Smart TV: грядет Третья мировая?

4 сентября 2012, 12:04
TV С появлением и массовым распространением сети Интернет и мультимедийных решений обычное телевидение многим стало казаться слишком скучным. Это и неудивительно: смотреть можно только то, что дают, а не то, что хочешь, количество рекламы порой зашкаливает, а качество и интересность передач зачастую ниже плинтуса. Разумеется, рынок телевизоров – огромный лакомый кусок для производителей потребительской электроники, и последние не смогли мириться со складывающимся положением дел. В результате появились Smart TV – симбиоз компьютера и телевизора, с собственной операционной системой, выходом в Интернет и приложениями. Все очень просто – вам нужна определенная функция, которой нет в вашем телевизоре, вы скачиваете приложение, устанавливаете его и получаете требуемую функциональность. Основной интерес для пользователей «умные» телевизоры представляют благодаря возможности получения контента по требованию: вы не обязаны смотреть лишь то, что предлагает в данный момент тот или иной телеканал, а можете позволить себе именно то, что хочется. Любой более-менее дальновидный пользователь подумает: а нужен ли для этого ТВ вообще? Ведь все разнообразие мультимедийных возможностей Сети можно получить на смартфоне, планшете или другом устройстве, обладающим выходом в Интернет. Разумеется, многие крупные ИТ-компании также обратили пристальное внимание на этот сегмент рынка. В результате на сегодняшний день собственные разработки в этом направлении не ведут лишь самые ленивые. В числе наиболее интересных – решения производителей телевизоров (Samsung, Sony, LG, Panasonic, и даже наш родной завод Horizont обещал в скором будущем), а также собственные пути, которые избрали другие крупные игроки, в первую очередь это Apple и Google.

Производители ТВ

Сегодня каждый производитель телевизоров считает, что лишь он выпускает умные ТВ, которые могут соответствовать высокому званию Smart TV. Тем не менее, при всех различиях все концепции в основном схожи. Наибольшего успеха на сегодняшний день добилась корейская Samsung, что и неудивительно, если учесть, что на долю производителя приходится каждый пятый телевизор, выпускаемый в мире. Устройства, продаваемые под маркой Samsung Smart TV, поддерживаются сетевым сервисом Samsung Smart Hub, который объединяет все «умные» возможности. С момента появления первых умных ТВ от Samsung они постепенно обрастают все новыми и новыми возможностями. Samsung На данный момент магазин бесплатных приложений содержит несколько сотен программ, существенно расширяющих возможности. Все они разделены на семь разделов, а для установки нужно лишь выбрать необходимое и подождать, пока оно скачается и установится. Самый обширный раздел магазина – «Игры», много полезных учебных приложений есть в разделе «Образование», а в «Видео» есть клиенты подавляющего большинства популярных сетевых видеосервисов, в том числе и российских. Приятный бонус- возможность управлять не пультом ДУ, а смартфоном или планшетом (iOS и Android). Sony решила отгородиться от клише, которое у подавляющего большинства пользователей ассоциируется лишь с Samsung и включила умные модели в линейку BRAVIA. Такое решение было принято руководством компании неспроста: в ближайшем будущем все модели телевизоров BRAVIA получат поддержку Wi-Fi и автоматически станут умными. Сетевой сервис компании, обеспечивающий необходимую функциональность телевизорам в целом, называется Sony Entertainment Network, а мультимедийные возможности - BRAVIA Internet Video. Функции во многом аналогичны тому, что есть и у Samsung, но есть некоторые ключевые отличия. В частности, это фирменный сервис TrackID, известный еще по телефонам Walkman и смартфонам Xperia. Теперь с его помощью можно даже определить название и исполнителя трека, играющего прямо во время телепередачи или фильма. Также привлекает внимание полноценный интернет-браузер и богатый контентом интернет-канал караоке. В остальном все то же – управление со смартфона, электронная почта, Skype и социальные сети. LG Smart TV несколько отличается от конкурентов. Сюда входят как жидкокристаллические, так и плазменные телевизоры различных диагоналей. Главное отличие – самая большая на сегодняшний день коллекция приложений, созданных специально для русскоговорящих пользователей. LG Еще один существенный плюс – фирменный пульт Magic Motion. Ни для кого не секрет, что пользоваться обычным пультом ДУ для интернет-серфинга неудобно. Пульт Magic Motion от LG устроен схожим образом с нашумевшим контроллером Wii Remote для Nintendo Wii, что позволяет ему отлично справляться с обязанностями компьютерной мышки. Еще одна полезная возможность – объединение всей домашней техники с поддержкой DLNA в одну мультимедийную сеть. Smart Viera – собственное видение концепции компанией Panasonic. Состоит из нескольких элементов: сервиса приложений Viera Connect, средств для просмотра изображений и видео с карт памяти Viera Image Viewer, средств управления единым пультом ДУ всеми подключенными устройствами Viera Link, а также решениями для эффективного использования современных коммуникаций (DLNA, Wi-Fi Direct, USB и др.). На сегодняшний день у компании на территории СНГ отсутствуют какие-либо собственные биллинговые решения, так что главным недостатком Smart Viera является невозможность покупки платного контента. В результате через видеосервисы вы можете смотреть лишь старые или совсем непопулярные фильмы, которые доступны бесплатно.

Ложка дегтя

Несмотря на все очевидные преимущества, Smart TV все еще очень далеки от совершенства. Пользователи постоянно жалуются на медленную работу, сложное и неудобное управление, весьма ограниченную функциональность, а также многочисленные сбои. Проблемы с быстродействием возникают из-за использования аппаратного и программного обеспечения, которое не всегда предназначено для реализации столь высоких требований. Например, большинство моделей умных ТВ оснащаются мобильными процессорами с пониженным энергопотреблением, такими же, как и в смартфонах и планшетах. В силу того, что разрешение экрана ТВ (а чаще всего это 1920х1080) значительно больше, чем у смартфона, процессор не всегда хорошо справляется со столь большой нагрузкой. Кроме того, производительность чипов почти всегда очень далека от той, что мы видим во флагманских моделях смартфонов и планшетов, не говоря уже о ноутбуках и настольных компьютерах. Неудобство – еще один «бич» умных ТВ. Разумеется, все привыкли пользоваться браузером с помощью мышки, сенсорного дисплея или других современных способов упрощения жизни. Пульт дистанционного управления за последние десятилетия практически не претерпел изменений и для веб-серфинга подходит примерно так же, как и топор для заточки карандаша. Конечно, есть и исключения, а именно вышеупомянутый пульт Magic Motion от LG, да и с некоторыми проблемами можно бороться покупкой аксессуаров, например, к телевизорам Panasonic можно подключить любую USB-клавиатуру. Тем не менее, сегодня ситуация в этом плане остается очень сложной. Почти все производители Smart TV ревностно борются за свой заработок: их продукция поддерживает только фирменные аксессуары. Как ни странно, именно этот факт является главным препятствием на пути популяризации VoIP-сервисов на умных телевизорах. Простой пример – ТВ не оборудован встроенной камерой. В идеальном случае можно было бы купить копеечную веб-камеру и дальше наслаждаться плодами прогресса, но стоимость фирменной камеры остановит большинство пользователей от покупки.

Возможные решения проблемы

Недавно на рынке стали появляться устройства, призванные разом покончить со всеми проблемами готовых умных решений. Все, что нужно, – это подобное решение и обычный телевизор с интерфейсом HDMI. Миникомпьютер (стик), внешне очень напоминающий USB-флешки, обладает собственным процессором, памятью, операционной системой и необходимыми интерфейсами. Компьютер подключается к телевизору через HDMI и берет на себя все умные функции. Практическая польза от такого подхода очевидна. Стоимость решений чаще всего составляет меньше 100 долларов, так что связка «обычный ТВ+HDMI-стик» может оказаться даже ниже, чем у Smart TV. При этом внутри миниатюрного компьютера находится мощный процессор и достаточный объем ОЗУ для приемлемой производительности. Тот факт, что почти все такие новинки работают под управлением Android, устраняет недостаток наличия доступных по цене аксессуаров – для Android-устройств их масса. Еще один плюс - огромное разнообразие приложений. Если для телевизора той или иной модели их пока что лишь несколько сотен, то в Google Play счет давно идет на сотни тысяч.

Соревнование гигантов

Конечно, умные ТВ как отдельные устройства, несмотря на все недостатки, уже успели завоевать устойчивое положение на рынке и в ближайшем будущем это направление будет только развиваться. С другой стороны, над ними нависла незримая угроза в лице гигантов ИТ-индустрии, не являющихся традиционными игроками на рынке телевидения – Apple и Google. Apple представила первую версию своей телеприставки Apple TV еще в конце 2006 года. С тех пор выпущено три поколения устройств, отличающихся как в аппаратном, так и в программном плане. Последняя версия, представленная в начале текущего года, схожа по аппаратному составу и производительности с iPhone 4S и iPad 2, и использует модифицированную версию iOS. Примечательно, что еще совсем недавно руководство Apple не могло не считаться с Google. Разумеется, что устройство без поддержки различных популярных сетевых сервисов, принадлежащих поисковому гиганту, пользователям вряд ли придется по вкусу. Никто не станет покупать компьютер, где никак не поддерживается YouTube. Теперь же, судя по всему, нас ждут глобальные перемены, связанные с тем, что две компании встретились на одном и том же участке рынка. В недавнем анонсе представители Apple озвучили некоторые сведения насчет грядущих изменений в своих операционных системах. Так, в мобильной iOS 6 уже не будет приложения для YouTube. Конечно, сервисом можно будет воспользоваться через браузер, но в случае со Smart TV это серьезная проблема. Можно с определенной долей уверенности сказать, что решения Apple и дальше будут удаляться от Google. Противостояние, начавшиеся на ниве смартфонов, перетекло и на другие области. В силу того, что YouTube является самым популярным в мире видеосервисом, посмотреть на то, как решится проблема с его поддержкой в новых версиях Apple TV, было бы весьма интересно. Google в свою очередь заручилась поддержкой Intel, Sony и Logitech и представила собственную телеприставку Google TV под управлением собственной же ОС Android. Роли компаний в создании новинки были распределены следующим образом: специалисты Google создавали программную платформу и обеспечивали поддержку «из коробки» многочисленных веб-сервисов, Sony представила телевизоры с интегрированной телеприставкой и обеспечила поддержку собственных технологий и встроенные плееры Blu-ray, Intel подготовила аппаратную платформу на базе процессора Intel Atom CE4100, а инженеры Logitech свели все усилия воедино. Google TV В итоге осенью 2010 года устройство поступило в продажу на территории США под марками Sony и Logitech. В отличие от имевшихся на тот момент на рынке решений, устройства Google TV обладали огромными возможностями в программном плане и более высокой производительностью. Кроме того, дополнительные аксессуары подняли удобство использования на новый уровень. Несмотря на столь разительные отличия в лучшую сторону, первое поколение Google TV ждал холодный прием на рынке из-за высокой стоимости и того, что Android 2.x оказалась слишком неподходящей для телевизора ОС. В результате Logitech понесла значительные убытки, по некоторым сведениям, около 110 млн долларов, и вышла из консорциума. Многие аналитики уже склонялись к тому, что проект безвозвратно канет в Лету как нерентабельный, но им заинтересовались другие крупные производители. Второе поколение, выпускаемое и до сих пор, производится усилиями Sony, а также Samsung, LG и Vizio. Вторая версия изначально работала под управлением «планшетной» ОС Android Honeycomb и недавно стала доступна за пределами США. В результате второе поколение Google TV «пересело» на процессоры ARM, оказалось на порядок выше в аппаратном и программном плане и несколько дешевле первого. В отличие от продукта Apple, Google TV поддерживает одновременно и Flash, и HTML5.

Смертельная битва

Похоже, тучи сгущаются. В последнее время в Сети стала появляться пока неофициальная, но слишком уж частая и правдоподобная информация о грядущих грандиозных планах Apple. Представители компании якобы ведут переговоры с ведущими кабельными операторами США с целью агрессивного захвата американского рынка с их помощью. Как на это отреагирует Google – пока неизвестно, но с уверенностью можно сказать, что рыночная война уже не за горами. Уже сейчас в списке союзников поискового гиганта значатся крупные производители телевизоров. Впрочем, существует огромная вероятность их предательства в том случае, если рыночные интересы разойдутся в разные стороны. Вероятно, в скором времени на арене боевых действий появятся и другие игроки, например, Facebook. В общем, запасайтесь попкорном, будет интересно!
подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение