15% уже не в стране. Куда и почему уезжают айтишники

Пока власти закрывают границы и думают как сократить релокейт, айтишники потихоньку уезжают. Почти 15% специалистов рассказали dev.by, что уже работают за границей. Осенью уехавших было меньше 4%.

40%+ специалистов больше не хотят работать в стране и собираются на ПМЖ или в длительную командировку. Самые популярные варианты  — Польша, Украина, Литва.

104 комментария
15% уже не в стране. Куда и почему уезжают айтишники

Пока власти закрывают границы и думают как сократить релокейт, айтишники потихоньку уезжают. Почти 15% специалистов рассказали dev.by, что уже работают за границей. Осенью уехавших было меньше 4%.

40%+ специалистов больше не хотят работать в стране и собираются на ПМЖ или в длительную командировку. Самые популярные варианты  — Польша, Украина, Литва.

В анкетировании приняли участие почти 1 150 ИТ-специалистов. 42% респондентов работают/работали в аутсорсинговых компаниях, треть — в продуктовых. Большинство респондентов — разработчики.

Кто участвовал в опросе
  • Developer (software engineer) — 47,1%              
  • Team Lead/Tech Lead — 8,5%                 
  • QA Specialist — 7,7%  
  • QA Automation Engineer — 5,1%
  • DevOps Engineer — 3,4% 
  • Project Manager — 3,1% 
  • C-Level — 3,1% 
  • Business Analyst — 3,1% 
  • Architect —  2,5%
  • Data Scientist — 1,9%  
  • Другая — 1,8%   
  • Product Manager/Product Owner — 1,7%                               
  • Designer — 1,6%   
  • HR Specialist/Recruiter — 1,4%                                            
  • UI/UX Designer — 1,1%
  • Delivery Manager — 1,0% 
  • System Administrator — 1,0%     
  • Sales/Business Development Manager — 0,9% 
  • DataBase/Administrator — 0,7%
  • Account Manager — 0,6%
  • Marketing Specialist — 0,6%                         
  •  Resource Manager — 0,6%      
  • System Analyst — 0,4% 
  • Copywriter — 0,3%    
  • PR Specialist/Manager — 0,3%     
  • Support Specialist — 0,3%      
  • Technical Writer — 0,2%                    

Профессиональный уровень

Численность человек в компании   

  • Более 1000 — 31,1% 
  • 101-500 — 23,7%
  • 51 -100 — 14,1%
  • 11-50 — 12,3%
  • 501 -1000 — 8,3%
  • У компании нет офиса — 4,8%
  • До 10 — 3,4%
  • Я фрилансер — 2,3%

О планах айтишников мы расскажем в двух частях. В первой — о том, чего хотят и что думают о релокейте сами специалисты, во второй — о релокейт-планах ИТ-компаний. А вот такие планы у айтишников и компаний были в сентябре прошлого года. Можно сравнить. 

Треть собирается на ПМЖ, треть пока остаётся в Беларуси

В сентябре прошлого года больше 50% респондентов рассказали, что пока не планируют переезд. Этот вариант они будут рассматривать, если ситуация ухудшится. Но за четыре месяца желание работать в стране у айтишников заметно поубавилось. На сегодня работать в Беларуси готовы только 36% специалистов. 

Многие айтишники не рассматривают релокейт как временную меру, а планируют уехать сразу на ПМЖ. Об этом заявили более 30% респондентов. И здесь тоже кривая ползёт вверх — в сентябре прошлого года о ПМЖ подумывали только 24% айтишников.

ИТ-специалисты в какой-то степени ответили скептикам, которые утверждали, что планировать релокейт — это одно, а решиться и уехать — это другое. В сентябре о планах на ПМЖ и длительную командировку заявили почти 34% респондентов, при этом почти 4% на тот момент уже успели ехать.  По факту на данный момент об отъезде за границу сообщили более 14% ИТ-специалистов. При этом 8% возвращаться не планируют. Четыре месяца назад таких было меньше 2%.

Интересно, но доля айтишников, которых всё устраивает, и которые не видят необходимости уезжать, осталась такой же, как и четыре месяца назад — 4,6%.

Аутсорс и продукт в одной лодке

Бизнес-модель компании никак не отразилась на планах ИТ-специалистов относительно релокейта. Уехать, в частности, на ПМЖ хотят в равной степении работники аутсорсинговых и продуктовых компаний, а также компаний смешанной формы.

Вот так оценивали айтишники перспективы уехать или остаться в сентябре прошлого года.

А вот как изменилось настроение спустя четыре месяца. 

Процент желающих остаться чуть больше снизился среди респондентов из продуктовых компаний. А вот доля айтишников, планирующих уехать на ПМЖ или в длительную командировику, почти одинаковая в аутсорсе и продукте — 41%. Лидерство здесь у специалистов из смешанных компаний — 46,6%. 

Зато работники продуктовых компаний оказались чуть более решительными — 14% из них уже уехали. Среди специалистов из аутсорса таких почти 12%, среди специалистов из смешанных компаний — почти 9%. 

Растёт процент потенциальных релокантов среди сотрудников больших компаний с численностью от 500 человек. Если в сентябре прошлого года их было 37%, то на данный момент уже больше 42%.

Потенциальных релокантов-разработчиков стало больше

Мы сопоставили планы айтишников из топ-5 самых популярных специализаций согласно анкетированию.

  • Больше всего желающих остаться и продолжать работать в Беларуси среди Team Lead/Tech Lead (43,3%).
  • Среди разработчиков больше всего собирающихся уехать на ПМЖ (почти 36%). Четыре месяца назад их было 25%.
  • А вот среди QA Specialist самый высокий процент респондентов, которых всех устраивает (8%). В сентябре прошлого года их было только 3,3%.
  • Больше всего уехавших из страны среди DevOps Engineer — 28,2%.

Большинство выбирает Польшу

Польша осталась самым предпочтительным вариантом для релокейта. Как и четыре месяца назад за неё проголосовало больше 60% респондентов.

С декабря прошлого года айтишники могут трудиться в Польше без разрешения на работу. С января этого года Польша отменила консульский сбор за национальную визу для белорусов.

В топ-3 вошла Германия, сместив на четвёртое место Украину. В пятёрку самых привлекательных стран для релокейта вошла Чехия.

Польша с огромным отрывом лидирует и среди стран, куда уже переехали белорусские айтишники. Её выбрали почти 43% специалистов. Для сравнения, в сентябре прошлого года о переезде в Польшу рассказали только 10% ИТ-специалистов из Беларуси. Почти 15% айтишников уехали работать в Украину (было 25%), почти 10% в Литву (было 1,7%).

Некоторые сотрудники нашли варианты для работы в Испании, Бельгии, Турции, Италии, Черногории.

Стимул уехать — угроза безопасности 

Пока ситуация в стране такова, что ключевым фактором для релокейта абсолютное большинство респондентов (почти 84%) считают угрозу жизни и безопасности своей и семьи. 70% пересмотрят планы в случае продолжения репрессий. Только 64% айтишников к отъезду из страны подтолкнёт дальнейшее ухудшение условий работы из-за изменения законодательства. Рост подоходного налога таковым фактором для многих не стал. Треть айтишников стимулирует к отъезду программа релокации от компании. В меньшей степени на планы ИТ-специалистов повлияет экономический кризис.

Но есть и сдерживающие факторы для переезда в другую страну. Для большинства респондентов (почти 59%) это семья, дети, родители. Треть айтишников по-прежнему настораживает в жизни за границей другой менталитет, культура и перспективы решать бытовые вопросы.

А вот больше 20% специалистов собираются дальше протестовать. Хотя четыре месяца назад таких айтишников было в два раза больше — почти 43%.

Власти Беларуси хотят сократить релокацию за рубеж и урегулировать удалёнку
Власти Беларуси хотят сократить релокацию за рубеж и урегулировать удалёнку
По теме
Власти Беларуси хотят сократить релокацию за рубеж и урегулировать удалёнку
CTO с семьёй уехал в Польшу. Из-за заявления соседа-милиционера
CTO с семьёй уехал в Польшу. Из-за заявления соседа-милиционера
По теме
CTO с семьёй уехал в Польшу. Из-за заявления соседа-милиционера

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Читайте также

CEO оштрафовали за неповиновение милиции и заставили раскаяться на камеру
CEO оштрафовали за неповиновение милиции и заставили раскаяться на камеру
CEO оштрафовали за неповиновение милиции и заставили раскаяться на камеру
Игра минской студии FreePlay стала самой популярной в 44 странах, включая США и Великобританию
Игра минской студии FreePlay стала самой популярной в 44 странах, включая США и Великобританию
Игра минской студии FreePlay стала самой популярной в 44 странах, включая США и Великобританию
2 комментария
World of Tanks попала в десятку самых доходных в мире игр для ПК
World of Tanks попала в десятку самых доходных в мире игр для ПК
World of Tanks попала в десятку самых доходных в мире игр для ПК
1 комментарий
В 2020 году Литва получила 213 заявок от иностранных стартапов на релокейт
В 2020 году Литва получила 213 заявок от иностранных стартапов на релокейт
В 2020 году Литва получила 213 заявок от иностранных стартапов на релокейт
1 комментарий

Обсуждение

36

А это ещё границы закрыты. Полгода-год в таком режиме и от IT останутся рожки да ножки

21

Так может это и есть цель. Откуда нам знать.

quazi
quazi Орк в Все равны
12

Кто-то тут уже писал что выглядит так, будто готовят население к тому, чтобы даже рабство у РФ показалось за благодать после текущего

Александр Дайнеко
Александр Дайнеко Java Developer в Netcracker
28

Операция "Горизонт".

-37

В интернетах пишут что Польша/Венгрия сейчас плохо себя ведут, для обычного человека конечно незаметно, но когда-то и у нас "сдержки и противовесы" на бульбу поменяли
https://notesfrompoland.com/2020/05/06/poland-no-longer-rated-as-full-democracy-in-new-freedom-house-index/
https://www.justsecurity.org/73819/polish-governments-attacks-on-rule-of-law-violate-not-only-eu-norms-but-international-law/

19

2020/05/06

а вы шустрый

27

Не волнуйся Польше до РБ еще лет 20 деградировать придется, это если прямо нацелиться на такую деградацию

2

Польша это хорошо. Польшу сделали поляки для поляков. Развитая страна, с сильным национальным духом, гражданским обществом и великой историей. Слава богу, что там все хорошо. Беларусские трудовые ресурсы, сослужат добрую службу польской экономике.
Народу же Беларуси придется придется решать свои проблемы самому и в случае успеха привлекать трудовые ресурсы обратно.

27

В Польше хорошо. Врут в интернетах. Зато приятнее, когда видишь, что все на много лучше, чем ожидалось )
А качество и разнообразие продуктов - это, вообще, улет. Кстати, молочка беларуская даже рядом не стояла с польской.

-7

Сырки глазированные только абы-какие литовские.

11

Ага, а еще варенной колбасы нет. И по русски мало кто говорит ) если пытаться в Польше жить к в РБ, то и правда, не очень получится.

-8

Я стремлюсь жить хорошо, а не как в Польше.

Сыр польский в среднем лучше, чем массового белорусского производства, а сырков глазированных и сгущёнки нету. Я бы не утверждал, что "молочка беларуская даже рядом не стояла с польской", в РБ она на высоком уровне. Только если вы не имеете ввиду конечный продукт, а технологии производства и обосранных коров.

15

а что, можно обосранными коровами крутую молочку делать?
так то в производственных цепочках качество и живет.
вообще это миф про белорусское качество молочки и чего бы то ни было еще за редким исключением

16

бел молочка крутая только если сравнивать с российской.

arseniy-zuev
arseniy-zuev Teamlead ябатек в dev.by
2

Не знаю чего Александра этого заминусовали, по-моему молочка и правда в Беларуси немного получше. Речь о масс-маркете в магазине, само собой

2

мне вот интересно, те, кто минусует за молочку, пробовали польскую? я вот не особо, помню литовскую, вроде ничего была.
про нашу ничего не могу сказать плохо, как-то вот подбираешь себе марку и все ок, кефир Свежие новости отличный, творог классический «Савушкин» 1% тоже. Сыры наши в основном молодые, так что скорее сырный продукт, нежели сыр.
НО: едут-то не от сыра и не за йогуртом, а по совершенно другим причинам. Давайте уже мух от котлет отделять.

39

Хорошо, что Горизонт есть - отличная альтернатива ПВТ.

quazi
quazi Орк в Все равны
30

Горизонт - это воображаемая линия, которая удаляется от нас по мере приближения

4

С Интегралом в пару)

Www Www
Www Www - в Будзьма!
13

Какому ПВТ.
Это отличная альтернатива целой объективной реальности!

33

Обидно, что 2к тупых деревенских с резиновыми палками под покровительством горстки в мантиях выгнали сколько квалифицированных людей из собственной страны, и я говорю не только об ИТ.

9

Обидно быть обезьянкой-кодером из страны третьего мира, работающей за тарелку риса. А над тупыми колхозниками, которых отрицательная селекция медленно, но верно загонит в землянки, вы еще посмеетесь.

4

Вопрос знатокам: какие есть способы ЛЕГАЛЬНО перевести свои активы (например от продажи квартиры) за границу, S.W.I.F.T. работает?

9

свифт, потом на месте, если возникнут вопросы, покажешь договор купли-продажи.

-10

Деньги в рос банк сбросить и из россии безналом с карты оплатить или переводом ?

vladkey
vladkey Team Leader в EPAM Poland
4

Люди уже делали. Да, работает, комиссия на польский валютовый счёт порядка 0.8%.
Кстати сразу подскажу, что лучше конвертнуть в евро, доллары тут второй сорт.

4

Если в Польшу, то без документов о прописке и работе иностранцам открывает счета только PKO. Заранее узнайте в своём банке, можно ли сделать SWIFT перевод без посещения отделения банка. Например в Приор нужно подключить Premium Direct. В Альфа банке можно сделать перевод через приложение.

Anton Trukhanyonok
Anton Trukhanyonok Pre-sales Technical Consultant в Cognigy
0

Наличные везти не стоит? Сам думаю над таким же вопросом

0

Проще всего просто взять с собой наличку и задекларировать на границе. Можно перевести из белорусского банка в заграничный (на свой аккаунт), но я знаю как минимум одну историю, когда часть денег при банковском переводе терялась и было трудно что-либо сделать. переведенный на английский или местный язык документ о происхождении денег тоже лишним не будет. На границе его не спрашивают, но потом может пригодиться.

0

Check the rules of the country, say, in Canada 10k cash is the max you can bring with. They really count cash at the border. I was carrying travel cheques and debit cards- no problems.

0

Я вез в дорожных чеках, но было это 10 лет назад. Все ОК, но я покупал в банке где точно есть продленная лицензия
от эмитента чеков(нашелся знакомий он поинтересовался). Была история в то время, что банк не оплатил эмитенту fee и лицензия приостановилась, а бланки-то в отделениях есть. Человек приехал, а ему сказали, что чек не действителен. Не знаю, правда или нет, но на меня впечатление произвело. Кое-что было на валютных картах, которые я опустошал
в первые дни. это был апрель 2011.... в РБ начиналось веселье но не такое, как сейчас. Good Luck any way

0

По поводу 15% что то слабо верится.

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
2

Ну так это ж из закрытой прогрессивной тусовки, которые сами об этом кричат. Выборка нифига не репрезентативная, но такой цели и не стояло.

2

Так 15% «уже там», т.е могло быть и весной и тд, как я понимаю.

0

говорят, что осенью 4% было. Но я тоже так думаю, что это давно уехавшие, но активизировавшиеся в инфопространстве в связи с событиями люди.

0

Зачем давно уехавшим заходить на dev.by?

-19

15% от 1150 из 40-100 тыс работающих в IT это от 0.4% до 0.1% что близко к реальности.
Пока IT живо как никогда, хотя наверное стало меньше переходов между компаниями и в целом откликов на вакансии.
При текущем развитии событий ничего глобально не измениться в IT. А летом может и режиму конец.

14

А летом может и режиму конец.

А к лету уже все привыкнут. /fixed

-1

Почему тогда не привыкли за 26 лет к режиму?)

11

Если б не привыкли, сейчас был бы другой президент. А так после каждых выборов побудоражит где-то больше, где-то меньше и все на этом.

vladkey
vladkey Team Leader в EPAM Poland
14

абсолютно безграмотный расчёт

типа, дев.бай специально выбрали 1150 человек, у которых 15% уехали, а у остальных 38850 ни одного уехавшего?

нет, пропорция относительно сохранится, хотя 30 000 айтишников на гос.зарплатах (заводы, школы, любое гос.учреждение) возможно, боятся менять -- а может и не боятся, у вас статистики точно нет

32

У нас была недавно перекличка в внутренней вики по конторе (300 человек, аутсорс). Собирали инфу от тех, кто уже не в РБ - с разбежкой по странам и первыми впечатлениями о новой стране проживания. Как раз примерно 15% и было. А к вопросу о том, что страна привлечет еще новых квалифицированных специалистов извне - она привлекала до событий августа. У меня в команде работали 2 разработчика - один приехал из Азербайджана, второй из Кыргызстана. Отличные ребята. В свете последний событий один уже уехал в Швейцарию, второй через пару месяцев уезжает в Испанию, уже подписал контракт. И что-то мне подсказывает больше никто в здравом уме РБ не будет рассматривать как вариант при нынешней власти.

16

Нравится формулировка «если ситуация ухудшится».
Ну т.е у вас есть какая-то структура, множество, где не работают наиболее базовые принципы (и не работали, если речь идёт о спорах/конфликтах с государством) и в такой ситуации вариант ответа «уеду, если ситуация ухудшится» выглядит как-то странно.

9

"ситуация ухудшится по-беларусски" - это когда не будет чарки со шкваркой, или появится серьезная угроза их продразверстки

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
22

Ну если не убьют - то не перееду.

19

Когда дверь выламывают - ну все, теперь точно перееду (на окрестина)

20

Так было всегда но некоторые только в этом году открыли глаза и ужаснулись.)

8

Некоторые и до сих пор думают, что они "в домике". Тем хуже для них

1

тем хуже для нас всех

vladkey
vladkey Team Leader в EPAM Poland
15

ухудшится -- это массовые концлагеря для всех, кто гулял
тысяч на 200 человек -- с упырей станется

сейчас сажают по 200 человек в неделю через суды, могут сажать по 5 000 без суда -- вот это и будет ухудшение

вероятно, вы сейчас думаете "но это же совсем невозможно"

7

Количество желающих "бороться до последнего" упало с 40% до 20%. А тут еще кто-то на весну надеялся. К весне как я и говорил их будет еще меньше. Ни в коем случае не осуждаю, все кто боролись - герои, но протест растянутый на год - это фуфло и самообман.

12

Ну как сказать, как по мне, хорошо иметь основную массу людей в стране, чтобы обращать внимания в какие-нибудь ключевые даты, типа ВНС, 25 марта и тд.
Другой вопрос, что, как я помню, кто-то из ютуба говорил, что «система устала, силовиков на пределе, денег на 3 дня буквально», а оказалось, что нет (а если не смотреть ютуб, а смотреть на действия нацбанка и читать отчеты Минфина, то такие заявления сразу казались странными). Много людей устали, но самое главное, много времени было у силовиков, чтобы ключевых людей и админов тг-каналов отследить и посадить/выгнать из страны.
Т.е у силовиков (не тех, которые в воскресенье бегают по улице) было полно времени на это.

9

Да, согласен, момент внезапности просрали, а протест растянутый во времени работает на силовиков, которые просто планомерно выпиливают активных.

4

бороться до последнего рубля (учитывая драконовские штрафы даже за белые штаны с красными полосками)

11

Вы мыслите категориями одного года.) Если смотреть на динамику с момента развала совка то все это просто локальный min-max, тренд же идет на увеличение запроса на изменения - по этому изменения будут в ближайшем будующем, как кому бы не хотелось.
Вся ситуация в нашей стране это в первую очеред о мышлении среднестатестического человека которое и формирует степерь дозволеного в политике, поскольку люди с поколениями хотят все больше влиять на процессы в стране измнения неибежны.

2

В 10 году тоже так думал, а воз и ныне там. Большинство еще не дозрело имхо, хотя уже казалось вот вот. Может к следующим выборам дозреем.

kek cheburek
kek cheburek Senior CSS Architect в Flex co
0

Ну не прямо следующим. Чего так сразу, резко? Через одну-две предвыборные. В 2015 всех устраивало.

10

Ну когда-нибудь изменения точно будут, тут не поспоришь, но как-то хотелось бы свою жизнь жить и планировать, а не ждать когда же там это «ближайшее будущее наступит».

Anonymous
Anonymous
10

Ну ок. Я верю что например через 10 лет власть поменяют. А дальше что? Провал экономики на десятилетия из за реформ? Вмешательство России? Или может через 5 лет придет очередной Лукашенко? Вот и получается что жить тут нормально будут только через 20-30 лет. А ещё в этих протестах меня удивило небольшое количество старших школьников и студентов. Казалось бы вот самые прогрессивный класс, но им видимо тик-токи интереснее. Основная масса людей была 25-35 лет

8

То же самое можно сказать о любом годе начиная с развала совка - когда уже можно было уезжать. Но вы почему то только в этом году начали смотреть на ситуацию по другому.
Про детей не понял - зачем им выходить, решать проблемы должны люди которые сейчас в экономически активном возрасте а не дети и пенсионеры.
p.s. Меня лично удивило что столько людей проявились свою позицию, казалось все намного хуже. Но вижу что скорость изменений намного больше чем думал.
Бывшие школьники для которых это первые выборы и акции несогласия подумали что именно сейчас все должно измениться. Открою тайну так было 26 подряд каждые выборы очередное новое поколение 18+ фрустрировало некоторые уезжали, большинство оставалось и пыталось понемного что то менять. В этом конечно ничего хорошего но и ничего нового. Пока перевернулся только ваш внутренний мир а реальность осталась какой и была.

Anonymous
Anonymous
3

Про детей не понял - зачем им выходить, решать проблемы должны люди которые сейчас в экономически активном возрасте а не дети и пенсионеры.

Они не должны. Просто это распространненная практика. Ведь 15-25 лет это возраст бунтарства и поиска приключений на 5-ую точку. А тут даже просто в чатике моего универа_97% было всего 10% от числа студентов. Студентам нечего терять. В случае отчисления можно легко уехать в другой город и за-границу. А вот с женой и детьми это сделать тяжело.

Открою тайну так было 26 подряд каждые выборы

Ну я просто говорю про то, что в ближайшее время ничего не поменяется. Через 10 лет вырастут новые Тиханоские и Бабрики, и новое поколение активистов, но ждать перемен в этом году бесполезно

-13

15-25 это не бунтарский возраст а тот которым легко манипулировать что и делают политики за западе, вливают в уши чушь котору взрослые игнорируют.
Как раз студенты и школьники самая социально уязвимая группа - если у тебя семья то ты можешь уехать и жить спокойно в другой стране, т.к. ты уже в жизни получил некоторый плацдарм. Если тебя на первом курсе универа отчислили или что хуже посадили на пару лет ты себе запорол лучшие годы когда нужно развиваться.

А тут даже просто в чатике моего универа_97%

В принципе ваш возраст просматривался через комментарии, через 5-10 лет будете на ситуацию иначе смотреть уже без эффекта новизны и не так поверхностно, по моему опыту каждое поколение это проходит.

Anonymous
Anonymous
6

@wistful. Мне 27 и я помню и плошчу2010. И даже смутно слышал про 2006 год

vladkey
vladkey Team Leader в EPAM Poland
6

жить тут нормально будут только через 20-30 лет.

смелая гипотеза
в Иране/Гондурасе/КНР и через 50 лет будут аятоллы/бандиты/коммунисты

Anonymous
Anonymous
5

Это умеренный прогноз. Возможно завтра 1 вертолет упадет и освободит всех белорусов, а возможно это действительно навсегда

1

ну упадет вертолет и что дальше? вы будете ходить по улицам и милиция будет вас беречь? а в случае чего — вы будете решать проблемы в суде?
или как-то сами собой все плохие разбегутся а останутся только хорошие?

Anonymous
Anonymous
4

Главная особенность культа личности, что чаще всего вместе с личность ю умирает и культ.

4

главная особенность плохих аналогий — они не отражают в полной мере ни один ни другой предмет.
во-первых, сталинский культ личности закончился не вместе со смертью вождя, даже не после доклада о культе личности — до начала 60х держался.
во-вторых, оттепель можно мерять по-разному, но в тот же 1956й по Познани и Будапешту гоняли танки, через 6 лет в Новочеркасске стреляли в бастующих рабочих, а еще через 6 — танки были уже в Праге, и это при том, что вождь народов к тому моменту уже сгнил под кремлевским забором.
в-третьих, с чего вы взяли, что проблема вообще в культе личности? проблема в загубленной системе управления, в которой от низа до верха квалифицированные кадры заменяются лояльными, тут если кого-то убирать — то всех, а заменять их... кем?

vladkey
vladkey Team Leader в EPAM Poland
4

проблема этой забавной страны не в личности одного человека

выстроена устойчивая машина террора и грабежа населения, и при попытке отодвинуть безымянную верхушку генералитета КГБ и МВД от захваченной ими власти они ответят террором

фронтменом машины может быть выставлен любой пупкин

уничтожить эту машину можно только силой и только извне

но эти радиоактивные пыльные болота нахрен никому не интересны и никогда не будут

верить в "вертолёт упадёт" смешно, намного вероятнее событие "в третьей мировой было убито 80% населения РФ и сателлитов"

omg
omg Убегун в Тут уже Бай-Бай
0

Специально для нашего слушателя @domovoi94 звучит песня "Бусел" музыкального коллектива "Дай Дарогу!" https://www.youtube.com/watch?v=SV1h71BeM6I

krontill
krontill Front-end в Itransition
22

Передаю привет из Киева ;-)

7

как с безопасностью, с семьей жить можно?

Www Www
Www Www - в Будзьма!
20

Ябацькам трудно, ибо всегда найдут себе ДЛНР. Остальным хорошо.

ruslan-p
ruslan-p Investor/trader в US Stocks
2

весной уже будет не революция буржуазно-демократическая а голодные бунты :)

Anonymous
Anonymous
16

вы переоцениваете экономические проблемы

13

А вы недооцениваете, потому что не видите как живут люди вне IT особенно вне минска.)
А ковид перекрыл последние возможности в виде поехать поработать за границу.

Anonymous
Anonymous
18

Я вижу. И я вижу что бедные как раз и поддерживают власть. Потому что для них Лукашенко это практически бог и от его милости зависит покушают они или нет.

2

бедных лукашенко и оставим.

2

Вот верное замечание. чем меньше ЗП тем больше уверенности "Могло быт еще хуже", хотя казалось бы куда уж.

2

И так это удивительно, что нищие молятся на то, что их нищета гарантирована

7

ну пока что рабочие негодуют что какое-то профсоюзное письмо заставляют подписывать, т. е. у них нехватило смелости даже выйти из профсоюза

-9

Казалось бы, дев бай, «интеллектуальная элита страны», а все про голодные бунты пишут, хоть бы кто скачал пдф минфина по кварталам, почитал, посмотрел на действия нацбанка, что ставка рефинансирования для бизнеса какая была, такая и осталась (хотя где-где а с бизнеса под соусом пандемии можно было и без штрафов денег стрясти).
Сколько бизнесов бастовало?
Сколько бизнесов аля «кафе #1» сменили владельца?)
Посмотрел динамику продажи недвижимости (с октября растёт).
Что за отмену ЧМ Международная федерация хоккея обязана выплатить РБ (читай Лукашенко) компенсацию, сумма которой сильно зависит от требований РБ и обоснований.

Вот я абсолютно убеждён, что если вопрос будет в том, чтобы себе на 200 долларов меньше платить, но иметь возможность и дальше сидеть у руля лет 5, верхушка легко это сделает, чтобы в регионах получали свои 300-400 рублей (а может и то меньше) и «жили стабильно» и дальше.

7

Я дико извиняюсь, просто может это местный какой-то троллинг с голодными бунтами, а я не выкупаю? Потому как не могу себе представить, кто может говорить именно о голоде в неизолированный стране на Евразийском континенте с налаженной логистикой.

11

Откуда инфа, что динамика продажи недвиги с октября растет? Все источники что я видел, говорят что падает и падение продолжается.

-2

https://realt.by/news/monitoring/article/29401/

Первый график. Ошибся, спрос растет хотел сказать.

7

Так растет продажа,что худший год за десятилетие....Ябатька на паросторах дев.бай

-3

Ошибся, спрос растет хотел сказать. (отредактировать исходный не дает уже).
Ябатькой можете кого угодно называть, но я рад, что к остальным доводам в посте у вас претензий нет.

lonli
lonli Джун в Компатибл
4

На самом деле вам просто никто не хочет отвечать, вы не из айтишки.
Я для вас персонально отвечу - а что, нерыночные кредиты НБРБ это хорошо? Мусорные облигации минфина это хорошо? Я вообще в экономике РБ не вижу хороших новостей, вы можете сами не разбираетесь а набрасывает пустые комментарии?

klaudis-nartsiss
klaudis-nartsiss Teamlead в Корпорация в США
13

Я выезжал еще в 2014, потом вернулся, а в 2015 выехал уже надолго.
Цели и причины понятны, единственное я предпочел не ждать нынешнего треша, ведь также было и 10 лет назад. Просто еще не набралась критическая масса нормальных людей.
А что касается страны, то каждая имеет свои плюсы. Например Польша хороша тем, что это уже "настоящая Европа" лет на 20 впереди Беларуси, но все еще не такая дорогая как Германия например. Хотя думаю это расстояние сократится. Через какое-то время, Польша по уровню жизни должна уже полностью догнать страны западной Европы. Украина вместо РБ для меня это шило на мыло, но и тут найдется своя ЦА. А страны западной Европы имеют уже свои плюсы и минусы.

5

Полностью согласен с вышесказанным.

-27

Когда я написал что в страны Западной Европы белому мужчине лучше не соваться, меня задизлайкали почему-то.

Anonymous
Anonymous
7

А как там живут белые мужчины которые 45% населения?

17

Наверное, потому, что это... неправда?

-9

Судя по цифрам переехавших в опросе около 160 человек.

ptpending
ptpending бастую в Global Freelance
1

Сколько оказывается в айти-роте писателей, всё задувают и задувают. А в реальности экономика в коме.

Anonymous
Anonymous
0

А в чем заключается кома?

5

"Интересно, но доля айтишников, которых всё устраивает, и которые не видят необходимости уезжать, осталась такой же, как и четыре месяца назад — 4,6%."
"А вот среди QA Specialist самый высокий процент респондентов, которых всех устраивает (8%)."

Некорректная интерпретации опроса, если человек не хочет уезжать при наличии возможности уехать, это совсем не значит, что его всё устраивает. Те, кто собирается бороться до последнего, при таком наборе вариантов ответа также выберут "Нет, не вижу необходимости переезжать".

vladkey
vladkey Team Leader в EPAM Poland
8

За границей другой менталитет, культура

В Польше менталитет и бытовая культура довольно близки беларуским, без немецкого фанатизма "я вас научу правильному поведению". Если не получается сортировать мусор -- просто платят дороже.

Там уже живут и работают сотни тысяч украинцев (в т.ч. сфере услуг), так что ситуации "в магазине не поняли" крайне редки.

стоимость жизни

Основное -- это 2-комн. квартира $550 (2K zł), 3-комн. $820 (3K zł) в месяц.

Еда, одежда, услуги +/- 10%, можно и дешевле жить.

Но и зарплаты для айтишников выше. За вычетом всех расходов то на то и остаётся.

бытовые проблемы на новом месте

Какого рода? Польские города больше вбухали в удобство, чем Минск.
Ну, в детские садики надо вбиваться с трудом или частные.

-12

В анкетировании приняли участие почти 1 150 ИТ-специалистов - devby, вы бы написали, сколько это в процентах от всего ИТ, и написали эти 15% тоже в пересчете от всего ИТ.
А то я тоже провел опрос:
в одной компании спросил двух человек и все хотят уехать - это 100% явка?:)
в другой спросил трех, двое захотели на Бали, один в Португалию - но какая вероятность, что они так вот поедут?

vladkey
vladkey Team Leader в EPAM Poland
14

Типовая задача в мат.статистике -- вычисление репрезентативности выборки. 1000 из 100 000 при случайной выборке практически 99.9% -- см. напр. https://socioline.ru/rv.php (1-й результат гугления), там же объясняются параметры. Проходят в технических вузах.

К чему пример с 3 респондентами, если тут больше 1000, я так и не понял. Видимо, неудачная попытка выразить эмоцию скепсиса.

1

Для понимания картины не хватает даты выезда. Может многие из ответивших уехали несколько лет назад?

15

Некоторые из комментаторов делают распространённую ошибку: проецируют своё видение и ощущения на окружающих. Я про "голод и забастовку".

Выходили и выходят на улицу как раз таки те, кому голод не грозил и не грозит именно потому и выходят, у них есть возможность оторвать взгляд от дел насущных и думать о делах грядущих, о перспективах. Те, кто живет от зарплаты до зарплаты - у них риски несравненно выше. Они не голодают, но увольнение или сутки (с последующим увольнением) - это реальная нищета и голод не только для них, но и для семьи. И не где то там и потом а буквально тут и сразу, потому что накоплений как правило нет. Поэтому и режим будет существовать сколь угодно долго, пока большинство таких - выживающих, но не голодающих. Им некогда думать о завтра да и возможности нет - все усилия сосредоточены на выживании.

Теперь о релокации. ИМХО соглашусь с Добкиным: нас ждёт сильнейшая волна отъездов за последние 20 лет среди IT специалистов. В начале 2000х (когда страну покинули треть или даже половина моих одногруппников) была откровенная нищета среди нашего брата, но не было и близко такого размаха репрессий. Сейчас нет нищеты, но есть понимание, что наш брат с не меньшим уровнем комфорта может устроиться с семьёй во многих странах и (что очень важно) кроме комфорта он может дать семье надежду на жизнь без репрессий там, где высшие чиновники не позволяют себе заявлять "сейчас не до закона".

За всех говорить не буду, скажу за себя. Я не уехал ранее и я был среди этих: "Этот вариант они будут рассматривать, если ситуация ухудшится". Что я подразумевал под этим?
Я подразумевал, что "ухудшится" = "не улучшится", т.е. не будет диалога в обществе, будут продолжаться репрессии, поскольку на мой взгляд это ведет и будет вести к дальнейшей деградации общества, а как выше писал, этот режим может существовать сколь угодно долго при таких условиях, а потом неминуемо будут годы и десятилетия восстановления. А это значит, что кроме того, что я лучшие годы провел в окружении людей (я не про IT шников, а про широкую массу) выживающих и без возможности планировать на годы вперёд, так это так же ожидает и моих детей. Да, я не пакую чемоданы прямо сейчас и не буду наверное делать этого даже в этом году, но тумблер уже щёлкнул. Я собираю информацию о странах, морально подготавливаю себя и семью, жду пока в мире поутихнет ковид и откроются границы не только сопредельных с нами стран... короче я готовлюсь, не спеша, но целенаправленно и неотвратимо.

3

Не буду говорить за всех, скажу за себя. Тоже был из тех, кто "буду ждать пока не станет хуже". "Хуже" в моём понимании было то, что начнутся репрессии. И они начались. Очень не хотелось в это верить, но факты вот они, каждый день новые.
Собрали чемоданы и всей семьёй уехали. С детьми. И всё нормально.

Имхо не стоит ждать. Есть шанс внезапно обнаружить что тебя уже сварили.

2

1.Абсолютно правильно все описали, могу добавить, что "не голодающие, но живущие от зп до зп" другой жизни не видели, не знают и опасаются к.л. перемен- надо чтобы все было понятно, как в совке. Kроме того, многие из них трудно адаптируемы и плохо обучаемы.
2.Я переехал 10 лет назад, как специалист я зауряден, но не жалел ни дня. С ужасами жизни за бугром, как некоторые описывают- не столкнулся ни разу. (May be I have being lucky so far)

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже