Регулирование интернета в Беларуси и за рубежом. Часть вторая. Фильтрация контента и правила регистрации

27 января 2010, 17:23
(Часть первая)

Фильтрация и блокировка контента

США и Европа

В отличие от стремления знать пользователя лично, фильтровать и блокировать контент власти европейских стран особо не стремятся. Данная процедура отдана фактически в руки самих пользователей – для защиты детей они могут ставить различные персональные фильтры как платные, так и бесплатные. Случаются исключения вроде блокировки провайдерами отдельных немецких земель наци-ресурсов, хостящихся в США, однако они скорее только подтверждают общие принципы. ISP провайдеры при этом сами стремятся сотрудничать и быстро реагировать на abuse пользователей в отношении тех или иных ресурсов. В Великобритании они даже объединились в специальную ассоциацию, чтобы оперативно отлавливать и удалять педофилические ролики и изображения. В США в 1996 году был принят конгрессом акт «Communications Decency Act», который должен был фактически запрещать размещение непристойной информации в каком-либо виде в сети. Однако практически сразу был отменён в связи с иском от общественных организаций, как нарушающим первую поправку к конституции США. После чего, как и в Европе, фильтрация контента пока отдана откуп самим гражданам. Для библиотек существуют скидки на специальный софт и некоторые из них этим пользуются, причём зачастую ставят и фильтры исходящие. В Мёртл-Бич Южная Каролина шесть лет назад имел счастье сам потестировать подобную систему – слова fuck или тем более nigger просто исчезали из сообщений. Были в Америке и попытки на уровне крупных провайдеров фильтровать контент – чтобы не пропускать пиратский трафик, однако вскоре по решению суда их обязали убрать фильтры. Блокировки в ЕС и США ресурсов проходят только в рамках каких-то уголовных или административных дел, а какой-то превентивной, так сказать "по спискам", нет.

Австралия

Говорить о системе фильтрации в Китае или уж тем более какой-нибудь Бирме (где за незарегистрированный модем до 15 лет вроде как до сих пор горазды дать) нет смысла, лучше упомянём о самой зарегулированной в этом плане развитой стране – Австралии. В 2007 году австралийское правительство предложило всем желающим установить бесплатно фильтр NetAlert, который был призван ограничить детей и взрослых от порноконтента с участием несовершеннолетних или применением насилия. Потрачено на это было более 80 миллионов долларов. Продержался фильтр где-то с неделю, пока до него не дошли руки у местного старшеклассника, которые за полчаса без проблем его хакнул. Однако правительство и особенно сенатор Конрой не опускали рук – в 2008 году они начали испытания по использованию обязательного фильтр для контента уже на уровне провайдера. Причём взяли для этого решение Cleanfield использующееся в Британии и Канаде провайдерами для блокировки контента на добровольной основе для защиты от трафика детского порно. У Аусси, впрочем, планы куда более масштабные – планирует блокировать не только австралийского сайты, но и со всего мира, причём далеко не только порнографические. Что совсем не вызывает энтузиазма у местного населения.

Беларусь

Исходя из проекта, у нас для начала планируется интересная схема – обязанность провайдера по запросу пользователя блокировать тот или иной контент. Судя по всему, здесь предполагается установка провайдерами сервиса фильтров, который будет предоставляться пользователю по запросу, к примеру для ограничения доступа детей к нежелательной информации. При всём желании увидеть здесь описания «abuse» сервиса сложно, хотя чем чёрт не шутит и как чиновник не выражается. Ну и фактически будет узаконена и уже существующая практика – блокировки сайтов. Учитывая, что провайдер у нас был один, блокировка Белтелекомом ведущих оппозиционных сайтов во время острых политических событий или выборов Минске – означала фактически блокировку на уровне страны нежелательных сайтов. Но ладно, оппозиция, вспомнить стоит блокировку российских и белорусских гей и лесби-ресурсов. Что этим кому хотели доказать в Белтелекоме слабо понятно. Теперь же подобные списки, скорее всего, будет составлять ОАЦ. Опять-таки, как и в случае с идентификацией пользователей, формально будет лишь узаконена существующая практика, однако радостного в этом мало, откровенно говоря. (изображение с сайта digital-rights.net)

Регистрация ресурсов

Каких-то жёстких ограничений по поводу оказаний услуг на территории страны в плане хостинга или доменного имени нет практически нигде. Да есть доменные зоны, в которых регистрация может происходить только с согласия государственных органов, однако это не запрещает при желании их владельцев хостится за рубежом и использовать аналогичный домен. Осенью в России ужесточили правила регистрирования доменов в зоне .ru – теперь регистратор должен потребовать у юридического или физического лица подтверждающие документы, или даже личного присутствия в офисе компании (кому последнее надо, интересно). Впрочем, им далеко до белорусских коллег. У нас по плану хотят все, кто хочет предлагать какие-то услуги или вести какую-то деятельность в РБ размещаться здесь и проходить фактически «регистрацию в установленном порядке». Подтверждать регистрацию будет, естественно, ОАЦ. Домен необязательно, но рекомендуется, так сказать. Интересны механизмы отказа в регистрации, а такие ведь должны быть. Да и вообще данное положение – абсолютный и беспощадный бред. Человек, который проталкивал и писал данный пункт проекта указа, судя по всему, набирал его на печатной машинке, поскольку мне сложно представить такого глубоко не понимая принципов функционирования сети. Напомним – по проекту все, кто указывает какие-то услуги с использованием национального киберпространства, должны быть зарегистрированы в установленном порядке. А в национальном сегменте сети у нас не только домены, но и провода, АТС, воздух для распространения вайфая - то есть абсолютно всё, что связано с выходом в сеть, пусть даже исключительно теоретически. Вот дословно из проекта указа, чтобы не быть голословным: «Под национальным сегментом глобальной компьютерной сети Интернет понимается совокупность информационных сетей, систем, ресурсов, в том числе сетей электросвязи и комплексов программно технических средств, имеющих подключение к данной сети, ограниченная территорией и (или) доменным пространством Республики Беларусь.» Итак, решили мы маечку заказать от шведского дизайнера, приложение для iPhone приобрести, ставку сделать Арсенал – Астон-Вилла, рекламу в Google повесить. Едем в Украину, Россию, Польшу или Прибалтику (кому куда ближе) там, стоя шаг за границей, делаем свое нехитрое дело и ноги в руки и домой. А просто дома с дивана это сделать нельзя – используя национальный сегмент сети в виде сигнала в вашем модеме, вы пользуетесь услугами незарегистрированных и не утверждённых в ОАЦ поставщиков. Незаконную операцию фактически совершаете. То есть по проекту просто сворачивается практически любая экономическая деятельность в сети за пределами утюгов с shop.by и телефонов c onliner’a. Никакого eBay никакой AppStore. Люди, которые разрабатывали данную норму, воспринимают сеть, как рынок с киосками – чтобы у всех регистрация ЧУП была и санкнижка у продавца. До кучи предлагалось ещё в течении шести месяцев разработать порядок регистрации интернет-СМИ. До этого судачили годами, а тут мановением волшебной палочки за полгода нарисуют портрет интернет-СМИ и порядок распространения их продукции (последнее - нечто эзотерическое, судя по всему). С другой стороны введение регистрации интернет-СМИ может подвигнуть убрать из окончательного варианта обязательность хостинга в Беларуси и прохождения процедуры регистрации для всех остальных. Итак, в принципе будет хватать правовых инструментов для ограничения функционирования определённых ресурсов. А этот юридический анекдот лучше спрятать с глаз долой и не вспоминать лишний раз.

Выводы

Итак, какие мы можем ожидать последствия выхода указа в том или ином виде, а он обязательно выйдет:
  1. Многое не изменится – отшлифованный проект легально закрепит существующие практики.
  2. Как минимум ещё один провайдер на внешний канал обязательно появится (добрая часть проекта и городилась, чтобы после демонополизации Белтелекома можно было управлять провайдерами).
  3. Провайдерам придётся не сладко, поскольку траты на реализацию «пожеланий» государства вряд ли им кто-то компенсировать будет, что может замедлить снижение стоимости\рост скорости доступа. Вполне вероятно – выдача лицензии частным провайдерам на международный канал.
  4. Регистрация интернет-СМИ будет. Регистрировать будут ближе к выборам, тогда и думать будут, насколько она принципиальной окажется. Обязательный хостинг и регистрацию всех без исключения вряд ли будут проводить.
  5. Блокировка сайтов пока тоже проводиться не будет (насилия хватает и по телевизору, эротика валит себе по сети госоператора) для разминки заблокируют опять-таки парочку гей-сайтов. А так такой инструмент ещё понадобится.
  6. В связи с введением обязательной идентификации особо ничего не изменится в стиле общения в Байнете – нормальные площадки итак, по возможности модерят некорректные высказывания.
  7. ОАЦ будет бороться за место на Олимпе среди белорусских спецслужб, там впрочем, итак не провернуться.
В общем, на обывателя вряд ли, что-то кардинально изменится. Отшлифованный проект даст властям гораздо больше возможностей по регулированию интернета, но это скорее задел на будущее, ведь доселе особо интереса к интернету они не проявляли. Да и сейчас нет смысла для резких телодвижений. А вот монополия Белтелекома подходит к концу, вполне вероятно, что ему дадут набрать ещё абонентскую базу и продать так через год-полтора.
Обсуждение