Re: Hi, how are you?

13 марта 2013, 09:52

Жизнь преподавателя вуза – для многих загадка. Что он успевает за один день? О чем думает? Какие вопросы его действительно беспокоят и на какие средства ему, в конце концов, предстоит жить? О «наболевшем» – в виртуальном письме доцента Белорусско-российского университета.
Читать дальше
To: Andrey Borovikov
Cc: All
Subject: Re: Hi, how are you?

Привет, Андрей.

Давненько я не писал тебе писем, все дела-дела. Вот, нашлась минутка, решил черкнуть пару строк. Как там у тебя дела, в твоих «америках»? Компьютеры побольше, интернеты потолще? :) Не жалеешь, что уехал, аспирантуру не закончил? Я нашу совместную тему все еще ковыряю потихоньку. Хотя получается, честно говоря, не очень. Даже не потому, что тема сложная, а просто руки не доходят до науки. Все как-то кручусь, кручусь: и там кусь, и здесь грызь, а толку... Ну вот сегодня, например.

Утро, подъем. Хотя это только так называется – подъем. Когда в сутки удается поспать 5 часов – это не подъем, это ежеутренняя казнь посредством приведения себя в вертикальное состояние. Правда, иногда не к первой паре нужно ехать –  тогда праздник. По плану занятий, сегодня три пары. Из них две лекции (да, я уже старший преподаватель, с начала учебного года доверили читать лекции, – ну что Вы, что Вы ))) – а на самом деле читать больше некому, вот и затыкают дыры вчерашними аспирантами, теми, кто еще по распределению остался). Одна лекция по паттернам проектирования, вторая – информатика (первый курс: непрофильная общеобразовательная дисциплина). И если к информатике особо готовиться не нужно было (все уже давно готово, только бегло просмотреть готовые слайды – освежить в памяти), то к паттернам, сам понимаешь, нужно было хорошенько с вечера подготовиться: просмотреть материалы, набросать пример, поскольку если делать – то делать качественно. Хотя со студентами беда – как приучить «молодое поколение» думать и искать знания самостоятельно? Вроде и понимают все, но если не заставишь – сами ничего делать не будут, а настаивать и не хочется. Да и не можется уже – сколько можно вынуждать, почему преподаватель вуза должен заставлять учиться?.. Особая беда с непрофильными специальностями – на занятия идешь, как на растерзание -  нет смысла выкладываться по полной. Все равно отдачи не дождешься.

После пар заскочил в студенческую столовку, перекусил на скорую руку и бегом на заседание кафедры. Тут всем долго нудно рассказывали, что мы должны были уже давно сделать, но не сделали. Конкретно я обязан был сделать следующее:

а) отчет по учебной нагрузке за прошлый месяц;
б) две учебные программы по новым предметам, которые стартуют в следующем учебном году;
в) записаться в план на издание методических материалов (я же еще обязан и методички издавать регулярно).

Дополнительно получил разнос за то, что давно не публиковался в научных журналах (кстати, передает тебе привет наш научный руководитель – помнишь Владимира Сергеевича? – все жалеет, что ты не закончил аспирантуру и не защитился, а подался в IT).

После заседания кафедры «отскочил» к соседям в СЛУ (Самый Лучший Университет). Прочел и там лекцию по основам программирования (не хотел там преподавать, по деньгам – копейки, но поскольку попросил знакомый, я не смог отказать и взял четверть ставки). Вот и получается: в родной альма матер 12 пар в неделю и еще 3 пары у соседей. Итого: 15 пар; всего, стало быть, 30 часов в неделю работы (а если добавить подготовку к занятиями, проверку контрольных-курсовых, написание методичек, отчетов и прочее-прочее-прочее, то, думаю, что 60 часов наберется). За все про все «отмерено» мне зарплаты 2,5–3 млн.

Впрочем, есть еще один источник дохода – коммерческие тренинги, которые проводятся в совместных лабораториях. Провожу я за год два таких тренинга (один осенью, один весной, тренинг длится 2–2,5 месяца), и платят, в общем-то, порядочно – 5–6 млн, но если «разбросать» на 12 месяцев в году, то дает это около 1 млн в месяц. А времени отнимает порядочно: два-три раза в неделю с 18-00 до 20-30. Кстати, как раз сегодня вечером провел еще и тренинг. Тренинги мне проводить гораздо интереснее, чем обычные занятия в вузе. Слушатели проходят серьезные вступительные испытания и знают, что если закончат тренинг с положительной характеристикой, то обязательно трудоустроятся. Это неплохо мотивирует на учебу. А с заинтересованным человеком и общаться интересно!

Вот и получается, что вернулся я домой только после тренинга, в половине десятого. Немножко отдохнул, перекусил и... снова за работу! – завтра две лекции и тренинг... Выходит, что только далеко за полночь нашлась минутка тебе написать.

А вообще, надоел этот бешеный ритм и это постоянное «должен, обязан, в срок, тут, там, везде, и еще тут капельку», а я так не могу – не могу делать работу быстро, качественно и под таким давлением – попросту не получается. Если быстро, то не выходит по-настоящему качественно, а я хочу отвечать за результат своей работы, не просто сдавать «тяп-ляп». И так слишком многое вокруг делается «тяп-ляп» (как в универе, так и при производстве программного обеспечения). И знаешь, поработав в вузе, понял одно – любая работа, если делать ее хорошо, – это тяжелый труд и большая ответственность (прежде всего ответственность перед самим собой, ведь в вузе никто практически не контролирует труд сотрудников: работаешь ли ты на всю катушку или спустя рукава – всем все равно, многие поэтому опускаются, им не стыдно за свой труд перед руководством и, что, возможно, самое главное, – перед собой не стыдно.

...вот и бродят такие «преподаватели», глупость и никчемность свою прикрывающие самодурством и самоуправством, с дремучими представлениями о нуждах и потребностях отрасли, с конспектами, написанными в 1980-х... Да и конспекты не ими самими созданные, а бездумно записанные в ту пору, когда они сами были еще студентами, со слов преподавателей, которые неизвестно из каких источников создавали конспекты, а те самые студенты где недослышали, где недопоняли....

Если откровенно, давно уже мыслишка сидит – бросить все к чертям и идти в программеры, тем более и опыт есть кое-какой: с 3-го курса до аспирантуры подрабатывал в HornHoof Solutions. Чего, если хорошо разобраться, я добиваюсь? Раньше мне казалось, что я двину науку, сделаю диссертацию, буду нести знания, а  сейчас, когда «засветил» тридцатник, акценты сильно стали «плыть» в область самую что ни на есть материальную... Что даст диссертация? Ложное ощущение нужности и полезности, статус? Но когда ее писать?.. С ног валюсь c этими занятиями... И добиваюсь я, получается, на самом-то деле, простой жизни на достойном уровне: мне уже 27, семьи нет, все еще на шее у родителей сижу, и времени свободного нет даже на сон... Зато диссертация с ее мнимым статусом. Кому он, этот статус, нужен, когда кушать нечего и спать некогда?

Вот такие, брат, дела! Передавай привет супруге. Надеюсь, еще свидимся, приедешь в отпуск на Родину?

С уважением, Денис.

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение