он?

а?

Anonymous
Anonymous HR Director в EPAM
0

отвечу на часть вопросов
>>можно распределиться? - можно
>>нельзя? - можно

Макс, спрашивай еще!

2

ай :)

Anonymous
Anonymous
0

ЕПАМ в сумме распределил к себе столько же студентов сколько все остальные вместе взятые....

-1

плантации

3

плантации? а чем плохо для студентов-то? вы ребята, что, не припомните времена когда негде было работать?
я удивляюсь вообще такой позиции.

распределение студентов к себе массово — это прекрасно в первую очередь для студентов, а уж если для компании ОК — то вообще всем ок.

-1

С чего вы взяли, что студентам плохо? Им отлично. Рабам на плантациях тоже не казалось, что они очень плохо жили.. ;)

2

вы какую-то ерунду говорите, простите.

-1

а ты знаешь страшную правду что случилось с освободившимися рабами? они назад приползали, кто поумнее, а остальные спивались и жили в условиях хуже рабских.
организации типа епама берут кучу зелёных, тратят на них своё время, потом это компенсируют невысокими средними зарплатами. кто хочет и может - уходит.

7

Ой ну только не надо тут рассказывать какая епам замечательная компания, что ютит бедных студентов у себя за гроши, которые студентам, безусловно, кажутся огромными деньгами..
Расскажите лучше за сколько их продают заказчикам, как "нормальных" программистов и как они на этом навариваются.
Ещё раз - рабам жилось прекрасно и их всё устраивало до тех пор, пока они не узнали, что есть жизнь гораздо лучшая и не стали требовать свои права... Не забывайте, что мы говорим не про 1,2-курсников, а про выпускников.

-1

кто хочет и может - уходит.
дело не в том, что епам мне нравится или не нравится, он даёт возможность для старта, а дальше у всех есть возможность сменить место работы. студенты знают о свободе, но раз не хотят, значит их это устраивает. не надо спасать тех, кто не просит помощи.

p.s. Мне епам и прочие конторы не нравятся, так как чувствуешь себя там песчинкой в пустыне, но если кто-то хочет там работать, то почкму бы и нет.

0

И я против епама ничего не имею. Ребята ведут правильную политику, раз у них вроде всё хорошо, в том числе и со студентами.
Я про плантации написал в ответ на "ЕПАМ в сумме распределил к себе столько же студентов сколько все остальные вместе взятые....", чтоб не считали, что это что-то только хорошее.

-1

мне ситуация видится немного иначе. я бы добрую половину тех кого взяли назвал бы дармоедами. епам берёт многих из тех, кого ни одна нормальная контора не возмёт. берут в надежде, что часть их удастся научить, а часть будет для общей массы.
ситуация на рынке сейчас настолько идиотская, что компаниям приходится брать чуть ли не школьников, лишь бы у них было желание учиться, а готовых специалистов даже не самого высокого уровня - ужасно мало.

0

Макс, ты прав. Просто студенты пошли с мнением, что им кто-то и что-то обязан.

Anonymous
Anonymous
-1

Угу, сам пару лет взад рабобал почит за ничто, чтоб хоть какого-нибудь опыта набраться.

Не все понимают, что после универа ты ничего практически по работе не знаешь. Сам помню, как по собеседкам вначале ходил, взяли наверное тока из жалости :)

Anonymous
Anonymous
0

Провел эксперимент:
Идем на www.hh.ru, там на вкладку Поиск сотрудников. По ключевым словам можно получить количество резюме, измененных за месяц. Набираем:
EPAM - 74 штуки
EPAM Сплюсплюс - 21 штука
EPAM Сплюсплюс STL - 0 штук
(здесь плюс не печатается).
Тоже можно и с .net и nspring например и т.д.

Вот и все чему они там научились...

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже