HR рассказала, как ввязываться в споры с начальством без последствий

Прошлый год был богат на истории, когда сотрудники ИТ-компаний делились своей болью публично. В этом году — их не становится меньше. Опасно ли «выносить сор из избы» для карьеры, почему у айтишников до сих пор нет официального профсоюза и почему деньги мешают ИТ-компаниям адекватно разруливать конфликты, — рассказывает HR-директор и бизнес-консультант Ирина Вишневская.

34 комментария
HR рассказала, как ввязываться в споры с начальством без последствий

Прошлый год был богат на истории, когда сотрудники ИТ-компаний делились своей болью публично. В этом году — их не становится меньше. Опасно ли «выносить сор из избы» для карьеры, почему у айтишников до сих пор нет официального профсоюза и почему деньги мешают ИТ-компаниям адекватно разруливать конфликты, — рассказывает HR-директор и бизнес-консультант Ирина Вишневская.

Ирина Вишневская. 13 лет в профессии HR, 11 лет — в ИТ.

Смертные грехи соискателя

Когда ты видишь в резюме работника, что он уволен по статье — что это для тебя значит? Ждёшь откровенных объяснений?

Есть такие компании, из которых невозможно уйти раньше срока завершения контракта не по статье — не отпускают. И люди уходят, как могут. Основные статьи в таких случаях — прогул, употребление алкоголя на рабочем месте в рабочее время. Я брала таких людей спокойно. Работали долго и приносили компании ценность.

За 13 лет я не встречала увольнений по статье, где человек действительно натворил что-то страшное. Если работник сильно косячит (не перформит, например), проще для всех написать «по собственному желанию» — ведь «по статье» очень затратно по процессам и документам. За увольнением по статье в ИТ чаще всего стоит что-то другое.

А короткий срок работы — подозрительно?

Несколько мест работы по два месяца — стрёмно. По шесть-восемь месяцев на старте карьеры — нормально. Дальше — вызывает подозрения.

Люди считают сложным вопрос «Назовите причину смены работы». В любой статье «Как пройти интервью», собраны рекомендации, как на него «правильно» отвечать. Не рекомендуют затрагивать сложные отношения кандидата с  работодателем. А рекрутеры и интервьюеры на собеседовании ожидают услышать именно социально желательные ответы. В результате большинство кандидатов говорят: «Не было возможностей профессионального роста и развития». Ещё «легальными» причинами считаются семейные, переход на более высокую позицию и зарплату, переезд, «уникальная возможность» и новый проект. Допустимо говорить о сложных условиях труда. Но если вы скажете, что у вас был конфликт с руководителем… Беда.

В результате, компании ожидают услышать на собеседовании ложь, и кандидаты эту ложь говорят. Хотя было бы намного полезнее понимать, что кандидаты — это люди. И в компаниях работают люди. Это нормально и ценно — выстраивать рабочие отношения на основе реального понимания.

«Чёрный список HR» ещё рабочий?

Сейчас общего черного списка для всех эйчаров не существует. Много лет назад были попытки его сделать, но централизованно — не получилось. Каждая компания ведёт свою базу, рекрутеры и эйчары делают пометки на кандидатов. Но не видела, чтобы базами менялись — все держатся за свои данные. Да, есть практика просить рекомендации, но мало кто просит их на всех соискателей. Чаще — на тех, кто вызвал вопросы. Где-то плавал. Где-то странно себя вёл.

Например?

Самое частое: человек видит, что HR — молоденькая девочка и начинает проявлять неуважение, грубость, требовать «а подайте мне вашего главного директора». Или когда с порога предъявляет завышенные требования. Или возмущается вопросами, которые ему задают на профессиональном собеседовании. Чего-то не знает, начинает нервничать, проявляет агрессию: «Да зачем это нужно? Это можно взять и загуглить». Неумение человека выходить из мини-стрессовой ситуации настораживает.

Не сказала бы, что жёсткие вещи встречаются часто. За время моей работы — до 10 случаев, когда люди приходили на собеседование не очень трезвые. Один — подозрение на прием веществ.

Кандидаты часто боятся, что предыдущий работодатель даст на них не очень хорошие рекомендации. Но компании дают их очень аккуратно. Опасно сказать, что Вася плохой, потому что Васе могут передать. А Вася возьми и вынеси конфликт в публичное пространство. Больше пострадает компания. Зачем рисковать?

В опасности ли Игнат?

Недавно мы писали про случай в MediaCube, где работник высказался против картин, которые висели в офисе, а его уволили. Скажи как HR, у этого работника могут быть проблемы с поиском работы? Не будет ли публичность воспринята как «вынес сор из избы»?

Не думаю. Мнение о ситуации разделилось не только у комментаторов, но и у руководителей и эйчаров. Страх взять на работу Игната (герой статьи — прим. ред.) будет только у компаний, у которых самих что-то очень не так. Главное — профессионализм. Если у Игната высокий уровень — работа будет. Кроме того, он дизайнер, значит больше шансов найти фриланс. Уезжать на Северный полюс и менять сферу, уверена, не придётся.

Случай показательный?

Руководители компаний часто живут в мире, в котором им хотелось бы жить, а не в том, который существует.

Когда отрицаешь реальные проблемы, у тебя нет алгоритма, как их решать.

Это частая ситуация в белорусском ИТ?

Достаточно частая. Для работодателей характерно замалчивать проблемы. Негативная обратная связь воспринимается в штыки, потому что принимается на личный счёт.

Кто должен разруливать публичный конфликт — эйчар или фаундер, как это случилось в MediaCube?

Кто угодно. Вот только комментарий, который дал фаундер, не стоило давать в таком виде. Я бы говорила очень аккуратно: извинилась, что компания не нашла решения проблемы, обозначила бы дальнейшие шаги, провела бы внутреннее исследование, насколько картины влияют на рабочее настроение. Переходить на личности нельзя ни в коем случае. Особенно в ответ на выпады. Иначе это выглядит как агрессивная попытка оправдаться, и ставит комментирующего в слабую позицию.

Белорусские ИТ-компании готовы признавать свои ошибки? По опыту.

Не очень. Потому что не умеют с этим работать. Есть стереотип, что признать — это показать слабость. Им непонятно, что делать после публичного признания.

А есть показательный пример, когда в белорусском ИТ публичный конфликт разрешался удачно — мирно, без перехода на личности, без скандалов?

Не припомню такого.

Сор выносить — полезно

Если человек ничего не рассказал журналистам или не поднял вопрос внутри компании, это не значит, что он не выносит сор из избы. 

Если сотрудник не может обсудить проблему на уровне руководства или выйти в паблик — он что делает? В компании, на курилке, с друзьями — с теми, с кем чувствует себя в безопасности, он начинает всё это дело обсуждать. С друзьями, которые работают в других компаниях — тоже.

История раскручивается, неконтролируемо для руководства и компании, обрастает подробностями, превращается в сплетню. Кто-то рассказал, кто-то приукрасил. И «директор плечом задел» через три человека превращается в «директор в лицо ударил и за ногу укусил».

Когда компания не работает с фидбеком, она провоцирует слухи. Люди всё равно разговаривают. Всё выйдет наружу. Вопрос — контролируете вы это, можете обратить в свою пользу или нет.

Сотрудник, который не может высказаться, копит негатив и «заражает» других. А потом сразу несколько человек уходят, как раз когда компания взяла крупный заказ. Или падает эффективность. В итоге финансовые и репутационные потери выходят побольше, чем от интервью на dev.by.

Про школу HR

Вот ты говоришь «не умеют работать с конфликтами». Есть мнение, что конфликты должны решать эйчары, но фаундеры сами не очень понимают, как оценить их работу: где хороший специалист, а где плохой. И на работу попадают люди, которые не умеют ни разруливать конфликты, ни общаться с прессой. Что думаешь?

Соглашусь. Причин тому несколько. Главная — бизнес не понимает, чего ожидать от HR и, соответственно, не может внятно ставить задачи. Часто фаундеры — это ребята, которые выросли из технических специалистов. Многие учились интуитивно. На всём постсоветском пространстве нет чётких принципов и стандартов HR. Поэтому да, бизнес не понимает чего требовать.

В не ИТ компаниях HR процессы выстроены лучше, потому что там не такая высокая маржа, а значит проблемы не получается решать деньгами. Приходится учиться работать с людьми. В ИТ же залить проблему деньгами — частая практика.

Не доволен — на тебе +150?

Условно. Наши расходы — зарплата и налоги. Сферам же, где маржа пониже, нужно больше думать, как удерживать людей.

Вход в HR в ИТ достаточно простой, стандарты низкие. Подход многих компаний: взять девочку/мальчика с хорошим английским, коммуникабельностью и симпатичной внешностью. В итоге профессия воспринимается как «делать рекрутинг и закупать печеньки». Я не говорю про все компании и всех специалистов — конечно, есть настоящие профессионалы и их много.

Зачем нужна «токсичность»

То есть сегодня компании предпочитают расстаться с «токсичным» человеком?

Тема с токсичностью вообще непонятная. Почему-то «токсичным» считается человек, который недоволен. Как говорят — «ноет». Раз ты «токсичный», никто не пытается определить, адекватные твои претензии или нет. Вполне возможно, человек оказался в травмирующей ситуации, ему нужна помощь. И он просит её в форме выражения недовольства. 

Мода на токсичных людей выгодна компаниям и эйчарам?

Может (смеется). Во многих случаях это скорее элемент управления и манипуляции. Человек 8 часов в день находится в состоянии стресса и переработок, это длится год, пять. Он не может покинуть компанию, потому что платит кредит или дорабатывает контракт. Включаются биологические механизмы — бежать он не может, пытается бить. То есть высказывать недовольство. На что ему говорят: товарищ, ты токсичен. Но токсична — ситуация.

Есть ли такие условно «токсичные» люди, с которыми сегодня в белорусском ИТ никто не будет работать из-за их репутации?

Даже те, кто был в том древнем «черном списке HR», люди с очень жесткой репутацией, находят работу. Чтобы вся отрасль не хотела иметь дело — таких не знаю. Даже увод заказчика уже не воспринимается как мега-грех. Знаю многих фаундеров, которые так начинали свой бизнес. И потом — никто не будет собирать досье по каждому человеку. У нас есть ощущение, что мы находимся в центре мира. Но люди интересуются только собой. Даже если ты где-то совершили ошибку — это не клеймо. Ведь о делах, даже громких, забывают.

Люди начали говорить, но заряд смелости ещё не набран

2019 год вообще стал переломным в смысле публичности — айтишники стали чаще «выносить сор из избы», меньше боятся говорить о проблемах громко. Кто-то один нашёл смелость и все увидели, что так можно. Это и по публикациям на dev.by видно. Публичное обсуждение проблем в одной компании помогает получить обратную связь всей отрасли. Как напоминание: мы работаем с реальными людьми, они не автоматы и не рабы и имеют право голоса.

Что у сотрудников наибольший триггер?

Есть телеграмм-чатик неформального профсоюза, где обсуждают проблемы в ИТ. Главная чаще всего в том, что люди не чувствуют, что у них есть голос, что они важны. Деньги у айтишников есть, и на передний план выходят ценностные, смысловые уровни: что я делаю, что приношу миру, зачем я здесь?

Показательно: в англоязычной прессе большое количество статей о скачке суицидов в Кремниевой долине. Не столько из-за сложной работы на износ, сколько из-за потери смысла, выгорания.

Почему нет формального профсоюза в белорусском ИТ?

Заряд смелости еще не набран. Одно дело просто бухтеть в чатиках или анонимно писать комментарии. Другое — официально сделать то, что фактически воспринимается как нелояльность.

Такие глобальные вещи могут двигать только состоявшиеся специалисты с опытом, с именем, которым проще поднимать проблемы. Даже если такой человек высказал резкие вещи, но все знают, что он крутой и мега ценный — всем всё равно. Он уже не токсичный, а просто эксцентричный немного.

А если ты только что закончил курсы, тебя не устраивает что-то, ты хочешь отстоять права…

Лучше не стоит.

Если подытожить: в нашей отрасли действительно появляется больше гласности. Иногда она приводит к конфликтам. Но любой конфликт можно решить по-разному и из любой ситуации можно выйти либо с потерями (финансовыми и репутационными), либо с пользой. На резкие выпады велико искушение ответить в стиле «сам дурак» — и в большинстве громких скандалов 2019 года примерно так и отвечали.

На самом деле умение признать наличие проблемы (хотя бы того, что да, кто-то недоволен) и выйти из ситуации правильно — это показатель зрелости бизнеса и менеджмента. И правильное публичное решение конфликта может принести очень много очков в пользу репутации компании и эффективности бизнеса.


dev.by проводит новое исследование рынка труда в белорусском ИТ — заполните анонимную анкету, и скоро мы поделимся результатами.​​​​​​​​​​​​​​​​​​


Работа в ИТ в Беларуси​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

ИТ-компании уволили за этот год 5,6+ тысячи человек
ИТ-компании уволили за этот год 5,6+ тысячи человек
ИТ-компании уволили за этот год 5,6+ тысячи человек
Для тех, кого уволили: HR Breakfast запускает стримы, как искать работу
Для тех, кого уволили: HR Breakfast запускает стримы, как искать работу
Для тех, кого уволили: HR Breakfast запускает стримы, как искать работу
«Им запрещали говорить с волонтёрами, били на выходе». HR о дежурстве у Окрестина
«Им запрещали говорить с волонтёрами, били на выходе». HR о дежурстве у Окрестина
«Им запрещали говорить с волонтёрами, били на выходе». HR о дежурстве у Окрестина
Алёна — HR и активная участница минского хакерспейса. Во время первой волны эпидемии Covid-19 она курировала работу швей-волонтёров, которые делали защитные костюмы для врачей. В ночь 10 августа Алёна одна из первых стала дежурить у Окрестина, когда волонтёрского лагеря там ещё не было. Она записывала на коленке первые списки пропавших, создала канал «Окрестина списки». Провела под стенами ЦИП и ИВС пять суток с краткими перерывами на трёхчасовой сон. dev.by она рассказала, как это было.
10 комментариев
ИТ-найм выбирается из ямы, но выборы мешают. Графики
ИТ-найм выбирается из ямы, но выборы мешают. Графики
ИТ-найм выбирается из ямы, но выборы мешают. Графики
В июне рынок ИТ-вакансий отыграл существенную часть апрельского обвала. Нет, мартовский уровень пока не достигнут, но он уже виднеется.

Обсуждение

Anonymous
Anonymous
12

В кое-то веки мне близка позиция. Про публичность и открытое решение конфликтов - такое не часто услышишь от HR. Единственный момент с которым не согласен:
"Есть мнение, что конфликты должны решать эйчары...И на работу попадают люди, которые не умеют ни разруливать конфликты, ни общаться с прессой" --> Фаундер, это статус который подразумевает умение взаимодействовать с людьми, находить соприкосновение, не бояться публичности. Если конечно он не собирается отойти от дел и только извлекать прибыль. Плохому фаундеру/С-level менеджеру не умеющему в человечность ни помогут ни HR отделы, ни middle менеджмент. Рыба гниёт с головы. Ну и в наше время уже нужно уметь находить общий язык с людьми и понимать социальную динамку места, в котором работаешь, в не зависимости ранга.

6

Спасибо!
Насчет фаундеров тут абсолютно согласна, скажу даже больше - фаундеры в принципе определяют корпоративную культуру, и какие бы стандарты не выставлялись, если стиль руководителя этим стандартам противоречит - все выравняется по руководителю.

4

Всё здорово (спасибо), кроме части про "профсоюз".

Дело не столько в "заряде смелости", сколько в целесообразности, балансе затрат и выхлопа. Выйти на какой-то официальный, серьёзный уровень - это в сознании (и возможно на практике) практически недосягаемая вещь. В лучшем случае всё погрязнет в бюрократически-юридических болотах. В худшем - ударит по инициаторам. Поэтому возникает вопрос: а зачем лично мне этим заниматься?

Поэтому - анонимусы, разговоры в курилках и "забавное.it". Выходит такой децентрализованный профсоюз: без "веса" и законотворчества, но с каким-никаким влиянием на репутацию и осмыслением проблем. В наших широтах, наверное, самый жизнеспособный вариант.

0

Ну вот ударим по инициаторам - это примерно то, что я имела в виду под зарядом смелости. Для людей пока возможные выгоды и какая-то реализация внутреннего чувства справедливости не перекрывает возможных потерь. Так что - очень даже согласна))

2

забавное.it кроме как забавных историй ничего миру не несёт.
Профсоюза, цеховой этики, ответственности и взаимовыручки в данный момент нет. Наш рынок всё ещё незрелый.

0

Про забавное.it согласен, в общем-то. Не стоит его переоценивать, но как явление - прикольно.

Зрелость рынка it - следствие более глобальных проблем. Проблемы с этикой тоже. Нет культуры у человека по жизни - нет культуры и в работе.

0

Спасибо автору. Статья подтверждает все то, о чем я говорил в комментах под статьей Артема Баяндина.

6

Это парень, который на собесы много ходил и пост недавно написал? Не вижу связи.

0

Не вижу связи.

Думаю, это потому, что вы не видите разницы между статьей Артема Баяндина и статьей про Артема Баяндина.

Anonymous
Anonymous
1

Вы бы лучше мысль развернули и дали ссылку на свой комментарий. Не все же следят за развитем мыслей в коментариях и читают каждую статью и помнят кто за что стоял.

0

Могу лишь дать ссылку на статью, если кто ее упустил. Хотя это было всего лишь 3 дня назад. https://dev.by/news/kolonka (А Душный Дед точно в курсе дела, он там тоже комментировал.)

0

Статья по ссылке после краткого вступления "от редации" продолжается так:

Меня зовут Артём Баяндин, это моё настоящее имя ...

То есть она и "от", и "про", и "о" и что там ещё может быть. Я откомментил там раз и отбежал подальше - мне не близок ход мыслей главного героя.

1

Отвечу тут - ниже вложенность комментов скоро упрётся в предел.

Там - неоднозначный главный герой со своей линией поведения и некими личными (может быть завышенными, может быть нет) ожиданиями от позиции.

Там же я писал: не стоит уже на входе выглядеть так, что ты создашь проблем конторе больше, чем будешь решать. Ну или если это твой принцип, то не удивляйся.

Имхо, в этом нет какого-то "спора с компанией". Можете считать это дефолтным протоколом человеческого общения: не будешь следовать ему, и оттолкнешь при первой встрече любого. Ходь девушку, хоть парня, хоть рекрутёра, хоть котика.

1

Я не знаю, с кем и о чем вы сейчас говорите.

Еще раз сформулирую кратко свою мысль. Статья Баяндина - не про него самого. Она - о реально существующих проблемах в сфере найма в ИТ. В частности, о компетентности рекрутеров и об их критериях отбора кандидатов. Статья Вишневской к этим проблемам тоже имеет непосредственное отношение.

P.S. Когда палец указывает на Луну, смотреть надо на Луну, а не на палец.

0

Ну реальные проблемы существуют в любом сфере и профессии. Я просто говорю о тех, в которых разбираюсь. А так в целом по той статье прям вывод делать вряд ли можно, основываясь на информации с одной стороны.

4

Миниатюрка "Собес".

— Что делать умеете?
— Умею показывать на Луну
— Но нас интересуют конкретно пальцы и то, что вы ими делать умеете
— Да что вам мои пальцы, вы посмотрите какая там Луна красивая!
— Понятно, спасибо, у нас мечтателей уже в топ-менеджменте набрано

1

Прочел ваш комментарий. Спасибо, вопросов больше не имею. Способ растопыривания пальцев каждый выбирает по себе.

6

Сор из избы. Выносить можно и нужно. Лучше по пятницам: жизнь от этого лучше не станет, но веселее и интереснее - точно. :) Профсоюз. Не накопился заряд смелости? Смешно. Что бы копить заряд нужна разность потенциалов. На одной чаше весов прекрасное-далёко, а на другой ты, на недосягаемой глубине. И сидишь ты в этой дыре, терпишь-терпишь и вдруг взрываешься... Смысл профсоюза - отстаивать попранные права. Но с одной стороны, положа руку на сердце, в нашем IT права работников не что бы так сильно и попирали (уж точно не до такой степени, что бы это выразилось в массовое недовольство). А с другой, в нашей стране у профсоюзов не так уж много реальных рычагов воздействия на ситуацию (работодателей), я про какие-либо особенные, профсоюзные рычаги.

Посудиться и попытаться отсудить невыплаченную ЗП разорившимся стартапом? Профсоюз не особо больше поможет получить деньги, нежели суд.
Продвинуть какой-нить прогрессивный проект пенсионной реформы для ITшников, "выбить" для них 4х часовой рабочий день? Не смешите мои тапки.
Выторговать новый сорт бесплатного чая или печенек на кухню? Для этого не нужен профсоюз.

PS очень гладкое интервью, без острых углов, елейное, задремал пока дочитал... :)

0

Поправку на неанонимность автора учитывали?

0

Конечно :) Мой вердикт: такими статьями имя себе не сделаешь. Такую статью прочитаешь и через пять минут забудешь кто писал с чьих слов писал и о чем писал. Нет посыла.

1

Ну я вообще если честно не хайпа ради, а конструктива для и испортить все веселье))) Ну про профессионализм поговорить, про то, как можно реагировать на конфликты, ну вот про это все =)

1

Еще раз спасибо за хорошую статью.

3
1

Милота =)

2

черт, мой кот -- рекрутер

Vadim S
Vadim S Product Manager в My Monday
3

Все красиво рассказывают, но по факту как до дела доходит, внутри многих топов просыпается мини-царь, который любит казнить и миловать. И тогда HR может только сказать "я тебе сочувствую, но ты же сам все понимаешь".

3

Ну я примерно об этом и говорю, что IT-компаниям, руководителям, эйчарам надо учиться работать с фидбеком, конфликтами, недовольствами, лучше, конечно, еще до того, как попало в паблик, но если уж так получилось и попало - ситуацию тоже можно решить по-разному.

3

Все довольно стройно, хотя многовато букв, но привлекла внимание фраза: «Я брала таких людей...». При всем уважении к опыту, Ирина, Вам действительно довелось работать в компании(-ях), где у Вас, как у HR, были полномочия единолично принимать решения о найме? В IT в РБ?

0

Юрий, ну на самом деле голос всегда в решении о найме имела, в оценке преимуществ и рисков найма участвовала и к мнению прислушивались. Реально повлиять на брать-не брать всегда могла. Но при этом, если говорила мол - тут есть статья (или еще что-то), но брать надо - это была реально моя ответственность. Ну а в свою команду и единолично принимала решение о найме.

zarathustra
zarathustra Lead Software Engineer в EPAM
1

Вставлю свои пять копеек:

Может вы еще не заметили, но любой скандал покрывает ровным слоем грязи всех кто в нем участвует. Это касается и "истории Игната". На мой субьективный взгляд там все молодцы: и сам Игнат, и фаундер MediaCube-а. Первый вместо того чтобы тактично поднять вопрос перед начальством, начал своими опусами продвигать линию партии в достаточно бескомпромисной форме. Второй просто рубанул в ответ не желая сюсюкаться с весьма странным дизайнером, а потом еще и протролил. Шоу для народа вышло знатное. Самое интересное что сами ребята работающие в той самой клоаке безвкусицы и визуального насилия над личностью, с одной стороны разделяют позицию Игната относительно картин, с другой стороны указывают что сам Игнат общественность своей эпатажностью знатно напрягал (для примера Игнат, будучи по всем биологическим признакам женского пола, тяготел к хождению в мужчской туалет чем ввергал мужскую часть офиса в весьма неудобное положение. Однако заметьте, что общественность тактично терпела, а не строчила опусы на всю компанию), и наконец, ребята говорят о своем фаундере как о простом открытом человеке, с которым всегда все можно обсудить, и который еще не понял что он уже барин, и с плебеями не через платочек ему разговаривать некомильфо. Однако за шоу спасибо! Уверен что определенные проблемы теперь будут у обоих: и у Игната с работой, и у MediaCube с наймом. Дефолт-гражданин будет выбирать опцию "ну вас нафиг, на всякий случай". Я до сих пор не могу понять все эти игрища в "токсичность". Есть люди. Люди разные. У всех есть свои достоинства и недостатки. И у всех людей есть свои идеалы, ожидания, ценности и проблемы. Что вы понимаете под токсичностью, я не пойму. Если человек не поет строем гимн компании и не клянется ей в верности - он токсичен? А если у него есть свое мнение, которое не равно вашему? А если он вместо того чтобы ходить на тимбилдинги ходит на утренник к своей дочке или сыну в садик? Мне очень импонируют слова HR о собеседованиях. Действительно наблюдаю картину когда все играют в специальную игру. Компания задает "правильные" вопросы собранные из интернетов, а кандидат должен дать на них "правильные" ответы, найденные там же. В чем смысл сего действа, кроме проверки и утверждения того факта что обе стороны умеют пользоваться интернетом и пытаться обхитрить друг друга, мне не ясен. Очень ценю, когда на собесе обе стороны пытаются говорить открыто и даже откровенно и понять позиции друг друга. Мне кажется что в такой ситуации в выигрыше обе стороны: ни для кого не будет неожиданностей апосля и уже изначально устанавливается определенное доверие.

Все вышесказанное, естественно, является, моей субъективной точкой зрения. На абсолютную истину я не претендую.

2

Евгений, ну я правда искренне верю, в то, что Игнат не пропадет, да и компания тоже вряд ли из-за скандала закроется. Да, какое-то время обеим сторонам придется приложить больше усилий, но, все забудется. Вот реально забудется, причем быстрее, чем может показаться.
Про "токсичность" сама тренд очень не разделяю, как читала в одной книге - токсичностью сейчас считается все, что не вписывается в энтузиазм чирлидерши, работающей по 12 часов в сутки.
Ну и в целом, мне кажется, что слишком уж бездумно идет следование трендам - прочитанным в бизнес-литературе, взятым из западных статей и т.д., всем хочется в работе с людьми найти "волшебную кнопку", ну и идут попытки впихнуть людей в придуманные модели, которые не работают.

zarathustra
zarathustra Lead Software Engineer в EPAM
1

"идут попытки впихнуть людей в придуманные модели, которые не работают" -- вот эта ваша фраза мне очень понравилась.

2

насчет токсичности абсолютно согласен.
Ценность наших руководителей ИТ равна 0, поэтому зарубежом с удовольствием берут наших ИТишников, но я не слышал ни разу, чтобы кто-то зарубежом взял наших начальником и топов, на аналогичные позиции.
Наше руководство абсолютно не компетентно в менеджменте.

Ради очередного геморойного контракта, они набирают людей с разными психотипами, даже не смотрят подходит ли люди друг к другу, готовы браться за заказы без Технических задании, без бизнес анализа, лишь бы урвать. А потом всех кто не согласен и выражает недовольство под одну гребенку ярлыка токсичность.

Ведь наши топы не нацеленные делать продукт, их цель лишь освоить как можно быстрее и больше бюджет заказчика, а дальше хоть трава не расти, и плевали они на всех разработчиков, их лишь останавливает что без них , они не нарисуют сами красивые кнопочки(поэтому JS спецы так востребованы сейчас) и поэтому топы во всех статьях пишут якобы итишники зажрались. и им приходится скрепя зубами давать якобы завышенные по их меркам з.п

1

Статья, я бы сказал, хорошая. Плюс один человек в копилку людей думающих.

Проблемы есть на всех уровнях: и на уровне разработчика, и на уровне менеджмента, и на уровне рекрутеров, помогающих разработчику и менеджеру найти друг друга.
Мы все люди, мы все разные: у нас разное было детство, в разные школы мы ходили, кто-то хлестал водяру, а кто-то в это время зарабатывал медали на международных чемпионатах; один слушает электро, другой - рок; один любит Айвазовского, другой - Вашкевича; один Игнат, другой - Игнатка. Разное случается. Мир очень быстр, и твердолобость и узкомыслие - блокираторы развития. И если мы не научимся договариваться, если не научимся слышать друг друга, то можем застрять на текущем уровне развития, который очень скоро сойдет на нет с такими скоростями.

Завершу цитатой Кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!"

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже