Самосвал на миллион. БелАЗ хочет себе 20% мирового рынка беспилотников и рассчитывает на помощь ПВТ. Фото испытаний в Жодино

1 комментарий
Самосвал на миллион. БелАЗ хочет себе 20% мирового рынка беспилотников и рассчитывает на помощь ПВТ. Фото испытаний в Жодино


БелАЗ претендует на 10-20% мирового рынка беспилотных самосвалов. В 2019 году предприятие планирует собрать до 10 беспилотников для работы в России. В планах — привлечь к своим разработкам ПВТ.

О перспективах проекта, защите от хакеров и новых роботах для «дозаправки» dev.by рассказали начальник отдела НТЦ БелАЗа Николай Бигель и руководитель группы разработки российской компании «ВИСТ Групп» Елизавета Шпиева.

​ВИСТ Групп

Разработчик промышленного софта, в том числе создаёт софт для беспилотной техники в горнодобывающей промышленности. В ноябре 2018 года «ВИСТ Групп» приобретена компанией «Цифра» за 2 млрд российских рублей (30,4 млн долларов). «Цифра» — это ИТ-дочка «Реновы», группы компаний Виктора Вексельберга. Сделка закроется к концу 2020 года.

— Испытания пройдены. Началась опытно-промышленная эксплуатация техники. Первый беспилотный БелАЗ 7513R по контракту с Сибирской угольно-энергетической компанией (крупнейший добытчик угля в Российской Федерации) эксплуатируется в Абаканском разрезе (Хакасия). Параллельно идёт сборка ещё двух беспилотников. Также ведутся переговоры о поставках самосвалов для работы на угольном месторождении в Кемерово, — рассказал Николай Бигель.

Беспилотники используются там, где добыча полезных ископаемых часто ведётся в очень сложных геологических и климатических условиях, поясняет представитель БелАЗа. По его словам, «сложно работать за полярным кругом, высоко в горах, там, где задымленность, закопченость. Например, в Сибири есть карьер протяжённостью 10 километров и глубиной 300 метров. В туман яма настолько закопчена, задымлена, что работать невозможно».


«Водителю нужен обед, нужна пересменка»

Новый роботизированный карьерный самосвал БелАЗ 7513R имеет ряд особенностей, которые отличают его от более ранних образцов. В технику внедрены интеллектуальные системы управления РКС нового поколения:

  • более развёрнутое сканирование окружения, лучшая реакция на препятствия;
  • челночный ход (движение назад без разворота) позволяет экономить на износе покрышек, а также экономить до 12% времени маршрута.

По словам Николая Бигеля, беспилотный самосвал позволяет экономить несколько часов рабочего времени.

— Если есть водитель, ему нужен обед, нужна пересменка. Как минимум за счёт отсутствия обедов и двух пересменок время работы увеличивается на два часа. В целом экономия может составить 3-4 часа времени, при этом производительность может вырасти на 25-30%.

Сколько стоит самосвал

Весь технический комплекс, позволяющий дистанционно управлять техникой — это более 20 различных сенсоров, ультразвуковых датчиков, камер. Но техническая начинка не сказывается существенно на конечной цене. Стоимость беспилотного БелАЗа — более $1 млн.

При этом «в самосвале есть решения, которые имеются только у отдельных мировых автопроизводителей легковых самосвалов. Это рулевое управление и тормозные системы», обратил внимание Николай Бигель.

Вся система защищена не только от механического воздействия, но также от электромагнитных помех, молний и хакерских атак.

— Существуют реальные риски взлома дистанционной системы управления самосвалом, поэтому есть и необходимость в такой защите. Наша сеть закрыта от внешних воздействий. Мы выходим в интернет через определенный алгоритм, при этом нет внешнего доступа во внутреннюю сеть предприятия, — пояснила Елизавета Шпиева.



Какие ещё будут эксперименты

«ВИСТ Групп» готова дальше экспериментировать с функционалом беспилотных БелАЗов. По словам Елизаветы Шпиевой, «работать с ИИ над оптимизацией можно бесконечно. Например, можно добавить более точную обработку видео до распознавания мельчайших деталей. Можно добавить что-то для ещё большей надежности».

Также «ВИСТ Групп» вместе с компанией «Цифра» намерены сделать автономным погрузчик БелАЗ-78250, который сам сможет строить 3D-модель горной массы для погрузки, определять эффективный порядок действий, соотносить своё перемещение с положением самосвала.

БелАЗ в свою очередь рассчитывает повысить эффективность работы беспилотников и не исключает возможности выпуска самосвалов без кабины под нужды заказчиков. Такая техника уже есть на рынке. В частности, опыт выпуска беспилотных самосвалов без кабины есть у японского производителя Komatsu, это позволило увеличить вместимость техники. Кроме того, в некоторых проектах лучше использовать беспилотники без кабины.

— Например, при добыче алмазов наличие водителя вообще не предполагается из-за работы на больших глубинах. В самосвалах с кабиной в этих случаях нет необходимости. Мы готовы выпускать беспилотники без кабины. Технически это не сложно: можно снять кабину с нашего образца, и он готов к работе. Но пока наши заказчики просят кабину оставить, — отметил Николай Бигель.


Также у БелАЗа есть планы использовать роботов, которые будут обеспечивать самосвалы топливом (дизельным топливом или электроэнергией) при разработках месторождений полезных ископаемых. «Есть в мечтах создание топливных элементов, которые работают на водороде. У отдельных изобретателей были идеи и с солнечными батареями, но возить над БелАЗом „футбольное поле“ не получается», — отметил Николай Бигель.

«Кто-то в ПВТ мог бы взять на себя какую-то часть разработки»

БелАЗ собирается привлечь к своим разработкам ПВТ.

— Мы планируем освоить у себя часть электроники. Особенно что касается программируемых контроллеров. Сейчас на самосвале нет ни одной системы без контроллера. Но их нам приходится покупать у сторонних организаций, из-за чего происходят разные непредвиденные ситуации. Например, компания сняла контроллер с эксплуатации, и нам срочно приходится искать замену.

Когда есть свой контроллер, есть возможность оперативно реагировать на любое техническое решение, быть гибче и быстрее. И здесь мы надеемся на помощь ПВТ в разработке контроллера и софта для него. Управляющие программы мы напишем сами, а кто-то в ПВТ мог бы взять на себя какую-то часть разработки. Такой вопрос сейчас прорабатывается.




Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Компания: простой не оплачиваем, опасаетесь за жизнь — пишите за свой счёт
Компания: простой не оплачиваем, опасаетесь за жизнь — пишите за свой счёт
Компания: простой не оплачиваем, опасаетесь за жизнь — пишите за свой счёт
Разработчики «Голоса» рассказали, что делать после включения интернета
Разработчики «Голоса» рассказали, что делать после включения интернета
Разработчики «Голоса» рассказали, что делать после включения интернета
Самые популярные приложения в Беларуси — только VPN
Самые популярные приложения в Беларуси — только VPN
Самые популярные приложения в Беларуси — только VPN
Прибалтийские инвесторы просят освободить бизнес-ангела Кирилла Голуба
Прибалтийские инвесторы просят освободить бизнес-ангела Кирилла Голуба
Прибалтийские инвесторы просят освободить бизнес-ангела Кирилла Голуба

Обсуждение

0

На фото не видно приспособлений для промывки/протирки объективов от пыли и грязи. То есть человек пока еще нужен. :)
P.S. Если на вашем авто есть камера заднего и, может, даже переднего вида, вы за год прочувствуете все нюансы такого оборудования.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже