Среднеспециальное IT образование

2 сентября 2009, 11:42
Хочется выразить большое спасибо rilley_elf'у за то, что он настойчиво требовал от меня исполнения моего обещания по написанию данного поста. Дошло даже до того, что был установлен строгий дедлайн. Примерно пол года тому назад мне пришлось пойти по распределению работать преподавателем в один из колледжей г. Гродно, в котором готовят IT специалистов. То, что дела у нашего образования в последнее время идут не самым лучшим образом для меня не было секретом. Но такого, честно признаться я не ожидал. Итак, попытаюсь описать, что ждёт молодого специалиста, окончившего не педагогический и не разу не бывавшего в школе на практике. Начнём с того, что мне начали формировать нагрузку. Что это такое? Как регламентируется? На эти и другие вопросы пришлось искать ответы самому, спрашивать. Никаких должностных инструкций я так и не увидел. Ладно. Раз я преподаватель, значит должен вести пары. Опа! А что я должен рассказывать? В каком объёме? Оказывается на каждый предмет существует программа. А программа это просто набор тем, разбиение количества часов по ним и всё. Ну может будет немного предложений по каждой теме. По вот этой вот программе необходимо составить календарно-тематический план (КТП), лекции, практические, лабораторные и самостоятельные работы. При этом в КТП необходимо отразить, из каких источников бралась информация. Причем указывать в КТП в графе домашнее задание необходимо номера страниц из изданных книг. Для каждой контрольной работы необходимо написать критерии оценки, за что ставить 2, а за что, к примеру, 9. И вот это всё должен делать каждый преподаватель для каждого предмета. Вот же везет тем, кто придумывал программу. Составил программу, а что по ней буду преподавать уже дело десятое. Вот это обстоятельство я бы назвал в числе первых пороков нашей системы образования. Почему в министерствах не могут сразу всё составить? А потому, что они хотят, чтобы каждый из преподов «вложил дущу». Ладно, один год разрабатывали, потом можно пользоваться до посинения. Ан нет. Программа меняется чуть ли не раз в три года. Да изменения полезны. Но эти изменения зачастую косметические: отсюда часик забрали, сюда — добавили. А преподаватели снова пишут тонну бумаг. Вернемся к ХТТ. Из-за недостойной оплаты труда распределяемые зачастую не задерживаются больше отведённого им государством срока. Только «распределенец» набраться опыта, а 2 года и истекли. Пора сваливать. Да и уровень распределяемых, как бы это по мягче сказать, страдает. Что это я всё про систему да про преподов. Давайте поговорим про тех, ради кого собственно устроен весь этот сыр-бор. Поговорим про учеников. При проведении «практики по разработке и сопровождению ПО» выяснилось, что никто не может
  • дать определений БД,СУБД (под «дать определение» подразумевается не точное, словарное определение, а просто понимание того, о чём ведется речь);
  • назвать несколько названий СУБД (детишки были шокированы, когда узнали, что есть что-то кроме Access. Да деда мороза нет! :) );
  • рассказать, что такое нормальные формы и для чего они нужны.
Каждому предлагалось составить схему БД. Почему то у всех получалось по одной таблице :). Хотя нет. Одна девушка (или девочка, я не в курсе:) предоставила схему аж с шестью таблицами. Вот они:
  1. Работники Брестской области
  2. Работники Витебской области
  3. Работники Гомельской области
  4. Работники Гродненской области
  5. Работники Минской области
  6. Работники Могилевской области
Что такое внешние ключи, каскадное удаление и обновление они и понятия не имеют. А ведь ещё есть бедные триггеры, индексы. Что у нас ещё должно было быть? UML. Тестирование ПО.... Короче, пустой белый лист. После того, как я им «открывал глаза», детишки начинали спрыгивать, мол, их плохо учили, ничего им не рассказывали, а если и рассказывали, то не интересно. Когда, глянув исходный код, спросил одного парнишку о возможных вариантах оптимизации одного кусочка кода, то выяснил, что он точно его не писал. Не может человек так путаться в своём коде. Если ты писал его сам, то изменить, ну ладно, объяснить, тебе точно не составит труда. Ведь кусочек кода очень простой, это же не «максимальный поток»! Я приносил им книжки. Даже показывал с какой по какую странички читать. «Ноль по фазе». Те, кто хотел показаться умным просто тупо брали книги домой, делая вид, что их прочитали. Как я это узнал? Легко! Один вопрос: «Какое животное изображено на обложке книги про MySQL ». Если вы считаете, что это не дельфин, тогда вам к этим парням. Это были третьекурсники. Второкурсники вообще порадовали. Приведу наш диалог. - Какие у вас есть лажовые предметы? - Методы алгоритмизации. - Как? Почему? - Да зачем нам всякие графы, шмафы, рекурсии и т.д. Да действительно, они вам не зачем :) А вот дипломники меня очень удивили. Нет, не знаниями, а усердностью и самостоятельностью. Они практически сами написали свои дипломы. Я только дал пару советов по написанию программного кода, стилистическому оформлению дипломной записки, оформлению презентаций и способу защиты диплома. Итог: четверо из пяти получили 9, один парень — 7. В этом году мне предстоит встретиться с первокурсниками. Вот будет потеха. Хотя нет, потехи не будет. Придётся их нормально учить, чтобы потом они могли с лёгкостью ответить на вопрос: «А что же такое СУБД?». Кстати, пару третьекурсников (теперь уже четверокурсников) уже вызвалось быть под моим руководством на диплом. Я их предупредил: или ты сдаёшь на 9, или ты просто не сдаёшь, потому что я тебя не допущу. На что они мне ответили: «Зато вы нас научите».
подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение