Сентябрьское исследование ценностей белорусских студентов

9 октября 2013, 13:11

Среди работодаталей сегодня распространено мнение, что молодое поколение характеризуется завышенной самооценкой и претензиями в сочетании с нежеланием учиться, приобретать трудом и потом необходимые навыки, в целом адаптироваться под требования жизни. Циркулируют истории про кандидатов сразу со студенческой скамьи, чьи зарплатные притязания существенно выше, чем у более опытных и квалифицированных работников. В общем, толков негативного свойства много. Тем интереснее было ознакомиться со свежими данными исследования ценностей белорусского студенчества, которое включает и взгляд молодежи на перспективы трудоустройства. 

Что студенты думают о своих вузах и каковы их ожидания

Любопытно, что исследование было проведено автором-одиночкой по собственной инициативе и, по всей видимости, за собственные средства. Екатерина Куксо несколько лет назад закончила МГЛУ и после университета основала небольшую фриланс-компанию, специализирующуюся на внешних коммуникациях, копирайтинге и Public Relations (среди клиентов замечена пара белорусских ИТ-компаний). Почувствовав зов науки, спустя год автор поступила в российско-британскую магистратуру в Москве по специальности организационная психология, где защитила диссертацию про организационные ценности на примере вузов. Сейчас она продолжает проводить мини-исследования в этом направлении, сочетая это с ведением блога, преподаванием в школе и организационным консультированием. 

Екатерина Куксо о своем исследовании:

Исследование ценностей белорусских студентов — это что-то вроде "пилота", как это часто называют. Т.е. попытка "прощупать почву". К слову, результаты оказались довольно интересными для меня самой. Кроме того, очень порадовал резонанс со стороны студентов, профсоюзных организаций и организаций самоуправления — для меня было довольно неожиданно... это совершенно неожиданный опыт. И попытка посмотреть, что и как можно изменить».

Но вернемся к самому исследованию, которое состоялось в сентябре этого года. Всего в опросе приняли участие 662 студента из 47 вузов Беларуси. Автор данным исследованием пыталась найти подтверждение своей гипотезе, что «неудовлетворенность студентов высшим образованием существует по той причине, что их основные ценности не учитываются вузами при построении стратегии работы». Мы же выбрали наиболее интересные с нашей точки зрения моменты. Полностью с результатами исследования можно ознакомиться здесь

Общая оценка вузов. Исследование показало, что в среднем белорусские студенты оценивают свои вузы на 7,45 балла. 9,1% студентов поставили своим вузам высший балл, а 4,4% респондентов отправили университеты на пересдачу (т.е. поставили оценку ниже 4). Результаты выглядят следующим образом:

МИТСО — 8,28 балла, БГЭУ — 7,98 балла, БГУИР — 7,94 балла, ГрГМУ — 7,94 балла, БелГУТ — 7,92 балла, МГУП — 7,82 балла, БарГУ — 7,7 балла, БГУ — 7,5 балла, МГЛУ — 7,47 балла, БНТУ — 7,33 балла, БГПУ — 7,17 балла, БГМУ — 7,14 балла, ГГУ — 7,07 балла, БИП — 7 баллов, БГТУ — 7 баллов, БГСА — 6,75 балла, ГГТУ — 6,53 балла, БрГУ — 6,27 балла. 

Ценности студентов в образовании. В целом в качестве основных ценностей высшего образования белорусские студенты отметили перспективы трудоустройства (4,46 из 5) и получение знаний (4,45). Меньше всего студенты РБ стремятся к научно-исследовательской деятельности (3,13). При этом на групповом уровне как наибольшую ценность студенты выделяют получение «корочек».

Мы отдельно посмотрели на данные по самому айтишному вузу из списка — БГУИР. Для студентов этого университета на первом месте стоит получение знаний — 4,6, а уж затем перспектива найти хорошую работу — 4,51. Получение «корочки» — на третьем месте. А вот тяги к исследованиям у «бгуировцев» еще меньше, чем по университетам в среднем — рейтинг этого пункта всего лишь 2,77. Сырые данные по всем вузам можно скачать здесь

Удовлетворенность качеством образования. Студентам было предложено оценить вуз по отдельным параметрам, которые тесно связаны с целями обучения. Как оказалось, в меньшей степени студенты ценят работу административного персонала и перспективы трудоустройства.

  • Общение с товарищами по вузу (взаимная поддержка, командный дух) — 3,85.
  • Общественная деятельность вуза (есть ли мероприятия, интересны ли они) — 3,53.
  • Доступ к библиотеке (наличие нужных книг, свободный доступ) — 3,53.
  • Качество знаний (актуальные, применимые на практике) — 3,51.
  • Личные качества преподавателей (отзывчивые, внимательные, готовые помочь) — 3,51.
  • Возможности научно-исследовательской деятельности — 3,47.
  • Качество преподавания (интересные, полезные лекции и семинары) — 3,43.
  • Работа администрации и работников вуза — 3,22.
  • Перспективы трудоустройства — 3,15.

Чем старше студенты, тем меньше они довольны текущим состоянием дел. В среднем оценки первокурсников и пятикурсников различаются на целый балл.

Автор приходит к следующему выводу:

Исследование показало еще раз несколько существенных проблем: студенты хотели бы получить хорошую работу, но вузовское образование не всегда приближает к этой цели. А администрация вузов порой довольно безразлична ко всему происходящему — не только к ценностям, но и к довольно обыденным бытовым проблемам студентов».

 

Заинтересовавшиеся могут ознакомиться с методикой исследования и полным спектром выводов автора. Ну и, конечно, обсудить само исследование и его результаты. 

Обсуждение