«Это не поделка из желудей и моторов с Aliexpress». Белорусы создали промышленного робота

21 комментарий
«Это не поделка из желудей и моторов с Aliexpress». Белорусы создали промышленного робота

На создание робота PULSE от белорусского стартапа Rozum Robotics ушло полтора года, сегодня он готов и доступен для предзаказа. В течение одного месяца устройство можно будет протестировать бесплатно — и, если что-то пойдёт не так, вернуть. Белорусская разработка стоит около 30 тысяч белорусских рублей в зависимости от модели, примерно на треть дешевле решений конкурентов. Почти все запчасти для кобота (collaborative robot) стартап тоже производит сам. dev.by заглянул в мастерскую Rozum Robotics, которую основатель и СЕО Виктор Хаменок поначалу в шутку называл «лабораторией «Умелые ручки». Теперь это производственный бизнес со своим центром разработки.

Читать далее...

До конца года команда планирует сделать около 20 коботов, а затем начать мелкосерийное производство по 10-15 штук в месяц.

Запрограммировать белорусского робота может и ёж, и гуманитарий

На глазах у dev.by робот заходит в Google Chrome, открывает сайт Rozum Robotics и заказывает сам себя, нажав клавишу на сенсорном мониторе.

— Любому ежу и гуманитарию понятно, как программировать нашего робота, — объясняет Андрей Шаурко, перетаскивая на экране промышленного планшета зелёные блоки с интуитивно понятными командами вроде relax robot, add point, close gripper. Софт построен на базе Blockly, опенсорсной библиотеки для создания среды визуального программирования от Google. — Люди из фирм-конкурентов говорят: нам не хватает вашей простоты, у нас всё over engineered. Это правда. Если посидеть пару недель с их софтом, можно космический корабль запрограммировать. Но мы ведь делаем роботов для людей, которые не хотят кодить, а хотят показать руками, чтобы робот повторил.

Если задать роботу маленький шаг (с точностью до десятой доли миллиметра), он сможет собрать, к примеру, мотор для самого себя. Всего в его конструкции таких сервомоторов 6 штук, они функционируют «как человеческие суставы».  

На начальном этапе разработки софт иногда «вылетал», робот мог раскалиброваться (например, выполнять ту же программу, но в другой плоскости), но сегодня ПО стабильно, и робот больше не восстаёт против своих создателей.  Управлять им можно с любого гаджета — включая умные часы.

— Мы первые, кто придумал, зачем это надо, — шутит Андрей. — Если вы начальник производства и поднимаетесь на 5-й этаж на собрание, не нужно тащить с собой планшет: на часы придёт уведомление типа «эй, я закончил работу, подкинь деталей!» или «я наскочил на препятствие, подсоби».

Как оставить 10-летний бизнес и начать делать роботов 

Когда программируешь с 5-го класса, а к 7-му успеваешь проглотить всю библиотеку фантастики разной степени научности, логично предпочесть «искусственный интеллект» остальным специальностям в БГУИР. Однако из-за описки на экзамене по математике Виктору Хаменку пришлось всё-таки выбрать  «специальность попроще». Зато описка обернулась знакомством с Олегом Борисевичем и созданием продуктовой ИТ-компании BelPrime: вообще-то хотели аутсорсить, но в нужный момент не нашли подходящий инструмент для продвижения сайта и решили «по-быстрому запилить». Спустя 10 лет этим продуктом пользовался каждый третий маркетолог в мире.  

— Может, это был кризис среднего возраста — но в один прекрасный день я понял: софт для интернет-маркетинга это не то, чему хотелось бы посвятить всю свою жизнь. В конце концов, я мечтал о робототехнике с детства. Момент как раз подходящий: роботы скоро изменят человеческую жизнь, как ПК в 1980-1990-е. Есть смысл вскочить на эту лошадь и, если повезёт, возглавить движение вперёд. Плюс интересно работать там, где ты видишь результаты своего труда. «Железячные» продукты, в отличие от софта, можно не только увидеть, но и пощупать. Когда ты вдыхаешь в это железо жизнь (закачивая, например, прошивку) и видишь, как это железо оживает, то чуствуешь себя творцом. Это, правда, очень заряжает энергией.

Тогда его знания в робототехнике ограничивались в основном детскими фантазиями и франшизой «Терминатор». Первое время идея существовала в виде лаборатории «Умелые ручки», иронизирует Виктор, а в апреле 2016 года появился стартап Rozum Robotics.

Леонардо, который помог во всём разобраться

Леонардо, дебютный робот стартапа, распечатанный на 3D-принтере, сегодня пылится на верхней полке в мастерской, под потолком. Это уже «музейный экспонат», говорят стартаперы.

Такие, как Леонардо, скоро вытеснят художников-шаржистов из парков и курортных набережных: задачей робота было превратить фотографию человека в карандашный портрет на бумаге. Его оборудовали камерой, чтобы научить распознавать лица и писать с натуры. И, хотя трёхлетние дети рисуют лучше Леонардо, смысл был не в производстве шедевров. На примере сложной задачи команда пыталась разобраться, что такое робот и как им управлять.

— Оказалось, есть две робототехники: любительская, с дешёвыми решениями с Aliexpress, и промышленная. Леонардо — это пример любительской. Один мотор для Леонардо стоит 350 евро, их нужно было штук 10, и сперва нам казалось, что это дорого. Но выяснилось, что за эти деньги можно соорудить просто поделку из желудей и спичек и показать её маме, — говорит Виктор. — Мотор для серьёзного робота стоит около 5000 евро. В манипуляторе их 6 штук, а значит, только моторы обойдутся в 24000 евро. Это уже стоимость нового автомобиля в салоне. Слишком дорого, чтобы роботы массово проникали на заводы и в дома.  

Почему стартап не доверяет китайцам и сам делает все запчасти

Сперва никто не собирался делать сервомоторы и другие «более глубокие» комплектующие: чипы, где много математики и сложных алгоритмов, или электродвигатели.

— Думали, купим запчасти у известных фирм, состыкуем, навесим своё ПО, завернём в красивую обёртку и будем продавать. Ну зачем делать электродвигатели, если их куча китайцев делает? И вот я съездил в Китай, прошёлся по фабрикам — не то. Их электродвигатели были бы в два раза больше, в два раза слабее и в четыре раза дороже, чем наш.

В итоге самый большой сервомотор от Rozum Robotics стоит $2500, маленький $1600. Решения конкурентов стартуют от $4000. 

— Эти хитрые моторчики соединяются между собой одним общим проводом, именно поэтому они «дырявые», — Виктор объясняет, как устроены сервомоторы, «суставы» робота. — Провод можно воткнуть в компьютер и командовать: мотор №1, повернись на такой-то угол с такой-то скоростью и таким-то ускорением! И он с точностью 0,01 градуса повернётся, куда нужно.

В роботе есть только одна запчасть, которую стартап покупает, — редуктор.

Поскольку «большую мощь удалось впихнуть в маленький корпус», белорусский кобот весит всего 8 кг — на 3 кг меньше ближайшего конкурента. Легче только 4-килограммовый канадский из углепластика. Средний вес кобота в промышленности — 20-25 кило.

Откуда вообще взялись коботы и кто их делает

Первые промышленные манипуляторы появились на заводах в 1960-х, им уже больше 50-ти лет. Они были очень сложными (на внедрение одного робота в производство могло уйти до полутора лет) и опасными для человека, из-за этого роботов приходилось прятать в «клетки», ячейки безопасности. В 2005 году у датской компании Universal Robots  возникла идея с коботом: он дёшев, безопасен и программируется методом тыка. Через 5 лет подтянулись робототехнические гиганты, на разработку своих коботов у них ушло ещё по 5 лет — крупные концерны неповоротливы.

Сегодня основные производители коботов представлены 5 гигантами и 5 стартапами, буквально дышащими друг другу в спину: им в среднем по три года, они находятся в стадии прототипа или первых продаж. Каждые 2-3 месяца появляется 1-2 новых производителя, чаще всего азиатских. В следующие 10 лет рынок коботов может вырасти в 100 раз, говорят аналитики. Если рынок обычных роботов растёт процентов на 5 в год, там всё уже поделено, то юркие коботы проникают в новые ниши.

По некоторым прогнозам, коботы заберут больше половины рынка, оставив большим роботам тяжести вроде автомобильных кузовов: статистика говорит, что 80 процентов грузов на производстве весит до 3 кг.

Команда ищет специалистов, готовых разделить «эту страсть» 

За полтора года команда Rozum Robotics выросла с 3 человек до 15. Если всё пойдёт по плану, до конца года штат увеличится до 20 человек, в следующем году — до 30.

— У нас работают и специалисты с 15-летним стажем в микроэлектронике, и, например, два студента-олимпиадника. Я познакомился с ними на робототехнической выставке и бесконечно доволен: они обгонят любого опытного чувака и в скорости, и в смекалке. Например, за несколько дней написали штуки, позволяющие при помощи джойстика совершать очень точные движения, до десятой доли миллиметра, — рассказывает Виктор. 

Команду объединяет ещё и общее видение того, как роботы изменят жизнь человека, считает СЕО: «Нам хотелось бы найти не просто талантливых людей, а тех, кто разделяет нашу страсть и тоже хотел бы помочь человечеству двигаться вперёд. Если конкретно, очень пригодились бы хорошие аналитики с техническим мышлением, которые могут разложить систему на кубики — и сложить систему из кубиков».

Пока механизма опционов для команды не предусмотрено, но после старта продаж Виктор намерен предложить сотрудникам «интересную схему» (кажется, всё-таки не ICO).

Вклинится ли Беларусь в робототехнический тренд

Пока что Беларусь — это территория, свободная от роботов, их тут можно пересчитать чуть ли не поштучно.

— Сегодня в мире на 10 000 работников приходится 69 роботов, в эти расчёты включены все части счета. В Южной Корее — 300, в Германии 250, в России — один. По Беларуси такой статистики нет. В общем, потенциал гигантский. У нас многие тешатся иллюзией, что можно нанять задёшево рабочего, зачем покупать дорогущего робота? Фишка в том, что дешёвая рабочая сила перестаёт быть конкурентным преимуществом. Угадайте, какой сегодня самый перспективный с точки зрения автоматизации производства рынок? Китай, который поднялся благодаря своей ставке на дешёвую рабочую силу. Сегодня они понимают, что этот поезд уходит: Европа, Америка роботизируется. Зачем железки точить в Китае мозолистыми руками дешёвых китайских рабочих, если можно поручить это коботу? Ему всё равно, где их точить, в Китае или Америке.

Беларуси пора думать, как вклиниться в этот тренд, считают стартаперы. Весной они проехались по некоторым белорусским предприятиям, чтобы посмотреть, «где тут вообще роботов можно поставить».

— Мы видели предприятия, где 10 человек делает то, что может делать один. И видели филиалы иностранных заводов вроде Coca Cola, автоматизированные так, что носа не подточишь, вся фабрика — один большой робот. Бутылки сами «летают», заполняются сиропом. Хочется спросить: а где все? Ну и есть прослойка частных компаний, которые случайно купили роботов в комплекте какого-нибудь алюминиевого литья.

Некоторые белорусские производители сами приходили в мастерскую Rozum, чтобы протестировать свои кейсы в лабораторных условиях.

— Нас удивило, что есть белорусские компании, которые сами искали роботов. Например, в обувной промышленности. Там есть беда: большая текучка кадров в одной из рутинных операций — размазывании клея по подошве, никто не хочет это делать. А роботу всё равно, как пахнет клей, ему не нужны специальные вытяжки, и он способен 1000 раз подряд нанести на подошву точно выверенную порцию клея одинаково хорошо, чтобы ничего не потекло и не отклеилось. Или вот производства, где нужно производить замеры в «фонящих» помещениях: сегодня они используют приспособления из дешёвых моторов и палок.

У Rozum Robotics уже есть запросы из сельского хозяйства (теплицы без участия человека), медицины (исследования переломов при помощи ультразвуковых датчиков вместо рентгена), медиаиндустрии (движущаяся видеокамера) и обычного автолюбителя, который хочет оборудовать в гараже автомойку и «получать наутро чистую машину».   

— Мы не особо рассчитываем на то, что раскачаются советские индустриальные гиганты или даже крупные 20-летние предприятия, они не будут покупать робота из-за хайпа. Скорее, надежда на «железячные» стартапы, особенно в областях, требующих высокой точности: лазеры, медтех. Они приходят и говорят: вот мы склеили прототип руками, намучались. 

Кто распишется за робота в журнале по технике безопасности

«Медленный» 8-килограммовый робот не может навредить человеку, говорят стартаперы. Его максимальная скорость составляет чуть менее 2 м/с (он мог бы двигаться гораздо быстрее, если бы разработчики не выставили ограничения). Вдобавок PULSE оборудован интеллектуальной системой безопасности.

— В каждом моторе есть датчик, который «чувствует», с каким усилием поворачивается мотор. Плюс в таких устройствах всегда есть страховочные механизмы. В нашем роботе тоже есть специальная плата безопасности, которая следит за каждым мотором. В случае внештатной ситуации она останавливает робота и переводит систему в аварийный режим.

Кто будет расписываться за кобота в журнале по технике безопасности? «Сам распишется, не маленький», — говорит Виктор. Если серьёзно, c роботами — как и с любым оборудованием: ответственность несёт тот, кто его устанавливает и выступает последней точкой контакта. Первых роботов Rozum Robotis собираются продавать и устанавливать сами, в мире же продажи идут в основном через дилеров.

Боятся ли рабочие, что робот отнимет их кусок хлеба

Стартаперы подсчитали, что их робот окупится за 6 месяцев: на оплату труда рабочего в Европе работодатель тратит в среднем около 4000 евро «грязными», за полгода выходит 24000 евро, что уже больше стоимости кобота. Поскольку кобот вкалывает в три смены без перекуров, эту сумму можно умножать на три, считает Виктор Хаменок.

В регионе дешёвой рабочей силы вроде Беларуси или России показатель окупаемости, конечно, будет другим.

Рабочие, по мнению команды, пока не понимают, «чего ожидать от этого робота».   

— Тут наша миссия — рассказывать людям, что кобот принесёт не безработицу, хаос и апокалипсис, а пользу, — считает Андрей Шаурко. — Он освободит их для более сложной и творческой работы, им больше не придётся круглое носить, квадратное катать.

Сто лет назад около 90 процентов людей было занято в сельском хозяйстве, подчёркивает Виктор, — если бы не изобретение тракторов, сегодня команда Rozum занималась бы уборкой урожая. 

А программистов тоже автоматизируют?

— ИT уже во всю автоматизируется, — рассуждает Виктор. — Взять, например, то же тестирование. Да, пока писать тест-кейсы приходится человеку, но вот прогонять их по кругу несколько раз в день, с этим алгоритмы справляются намного лучше человека. Когда роботы начнут програмировать за нас, я не знаю, но думаю, что среди программистов первые кандидаты на автоматизацию те, кто из кубиков-фреймворков лепят однотипные приложения. И в последнюю очередь автоматизируют тех, кто разрабатывает эти кубики-фреймворки.

Будущее настанет с минуты на минуту

Мы живём в удивительное время, считает Виктор: железо и софт (последние разработки в сфере искусственного интеллекта) скоро сольются воедино, и мы получим роботов, о которых читали в книжках. Будут ли это хорошие роботы или плохие, как опасается Илон Маск, трудно сказать, но человечество, скорей всего, как-нибудь выкрутится.

Офисный шкаф Rozum Robotics набит книгами по робототехнике и когнитивной психологии.

— Это моё хобби — наука о том, как развивается человеческий мозг, от мозга ребёнка до мозга взрослого человека, — рассказывает Виктор Хаменок. — Как он учится видеть, слышать, читать, понимать, думать. Пытаясь изучать эти процессы, я думаю, как эти могут работать в случае с роботом. Уже сейчас наш робот оборудован камерой и играет с человеком в шашки, используя обучающуюся нейросеть. Мы научим его видеть и думать, таков план на 3-5 лет. Думаю, в конке концов мы будем создавать умных роботов, которые не просто делают что велено.

 

Фото: Андрей Давыдчик


 

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

.NET Summit Belarus 2020  Online Edition Conference
7 августа — 8 августа

.NET Summit Belarus 2020 Online Edition Conference

Минск

Читайте также

Почему беспилотные стартапы всё никак не взлетят
Почему беспилотные стартапы всё никак не взлетят

Почему беспилотные стартапы всё никак не взлетят

Успехи разработчиков самоуправляемых автомобилей пока не оправдывают многие ожидания и обещания, данные несколько лет назад. Waymo очень старалась, но так и не успела запустить беспилотное такси к концу 2018 года, Cruise (дочка General Motors) передумала запускать аналогичный коммерческий сервис в 2019-м. Tesla снова и снова срывает амбициозные сроки разработки полноценного автопилота, которого расписывает Илон Маск. Издание Ars Technica рассказало о разных подходах к реализации технологий беспилотного вождения.
12 комментариев
Роботы Boston Dynamics займутся отрисовкой завода Ford
Роботы Boston Dynamics займутся отрисовкой завода Ford

Роботы Boston Dynamics займутся отрисовкой завода Ford

Американские учёные разработали систему видеонаблюдения для размещения на насекомых
Американские учёные разработали систему видеонаблюдения для размещения на насекомых

Американские учёные разработали систему видеонаблюдения для размещения на насекомых

Города мира, где больше всего «единорогов»
Города мира, где больше всего «единорогов»

Города мира, где больше всего «единорогов»

Обсуждение

owl
owl
3

Спасибо, интересная статья. А как устроено производство в самом Rozum Robotics, применяют ли сами своих роботов? И за счет каких комплектующих так высоко взлетает цена? Я правда не в курсе - можно ли еще удешевить (может в ущерб точности), так как для бытовых целей он все еще слишком дорогой. Может скоро дойдет до универсальных роботов для производства - "скармливаешь" ему черчеж и стопку материалов - а он все остальное сам делает и планирует - как вырезать и где обработать напильником :-) .

Виктор Хаменок
Виктор Хаменок CEO в Rozum Robotics
3

Пока производства как такового еще нет, сборочное производство я не считаю. Пользуемся услугами подрядчиков. Но поработав с белорусскими подрядчиками (цены/сроки/качество), мы понимаем, что переход к своим станкам неминуем. Пока все еще идет много экспериментов, технологический процесс еще не устоялся. Но уже в ближайшее время, мы планируем начать активно привлекать к работе своих роботов. Во-первых, это хорошая возможность протестировать и отладить продукт, понять что именно нужно в реальном производстве. Во-вторых, уже сейчас мы видим операции с которыми робот будет справляться лучше, чем справляется человек. Что касается себестоимости, то 600 евро это высокоточные перекрестно-роликовые подшипники, около 3500-4500 евро редукторы, около 900 электроника, 500-600 компьютер, около 3000 евро сейчас выходит металлобработка, ну и еще по мелочи 1500-2000 евро набегает. Итого себестоимость в районе 12000 евро. Надо закладывать расходы на гарантийный сервис, рекламу. Но самая главная "деталь" это заложенная в продукт интеллектуальная составляющая, над проектом работают высококлассные специалисты, стоимость которой сложно поддается расчету :) Будем удешевлять, я тоже считаю, что для массового внедрения роботы всё ещё слишком дороги. И да, надеюсь, что если заручиться поддержкой коммьюнити разработчиков, то вместе можно уже скоро сделать действительно универсальных роботов :)

owl
owl
1

" И да, надеюсь, что если заручиться поддержкой коммьюнити разработчиков, то вместе можно уже скоро сделать действительно универсальных роботов "
На сайте не нашел, а у вас есть открытое API и эмулятор? Универсальные роботы вполне подошли бы для штучного и мелкосерийного производства.
Для участников таких проектов как kickstarter, indiegogo и пр, использование услуг "универсалных изготовителей" существенно снизило бы риски.

Виктор Хаменок
Виктор Хаменок CEO в Rozum Robotics
1

Будет открытое API и поддержка, как минимум, ROS (Robot Operation System) - инструмент массово используемый исследователями и разработчиками. Есть и другие идеи как поддерживать и стимулировать разработчиков :)

Anonymous
Anonymous na в IHS Markit
5

Молодцы ребята! Отличный и неожиданный (своей самообеспеченностью) стартап для наших широт. Очень хотелось бы, чтобы он развился в большой бизнес. И был востребован в т.ч. белорусским заказчиком.

3

круто! респект!

1

Я слышал о десятке подобных стартапов, и лишь одном, сфокусированном на том, чтобы взаимодействие человек-машина проходило максимально успешно (в основном речь о обучении робота).

Виктор Хаменок, не поделитесь мнением: как вы видите роль UX/HCI дизайнеров в подобных стартапах?

Виктор Хаменок
Виктор Хаменок CEO в Rozum Robotics
3

Максим,

мне кажется, что постановка взаимодействия робота и человека, задача по сложности и важности наверное даже более важная, чем разработка железа и моторов. Да, конкретно для нас разработка железа и моторов была сложной задачей, т.к. мы никогда не занимались этим раньше, но по всему миру с этим успешно справляется множество компаний. А вот создать робота, с которым может взаимодействовать любой человек или даже ребенок задача, которая идеально не решена еще никем.

Конкретно сегодня мы ищем хорошего UX/HCI дизайнера, который поможет нам сделать прорыв в этой области. Это касается и разработки UI классического мобильного приложения для управления роботом, но даже больше мы нуждаемся в человеке, который сможет спроектировать взаимодействие аппаратного решения и человека. Специалистов способных сделать это хорошо в Беларуси пока очень немного. Но я надеюсь, что хардварных стартапов будет появляться, все больше, а значит будут появляться и такие люди.

1

Дорога появляется под шагами идущего ) Спасибо за ответ!

owl
owl
1

Гораздо более простые (и дешевые) роботы собирают заказов на полмилиона через кикстартер ( https://www.kickstarter.com/projects/dobot/dobot-m1-pro-robotic-arm-for-makers-and-businesses или https://www.kickstarter.com/projects/1849283018/makerarm-the-first-robotic-arm-that-makes-anything?ref=discovery ).
Для упаковщика ваш робот конечно слишком крут, а для сборки и может быть изготвления чего либо (при увеличении разнообразия на навесное оборудование) похоже самое то.

-1

Это что-то вроде Kino mo? Крутая технология, офигенная разработка... А потом появляется в Евроопте и ... больше нигде ))) Ребята, чего метать бисер, какой смысл продавать в Беларусь? Только от безнадеги.

0

Кроме евроопта, Кино-мо есть еще в ProStor'e, например, но не суть. А смысл продавать в Беларуси очень простой - во-первых, надо с чего-то начинать, а, во-вторых, если есть платящие клиенты здесь, то почему бы и нет? Всё-таки отрабатывать техническое устройство проще на локальном рынке - если что, то можно быстро приехать, посмотреть что да как, исправить и т.д. В-третьих, видно что у Виктора есть план и безнадегой тут не пахнет.

1

Про платящих клиентов не совсем понятно из статьи, скорее они пока ожидаются и не здесь, а вообще.

0

В абзаце про обувную компанию, указано на то что она была ни одна, что говорит о спросе. Остаётся вопрос цены, судя по статье, она вполне конкурентноспособная. Следовательно должны быть клиенты, тем более производство считай штучное.

1

Протестировать кейсы не означает заказать, это скорее "интерес", там и в дальнейшем про теплицы с медициной тоже говорится в аналогичном ключе. То есть люди предполагают, что может быть автоматизированное решение их проблемы и интересуются существующими решениями, но это совсем не обязательно приводит к заказам.

Условно говоря обувной конторе нравится, как кобот ровно наносит клей на различные типы подошв, но потом оказывается, что надо конвеййерчик строить для подачи подошв, а потом снимать с конвейера на сушку и так далее, и получается, что стоимость автоматизированного решения высоковата для их объёмов или скорости производства, что съедает эффект. В результате кейс есть, интерес есть, продажи нет.

Но ребятам, конечно, только удачи, это круто, что пробуют найти нишу на высокотехнологичном железном рынке.

0

Стартаперы подсчитали, что их робот окупится за 6 месяцев: на оплату труда рабочего в Европе работодатель тратит в среднем около 4000 евро «грязными», за полгода выходит 24000 евро, что уже больше стоимости кобота. Поскольку кобот вкалывает в три смены без перекуров, эту сумму можно умножать на три, считает Виктор Хаменок.

Основная проблема бизнеса не просто обеспечить работу заводу в три смены, а во многом придумать как продать наклепанное за 24\7.

Пока цены за коботов на таком уровне будут, это удел скорее каких-то опытных участков в бюро, где нужно вносить много изменений постоянно в собираемую конструкцию и перепрограммировать сборочного робота. Запилить целую линию таких коботов для рутинных операций будет стоить немало, а заинтегрировать её тоже будет не вопросом пары дней.

0

Было бы интересно протестировать такого робота :) Стало бы ясно, чего еще не хватает роботу :)

1

Робот, конечно, работает в три смены. Но и подвижные детали у него изнашиваются. Сколько стоит ремпкомлект, насколько падает точность в связи со сработкой слой металла в подвижных соединениях?

0

+++++++++
очень интересные вопросы! я бы попрасил уделять больше внимания подобным моментам!!! а то без этого просто реклама получается))
интересно, конечно, узнавать что такое есть - и даже где-то рядом - но ещё интереснее чтобы была возможность хотя бы базовые технические детали узнавать.
хотя бы и под спойлерами)))

0

Это точное приборостроение, нагрузок особо больших нет. Все детали проходят химическую обработку, становятся более износостойкие. Не так много времени успели проработать комплектующие чтобы говорить о падении точностей из-за износа, тут скорее интереснее как они подходят к вопросу с точки зрения метрологии.

Говорите студенты могут у вас поймать одну десятую миллиметра = 100 мкм? А чем вы измеряете эти перемещения? Приборов подходящих сейчас уйма,скорее интересны ваши навыки в этом вопросе.

0

Евгений, давайте определимся. У Вас на манипуляторе используется система технического зрения? Если да, то вопрос снимается.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже