«Красавица, не суши мозги». Настя Зайцева: сила мата, стартаперы-нытики, пиар WG

С 2015-го Анастасия Зайцева работает в ИТ. Начинала пиарщицей в Wargaming, теперь консультирует по вопросам маркетинга стартапы и развивает свой: рассказывает женщинам, что делать, чтобы устроиться в ИТ. dev.by спросил у Анастасии, кто такие айтишники, почему умирают стартапы и зачем девушки идут в ИТ.

Оставить комментарий

С 2015-го Анастасия Зайцева работает в ИТ. Начинала пиарщицей в Wargaming, теперь консультирует по вопросам маркетинга стартапы и развивает свой: рассказывает женщинам, что делать, чтобы устроиться в ИТ. dev.by спросил у Анастасии, кто такие айтишники, почему умирают стартапы и зачем девушки идут в ИТ.

Прошлогодний опрос dev.by показал: в белорусском ИТ-секторе доля женщин — 24%. Число растёт медленно. Есть предубеждение, что ИТ — мужская сфера. И оно часто мешает женщинам попасть в индустрию и развиваться в ней. Но вдохновляющие примеры всё же есть. Вместе с Samsung Galaxy S20+ Red dev.by запускает проект «Galaxy of Women». В серии материалов мы расскажем про белорусок, которые успешно работают в сфере технологий. 

Как попала в ИТ?

В ИТ я попала более пяти лет назад. После декрета я решила сменить специальность, попробовать себя в маркетинге. Выбрала пиар: мне нравится генерировать информацию, мне нравится её публиковать, смотреть ответы людей, как они реагируют на те или иные высказывания.

Однажды на одном из джоббордов увидела вакансию в Wargaming. Это было очень далеко и очень непонятно для меня. Новый опыт, новая индустрия.

Да, я была связана с геймингом, как все подростки: играла в игры в 90-е, когда у меня первый компьютер появился. Приставка и прочее — мне это тоже было очень интересно.

Wargaming тогда уже был на слуху. Для белорусов это, мне кажется, была несбыточная мечта — стать частью команды Wargaming.  

Я решила попробовать. Это как раз была очень входная специальность — джуниор PR-менеджер. И у меня как раз был годовой опыт работы в пиаре. Я прошла два собеседования и присоединилась к команде пиар в СНГ.

Чем запомнился Wargaming?

Я начинала с пиар-менеджера, через три года работала в продуктовой команде WoT Blitz. За это время (это порядка 3 лет) я участвовала в презентации первого танколёта. Это такой инфоповод, который каждый пиарщик, наверное, мечтает получить в свою копилку.

Очень запомнился проект по брендированию болида — это машина, которая участвовала в гонках 24 часа Ле-Мана. Мы её затягивали в танковый винил.

Проектов было много. Игромир — это тоже опыт, который даёт понять, как строятся мероприятия, какие роли у каждого сотрудника на мероприятии.

Что меня всегда удивляло: когда приезжают 300-350 сотрудников, и каждый знает свою задачу на площадке, никто не ходит ни при делах — это всё напоминает муравейник. 

У меня сейчас у сына есть формикарий — это ферма муравьиная — и мне они, муравьи, напоминают сотрудников Wargaming на мероприятии: они не общаются, но каждый выполняет свою задачу.

В начале моего пути в Wargaming я организовывала туры, интервью со спикерами, писала пресс-релизы — это классическая работа пиарщика. Вторую половину карьеры в компании я работала больше с биздевом, задача — договоренности с партнерами. Мы работали с Samsung и другими компаниями, выпускали брендированные темы для телефонов, брендированные ноутбуки.

Почему покинули Wargaming?

Получить обширный опыт в маркетинге я могла, только если бы стала руководителем отдела. Но никто же не станет уходить с позиции руководителя, когда всё хорошо и всё нравится! А мне хотелось вырасти и попробовать себя в менеджменте. Как раз в тот момент у меня появилось предложение от другой компании, я решила сменить место работы.

Что было после?

После Wargaming я перешла в группу компаний Виктора Прокопени. Я работала в exp (capital), Currency и Banuba.

Интересно было, потому что все три компании — это стартапы технологические.

А ещё команда стала меньше, задач у каждого больше, мне пригодились и другие мои навыки, не связанные с пиаром: налаживанием связей с блогерами, реализация маркетинговых кампаний под ключ — это более широкий набор задач. Я иногда очень страдала, потому что не знала, как это всё уместить в один день. Но это был классный опыт, из-за которого я подсела на стартапы.

Благоприятная ли в Беларуси среда для стартапов?

Благоприятная среда для развития стартапа должна быть голове фаундера в первую очередь. Если человек ходит и говорит «у нас плохо, у нас не те инвесторы, у нас не та инвестиционная среда, не та страна» — скорее всего, не то у него в голове что-то. Я вижу разных ребят, потому что консультирую стартапы, сталкивалась с разными фаундерами. И есть люди у которых вообще нет преград в голове.

Почему умирают стартапы?

У людей просто не хватает сил. Очень часто не хватает финансов. Конечно, классно делать стартап, когда ты до этого работал в Google, заработал, плюс $200-300 тысяч на счету: за сто живешь в год, а 200-300 — инвестируешь в стартап. Тогда да, у тебя есть возможность нанять команду, сделать тестовое продвижение. И дальше уже идти в свет и просить первые раунды инвестиций.

Но когда ты живешь в Беларуси, у тебя была какая-то зарплата, пусть даже ты работал в ИТ, пусть у тебя есть средства, на которые ты начинаешь выстраивать стартап, но чаще всего деньги заканчиваются быстрее, чем стартап привлекает первые инвестиции.

И кто-то из фаундеров ломается в этот момент, или кто-то из сотрудников понимает, что не готов за бесплатно работать: нет денег, не за что гречки купить, лимонов или имбиря.

Кто-то находит последние силы, переезжает к родителям, живет за $100 в месяц и продолжает деятельность.

Как помогаешь стартапам?

Разработка маркетинговой стратегии, коммуникационной стратегии, разработка каналов продвижения, выбор самых оптимальных, подбор инструментов в соответствии с бюджетом, правильное позиционирование в текстах.

Сейчас для одного стартапа я ищу команду: помогаю проводить собеседования, подобрать людей, которые смогут с этим стартапом работать.

Маркетологи — низшая каста у айтишников?

Мне всегда забавно такое слышать. Можно сколько угодно говорить, мол, если продукт классный он продаст себя сам. Но продаст он себя сотне людей или сотне тысяч — это большая разница. Поэтому маркетолог всегда важен…

Сделать продукт лучше или пилить его так, как он есть, отмахиваясь от внешних событий — я предпочту знать всё и вся.

Правильно найти подход к ЦА, правильно её оценить, вовремя успеть собрать данные, отзывы отклики. Провести анализ рынка, анализ конкурентов — он ведь входит в маркетинговую стратегию, а не в разработку.

Не зная что делают люди вокруг тебя, как можно пилить продукт? На основании чего? Каких данных, каких вводных? Тренды — тоже маркетинговая задача. Монетизация — отчасти маркетинговая задача: понять, какую цену выставить за игру, за сервис: подписка это должна быть или единоразовый платеж. Как это оценит технический человек?

Как реагировать на несправедливую критику?

У меня есть суперсила: я ругаюсь матом, очень помогает! Сначала я просто ничего не говорю, пытаясь проанализировать ситуацию, даже если что-то кажется обидным для меня и несправедливым, потом иду и матерюсь сама с собой, выплесну эмоции, а после уже с более холодной головой подхожу к решению вопроса.

Сталкивалась ли с гендерными стереотипами?

Говорили что-то типа «ты вообще красотка, не суши свои мозги» и всё такое. Ну, я понимаю, что это же не во мне проблема, это проблема в стереотипах в голове человека.

Сложно ли женщинам в ИТ?

Девушки, которые росли в 90-е и слышали, что экономисты, бухгалтеры, лингвисты — для них самые подходящие специальности, им боязно сейчас переходить в ИТ, изучать языки программирования.

Им с детства говорили, мол, да ты ж чистый гуманитарий, ой, не суши мозги, зачем тебе это надо.

Что мы имели? МГЛУ, где 95% девушек, БГУИР, где 95% парней. Сейчас все это уже меняется.

Есть девушки, которые связаны с разработкой. От тестировщиков, проджект-менеджеров, до разработки. Меня очень радует этот сдвиг, потому что обидно, когда человек имел склонности, но не смог реализоваться из-за странных общественных норм.

Как появилась WITA?

Мне хотелось развивать свой аккаунт в инстаграме. Я понимала, что красивых фоток недостаточно. Должна быть какая-то ценность в аккаунте. Я начала эту ценность искать и поняла, что девушки, которые в ИТ не работают, задают мне одни и те же вопросы: а как попасть, что делать, как составить резюме, а что вообще делают люди, которые в ИТ работают. 

Разнообразие профессий огромное, и как понять, что делает тестировщик или UX-дизайнер, или фронтендер, для человека не из ИТ сложно. Какая-то мифическая, непонятная, единорожья профессия, которая неизвестно что в себя включает.

Я решила, что это будет полезно, если я стану делиться с девушками информацией о профессии, новостями о стартапах и прочем. В процессе познакомились с людьми, которые поддерживают эту идею, Таким образом организовались три человека: я, Валентина Чекан и Дарья Лыгач — мы втроем составляем оргкомитет WITA.by

Что подталкивает учениц WITA идти в ИТ?

Деньги, конечно, мотивируют. Понятно, что в ИТ зарабатывают больше, чем в других областях. Но что меня радует: девушек мотивирует в первую очередь желание работать с единомышленниками, людьми из своего круга. Это примерно одинаковый возраст, примерно одинаковые ценности.

Как ученицам WITA помогают попасть в ИТ?

Мы набираем группу девушек. За каждой закрепляем ментора. Ментор как старшая сестра. Она может посоветовать, поделиться знаниями, потому что у неё есть опыт в индустрии.

Как пройти собеседование, как создать резюме, сопроводительное письмо — у нас, к сожалению, в универах этому не учат. Задача ментора — показать удачные примеры, оценить компании, продукты. Программа занимает 2,5 месяца. Обычно мы проводим экскурсии в офисах, но из-за ковид резко пришлось всё поменять. Сейчас основная программа — это еженедельная встреча менторов и менти, а также вебинары и лекции онлайн с представительницами ИТ-индустрии из других стран.  

Кто такой айтишник?

Я думаю, что айтишник это… Может, конечно, со мной не согласятся разработчики, которые увидят это, но пусть напишут ответ в комментариях. Для меня айтишник — это любой сотрудник, связанный с работой компании в тех. индустрии.

Айтишником может стать каждый?

Да

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

HRgile.club 2021 Online
23 апреля

HRgile.club 2021 Online

Минск

Читайте также

Чем займётся новый офис Wargaming в Вильнюсе?
Чем займётся новый офис Wargaming в Вильнюсе?
Чем займётся новый офис Wargaming в Вильнюсе?
Wargaming отказался открывать офис в Латвии и выбрал Литву. Узнали почему
Wargaming отказался открывать офис в Латвии и выбрал Литву. Узнали почему
Wargaming отказался открывать офис в Латвии и выбрал Литву. Узнали почему
Говорят, что Wargaming покидает «Футурис». Узнали, так ли это
Говорят, что Wargaming покидает «Футурис». Узнали, так ли это
Говорят, что Wargaming покидает «Футурис». Узнали, так ли это
Wargaming запустил в космос копию танка
Wargaming запустил в космос копию танка
Wargaming запустил в космос копию танка

Обсуждение

Комментариев пока нет.
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже