«Лёня, не дури голову, грошай няма». Репортаж из посёлка Рассвет, где второклашка Лёня-программист разослал письма в 100+ ИТ-компаний

27 комментариев
«Лёня, не дури голову, грошай няма». Репортаж из посёлка Рассвет, где второклашка Лёня-программист разослал письма в 100+ ИТ-компаний

История о том, как предпринимательская жилка директора сельской школы и его учеников, конь, берёзовые веники, пустые бутылки, яблоки и капуста помогли купить ноутбуки и роботов для детей. Директор Рассветовской средней школы Сергей Дубман нашел деньги на технику, а второклассник Лёня разослал письма в 100+ ИТ-компаний Беларуси с просьбой о помощи. Сегодня в школе два оборудованных STEM класса. А программирование и робототехнику бесплатно изучают все 85 детей.

Мы приезжаем в Рассвет утром. Небольшой поселок на 236 человек. 12 километров до Несвижа, 5 — до Клецка. Директор Рассветовской школы Сергей Дубман встречает нас у ворот и ведет пить чай с яблоками и мёдом. Яблоки — местная достопримечательность. Как и два Рассветовских STEM класса. Один — бюджетный, школа сделала своими силами. Второй — полностью укомплектованный STEM-центр, обустроили совместно Ассоциация «Образование для будущего» и Vizor Games. Кроме них роботов для Рассветовских детей прислали еще 10 ИТ-компаний. 

Вся стена в кабинете директора завешена дипломами и грамотами — мы насчитали 52. Сергей Дубман улыбается и показывает внушительную стопку того, что на стенку не поместилось:

— В год мы зарабатываем до 100 дипломов. Сейчас делаем упор на ИТ-направление, но не забываем и про экологию и экономику, — говорит он. — Ещё четыре года назад ничего этого не было.

Сергей Леонидович Дубман

Сергей Леонидович Дубман

Автобус развозит детей из школы домой, в разные населенные пункты

Автобус развозит детей из школы домой, в разные населенные пункты

 «Услышал: „Колхоз приехал!“ — так меня задело»

— Как и любая школа, мы с детьми ездим на конкурсы. Нашими соперниками часто становятся городские школы и гимназии.

Однажды, на одном из соревнований, я услышал насмешливый возглас: «О, колхоз приехал!» И так меня это задело!

Чем мы хуже городских? И перед собой, как перед директором, я поставил задачу: наши дети должны быть лучшими в области и одними из лучших в республике. Я рассудил, что любой прорыв — это техника. А в образовании — компьютерная техника. Потому что она даёт доступ к информации, — рассказывает Сергей Леонидович.

В те годы в Рассветовской школе в компьютерном классе ещё стояли «корветы» (советский 8-разрядный учебный компьютер). Внимание к технологиям было почти нулевое. Сам директор компьютером пользоваться не умел, но решил, что пришло время закупить для детей нормальные ноутбуки.

Рассветовская средняя школа

Рассветовская средняя школа

«Бутылок собрали на 5 тысяч»

— Мы — сельская школа. А на селе людей выручает земля. У нас есть пришкольный участок, на котором мы выращиваем всю сельхозпродукцию. Картошка, свекла, лук — часть забираем себе, на обеды в школьной столовой, часть — решили продавать, — объясняет Сергей Леонидович.

Рядом со школой — лес. Директор рассказывает, как договорился с лесхозом, чтобы школе выделили участки по санитарной выработке берёз. Из этих берёз школьники и учителя стали делать веники — тоже на продажу. Чтобы работать было проще, директор снова пошёл договариваться, теперь в колхоз. Выбил школе коня.

Как продавать и кому? Работали по такой схеме: детей из посёлка Рассвет в школе всего 12, остальные — с округи. Автобус каждое утро объезжает другие населённые пункты и забирает детей на уроки. Во время таких поездок, работники школы стали собирать заказы с местных на продукты и веники. На обратном пути развозили их покупателям. Цену, говорит Сергей Леонидович, ставили ниже рыночной. Бизнес пошёл.

Первый STEM-класс, который школа сделала своими силами. Преподаватель программирования Наталья.

Первый STEM-класс, который школа сделала своими силами. Преподаватель программирования Наталья.

Первые деньги стали вкладывать в технику. Купили ноутбуки и медиаустановку. Начали участвовать в конкурсах — компьютеры открывали новые возможности, чтобы делать проекты качественнее. Первый приз, который «завоевали своими мозгами» — ноутбук от Министерства лесного хозяйства.

— Мы заняли третье место среди 40 стран (от США до Японии) в эколого-биологическом конкурсе за работу о жуке-короеде. Мы! С зачуханного села! Впереди была только Финляндия и Россия. Дети почувствовали — «мы можем». Поднялась самооценка, — говорит Сергей Леонидович. — Вошли во вкус.

Еще одна статья дохода — вторсырьё. 

— Стали собирать пустые бутылки. Ходили, смотрели, насобирали их более 5 тысяч. На республиканском конкурсе по вторсырью заняли первое место. Нам дали фотоаппарат — появилась возможность учить детей снимать ролики и фильмы. Сделали в школе видео-класс. Там дети у нас и снимают, и монтируют. Так научили, что в ПВТ выиграли дрон.

С дрона сняли документальный фильм о Клецке — получили 200 евро. На них закупили новые саженцы груши, яблони, семена капусты, лук и картошку. С их продажи выручили 500 долларов. Вложили их в обустройство STEM-класса.

Начали программировать на Scratch. Школу стали замечать: Red Rock Apps вручили приз — 5,5 тысяч рублей на закупку техники. Купили восемь ноутбуков, чтобы больше детей одновременно могли заниматься.

«Пишет вам Лёня-программист»

Сергей Леонидович рассказывает, что однажды к нему в кабинет пришёл второклассник Лёня и попросил достать где-нибудь роботов. 

— Я говорю: «Лёня, не дури мне головы, грошай няма». И посоветовал ему написать кому-нибудь письмо — может дядьки помогут, — вспоминает директор Рассветовской школы.

Робот-рисовальщик

Робот-рисовальщик

Лёня совет принял, собрал единомышленников, привлёк ребят из старших классов.

Сели писать письма: «Здравствуйте, пишет вам Лёня программист, восемь лет. У нашей школы нет денег, может вы поможете нам купить робота?» И в конце: «Удачи, счастья, здоровья! Приезжайте к нам в гости, у нас есть вкусные яблоки».

— В январе Лёне, как турецкому султану, стали приходить ответы. И роботы, — вспоминает директор. — «АльпариГрупп» отправили 10 наборов LEGO Education WeDo (для самых маленьких).

Пришли ответы от «Системных технологий», Itransition, IBA Group, ISsoft, Apalon, Artezio, Epam, Bamboo group, Synesis, «Гейм Стрим», Qulix Systems, ITS Partner. И не электронные отписки, а действительно трогательные бумажные письма. Их все Сергей Леонидович бережно хранит в отдельной папке (решили не публиковать — всё-таки личное). Для более старших детей компании прислали LEGO Mindstorms и LEGO Boost.

STEM-класс, который сделала компания Vizor Games

STEM-класс, который сделала компания Vizor Games

Vizor Games для самых взрослых подарил микрокомпьютеры microbit. Приехали в гости сами. Посмотрели, удивились, и решили помочь Рассветовской школе расшириться. Сделали ещё один STEM-класс под свой офис. В этом классе есть не только роботы, но и графические планшеты,  видеокамера, игровая приставка МяуЮит и даже 3d-принтер.

Робот для Илона Маска и умная тележка

В STEM дети приходят со второго класса. Потому что в первом ещё не все знают буквы. Логика такая: выучил алфавит — марш программировать. Любопытно, что именно программированием больше интересуются девочки. А мальчики — роботами.

Даша показывает свою игру с испытаниями, которые «нужно проходить, чтобы вернуться домой».

Говорит, делать игры ей нравится больше, чем заниматься робототехникой, потому что «создавать можно всё, что угодно, без ограничений». Её подруги соглашаются. 

Ребята постарше показывают достижения в соседнем классе. Вот робот-официант, робот-охранник, робот-рисовальщик, который пишет всё, что ему скажешь. А вот роботы специально для Илона Маска — будут помогать ему на Луне и Марсе. Рядом — космическая станция, которая этих помощников будет строить.

А вот прототип умной энергосберегающей тележки, которая попала в 100 идей для Беларуси. На неё можно установить робота, который будет ей управлять и собирать продукты по магазину, считывая товары по QR-коду.

Спрашиваем старшеклассников, кем планируют стать. Самые популярные ответы: инженер, программист, графический дизайнер и разработчик игр. Один парень вынашивает идею сделать историческую игру «о периоде, когда шляхтичей проверяли на принадлежность к дворянству». Другой юноша говорит, что хотел бы сделать своё онлайн-казино.  

Но больше всего старшеклассники увлечены микробитом: 

— Это новые возможности, которые появились в 2019 году. Сложно, но интересно, — говорит Паша. — Английский начали учить, потому что микробит программируется не блоками, а командами на английском, на JavaScript и на Python через ноутбук или планшет. Это самый серьёзный робот, который у нас есть. Тут голая плата — можно увидеть все датчики. Хотим сделать проект «Умный дом» — разбираемся.

«На факультативах далеко не уедешь»

Программирование и робототехнику преподают два молодых учителя — Наталья и Влад. Оба попали сюда по распределению и остались. Наталья — педагог-психолог. Влад — историк.

Когда началась «ИТ-перестройка», директор школы попросил их разобраться в азах Scratch. Учителя не только разобрались, но и прошли курсы подготовки в ПВТ.

Сегодня Наталья помимо должности психолога ведет программирование и курирует видео-студию. А Влад — учитель истории, трудов, классный руководитель самого большого класса, плюс ведет робототехнику.

Глобальная проблема, говорит директор, в том, что робототехники и программирования нет в школьной программе. Они проводятся как дополнительная факультативная нагрузка. По официальному «прайсу» за кружок положена доплата 50 рублей в месяц. «Далеко не уедешь». 

Преподаватель Влад

Преподаватель Влад

— Не каждый учитель начнет сегодня этим заниматься — это огромнейшие затраты времени, ответственность. Чтобы поднять зарплату учителю, надо увеличить ему нагрузку, количество часов. У Влада ребенок родился, Наташа вышла замуж — как их мотивировать проводить время в сельской школе? Благо сейчас договорились с Vizor Games — они будут выплачивать им стипендии. Но на будущее — это очень серьёзный вопрос. 

Физика, английский и самопрезентация

Конечно, не все дети станут программистами. Но Сергей Леонидович рассуждает так: любая работа сегодня движется к автоматизации. И ты либо будешь обладать знаниями, чтобы управлять системами, либо будешь плестись в хвосте и «подметать за роботами». Его задача, говорит он, дать детям возможность лучшей жизни.

Мы много говорим с учениками и преподавателями, что поменялось в школе после STEM-ориентирования. Помимо самого программирования и робототехники, все называют повышенный интерес к английскому, важность которого в Рассвете понимает уже каждый пятиклассник.

Инженерное направление, говорят учителя, связывает физику, математику, черчение, которое вообще убрали из базового курса школы, в общую систему. Такое получается налаживание межпредметных связей.

Еще один плюс — всё в Рассветовской школе заточено на конкурсы. Дети придумывают проекты, учатся генерировать идеи. И что еще важнее — учатся их презентовать. На первых конкурсах все вспоминают мандраж и потные ладошки. Сегодня, когда за плечами 100+ побед, рассветовские дети чувствуют себя увереннее и не стесняются говорить.

— Нас больше не называют унизительно «колхозниками», — говорит Сергей Леонидович. — Мы — команда, с которой считаются. И нас боятся. Мы противостоим солигорской гимназии, минчанам, борисовчанам, молодеченским. Мы побеждаем на республике. А это более 3 тысяч школ!

Школу в Рассвете замечают не только ИТ-компании, но и дети в соседних поселках и городах. По субботам, для всех желающих с других школ, Сергей Дубман решил сделать дополнительные группы. Они будут платными, но по городским меркам за ИТ-курсы, цена тут смешная — 20 рублей в месяц, на расходники. Уже записались 300 человек, но из-за того, что преподавателей не хватает, получится взять только 65. Весь день Сергею Леонидовичу звонят желающие.  

— Не надоела эта кутерьма? — спрашиваем.

— Тут надо быть фанатиком — иначе никак, — пожимает плечами он.

По теме
Все материалы по теме

Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​ ​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​​​​​​​​​

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Айтишник написал письмо полковнику, который бил стекло в кафе c митингующими
Айтишник написал письмо полковнику, который бил стекло в кафе c митингующими
Айтишник написал письмо полковнику, который бил стекло в кафе c митингующими
4 комментария
Гендиректор hoster.by: «ИT-страна откатывается назад минимум на 5 лет»
Гендиректор hoster.by: «ИT-страна откатывается назад минимум на 5 лет»
Гендиректор hoster.by: «ИT-страна откатывается назад минимум на 5 лет»
8 комментариев
Белорусский сервис Eightydays.me поможет путешествовать внутри стран
Белорусский сервис Eightydays.me поможет путешествовать внутри стран
Белорусский сервис Eightydays.me поможет путешествовать внутри стран
Заявление на сайте Госдепа: 29 стран осудили блокировку интернета в Беларуси
Заявление на сайте Госдепа: 29 стран осудили блокировку интернета в Беларуси
Заявление на сайте Госдепа: 29 стран осудили блокировку интернета в Беларуси

Обсуждение

16

Удачи!!!

38

Приятно читать. Ребята сами по себе большие молодцы. + Круто когда компании вкладывают деньги в образование, особенно на периферии.

А когда читаешь про спонсорство спортивных клубов - ничего кроме стыда и омерзения.

amok
amok Team Lead в Ergalio
-12

А кто-то предлагал школы платными сделать...

9

У нас сейчас образование также платное. То что вы называете "платным" это другой способ распределения ресурсов, а не закрытие школ.
К слову текущие курсы сделало не государство а частные, на удивление коммерческие компании. Государство там уже перераспределило когда то, корветы которые никому не интересны и никто не знает как их использовать.
Так же в статье написано что в школе есть платные курсы по выходным и желающих более чем возможности взять.
Интересно что, насколько я вижу вы выбрали работу тимлидом не в гос организации а в частной и коммерческой, почему вам можно продавать свои услуги дорого а учителю нет?)
Поэтому я ваш тезис считаю сильно предвзятым.

Vadim S
Vadim S Product Manager в My Monday
8

Вот это ИТ-страна, а не то, о чем трындит кое-кто на форумах

8

страну делают люди, которым не мешают кивающие и всеодобрямс головы сверху

19

Вот таких людей нужно привлекать в формирование предложений о реформе нашего образования. Он в текущей отсталой системе добился неимоверных результатов, хоть и упор на айти, но по другим причинам, нежели у того же Прокопени.

"Его задача, говорит он, дать детям возможность лучшей жизни." - как так получилось, что у директора сельской школы есть видение будущего образования, стратегия и ее успешная реализация, а у целой страны нет? Вопрос риторический.

Иван Шеремет
Иван Шеремет Software Engineer в Flo Health
13

Я чуть не прослезился. Как же это круто!

0

на малой родине не стесняйтесь в своей школе проф ориентацию проводить :)

как показывает практика есть пытливые умы, которым интересно всё, но из за некоторых ограничений которое присутствует в программах обучения не в каждой школе есть систематизация знаний.

Детишки слушают развесив уши, когда им рассказываешь о том как устроены процессы и взаимосвязаны технологии.

ПС: обсуждение табуретки - весьма увлекательный процесс на 3-4 часа, это и прикладная механика и материаловедение, и выбор способов проектирования и реализации под конкретные задачи, которые выливаются в социологию, статистику, МЛ, САПР с симуляциями, планирование "боевых" действий на рынке что бы ее продать которые затрагивают несколько аспектов административного и уголовного права, контроль качества и безопасность...

В общем, если после первого часа появляется нормальная обратная связь, "проф ориентация" становится мастер-классом по широкопрофильному системному мышлению, последний раз когда проводил отзывы ребятишек были вида "за пару часов узнал больше чем за всю школу" :)))))

-5

А Михаилу Дубакову из Fibery писали ? Не увидел роботов , которые пришли от них ...ну или книги хорошие из личной библиотеки

-3

Ну вам же объяснили, что это бесполезно. Необходимо менять СИСТЕМУ, строить ПЛАТФОРМУ, менять МИРОВОЗРЕНИЕ. А это так, игрища для нищебродов (у которых зарплата меньше 5к УСД в месяц).

Татьяна Патук
Татьяна Патук HR-manager в SCAND
7

Хочется пожелать такому руководителю и учителям только всего самого прекрасного!
Спасибо вам за тот вклад, который вы вносите в образование нашей страны.

4

Vizor - аццкий респект!!!

1

Да ,Вайзор Сами к ним приехали-сделали Класс ,на купили малым кучу техники и еще и учителям стипендию платят)) П-помогать. Тихо и без лишних понтов

-6

Приятно читать, что пацанва и деректор не лаптем щи хлебают. А местные белорусские IT "гиганты мысли и отцы русской демократии" не дают вывезти таланлтивую молодёжь из республики. Расставить садки и начать тихую охоту это хорошо.

Только ещё немаловажно вложить деткам с ранних лет любовь к малой Родине, деревне, селу. Чтоб можно было трудиться на удалёнке. Этого достичь без культурного влияния Мировой Художественной культуры, литературы на русском, белорусском, английском, без экскурсий по столичным театрам, без онлайн выступлений в районных школах известных артистов будет сложно.

Всё время будет ощущение - "белорусы слабаки, пора валить в Москву, Ленинград, Варшаву." Важно оставлять молодёжь. Или грош цена этим компьютерам, STEM и прочему. Детей важно учить как элементарным вещам (дворовым играм, завязыванию шнурков на ботинках бантиком, чтению стихов на 2-3 языках и песням), так и ощущению себя самодостаточным в своей стране. А это без экскурсий в соседние русские, литовские, украинские, польские регионы сложно.

Не уверен, что мне придут ответы на этот развернутый комментарий. Нет увязки на соц сеть с аккаунтом на dev.by

2

sarcasm
Вы забыли добавить, что деткам надо веру во всевышнего вложить, помимо любви к родине, деревне и селу. Ну, так, для полного набора.
/sarcasm

0

отцы русской демократии при чем здесь к Беларуси?
ну и пора валить в Москву это как-то устарело, туда уже лет как десять валят в основном те, кому лень оторвать зад от дивана

0

Это очень здорово, я только в 12 лет начал программировать, а тут парнишке 8. Лёня, не останавливайся на достигнутом никогда. Все мы из деревень, просто в города попереезжали. В деревне на много здоровее люди и физически и психически. И добрее.

-3

«Грошай няма» это на каком языке?

0

беларуская

-4

Зачем Вы меня обманываете. Я точно знаю, что По-белорусски будет «Грошау няма». А на каком-таком суржике это «грошай няма»?

0

http://knihi.com/storage/padrucnik/lad_movy/nazounik5.htm
" Родны склон множнага ліку іншы раз ідзе без канчаткаў -оў (-аў, -ёй, -яў), прыкладам: мужчын, дзён. У некаторых словах мужчынскага роду сустракаюцца канчаткі -ей (-ай): людзей, грошай."

1

Этот энтузиаст Учитель -счастье детям.А Государству как не надо было их обучение так и не нужно дальше ,Вайзор -частная компания, платит Преподавателям и Оборудовал крутой класс. Мин образование где?где гос программа поддержки детей???Молодцы Пвтэшники вложились ради будущего этих детей . Респект и процветания Вам Ребята.

1

>Мин образование где?

Да, сейчас министерство образование c Карпенко подъедет, и этот балаган немедленно прекратит. Используют идеологически чуждые капиталистические механизмы для обеспечения детей иностранной техникой.

--
В 1928 году Надежда Крупская разгромила систему Макаренко, после чего его уволили из колонии имени Горького. Она утверждала, что такой политике образования и воспитания беспризорников не место в установившейся системе, как можно - "учебнику политграмоты в колонии предпочитали драмкружок".

0

Вот это история! Педагогическая поэма by Сергей Леонидович Дубман!

Спасибо что вы все такие есть

Maria Goenko
Maria Goenko Frontend Developer в Gurtam
0

Радостно на душе от подобных историй)

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже