«Соглашение о непереманивании», или Декларация в отношении найма специалистов

15 апреля 2010, 12:48
Декларация о непереманиванииЗа последние пять-семь лет белорусская ИТ-индустрия сделала резкий рывок вперёд. Произошло это в первую очередь благодаря ИТ-аутсорсингу – квалифицированные и недорогие белорусские программисты, тестировщики и менеджеры проектов оказались весьма востребованы компаниями из США и Западной Европы. Каждый год индустрия прирастала на астрономические с точки зрения традиционных отраслей экономики тридцать-сорок процентов. Вполне логично, что подобная фаза бурного роста не могла не сказать на рынке труда – свободная ресурсная база стала быстро сокращаться и компании столкнулись с проблемами при поиске кадров. Неудивительно, что конкурируя за специалистов, компании устремились к практике не только поиска свободных программистов, но и переманивания людей из других компаний, привлекая их более высокими зарплатами. Повсеместное распространение подобных действий привело к скачку зарплат и стало бумерангом отражаться на самих компаниях – рэйты стали расти, конкурентоспособность снижаться, а метания людей между конторами вели и к провалу проектов. Вполне естественно, что основные игроки на рынке были заинтересованы в наведении какого-то подобия порядка на рынке труда и приведения практик найма специалистов в цивилизованное русло. В результате, в апреле 2005 года в результате совместной инициативы ряда белорусских ИТ-предприятий Советом Научно-технологической ассоциации «Инфорпарк» была принята Декларация «О добровольных взаимных обязательствах в отношении найма специалистов». Появилась она в то время, когда кадровый ресурс компаний был ограничен и компании боролись за кадры.

Суть Декларации

Согласно данной Декларации компания А, подписавшая настоящую Декларацию, при инициативном найме на работу сотрудника другой компании Б должна уведомить по электронной почте о своем предложении компанию Б, если она также подписала настоящую Декларацию. Это, своего рода договоренность, позаимствованная из опыта российских и украинских компаний, основана прежде всего на доверии друг к другу и на этических нормах ведения бизнеса. Как пояснил Игорь Семашко, начальник информационно-аналитического отдела «Инфопарк»: очевидно, компании, которые работают на одном рынке – это конкуренты. И если они находятся рядом друг с другом – они должны научиться жить по цивилизованным нормам и законам. В конце концов, есть мораль, без которой бизнес – это бизнес не в полной мере. Запретительными мерами мы не могли действовать, у нас нет такого права, запретительных мер на уровне государства тоже не обнаружилось. Мы понимали, что написать закон, издать указ, декрет не удастся, поэтому нужно было апеллировать человеческими моральными нормами, где прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли. Мы не навязываем ее людям, мы предлагаем ее подписать. Как правило, вновь вступающие компании в Ассоциацию этот документ подписывают. За пределами Ассоциации декларация открыта. В случае возникновения каких-либо конфликтных ситуаций компании имеют право обратиться в комиссию по корпоративной этике созданную при ассоциации Инфопарк. Как утверждают в Инфопарке, были случаи, которые перетекали в конфликты между компаниями (Инфопарк отказался комментировать о каких компаниях идет речь). Один из примеров - часть специалистов компании, воспользовавшись интеллектуальными правами на определенный продукт, ушла и организовала свою собственную компанию. Этот вопрос был урегулирован несколькими заседаниями на протяжении 2-3 месяцев. Комиссия по корпоративной этике встречалась с представителями одной и другой стороны и были найдены приемлемые для обоих сторон решения – непосредственно в данном случае возмещение материального ущерба. Сегодня рынок труда несколько стабилизировался. За последние 1.5-2 года в Комиссию по корпоративной этике не поступало никаких жалоб от компаний. «Мы устанавливаем барьеры не переходам сотрудников из одной компании в другую, а именно их переманиванию, необоснованному росту заработной платы и в итоге снижению конкурентоспособности предприятий, а позже и всей отрасли. Если мы догоним по стоимости заказов американцев либо немцев – что тогда? Когда вопреки рыночным законам уровня оплаты труда одна компания выводит всё из равновесия и делает это сознательно, то благодаря Декларации люди, которые собираются за одним столом, понимают, что есть некий моральный ограничитель, который можно учитывать, а можно и не учитывать. Это как бог дает вам выбор – грешить, или не грешить, соблюдать пост либо нет. Декларация работает на исключительно моральных обязательствах на добровольной основе, и плюс, если возникает почва для конфликтов, тогда этот вопрос решается внутри комиссии по корпоративной этике»,- пояснил Игорь Семашко. О том, что представляет собой декларация, кто был инициатором создания такого рода документа, как она работала раньше и как работает сейчас, о свободе выбора профессионала, о воспитанности конкурентов, а также о том, очевиден ли на сегодняшнее время эффект и необходим ли такой документ для создания здоровых рыночных отношений, рассказывает председатель правления Научно-технологической Ассоциации «Инфопарк», Владимир Басько: Владимир басько«Мы не должны говорить о форме, мы должны говорить о содержании. Это могла быть декларация, это мог быть меморандум, это мог быть кодекс, это могло быть соглашение. Возможно форма декларации – не самая лучшая. Кто был инициатором создания декларации – я бы пальму первенства не отдал бы никому, но основа декларации такая: людей не хватает, индустрия растет, и мы не можем переманивать людей в таком беспардонном режиме по разным причинам. Мы разогреваем рынок труда, мы стимулируем в людях настроение так называемых «летунов» (люди, которые за короткое время меняют несколько мест работы). Мы подводим наших клиентов: проект начинается, есть определенная проектная команда, и вдруг эта проектная команда разрушается. С одной стороны мы не можем ограничить права профессионала выбирать место работы. У профессионала должна быть свобода. Если новый наниматель хочет его заполучить, он просто должен сообщить нынешнему работодателю об этом. Я для себя назвал это - научиться говорить «здравствуйте» и «до свидания» своим партнерам-конкурентам. По сути, и смысл декларация этим и исчерпывается. Да, там небольшая процедурная составляющая есть, но дальше мы не пошли. Люди берут на себя обязательства не перед дирекцией ассоциации Инфопарка, не перед ПВТ, а перед себе подобными, что ты будешь вести себя воспитанно. Те компании, которые не подписались, не захотели быть равноподобными, как все остальные. Были сбои, кто-то забывал сообщить, руководители извинялись и впредь действовали добросовестно. Но в целом это заработало. И если действительно какой-то регулирующий документ становится нормой жизни общества, обычаем, правилом поведения, тогда действительно такой нормативный документ теряет свой смысл. Этот документ становится историческим. Мы можно сказать работаем на то, чтобы декларация стала ненужной. Один плюс как минимум для профессионала есть – он понимает правила, по которым работает наниматель. Если он хочет иметь хорошую репутацию, он понимает, как регулируются отношения между нанимателем. Это один из немногих опытов создания кодекса корпоративных этических принципов. В целом мы отталкиваемся от тех потребностей, которые возникают в отрасли. Некоторые известные предприятия не стали членами Ассоциации Инфопарка, возможно их отпугнуло подписание такого рода документов. Они восприняли это как ограничение свободы. Мы можем сказать точно: эффект на сегодняшний день очевиден: если раньше поступали заявления с жалобами, которые были основаны на переманивании сотрудников, то сейчас такого рода жалобы перестали поступать в Комиссию по Корпоративной этике, которую возглавляет Кирковский Александр – лидер EffectiveSoft, Владимир Сиротко – лидер Softclub, Басько Владимир – Infopark. Но тем не менее, когда мы принимаем новых членов в Ассоциацию Инфопарк, мы спрашиваем, подписываетесь ли вы под этой декларацией и принимаете ли вы наши условия. Это является существенным пунктом, для того, чтобы присоединиться к сообществу.

Работает ли Декларация?

Владимир степуро О своем добросовестном выполнении всех обязательств, урегулированных в Декларации, и о полном отсутствии выполнения таких же обязательств со стороны компаний-конкурентов, рассказал директор по персоналу компании ScienceSoft, Владимир Степуро. По его опыту данная декларация не работает. Также Андрей Ралько, директор компании Exigen Services отвечает на вопросы dev.by и абсолютно убежден, что какие бы соглашения искусственные не заключались между компаниями, работающими на рынке, то в конечном итоге рыночные механизмы победят любые соглашения. Создания такого рода документов не сможет решить проблему. Когда перед менеджером будет стоять реальная дилемма переманить сотрудника своего ближайшего конкурента или потерять проект на несколько миллионов долларов и оставить десяток человек без работы, еще не известно, что он выбирает. Андрей ралько

Выводы

Подпись документа, основанного на добровольных обязательствах, равна отсутствию подписи такого документа. Так как в первую очередь речь идет о самом человеке, его методах работы и отношения к своим конкурентам: готов ли он достичь результата любой ценой или же играть на рынке по честным правилам. Аргументация, как сторонников инициативы, так и тех, кто воздержался от участия соглашении, вполне ясна и понятна. Впрочем, и в той, и в другой позиции присутствует элемент лукавства – рост зарплат, которые многие любят называть «необоснованным» регулируется не соглашениями между компаниями, а рынком. Пока есть спрос будет идти и рост, и на самом деле он в какой-то мере выгоден и компаниям. Условно говоря, зарабатывать 20 процентов прибыли с человека с зарплатой в 500 долларов может и проще, но куда интереснее заработать 15 процентов с жалованья в полторы тысячи. Во-вторых, меры об уведомлении компании о желании вами нанять её сотрудника, не сдерживает рост зарплат – в любом случае текущему работодателю придётся поднимать планку или смиряться с потерей кадра. В результате, вопрос об уведомлении скорее просто этическая практика жить «без обид», ведь уже, наверное, большая часть персонала компаний вполне трезво оценивает свою востребованность рынком и если довольны условиями работы сами говорят менеджменту о том, что у них есть какое-то предложение и ставят вопрос о повышении жалованья или своём увольнении. Аргументы второй стороны, что подобное соглашение - это лишь слова и декларация намерений, которые в принципе не могут работать – тоже лукавство. Проблема ведь крылась не в каком-то росте зарплат хороших специалистов или мифических «летунах», а в том, что разогрев рынка и война HR-отделов привели к неадекватной ситуации, когда уровни жалованья опытного специалиста и юного выпускника университета с годом-двумя опыта фактически сравнялись. И как раз попытки цивилизовать рынок подобными соглашениями компаний – одна из вполне вменяемых мер по какой-то нормализации ситуации. Кроме того, так или иначе, сотрудничество компаний всегда идёт на пользу индустрии, об этом не стоит забывать, даже если вид это всё имеет во многом декларативный. В любом случае ясно одно - для дальнейшего развития отрасли необходимо каким-то образом реформировать систему подготовки специалистов, нарастить выпуск квалифицированных кадров. Должны ли ВУЗы изменить свои программы, или на манер Индии надо активно обучать будущих кодеров в учебных центрах при отраслевых ассоциациях и крупных компаниях, это покажет практика, но проблема в любом случае актуальна и требует какого-то разрешения, не ограничивающегося договорами о переманивании. Жанна Дубновицкая
подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение