Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

Заводской район на очереди: кто, как и за сколько создаёт в Минске умные остановки (в планах +150)

Оставить комментарий
Заводской район на очереди: кто, как и за сколько создаёт в Минске умные остановки (в планах +150)

Первая в городе умная остановка с сенсорным табло, USB-портами и мониторами для вызова такси была установлена возле станции метро «Немига» 13 сентября.  Умные остановки — часть проекта «Код города» (2016), он предлагает интегрировать технологии в городскую среду по всей Беларуси. Проектом руководит компания «ГИГ инвест». Коммерческий директор Андрей Сущеня рассказал dev.by, почему ПО разрабатывают украинцы и зачем на остановке 9 камер видеонаблюдения (будет 12).

Почему никто не хотел делать каркас для умной остановки 

— Идею с интерактивными остановками мы придумали сами: аналогов нигде не видели. Да, где-то были полуфункциональные версии проектов. Нам говорили, что, например,  в Китае тысячами создаются умные остановки. Но подробной информации мы не нашли. Над своим проектом начали работать в 2015 году. О монетизации тогда не задумывались, считали это социальным проектом.

​ГИГ Инвест

Создана в 2014 году, в команде 12 человек. Внедряет и обслуживает системы электронной очереди, проектирует и обслуживает сети связи, организовывает вендинговые бизнесы, поставляет товары в категориях «электронные очереди, «терминалы самообслуживания», «мультимедийные решения». 

Мы хорошо разбирались в айтишной составляющей, в вопросах безопасности, знали, как управлять мультимедийными системами. Но долго не могли найти специалистов, готовых создать сам каркас умной остановки. Это оказалось большой проблемой. Мы разослали предложения в пару десятков компаний, но никто не хотел браться. Почему — точно не скажу. Предположу, что у белорусских компаний, к которым мы обратились, не было оборудования, чтобы обеспечить необходимую точность элементов конструкции. 

Андрей Сущеня

Андрей Сущеня

Компанию, которая согласилась, нашли в Украине. Договорились по срокам, сделали большую предоплату — около 80% от стоимости заказа — и стали ждать. Планировали успеть до апреля 2016 года, как раз к выставке Tibo. Но где-то за три месяца до дедлайна узнаем: никакого каркаса не будет. Подрядчик даже не начинал его делать.

Каким-то образом мы вышли на «Белкоммунмаш». Они в это время запускали свой электробус и предложили объединить два проекта. Идея была в том, чтобы доработать остановочный комплекс, оснастив его полупантографом для зарядки электробусов. На площадях «Белкоммунмаша» мы собрали первый остановочный комплекс. На TIBO это была бомба. Огромная остановка 8 метров в длину, весом 6 тонн, с тремя мультимедийными системами и солнечными панелями. Но дальше мы работали над проектом уже без «Белкоммунмаша».

​Пилотный проект реализовали сентябре 2016 года в Гомеле за 60 тысяч долларов. Гомельским проектом занималась другая компания, в которой Андрей Сущеня был председателем совета директоров — «АйтиПроектСтрой». 

— После запуска проекта у многих возникло два вопроса. Насколько сильно мы пилим бюджет и как будем защищаться от вандалов? Сложно было объяснять, что мы сами инвесторы. И за 3,5 года не было ни одного случая вандализма.

В 2018 году на команду вышло госпредприятие «Столичный транспорт и связь». Они видели проект в Гомеле и хотели такой же в Минске.

Остановка на Немиге чуть не помешала правительственной связи

Площадку под остановку в Минске компания получила через аукцион: за право заключить договор аренды участка на Немиге выложили 10 тысяч евро, ежемесячный платёж — 550-560 рублей. Площадка предоставлена на пять лет с первоочередным правом на продление срока аренды.

— Площадка, которую нам согласовали, как оказалось, стоит на кабельной канализации (туннели для прокладки кабелей — прим. dev.by) «Белтелекома». А в ней — правительственная связь. Когда это выяснилось, нам сказали: «Спасибо, но ставить остановку нельзя». Хотя там уже стоят объекты Белсоюзпечати и Минсктранса. И что делать? Нашли выход, который всех устроил: немного сместили остановку в сторону проезжей части. Но пришлось усиливать фундамент — снимать плитку и укладывать три тонны бетонных плит.

Софт: разработка в Украине «в разы дешевле, чем в Беларуси»

Инвестиции в минскую остановку — 100+ тысяч долларов. Компания вложила свои деньги, хотя изначально планировала привлечь кредит.

Один их самых дорогих элементов комплекса — мультимедийная система. Она стоит больше 25 тысяч долларов. Система рассчитана на температурные режимы от минус 30 до плюс 70 градусов и имеет высокий класс защиты. Её специально под проект разработало витебское конструкторское бюро «Дисплей».

Каркас умной остановки сделала группа специалистов, которую «ГИГ инвест» сформировала самостоятельно. Компания сама контролировала производственные процессы на всех этапах. 

Софт разработали фрилансеры из Украины.

— Мы ещё раньше работали с ними по проекту prodano.by. Это хорошие программисты, которым мы периодически набрасываем задачи. И разработка обходится в разы дешевле, чем в Беларуси. По моим подсчётам, затраты на ПО составляют до 10 тысяч долларов. Это не космос.

По теме
Все материалы по теме

Программное обеспечение не такое сложное, чтобы привлекать компании. И мы не хотим пока разрабатывать дорогое ПО. Ещё нет полного понимания у нас, у транспортных служб относительно информации, которая должна быть для пассажиров на таких остановках. При этом не унифицировано ПО различных транспортных структур. Когда станет понятно, что хотим иметь на выходе, будем искать разработчиков ПО в Беларуси.

​17.10.2019

dev.by понаблюдал за спросом на «услуги» умной остановки спустя месяц после открытия. Пожалуй, меньше всего спросом пользуются сенсорные экраны, где можно узнать, на чём и куда добраться. И, кажется, сервис требует доработки: даже при самых нежных прикосновениях к тачскрину не так просто задать нужный маршрут, карта не слушается. Плюс экраны гаснут через 1-1,5 минуты. Если за это время не успеешь выстроить и запомнить маршрут, придётся начинать сначала. Поэтому можно услышать комментарии пользователей вроде «забей, давай лучше у кого спросим». Из восьми USB-портов для зарядки гаджетов работает семь, один неисправен. Время от времени к ним подходят со смартфонами и проводами. Удобно, если желающих подзарядить девайсы не много.  Бесплатный Wi-Fi летает: подключиться можно за 10 секунд. У зоны вендинговой торговли основной конкурент — киоск «Белсоюзпечати». Кажется, за кофе и перекусом туда заходят чаще. 

Что есть на остановке

  • Сенсорное табло с расписанием движения транспорта, где можно также задать маршрут и выбрать, на чём доехать;
  • USB-порты для зарядки гаджетов;
  • Кнопка экстренного вызова МЧС или милиции;
  • Экран для вызова такси;
  • Банкомат и инфокиоск;
  • Вендинговые автоматы с мелкими товарами;
  • Бесплатный Wi-Fi (устойчивый сигнал в радиусе 20 метров, скорость — 200 Мбит/сек).

Чего нет  

Нет подзарядки для электросамокатов и сегвеев 

Мы столкнулись с проблемой унификации разъемов. Здесь всё не так, как у телефонов: что ни устройство, то новый разъём. Пока думаем над решением. Может быть поставим переходники или реализуем возможность подзаряжаться через USB. Не исключено, что будем сотрудничать с шеринговой компанией.

Не работает кнопка вызова экстренных служб.

Она-то есть, но мы не знаем, что с ней делать. Нет ясности, какая служба будет принимать вызовы и реагировать. Чтобы поддерживать этот канал и обрабатывать информацию, мы запустили вызовы на свой номер. Но пока все вызовы холостые. Граждане тестируют этот канал связи. Бывает весело, когда по ночам пьяные минчане звонят, что-то говорят, мычат. Мы видим два варианта. Первый — принимать вызовы будет конкретная служба экстренного реагирования. Глубоко этим вопросом мы пока не занимались. Будем решать с городом, кого подключить к проекту. Второй вариант — создать собственную справочно-информационную службу с диспетчерами, которые будут принимать и обрабатывать вызовы, коммуницировать с экстренными службами. 

Не доработано решение по вызову такси через монитор с тачскрином

Предполагалось, что всё будет просто: нажал, авторизовался, получил смс-оповещение, вызвал такси. Но оказалось, что только у нескольких служб есть решения по вызову через такие сервисы. Более того, мы разработали решение под Windows, а действующие сервисы работают на Android. Так что пока такси можно вызывать по QR-коду. Но мы уже ищем партнёра, который разработает ПО под наш функционал.

На второй день работы остановки пришлось отключать тачскрин

Мы использовали открытое ПО по транспортной навигации, которое позволяло выводить на экран сразу несколько модулей c информацией. Но появились умельцы, которые нашли способ пользоваться монитором, как обыкновенным компьютером, — начали заходить на YouTube, разные нехорошие сайты. Мы заблокировали доступ к тачскрину и пустили статичную картинку. Сейчас на сенсорных экранах есть рекламный контент и карта города с возможностью задать нужный маршрут. Это ПО не позволяет выходить в сеть. В ближайшее время интегрируем информационные справочники о службах и объектах города, стоимости проезда. На третьем этапе добавим информацию о приближающемся транспорте. Пассажиры по клику смогут открывать и закрывать информационные модули. 

Что появится 

  • Управление монитором голосом. Разработчики общаются с Яндексом по поводу интеграции голосового помощника «Алиса». 
  • Система навигации для пассажиров, чтобы было проще разобраться с функционалом остановки.
  • Специальное защитное покрытие (и, может быть, тонировка) на стёклах, чтобы в случае повреждения не рассыпались осколки.  
  • 3D-голографический проектор на крыше, чтобы показывать рекламу. 
  • Звук внутри павильона: музыка и реклама.
  • Терминалы с монетоприемником для покупки билетов. Это чешское решение, компания ведёт переговоры о покупке и адаптации.
  • Отдельный терминал с лифтом и холодильником для напитков (сейчас установлен комбинированный терминал с едой и напитками).
  • Ещё 3 камеры (сейчас их 9) для мёртвых зон. 

— Мы не собираемся делать остановку суперохраняемым объектом, а хотим создать максимальный эффект безопасности, — поясняет Андрей Сущеня. — Кроме того, мы будем создавать систему аналитики, в частности, для учёта пассажиропотока. Это необходимо для работы с рекламодателями. 

Минск хочет 100-150 умных остановок?

В первоначальном бизнес-плане проект на Немиге рассчитывали окупить за 3,8 года, сейчас — за 5 лет. Основной источник монетизации: реклама, вендинговая торговля, аренда зоны для банкоматов. Стоимость одного 10-секундного рекламного ролика на видеостене 250 рублей, на мониторах — 150 рублей. Размещение рекламы на четырех лайтбоксах — 1 800 рублей в месяц.

Окупаемость просчитана с учётом ещё 5 проектов умных остановок в Минске. Сейчас готовится решение по Заводскому району, там «ГИГ инвест» будет участвовать в аукционах за право аренды 6 площадок. Для этих проектов разработчики хотят привлечь кредиты, планируемые инвестиции — 500 тысяч долларов.

— Предприятие «Столичный транспорт и связь» ожидает, что в ближайшие несколько лет в Минске появится 100-150 умных остановок. Но пока мы полностью не определимся со всем функционалом, спешить не будем. К тому же это другой объём инвестиций. Хотя у нас уже есть партнёры среди банков, готовых выступить инвесторами. Причем не только в Беларуси, но и в России. Там речь идет о более масштабном проекте — 500 остановок. В Беларуси же пока будем развивать проект без привлечения инвесторов. 


Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​​​​

По теме
Все материалы по теме
Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Камеры с распознаванием лиц установят на Зыбицкой, Октябрьской и перед подъездами
Камеры с распознаванием лиц установят на Зыбицкой, Октябрьской и перед подъездами
Камеры с распознаванием лиц установят на Зыбицкой, Октябрьской и перед подъездами
3 комментария
Снять квартиру стало проще? Как айтишники ищут жильё в Минске после 24.02
Снять квартиру стало проще? Как айтишники ищут жильё в Минске после 24.02
Снять квартиру стало проще? Как айтишники ищут жильё в Минске после 24.02
2 комментария
Минск упал на 82 строчки в глобальном рейтинге стартап-экосистем
Минск упал на 82 строчки в глобальном рейтинге стартап-экосистем
Минск упал на 82 строчки в глобальном рейтинге стартап-экосистем
4 комментария
Что не так с ticketbus. Разбираемся, где взять расписание и билеты для путешествий по Беларуси
Что не так с ticketbus. Разбираемся, где взять расписание и билеты для путешествий по Беларуси
Что не так с ticketbus. Разбираемся, где взять расписание и билеты для путешествий по Беларуси
В Беларуси решили сделать свой аналог Booking.com — сервиса бронирования гостиниц и гестхаусов по стране. Затея хорошая для развития местного туризма, но одной лишь возможности «забукать» койку недостаточно. До места ночевки еще нужно доехать, и вот тут-то многих туристов ждут серьезные сложности. Одна из основных причин этому — плохое расписание автобусов. dev.by разбирался, откуда растут кривые ноги у главного сайта по автобусам Беларуси.
13 комментариев

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.