«Хочу строить часы и танки — без оружия нам не прожить». О чём мечтают будущие программисты из первого в Беларуси сельского STEM-центра

Образование
2 января 2019, 08:00

«Минчане удивляются: как так, деревенские, и у вас робототехника есть?» — директор гимназии в Лошнице (105 км от Минска) Юлия Саматыго проводит нас на урок в новый STEM-центр. Здесь бесплатно учат 67 детей; они строят роботов из Lego и программируют в Scratch. Компьютеры и наборы для занятий закупила Ассоциация «Образования для будущего». А ремонт делали своими руками все учителя во главе с директором.

Лошницкая гимназия — единственная в Беларуси находится не в городе, а в сельской местности, в агрогородке. Со всего района каждое утро автобус подвозит сюда детей на уроки — Новосады, Неманица, Приямино. Ещё одна фишка — гимназическое общежитие, где могут жить дети из глухих деревень. Сама Лошница — крупная деревня-агрогородок под Борисовом, тут живет больше шести тысяч человек. Высоток нет, зато, говорят, именно в этих краях «погибли» наполеоновские сокровища.

STEM-классу меньше года. Он открылся в апреле, но там уже кипит работа. Учителя создают себе сайты и внедряют Scratch в занятия дошкольников, проводят турниры по Counter Strike. Ученики ездят на олимпиады, участвуют в робосумо и до вечера не отходят от конструктора.  

Ученики 8 класса на уроке математики. В это классе учатся Вова и Катя, которые посещают факультатив по робототехнике и вместе участвуют в соревнованиях.

Ученики 8 класса на уроке математики. В это классе учатся Вова и Катя, которые посещают факультатив по робототехнике и вместе участвуют в соревнованиях.

Ученики гимназии играют в шахматы на перемене. В фойе второго этажа гимназии есть две шахматные доски.

Ученики гимназии играют в шахматы на перемене. В фойе второго этажа гимназии есть две шахматные доски.

«Вова собирает, Катя программирует»

Обычно группы по Scratch и робототехнике небольшие, три-четыре человека. Но для нас в классе собирают детей из разных классов. «Скретчисты» учатся программировать циклы, а робототехники начинают изучать основы механики. Их задача — собрать волчок и научиться его запускать не вручную, а автоматически. Сначала с блока управления, потом — с помощью компьютера и настроек. В качестве итогового задания одной команде надо построить мельницу, а другой — погрузчик.

Восьмиклассники Вова Кенчадзе и Катя Тикко работают в паре. Оба из Лошницы. Они учатся использовать в конструкциях шестерни. Обычно Вова собирает роботов, а Катя — программирует. Таким тандемом они ездят на соревнования. На самом первом выезде на роботурнир в Минске заняли десятое место из двадцати. Учитывая, что Катя почти с нуля учила теорию две недели перед конкурсом — результат впечатляет.

— Я раньше программировала в Pascal, и хоть язык другой, но алгоритмы похожи, — рассказывает Катя.

— Кем хотите стать? — спрашиваю.

Ученики идут к общежитию гимназии, в котором расположен STEM-класс. Оно в 10 минутах ходьбы.

Ученики идут к общежитию гимназии, в котором расположен STEM-класс. Оно в 10 минутах ходьбы.

Общежитие Лошницкой гимназии, в котором живут ученики из отдаленных деревень.

Общежитие Лошницкой гимназии, в котором живут ученики из отдаленных деревень.

— Я хочу стать программистом, — говорит Вова. — Но чтобы было связано с роботами. Из языков мне больше всего нравятся Python и С++. Сейчас программирую дома. Работать я бы хотел в EPAM, или в Oxagile, или в Altoros. В две последние мы ездили на экскурсию, а в Epam — в лагерь. Там очень приятно и интересно. А если не программированием заниматься, то я бы выбрал машиностроение. Нравится строить конструкции. Жить я бы хотел в Борисове. Чтобы и до Минска близко, и до дома.

— А зарплату какую хочешь?

— Не меньше $1400, — пожимает плечами парень.

Катя — звезда программирования и надежда учителей, напротив, связывать свою жизнь с разработкой не планирует:

— У меня в прошлом году встал вопрос, на что больше делать упор, на иностранные языки или на программирование. Решила, буду поступать в МГЛУ на переводческий факультет. Мне нравятся английский и корейский. Корейский я учу самостоятельно, потому что тут нет учителей. Мне нравится Южная Корея как страна, её культура — слушаю К-pop. Планирую после университета переехать туда жить. Может, буду работать переводчиком. О заработке пока не думала, но хотелось бы не ниже $600.

Самым перспективным направлением в ИТ Катя и Вова считают медицину: говорят, было бы здорово делать устройства, чтобы помогать диабетикам или людям, засыпающим за рулем: например с помощью умных часов, которые, видя неполадки с пульсом вызывают скорую. А из нового, чему научились в ИТ-лагере, вспоминают уроки по soft skills. Лагерь проводит Ассоциация «Образование для будущего» вместе с EPAM.

— Мы меньше года ходим на занятия, но далеко продвинулись, — говорит Вова. — Вначале делали робота, который просто должен ехать и захватывать куб. В нем два больших мотора, один средний, датчик света и все. Теперь задания посложнее, индивидуальные, которые по инструкции не сделаешь. Из последнего — собрать умную мусорку на колесах, которая должна по хлопку выезжать на место, открываться, закрываться и уезжать обратно. Там нужны еще ультразвуковой датчик, датчик касания и блок управления.

Ученики Лошницкой гимназии Вова и Катя пытаются запустить волчок с помощью электромотора.

Ученики Лошницкой гимназии Вова и Катя пытаются запустить волчок с помощью электромотора.

«Пугает, что везде говорят учить английский»

Иван Викторович Якименко — любимый учитель «стемовских» детей. Ему 43, в гимназии преподает труды, математику и информатику. Ещё он школьный инженер-программист, модератор сайта гимназии и преподаватель робототехники в STEM-классе. Сам из Могилева, в Лошницу приехал, потому что из этих мест родом его жена.

— Вы на уроке показывали ребятам видео с YouTube. Это всегда так занятия проходят?

— Одно из требований STEM — дети должны понимать, что они делают всё это для большого мира. Нельзя внутри вариться. Мы смотрим чужие работы, тренируемся на них. Вова, когда мы решили ехать на робосумо, чтоб сделать мини-робота 15 на 15, месяц мучился, смотрел сотни роликов, комбинировал, искал. В итоге собрали, — говорит Виктор Иванович. — Мне нравится, что мы делаем. Из этого конструктора ведь можно собрать что угодно! Ограничений по датчикам нет — их можно докупить. По двигателям тоже. У нас пять наборов, пять блоков можно через блютуз соединить — и будет супермашина, мощности которой хватит, скажем, пятисантиметровый снег на улице разгребать.

Любимчиков, говорит Иван Викторович, у него нет. Но инициативных детей «не бросает». Вот, с Тимуром Красовским из 10 класса учитель пытается оживить старые компьютеры 1997 года и установить на них Linux.

— Я ему сказал, что мне нужен такой Linux, который бы работал в учебных целях. Второй месяц ходит, варианты предлагает. В прошлом году устроил турнир по сборке компьютеров. Сам тоже участвовал — у нас по правилам, учитель должен в четыре раза быстрее выполнять то, что с учеников требует. Последнее что я придумал — турнир по Counter Strike по упрощенным правилам. Компьютерный класс, восемь команд. Я им дарил наушники, клавиатуры, мыши. Где они ещё такое увидят?

Иван Викторович сопровождает детей из STEM-центра во всех экскурсиях в ИТ-компании. Пока что экскурсий было две: в Altoros и в Oxagile. Именно Oxagile выступил основным спонсором при закупке компьютеров и наборов Lego в Лошницах. Иван Викторович говорит, больше всего детей удивляет, что у айтишников нет дресс-кода и то, как устроены офисы. А пугает, что везде говорят учить английский.

Учитель информатики и робототехники объясняет, как выполнять задание.

Учитель информатики и робототехники объясняет, как выполнять задание.

— Понятно, что из присутствующих, может, два процента попадет в ИТ-сферу, но посмотреть изнутри — полезно. Были в отделе кадров в Altoros и дети у HR-специалиста спрашивали: какие вопросы вы задаете на собеседование, как попасть к вам на работу? Дети деревенские, им это всё очень полезно.

Сам преподаватель, говорит, глобальных жизненных целей себе уже не ставит. Но уроки и постоянное повышение квалификации помогают ему строить умный дом на Arduino — проектированием занимается в свободное от работы время.

«Дети мечтают о грантах»

— Не каждый может дома позволить себе сумасшедший компьютер или ноутбук. Катя — из многодетной семьи, Вову мама одна воспитывает. В гимназии же созданы условия, и они с удовольствием проводят тут время до самого вечера, — говорит директор Юлия Саматыго. — А мы стараемся STEM-элементы везде внедрять. Сторителлинг используем на педсоветах, чтобы не просто скучно обсуждать итоги, а проблемы озвучивать в интерактивной форме — вставляем ролики, мультимедийные элементы. Учителя обучаются и пробуют писать свои программки.

Катя.

Катя.

И Вова.

И Вова.

Есть сайт у учительницы географии. С помощью Scratch объясняет основы музыкальной грамоты преподаватель музыки, а учительница белорусского языка и литературы написала с учениками программу «гукi i лiтары» для дошкольников.

У гимназии есть свои обязательства перед Ассоциацией «Образование для будущего» — они должны мотивировать детей поступать на технические специальности. Сегодня как минимум два выпускника поступают в БГУИР. Ещё несколько на факультет прикладной математики БГУ. STEM-центр должен улучшить этот результат, но пока об этом рано говорить — класс работает с апреля.

STEM-центр — первый кирпичик в планах Лошнинской гимназии. Следующий шаг — «бизнес-инкубатор» в Борисове, где лошницкие дети тоже будут обучаться. Под инкубатор (или стартап-школу) уже отдают Дом быта — «единственный небоскреб в городе». Создавать проект будут под эгидой ПВТ. Стартовать планируют в январе. Гимназия планирует все бизнес-проекты совмещать с Lego-конструированием и Scratch-программированием.

— К нам обратились, чтобы мы помогли разработать программу для борисовского проекта, — говорит директор гимназии. — Мы узнали у детей, что их интересует. Вышло шесть модулей: умение общаться, работа с ИТ-картами (назвали Canvas), создание бизнес-продукта и умение его презентовать и защитить. И последнее — о чем сейчас дети мечтают? О грантах. Им бы хотелось уметь эти гранты под свои проекты привлекать. Пока что наши дети слабы в продвижении и предпринимательстве. Хотелось бы, чтобы и у сельских ребят была возможность роста.

«Как выучусь, вернусь домой»

Витя — замкнутый мальчик. Ему 10 лет и он тоже ходит на робототехнику. Живет в общежитии, потому что его деревня — Черневичи — в 40 километрах от Лошниц, и туда не ходит автобус. На выходные родители забирают мальчика домой. Когда мы приходим к нему в гости, он делает пусковой механизм для волчка и учится совмещать разные шестеренки. Совсем недавно он уговорил родителей перевести его в гимназию, чтобы ходить на робототехнику. Учиться ему нравится, но он «немножко страдает»: в прошлом классе было меньше 10 человек, а тут — 20!

— На меня вообще не смотрят и не вызывают, не хватает внимания — слишком много людей, — вздыхает парень.

Он скучает по дому и хозяйству (две свиньи, три коровы и лошадь Малышка), по трактору, на котором уже умеет ездить. По родителям.

— В будущем мне бы хотелось заниматься конструированием. Больше всего — строить часы и танки. Потому что без оружия нам не прожить, — и Витя показывает танк из пластилина. Вместо одной пушки у него с десяток дул торчат в разные стороны. — Денег мне много надо. 308 рублей в месяц в самый раз.

— Где бы ты хотел жить?

— После школы хотел бы жить дома. Заработаю денег — выкуплю дом, где раньше был магазин, и сделаю там больницу. Потому что у нас в деревне нет больницы, и приходится чуть что ездить очень далеко. Пока доедешь, можно и не успеть.

Витя в своей комнате в общежитии.

Витя в своей комнате в общежитии.

«Было трохи стрёмно»

В пяти километрах от Лошниц живет Ярослав из Новосадов. Ему семь лет. С октября, каждую неделю они с мамой ездят в STEM-класс, заниматься робототехникой. Когда тепло — на велосипедах. Когда холодно — пешком доходят до трассы М1 и ловят маршрутку.

— Мой дедушка делал настоящие машины. В 17 лет он собрал трактор, который до сих пор работает, — говорит Ярик. — Я смотрел как дедушка делает всё, и тоже стал.

В комнате у парня целый чемодан с конструктором Lego. Разобранные космическая станция, шаттл, ракета, марсоход. Ярику не нравится строить по инструкции, так что он все собирает, разбирает, и строит по-своему. Говорит, по бумажке всегда выходит статично. А он любит добавлять движение. Каждый раз, когда Ярослав уходит в школу, он закрывает свой чемодан на кодовый замок — чтобы младшая сестра Алиса не растащила детальки. Пока брат конструирует новый механизм, сестра крутится рядом. Он отдает ей самые ненужные части и отгоняет от стратегически важных объектов. Вот эту деталь (показывает) пришлось сделать вручную — не хватало элемента, чтобы построить эскалатор. К чемодану, кроме Ярика, можно подходить только маме — она выколупывает из него лишние игрушки и хлам и помогает искать маленькие детали.

Ярослав дома, в соседней с Лошницами деревне. Играет с конструктором. Мама каждую субботу возит его на занятия робототехникой. Когда тепло — на велосипедах. Когда холодно — пешком доходят до трассы М1 и ловят маршрутку.

Ярослав дома, в соседней с Лошницами деревне. Играет с конструктором. Мама каждую субботу возит его на занятия робототехникой. Когда тепло — на велосипедах. Когда холодно — пешком доходят до трассы М1 и ловят маршрутку.

— Когда первый раз пришел на урок в гимназию, было трохи стрёмно — много незнакомых людей, — рассказывает мальчик. — Но когда увидел, что там моторы, и все двигается, было очень круто. Первый день я делал так, чтобы робот ездил. А потом строил робота-сортировщика, который ездил на гусеницах и раскладывал кубики по цветам. У меня даже появился друг, но я еще не спросил, как его зовут.

Мама Ярика Оля рассказывает, что ещё карапузом мальчик любил складывать дороги из дров. Потом — замки и города из кубиков. Lego ему подарили в два года родственники. В три он уже собирал первые конструкции. То, что есть бесплатные курсы роботехники в Лошницах, родители Ярика называют огромной удачей — платные потянуть нереально.

Ярослав планирует поступать в гимназию с пятого класса. И еще построить настоящий вертолет, который можно запускать. Станет ли Ярослав программистом или инженером когда вырастет, он ещё не решил.

Что его действительно волнует, так это куда подевалось колесико от шасси.


Ассоциация «Образование для будущего» в 2019 году откроет ещё 10 STEM-центров. Предпочтение отдают тем, что расположены в небольших городах. А именно: школа № 12 в Светлогорске, школа № 3 в Вилейке, школа № 1 в городском поселке Шарковщина, школа № 17 в Орше, школа № 1 в Дрогичине, гимназия в Дзержинске, школа № 10 в Пинске, гимназия № 3 в Бобруйске, школа № 2 в Дубровно, школа № 5 в Солигорске.

Обсуждение