«Европейский учитель в ЮАР может получать $3 тысячи в месяц». Как наши разработчики налаживали софт для африканских школьников

8 комментариев
«Европейский учитель в ЮАР может получать $3 тысячи в месяц». Как наши разработчики налаживали софт для африканских школьников

Delivery Director в Intetics Алексей Жуковский несколько лет работал на образовательном проекте для африканского заказчика, а когда пришло время запуска продукта, вместе с разработчиком отправился в ЮАР. Алексей вспоминает, как демонстрировали систему в бедных и богатых школах Йоханнесбурга, Кейптауна и Дурбана. Без сучка и задоринки не получилось: устаревшие слабые процессоры Pentium и Atom, канал интернет-соединения 1 Мбит/с на весь класс и гаджеты марки noname.

Четыре года — интенсивность разработки постоянно менялась — наша небольшая команда из семи человек работала над системой для диагностики знаний африканских учащихся. Заказчиком был преподаватель из богатой семьи. Дэйвид проработал в школьной системе около 15 лет. При этом у него был неплохой бизнес в образовании и несколько реализованных проектов. В том числе поработал уже с нами. Он загорелся более амбициозной идеей — создать программу, которая будет находить у учеников слабые места в школьной программе и говорить, какие области знаний нужно подтянуть. Банально: если человек не знает сложение, то, скорее всего, у него будут проблемы с умножением.

Когда мы завершили проект и отдали софт заказчику, тот попытался самостоятельно запустить его в некоторых школах ЮАР. Но столкнулся с какими-то странностями в работе системы. Технических специалистов на его стороне не было, а администраторы в школах неквалифицированные.

Заказчик стал звонить нам и спрашивать: «Что у вас за приложение, оно постоянно глючит, виснет?!». Мы долго не могли понять, в чём дело. У нас оно корректно работало на всех массовых и топовых устройствах и «операционках».

Решить проблемы удалённо не получилось, и мы собрались в Африку.

ADSL-канал на 8 Мбит/с — максимум. Иногда встречали и «мёртвый» dial-up

Перед вылетом начитались новостей и стало немного жутко: высочайшая преступность, убийства, грабежи, малярия и пр. Друзья и знакомые отговаривали: «Куда вы собрались? Надо оно вам?». Кстати, прививки перед поездкой мы не делали. Во-первых, побочные действия от препаратов иногда опаснее, чем сама болезнь. Во-вторых, малярия водится только в отдалённых районах Африки, далеко от цивилизации. Заразиться ей в крупном городе нереально. Заказчик подтвердил: «Ребята, даже не рыпайтесь, за два дня до вылета нет смысла прививаться».   

В бедных районах Йоханнесбурга видели «гетто» и брутальные трущобы, где порой нет ни канализации, ни воды. Перед нами устрашающе возвышалась опустевшая 54-этажная башня Ponte City. Говорят, в 2000-е власти освободили небоскрёб от банд, которые превратили её в рассадник преступности и наркомании. Мы не фанаты такого экстрима, подниматься не стали.

По всей Африке красной нитью — резкий контраст нищеты и богатства, расовое и социальное расслоение. По городу могут ездить дорогие машины, вроде Porsche, и в то же время прямо на светофоре к тебе подходят уличные бродяги или продавцы значков для автомобилей. И все просят денег. 

Один знакомый поставил там на машине бронированные стёкла, потому что даже в центре города запросто могут разбить стекло и залезть в машину. Ночью никто не останавливается на красный свет, потому что в этот момент может подъехать машина, из которой выскакивает банда отморозков, выбивает стёкла, вышвыривает водителя и грабит его или угоняет автомобиль.

Некоторые пригороды настолько богаты, что там нет пешеходных дорожек — люди передвигаются только на автомобилях. Меньше всего социальный контраст заметен в туристическом Кейптауне. Правительство следит за имиджем, поэтому, наверное, нищих гоняют, чтобы не отпугивали туристов.

Технологии в Африку проникают медленно. Мобильный интернет дорогой, доступность не очень высокая, ADSL-канал на 8 Мбит/с — максимум, что мы видели, оптоволоконных линий вообще не было, иногда встречали и «мёртвый» dial-up. Информация часто распространяется на дисках. 

Там нет таких крупных ИТ-компаний, как Google или Facebook. Но есть локальные стартапы, некоммерческие организации и представители большого бизнеса, ориентированные на местный рынок. Они предлагают самые разные услуги: от удобного шопинга и улучшения условий проживания до платформ для коворкинга и сервисов по уменьшению разрыва между представителями различных слоев населения.

Государство проводит тендеры, госзакупки программного обеспечения вместе с железом. В нескольких частных школах видели неплохую инфраструктуру с виртуальными рабочими столами. По тому, как наш клиент строит бизнес, мы заметили, что область образования часто финансирует такие проекты.

В ЮАР есть интересные сервисы, например, для определения типа страховки в зависимости от образа жизни человека. Система собирает множество параметров о твоём здоровье, питании и пр. И просчитывает коэффициент. Чем выше эта цифра, тем выгоднее у тебя страховка.

Мы нашли там Uber и несколько раз проехали на нём. Паркинги и парковки, кстати, хорошо оснащены, пропускные системы работают автоматически, сами трекают время, номера, проводят оплату.

Зарплаты в Южной Африке близкие к европейским. Популярные профессии, конечно, не айтишные, а скорее инженерно-технические, медицинские, администраторские в гостинично-ресторанном и туристическом бизнесе.

В Африке много, на мой взгляд, недооцененных регионов, где есть всё необходимое, чтобы построить там хорошие экономики. В такие районы сейчас, в частности, вкладывает деньги Китай. Возможно, чтобы перенести туда свою «мировую фабрику» в следующие 10-20 лет.

Даже флаг со школьного двора украли

В ЮАР мы посетили как бедные, так и богатые школы. Одни — внешне напоминают 200-летние замки, находятся на холмах и возвышенностях. Другие — новостройки с огромными теннисными и футбольными кортами. Но роднит их одна деталь: снаружи выглядят ещё ничего, а внутри — разрисованные и искромсанные парты со стульями, мебель обветшалая, как будто подуставшая. Белорусские школы, наверное, получше выглядят.

Привычных для нас классов в африканских школах мы не встретили. Просто идёшь по улице, открываешь какое-нибудь тонкое бамбуковое подобие двери — и вот тебе класс или ванная комната. Всё — прямо со двора, с улицы.

Если в бедных школах учится только коренное население, то в богатых — и местные, и иностранцы. Вообще, в ЮАР, особенно в богатых школах, много иностранных учителей из Европы или Северной Америки, которые приезжают туда по программам повышения качества образования. Приезжим педагогам предлагают лучшие зарплатные условия, чем местным. Европейский учитель в среднем может получать около $3 тыс в месяц.

Мы заметили, что в богатых школах часто двор усыпан сумками и рюкзаками. Такого понятия, как тамбур, вестибюль у них нет. В бедных районах полно головорезов, которые ошиваются вокруг школ в надежде что-нибудь отжать. Даже флаг со двора украли. Поэтому большинство бедных школ обнесены колючей проволокой, на окнах висят решётки, а шкафы заколочены. Здесь никто свои вещи во дворе не бросает, дети более собранные и осторожные.

Наше приложение мы планировали запускать в школах, с которыми заказчик наладил отношения. Поэтому важно было, чтобы всё было без сучка и задоринки. Но в действительности мы столкнулись с большим количеством неожиданностей. От школы к школе были разные проблемы, но отчасти похожие. Как правило, оборудование, включая роутеры, планшеты и компьютеры были бюджетными, устаревшими, а в бедных школах вообще страшными. В основном китайской марки, как мы называем, noname.

В бедных школах на компьютерах в лучшем случае было 2 Гб «оперативки», процессоры поколения Pentium, Atom, устаревшие и откровенно слабые. Операционки не обновлялись годами и находились в запущенном состоянии. Школьные администраторы не понимали, что происходит с компьютерами при запуске нашего приложения. Хотя проблемы были банальными: то антивирус блочит программу, то Windows скачивает обновление.

Невооружённым глазом видно, что инфраструктуру в школах делали непрофессионалы. Покрытие Wi-Fi слабое, не всегда удавалось держать соединение, особенно, когда весь класс, 30 человек, подключался к интернету. В этот момент все компьютеры одновременно начинали скачивать обновление Windows, которое съедало всю оперативную память и перегружало канал. Для понимания — 1 Мбит/с. Понятное дело, что с такой скоростью там ничего не работало. И заказчик думал, что наше приложение ломает его ОС.

Также столкнулись с банальными организационными моментами, которых, по сути, не должно было быть. Например, неправильно создали аккаунты некоторых пользователей, где-то забыли что-то поставить, настроить, перепутали email студента. Всё до мелочей приходилось проверять самим.  К слову, мы не встретили ни одной нерешаемой проблемы.

Для людей, слабо разбирающихся в технологиях, кажется, что с компьютером происходит что-то странное, когда он начинает виснуть. Это мы, айтишники, знаем, что если что-то глючит, то можно посмотреть, какие процессы запускаются в фоновом режиме. А там для людей — это всё магия.  

А по детям, кстати, видно было, что им интересно юзать новую программу, проходить тесты. Они радовались, показывали друг другу результаты, хвастались. Были ребята, которые даже пытались обманывать систему, перезапуская приложение — дети они и в Африке дети.

Сейчас основная задача африканского образования — удержать детей в школах, чтобы они не уходили в бандитизм. Если поменять приоритеты молодому поколению, то в принципе, думаю, перемены к лучшему возможны.

Приложение устойчиво к отказам интернета — можно месяц учиться без Сети

В нашем приложении для африканских школ — большая база заданий, тестов, учебных материалов. Вопросы каждого теста имеют связь с темами и областями знаний, которые ученики уже проходили. Каждый тест покрывает определённые области знаний, связанные с другими областями. После прохождения теста алгоритм рассчитывает коэффициент усвоенного материала и говорит, в каких областях есть прорехи. Время от времени система предлагает ученику пройти материал на устранение этих дыр.

При разработке аналитической системы мы использовали знания учителя, поэтому в каких-то диагностических моментах приложение повторяет его опыт, например, в зависимостях между областями знаний. Эти связи были расставлены по захвату опыта преподавателя. Когда у нас будет больше данных, можно будет такие связи выстраивать самостоятельно.

Через админку можно наполнять систему новыми учебными материалами и назначать классы на конкретный тест, следить за успеваемостью, отслеживать, какие темы дети хорошо усваивают, а какие — нет. Также есть мобильное приложение, которое работает без интернета, но с синхронизацией данных.

Приложение очень устойчиво к отказам интернета. Можно месяц учиться без интернета, а потом подключиться к сети и выгрузить все результаты пройденных тестов и заданий на сервер. Если у тебя есть планшет, то через приложение удобно выполнять домашнее задание. Тогда преподаватель может назначать задание индивидуально, ориентируясь на твою успеваемость. Плохо понимаешь интегралы? Вот тебе несколько упражнений и тестов на эту тему.  

Наш сервис покрывает все основные предметы африканской программы: математику, физику, социальные науки и прочее. У них, кстати, достаточно необычно формируется программа. Физика, например, включает разделы из химии. Для младших классов был такой предмет, как «жизнь в социуме», где рассказывали элементарные вещи. Например, что нельзя пить из ручья.

Разработка проекта завершена. И сейчас мы обсуждаем другие продукты, которые отпочковываются от основного приложения.


Южная Африка в своё время получила толчок за счёт того, что туда стекались квалифицированные специалисты. Сейчас кроме индусов особо никто не едет туда. Многие, с кем я общался, говорили, что началась утечка мозгов. Часто африканцы с хорошим образованием уезжают, чтобы реализоваться, в Америку, Австралию. Из англоязычного мира сейчас, наверное, более привлекательна Австралия, нежели Африка. Там и перспектив больше, и уровень жизни выше.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

GoWayFest 4.0 Online Edition Conference
11 июля — 12 июля

GoWayFest 4.0 Online Edition Conference

Минск

Читайте также

Кто такой бизнес-аналитик. Обзор изнутри от Ксении Лаце
Кто такой бизнес-аналитик. Обзор изнутри от Ксении Лаце

Кто такой бизнес-аналитик. Обзор изнутри от Ксении Лаце

Про профессию рассказывает Ксения Лаце, ведущий бизнес-аналитик в компании Evolution Gaming.  Продолжаем цикл материалов про ИТ-специальности. Каждую из них описывает «типичный представитель» — опытный специалист и просто авторитетный коллега, тот самый человек, который знает все тайные уголки своей профессии. Мы надеемся, эти материалы помогут школьникам, студентам, переквалификантам, джуниорам и всем тем, кто заинтересован в выборе ИТ-специальности. Данный цикл статей не только поможет оценить перспективы, но и даст возможность лучше понять индустрию и особенности профессии изнутри. Обсуждайте и дополняйте материал в комментариях, чтобы сделать его еще полезней.
4 комментария
МТС запустил видеоролики для подготовки к централизованному тестированию
МТС запустил видеоролики для подготовки к централизованному тестированию

МТС запустил видеоролики для подготовки к централизованному тестированию

Где в 2020 году выучить Python с нуля? Топ онлайн-курсов и школ
Где в 2020 году выучить Python с нуля? Топ онлайн-курсов и школ

Где в 2020 году выучить Python с нуля? Топ онлайн-курсов и школ

Python входит в топ самых популярных языков программирования. Он прост и элегантен. Собрали хорошие курсы, которые подходят и для тех, кто любит самостоятельность, и для тех, кому удобнее работать с преподавателем. Почти все курсы рассчитаны на начинающих и после каждого можно получить подтверждающий прохождение сертификат.
1 комментарий
Кто такой геймдизайнер. Обзор изнутри от Алексея Кожарского
Кто такой геймдизайнер. Обзор изнутри от Алексея Кожарского

Кто такой геймдизайнер. Обзор изнутри от Алексея Кожарского

Про профессию рассказывает Алексей Кожарский, лид геймдизайнер в Awem Games. Разрабатывал дизайн уровней Match-3 в Cradle of Rome, Cradle of Egypt, а также портировал эти игры на мобильные устройства. В настоящее время работает с продуктом Cradle Of Empires.  Продолжаем цикл материалов про ИТ-специальности. Каждую из них описывает «типичный представитель» — опытный специалист. Мы надеемся, что цикл поможет школьникам, студентам, переквалификантам, джуниорам и сочувствующим выбрать специальность в ИТ, оценить свои перспективы или просто сверить часы с авторитетным коллегой. Можно обсуждать и дополнять материал в комментариях, чтобы сделать его ещё полезней. 
1 комментарий

Обсуждение

4

4 года 7 человек работали над системой для диагностики знаний африканских учащихся. скорость разработки в интетикс впечатляет

3

Интенсивность разработки менялась. В статье указан максимальный размер команды на пике разработки. Значительное время заняло переосмысление заказчиком концепции проекта, поиск оптимального пользовательского опыта для конкретных возрастных групп учащихся. Этому сопутствовали значительные переработки приложения.

1

Да суть понятна африканцем выгоден долгий контракт что бы побольше распилить. Нашим что бы побольше заработать.

0

Очень круто, молодцы.
Интересно как в РБ обстоят дела в этом направлении.

0

А еще там полно Ubuntu

0

видео зачёт. Эти дети так быстро двигаються, что у меня голова закружилась

1

интересный обзор Йоханнесбурга
https://gfed.livejournal.com/185177.html
https://gfed.livejournal.com/185543.html
https://gfed.livejournal.com/184977.html

и еще фото заброшенного небоскреба https://fishki.net/1208032-54-jetazhnyj-neboskreb-v-afrike.html

0

Это фотографии из европейского будущего.) На фоне прекрасных старых зданий...

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже