Стартапим Стартап. 5 шагов до первой строчки кода

19 комментариев
Стартапим Стартап. 5 шагов до первой строчки кода
rocketПоследние полтора года я работаю в стартапе. Если добавить немного пафоса, я являюсь одним из создателей и руководителей детища под названием Quote Roller. Историю создания Quote Roller вы можете прочитать здесь. За успехами можно следить здесь. Работая над Quote Rolle, мне посчастливилось сделать большое количество ошибок. На ошибках, хотелось бы верить, я многому научился. Этим опытом я с радостью [или горечью] хочу поделится с читателями этого блога. Заранее приношу извинения за грамматику и лексику. Оглядываясь назад, главный допущенный «косяк» был в работе над продуктом без единого клиента, который готов платить. Эту ошибку можно было бы не допускать. IT стартап – это в некотором роде исследовательский процесс. Поэтому почти любое предположение нужно валидировать (подтверждать). И главное предположение, которое вы должны валидировать, звучит примерно следующим образом: «А кому это вообще нужно?». Предположим, что Вы решились на великий подвиг. Логичным будет сесть за клавиатуру и начать строчить тысячи строк кода. Однако есть несколько альтернативных и очень полезных занятий для того, чтобы удостовериться в целесообразности кода, который вы уже готовы писать.

Шаг первый – Анализ рынка

В первую очередь нужно составить профиль вашего потенциального пользователя или клиента. Нужно понять, к каким демографическим и языковым группам относится этот индивид. Очень важно понимать, сколько может принести средний клиент в месяц, полгода, год. Кроме того, полезным было бы выделить очень узкую нишу и придумать, как вы найдете первых 10, 100 и 1000 клиентов. Инструментов для анализа рынка существует множество, и для разных типов стартапов они разные. Я бы выделил следующие (наиболее простые):
  1. Анализ поискового трафика
  2. Анализ конкурентов, их блогов, упоминания в прессе, Compete и Alexa ранков.
  3. Анализ средних конверсий в индустрии
Если это возможно, постарайтесь предположить CLV (Customer Lifetime Value), а так же сколько клиентов и времени Вам необходимо для того, чтобы “сработать в ноль”.

Шаг второй - LaunchRock страничка

LaunchRock – это веб-сервис, который позволяет в течение часа создать себе простую страничку с формой email подписки на новости вашего стартапа. Как правило, LaunchRock странички содержат ваше лого и 1-2 предложения, которые четко говорят о том, над чем вы работаете (high level pitch). Данным сервисом пользоваться не обязательно, можно, конечно, и WordPress развернуть. Постарайтесь сделать и добавить хорошее видео, которое объясняет то, над чем вы собираетесь работать. Обязательно установите Google Analytics и реализуйте возможность обратной связи. Заинтересуйте посетителей странички оставить свое мнение о том, над чем вы работаете. Разошлите всем своим знакомым или, что лучше, потенциальным клиентам эту страничку. Анализируйте конверсию посетителей странички в подписчиков на рассылку. Многие из стартапов Силиконовой Долины запускаются уже с несколькими тысячами подписчиков на их демо странички. Более того, они не стесняются представлять свои еще не написанные проекты на конференциях вроде Launch.is или TC Discrupt.

Шаг третий – Спамим Социальные Сети и форумы

В первом занятии вы выделили потенциальных пользователей, верно? LaunchRock страничка у нас тоже есть. Теперь можно попытаться нагнать пару сотен, а лучше тысяч подписчиков на обновления и новости о вашей работе. Для этого подойдут социальные сети. В первую очередь нужно найти группы в социальных сетях, вроде Facebook и LinkedIn, которые объединяют тех, кто вам нужен. Для Quote Roller это были группы, которые объединяют менеджеров по продажам. Просите совета, а не будьте ботом, который нахально “спамит” и рекламирует свою идею. Если идея хороша, то вы получите ценные советы и подписчиков. То же можно сделать и на форумах и сайтах вроде Quora. Попробуйте найти профессионалов и наиболее активных в вашей среде людей, которые смогут вам что-то посоветовать. Велика вероятность, что после 100го совета вы измените свое представление о том, что собираетесь делать.

Шаг четвертый – KickStarter

Думаете, что Ваша идея гениальна? Попробуйте получить финансирование на ее реализацию через KickStarter. На гениальную идею в KickStarter можно «поднять» от тысячи до нескольких сот тысяч долларов. Более того, в вас могут вложить звезды индустрии, вроде Марка Цукерберга (прецеденты были – печально известная Diaspora). Конечно, шансы не велики. Однако, если в вашу идею вложат хотя бы $500, это уже неплохой результат. Альтернативой кикстартеру может быть группа знакомых и друзей, которые готовы скинуться по $100 на реализацию вашей идеи. Пообещайте им $1000, если дело выгорит.

Шаг пятый – Продумайте Маркетинг и PR

Очень важно то, каким образом вы планируете разрастить базу клиентов и пользователей вашего приложения. Есть несколько способов привлечения пользователей: Виральный (вирусный). Лучший из всех способов, так как бесплатный. Однако, виральную модель нужно продумать. Не каждое приложение может быть вирусом. Скажем, вирусную модель для B2B приложения придумать очень сложно. Онлайн реклама. Если вы планируете, что онлайн реклама будет одним из двигателей прогресса, то обязательно нужно высчитать такие предположительные метрики, как стоимость «завоевания» клиента. Можно попробовать узнать некоторые метрики без единой строчки кода. Рекламировать можно и LaunchRock страничку, тем самым узнав цену клика в Adwords. Конверсией можно считать подписку на рассылку новостей. Важно понимать, удастся ли окупить рекламные вложения суммой, которую приносит пользователь за N месяцев. Попробуйте заинтересовать журналистов, tech блоггеров, которые пишут о стартапах, вашей работой и идеей. В tips@techcrunch.com писать бессмысленно. Однако существует тысяча блогов и ресурсов, которые вполне могут о Вас написать, тем самым пригнав трафик. Кроме того, можно попытаться найти журналиста, который будет заинтересован в том, чтобы анонсировать Ваш будущий запуск. Просчитайте, сколько из опрошенных журналистов вам ответили. Очень важно, чтобы Ваша идея была интересна прессе. Если вы планируете получить пользователей от «большого брата», какого-то ресурса, который уже имеет базу пользователей, попробуйте заинтересовать этих пользователей и выбить промо у владельцев данного ресурса. Если ваше предположение о том, что добыть пользователей для будущего стартапа будет легко, не улетучится, считайте, что это очень хороший знак. Подытожив, мы получим следующие шаги:
  1. Анализ рынка
  2. LaunchRock страничка
  3. Привлечение интересующихся через социальные сети
  4. KickStarter
  5. Планирование маркетинга и PR
Конечно, написанное выше верно не для каждого случая. Более того, «продажа» пустой идеи до релиза конечного продукта многим может показаться странной, небезопасной и преждевременной. Многие стартаперы боятся «разглашать» свою идею, так как думают, что кто-нибудь ее обязательно украдет. Однако задумайтесь, есть ли у вас шансы на успех, если есть кто-то, кто может украсть вашу идею и воплотить ее в жизнь лучше вас? И неужели у тех, кто может сделать IT стартап лучше вас, нет своих идей, которые так же хороши? Надеюсь, что этот пост поможет лучше понять рынок и оценить потребности вашей целевой аудиенции. Удачи и успехов во всех начинаниях! P.S. Интересный факт из истории: создатели Groupon запустили его первую версию в качестве блог поста на Wordpress. Ребята предлагали купоны на пиццу из ресторана, который находился в здании их фирмы.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

GoWayFest 4.0 Online Edition Conference
11 июля — 12 июля

GoWayFest 4.0 Online Edition Conference

Минск

Читайте также

Города мира, где больше всего «единорогов»
Города мира, где больше всего «единорогов»

Города мира, где больше всего «единорогов»

Мнение: стартап-экономика поломалась, а коронавирус ещё все усугубил
Мнение: стартап-экономика поломалась, а коронавирус ещё все усугубил

Мнение: стартап-экономика поломалась, а коронавирус ещё все усугубил

Публикуем перевод статьи корреспондента издания The Week Райана Купера про то, что компании с бизнес-моделью вроде Uber вредны для экономики.
55 комментариев
Сокращения 75%, новый продукт. Как Blinger пережил кризис
Сокращения 75%, новый продукт. Как Blinger пережил кризис

Сокращения 75%, новый продукт. Как Blinger пережил кризис

Белорусский сервис для поддержки клиентов через мессенджеры Blinger.io, вопреки коронакризису, до недавнего времени радовал хорошими новостями. Однако от бывших сотрудников стартапа dev.by несколько раз получил другие новости — о сокращении команды и несостоявшемся релизе продукта. Попытались разобраться.
Revolut заставляет сотрудников увольняться по собственному
Revolut заставляет сотрудников увольняться по собственному

Revolut заставляет сотрудников увольняться по собственному

Обсуждение

1

> В tips@techcrunch.com писать бессмысленно

Я бы немного добавил, исходя из своего опыта.
(1) Всегда лучше писать не на общий email, а конкретному репортеру.
(2) Не надо просить рассказать о вашем стартапе. Постарайтесь создать материал, который будет полезен читателям сайта, и который облегчает репортеру работу. Например, проведите небольшое исследование в вашей области.
(3) Не нужно стесняться сразу показать, что о ваc уже пишут. Репортеры ищут интересные материалы. Если вы говорите, что о вас уже написали на techcrunch или твитнул известный человек, это сразу привлекает их внимание. Проверено не раз - люди, которые игнорировали обычные мейлы, сразу откликаются, когда видят что их коллеги обратили на вас внимание.

Вот еще хороший совет от Mark Cuban, примерно о том же:

http://www.entrepreneur.com/article/222524
11. Never hire a PR firm. A public relations firm will call or email people in the publications you already read, on the shows you already watch and at the websites you already surf. Those people publish their emails. Whenever you consume any information related to your field, get the email of the person publishing it and send them a message introducing yourself and the company. Their job is to find new stuff. They will welcome hearing from the founder instead of some PR flack. Once you establish communication with that person, make yourself available to answer their questions about the industry and be a source for them. If you are smart, they will use you.

-1

Алекс,

Информация выше + чуть чуть больше тянет на статью в этот же dev.by. Лично мне было бы очень интерсно ее прочитать.

Anonymous
Anonymous работаю в Digiteum
1

Поддерживаю! Вчера только дочитала The Lean Startup, книжка интересная и много практических примеров. Но всегда интересно послушать опыт/мысли других людей, особенно тех, кто доступен для общения и диалога. Тема-то хорошая!

1

Пожалуй, напишу. Но немного позже, чтобы история была полнее.

1

Вообще отличная статья. Спасибо, Микита.

Anonymous
Anonymous
-1

За статью спасибо.
Но! Опять про Quote Roller. Вам самим не надоело пиарить его?

Anonymous
Anonymous работаю в Digiteum
1

а почему им должно надоедать пиарить свой собственный продукт? да и в принципе ничего плохого нет в том, чтобы писать что-то, основываясь на своем же личном опыте

1

имхо ссылка это не PR

1

зато на данный момент это самый известный стартап из РБ который добрался до силиконовой долины. либо больше никого нет, либо остальные забыли про свои корни :)

Anonymous
Anonymous
-1

ну конечно :) захожу на страницу http://blog.quoteroller.com/ - верстка разбежалась (главное меню) и у логотипа левый текст. Очень профессионально

Anonymous
Anonymous
1

действительно

1

может подфиксили, но у меня все нормально выглядит. как написано в самой статье, проект может стать известным еще при отсутствии самого проекта :) так что разъехавшееся меню это не главное для стартапа.

Anonymous
Anonymous
1

Граждане, на дворе уже firefox 11. Поддержка ненужного балласта в виде устаревших браузеров для динамично развивающихся веб приложений превращается в роскошь - есть много более приоритетные задачи.

Anonymous
Anonymous
0

Багу больше года

Anonymous
Anonymous
0

Вынужден вам сообщить, что на странице блога, судя по данным нашей ПМ системы, меню появилось 10 февраля этого года (1,5 месяца назад). Про текст около логотипа так точно не скажу, но, в любом случае, такова была поддержка ff 3.6 на тот момент стандартной темы wordpress. Баг известный, если выделим время - пофиксим.

-1

а браузеру сколько лет? :)

-1

Спасибо, Никита! ;)

Alex Maroz
Alex Maroz Owner в Softologies Inc.
0

Никита, а продолжение будет? Меня в данный момент интересует техническая сторона роста стартапа: как росла посещаемость, как увеличивался парк серверов и примерная конфигурация их, как часто вы деплоите новые версии продукта, и т.д.
Думаю это будет интересно узнать не только мне.

0

Это хороший пост, который было бы круто написать @sbarysiuk

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже