Как Synesis Stigma отслеживает фуры, которые нарушили ковид-правила

На днях грузоперевозки в Беларуси сделали технологический прорыв: заработало электронное пломбирование фур от компании «Синезис Стигма». dev.by разбирался, при чём тут коронавирус, кто бенефициар проекта и почему перевозчики недовольны. А ещё — когда будет готова белорусская пломба.

6 комментариев
Как Synesis Stigma отслеживает фуры, которые нарушили ковид-правила

На днях грузоперевозки в Беларуси сделали технологический прорыв: заработало электронное пломбирование фур от компании «Синезис Стигма». dev.by разбирался, при чём тут коронавирус, кто бенефициар проекта и почему перевозчики недовольны. А ещё — когда будет готова белорусская пломба.

Краткое содержание

В Беларуси под патронажем ГТК давно разрабатывали проект электронного пломбирования фур. Исполнителем была «дочка» компании Synesis — «Синезис Стигма», заказчиком — нацоператор, компания Олексиных «Белнефтегаз».

Делали не только платформу для контроля транзитных грузов, но и собственную пломбу, результаты тестировали. Наши источники расходятся в оценке того, всё ли получилось у команды разработки.

Не так давно ООО «Синезис» вышло из состава участников, основной владелец «Стигмы» — «Белнефтегаз». Наконец систему запустили, правда пока с импортными устройствами (белорусские ещё не прошли сертификацию).

Услуга — платная, пересечь с пломбой Беларусь стоит 30 евро с фуры. А отказаться может далеко не всякий: пломбирование обязательно для тех перевозчиков (в том числе иностранных), чьи водители нарушили антиковидные правила. Перевозчики не в восторге ни от эпидмер, ни от допконтроля и ждут ответной реакции от соседних стран.

В воскресенье 7 июня вступило в силу постановление Совмина от 25 мая 2020 года № 311 «О применении навигационных устройств (пломб)». Что оно изменило:

  • Обязало компании, чьи водители нарушили антиковидные правила грузоперевозки, при транзите грузов обязательно накладывать электронные пломбы. Это запирающие устройства с электронной начинкой, которые подключены к навигационной системе и хранят всю информацию о грузе и маршруте движения.
  • Установило тариф на услуги национального оператора по отслеживанию объектов пломбирования — 3 БВ за одну услугу (81 рубль, или примерно 30 евро). До 15 июня оператор может вносить предложения о пересмотре тарифа исходя из реальных затрат.

Срок действия постановления — до 30 сентября.

Что за пломбы и антиковидные правила

«Антиковидные правила грузоперевозки» содержатся в постановлении Совмина от 25 марта 2020 года  № 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19» — пп. 1.2 и 1.3.

Если коротко, водители транзитных фур обязаны проезжать только по республиканским автодорогам и останавливаться для заправки и отдыха только в специальных местах согласно перечню. Покинуть территорию Беларуси они должны на следующий день после въезда, не позже. 

Логика в том, чтобы «условно заражённые» иностранцы и белорусы, прибывшие из-за рубежа, без задержек и лишних контактов покидали нашу «условно чистую» территорию.

Те, кто 171-е постановление нарушил, нуждаются в дополнительном контроле: электронная пломба будет отслеживать нахождение транспортного средства в режиме реального времени.

Вообще-то над проектом электронного пломбирования в Беларуси начали работать давно и без всякой привязки к ковиду. Конечная цель была создать единую систему отслеживания транзита на территории ЕАЭС.

— Во-первых, это серьёзный барьер на пути нелегального перемещения товаров. Проще говоря — контрабанды. Во-вторых, исключаются незаконные махинации с грузами, обеспечиваются их сохранность и безопасность. В-третьих, увеличивается скорость доставки, — год назад объяснял СМИ представитель ГТК Андрей Большаков.

Аналогичные проекты запустили и другие страны ЕАЭС. В России, например, это «Платон» от РТИТС и BigLock от ИПК «Страж» (проект отслеживания транзитных перевозок осенью 2018 года был безальтернативно отдан оператору «Платона» — компании  РТИТС), в Казахстане реализацией подобного проекта занимается Институт космической техники и технологий. 

То есть рынок — большой и перспективный, зайти на него — значит основать стабильный и прибыльный бизнес.

Кто ведёт проект в Беларуси

В Беларуси распоряжением президента № 220рп от 1 ноября 2018 года «О международных транзитных перевозках товаров» национальным оператором мониторинга транзитных перевозок было назначено ОДО «Белнефтегаз». Оно известно как оператор оптовой торговли нефтепродуктами и бенефициарный владелец ЗАО «МТБанк», ассоциируется с именем бизнесмена Алексея Олексина. Для нового направления работы была создана торговая марка — БНГарант.

За 10 дней до этого, в октябре 2018 года, была зарегистрирована новая «дочка» компании Synesis — ООО «Синезис Стигма», специально для работы над системой мониторинга международных транзитных перевозок.

Первоначально в составе участников юрлица значилось ООО «Синезис», но в апреле 2020 года произошли изменения. Теперь почти на 75% компания принадлежит ОДО «Белнефтегаз», остальные 25% поделены между Александром Шатровым, Петром Шатровым и Александром Птицыным. Тогда же был назначен новый директор — Вячеслав Былина.

Stigma — это платформа для контроля состояния и местоположения транзитных грузов. 

Кроме того, команда Stigma ведёт разработки собственной пломбы. Она должна качественно обойти конкурентов — девайсы китайского и российского производства. 

Источники из экс-сотрудников: «Сроки затянули, Олексин забрал проект себе в управление»

Один из бывших сотрудников Synesis в начале года рассказывал dev.by, что и девайсы, и ПО у импортных систем оставляют желать лучшего. 

— Перед белорусскими разработчиками стояло несколько задач: снизить стоимость, добиться универсальности (чтобы можно было использовать пломбу и на наземном, и на морском транспорте); усовершенствовать передачу данных; создать масштабную и гибкую облачную систему. Если бы учесть опыт конкурентов и довести систему до ума, улучшив функциональность, можно было бы смело идти на международный рынок и забирать себе ощутимый кусок.

Сроки создания белорусского прототипа, по словам собеседника dev.by, были намечены на сентябрь 2019 года. Однако работа «шла вяло», и к этому времени пломба готова не была. 

— С одной стороны, проект — очень серьёзный, а с другой стороны, подход к нему был недостаточно серьёзным, — говорит наш собеседник о причинах. — Вероятно, PM не справился, со стороны инвестора и топ-менеджмента тоже был недостаточный контроль. Говорят, в результате Олексин забрал проект себе в управление, отстранив состав Synesis от реализации. У «Стигмы» команда и так была небольшой, а в начале 2020 года она стала ещё меньше.

В компании «Синезис» эту информацию не комментируют.

Другой источник dev.by, участвовавший в разработке пломбы, не согласен с тем, что сроки были сорваны.

— Осенью должен был быть пилот, и он был, но сработали обычные технические риски: задача оказалась недооценённой, на неё пришлось потратить больше времени. Фишка проекта была в том, чтобы делать пломбу, которая отвечает последним требованиям и учитывает недостатки китайских и российских аналогов. У китайцев трос защелкивается механическим образом — в нашем пилоте механики нет вообще. Совсем другой принцип — чисто электронный. Если были важны жёсткие сроки, тогда проще было бы купить у китайцев — заплатить им деньги и переклеить наклейку. 

ГТК: белорусские пломбы хорошо себя зарекомендовали 

О готовности внутриреспубликанского пилотного проекта свидетельствуют и в ГТК. Там проинформировали dev.by, что он успешно реализован в три этапа, проведёны испытания в отношении 450 транзитных перевозок. «При проведении третьего этапа с декабря 2019 года применялась пломба, разработанная национальным оператором. Белорусские пломбы зарекомендовали себя на практике весьма положительно».

В целом ГТК характеризует белорусскую систему мониторинга очень положительно: она «позволяет в онлайн-режиме осуществлять информационное взаимодействие между системой национального оператора и информационной системой таможенных органов, способствует безопасной транспортировке транзитных товаров от отправителя к получателю, а также обеспечению перемещения грузов без вскрытия на протяжении всего маршрута следования».

Разработчики: «Всё получилось» 

Какие же пломбы — белорусские или импортные — начал использовать БНГарант в июне этого года? 

Импортные, ответили на вопрос dev.by в ОДО «Белнефтегаз» и ООО «Синезис Стигма».

Как сказал директор ООО «Синезис Стигма» Вячеслав Былина, сейчас пломба не белорусская, но в перспективе компания разрабатывает собственное устройство. На вопрос, удалось ли реализовать запланированную функциональность, он ответил утвердительно: «Да, всё получилось». Говорить о разработке подробнее Былина, к сожалению, отказался.

По словам директора ОДО «Белнефтегаз» Владимира Пташника, белорусская пломба была апробирована в декабре 2019 года.

— Конечно, успешно, мы же не занимаемся неуспешными проектами, — сказал он.

Когда планируется их введение в эксплуатацию?

Впереди — процедура сертификации. Как сертифицируют, так и будет готово.

А она действительно намного круче российских и китайских аналогов?

Она не круче, она не хуже, она работает по другой логике. Она — белорусская, работает на запатентованной в Беларуси технологии.

Владимир Пташник положительно оценил сотрудничество с компанией-разработчиком и опроверг слухи о недопонимании, зимнем сокращении в команде и том, что планы быстро сделать белорусский девайс — сорвались.

 — Это информация, не соответствующая действительности, — сказал он.

Сколько импортных пломб закуплено на данном этапе и сколько автомобилей планируется ими оснастить, dev.by узнать не удалось, в ОДО «Белнефтегаз» сослались на служебную тайну.

Потенциальный объём белорусского рынка

К сожалению, недоступной оказалась и актуальная информация о количестве транзитных автомобильных грузоперевозок через территорию Беларуси. В Минтрансе отослали в ГТК, а в ГТК число назвать отказались, сославшись на гриф «для служебного пользования».

Впрочем, порядок цифр прикинуть несложно. Так, известно, что за 2011−2015 годы иностранными грузовыми автомобилями выполнено около 7 млн транзитных поездок, то есть в среднем 1,4 млн за год. Также звучало, что в 2018 году белорусские перевозчики совершили 515 тыс. поездок без учёта поездок внутри ЕАЭС.

Если сложить поездки иностранцев и белорусов, получим порядка 2 млн в год.

Корректно ли умножать это число на 30 евро (3 БВ — тариф, утвержденный Совмином)? Очевидно, что нет. Ведь обязательное пломбирование предусмотрено только для компаний, водители которых нарушили антиковидные правила, к тому же срок действия 311-го постановления пока ограничен четырьмя месяцами.

Однако перевозчики опасаются, что под постановление подпадут очень и очень многие.

Перевозчики — о принудительном пломбировании

Они обращают внимание на логику постановления: если на предприятии хоть один водитель хоть раз нарушил антиковидные правила, то требование о пломбировании будет распространяться на все автомобили перевозчика.

Более того, перевозчики опасаются, что вешать пломбы в июне начнут уже за весенние нарушения. Нарушить же 171-е постановление, по их словам, проще простого. 

— Думаю, у многих, если не у всех перевозчиков были нарушения 171-го постановления, — поделился мнением с dev.by руководитель одной из крупных компаний-перевозчиков. — Наших водителей за всё время оштрафовали три раза. Представьте ситуацию: водитель захотел в туалет, остановился на пару минут в лесу. Сходил в лес, возвращается — стоят проверяющие и выписывают штраф за то, что остановился в неположенном месте. Кого он мог заразить посреди леса — лося, белку?

По данным ГТК, за два месяца действия 171-го постановления было выявлено почти 2,2 тысячи нарушений. К ответственности привлечены водители фирм-перевозчиков из Литвы, Латвии, Польши, России и Беларуси.

Аргументы против принудительного пломбирования наш собеседник перечисляет по пальцам.

— Во-первых, постановление принято в то время, когда страны ослабляют карантинные мероприятия. В Беларуси количество выявляемых заболеваний тоже пошло на спад, поэтому обосновать пломбирование защитой общественных интересов сложно. Во-вторых, мероприятие не бесплатное. Хоть это и не конвой, который по территории Беларуси стоит около 300 евро, но всё же и 30 евро — деньги. Когда на рынке спад, когда фрахтовые ставки упали на 20-40% и перевозчики считают каждую копейку, это ощутимо. В-третьих, и это самое серьёзное, другие государства могут принять ответные меры. Со стороны РФ это могут быть те же навигационные пломбы, тем более они уже используются для перевозки санкционных товаров. А страны ЕС могут сократить количество разрешений на поездки. Обязательное пломбирование однозначно может привести к сокращению транзитной привлекательности Беларуси. Первые звоночки уже прозвенели: польские и литовские коллеги высказали озабоченность, а чехи уже ввели ответные меры — на маршруте из России требуют с белорусов разрешение на выезд из третьих стран. Российский Минтранс направил официальное письмо. 

Речь о письмах от 22 мая. В них Минтранс РФ просит российский МИД по дипломатическим каналам поставить вопрос о соразмерности введённых ограничений, а белорусский Минтранс — расширить перечень стоянок для отдыха водителей, исключить из времени транзита время в очереди на границе и отменить таможенное сопровождение грузовиков-нарушителей. В части количества стоянок эти просьбы были удовлетворены, в части времени транзита — лишь частично, в целом таможня осталась при своём мнении.

Почти одновременно на change.org появилась петиция против «карательного постановления № 171 в отношении дальнобойщиков».

Ассоциация международных автомобильных грузоперевозчиков БАМАП тоже беспокоится о своих компаниях из-за антиковидных мер и 311-го постановления. Она написала обращение в ГТК и Минтранс, в котором спрогнозировала снижение эффективности автомобильных перевозчиков, попросила ответить на вопросы и смягчить меры по пломбированию: не учитывать прежние нарушения; не пломбировать все машины компании, а только те, чьи водители нарушили; ограничить срок применения «наказания» к нарушителям.

— Есть и ещё один момент, который беспокоит, — говорит перевозчик-собеседник dev.by. — Если на границе ЕАЭС и ЕС пломбы будут вешать таможенные органы, то кто их будет снимать на границе Беларуси и России — непонятно. Никаких стационарных постов там нет. Представьте, при выезде из Беларуси пломбу надо снять, проанализировать показания, если допущены нарушения — сразу провести административный процесс, назначить и взыскать штраф. Чтобы закрыть восточную границу в круглосуточном режиме, нужно человек 100-150 — где набрать столько людей в Витебской и Могилевской области? Есть опасения, что новшество приведёт к заторам из большегрузов.

Ответ на вопрос перевозчика содержится в 311-м постановлении. Витебскому, Гомельскому и Могилевскому облисполкомам совместно с Минстрансом и нацоператором поручено организовать на границе круглосуточное размещение должностных лиц Транспортной инспекции, работников нацоператора и (или) уполномоченных им лиц.

Директор ОДО «Белнефтегаз» заверил dev.by, что и с этой стороны всё готово. 

— Готовность к запуску проекта — стопроцентная, — сказал он. 

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Фуры освободили от «антиковидных» пломб Synesis
Фуры освободили от «антиковидных» пломб Synesis
Фуры освободили от «антиковидных» пломб Synesis
У Synesis ещё один проект — софт для лотерей. Новая компания уже в ПВТ (+весь список)
У Synesis ещё один проект — софт для лотерей. Новая компания уже в ПВТ (+весь список)
У Synesis ещё один проект — софт для лотерей. Новая компания уже в ПВТ (+весь список)
На днях ПВТ обнародовал список новых резидентов. В числе 82 компаний, принятых в Парк, оказалось ООО «Синезис Лото». Компания была зарегистрирована в феврале этого года, входит в группу Synesis. В ПВТ будет заниматься разработкой программного обеспечения для лотерей.
Большой брат отменяется? Как 360 тысяч камер по всей стране от Synesis превратились в 13 тысяч и что это значит
Большой брат отменяется? Как 360 тысяч камер по всей стране от Synesis превратились в 13 тысяч и что это значит
Большой брат отменяется? Как 360 тысяч камер по всей стране от Synesis превратились в 13 тысяч и что это значит
26 комментариев
«По собственному желанию» года. Голосуем за лучшее массовое увольнение
«По собственному желанию» года. Голосуем за лучшее массовое увольнение
«По собственному желанию» года. Голосуем за лучшее массовое увольнение
14 комментариев

Обсуждение

kong_en_ge
kong_en_ge пенсионер в Сад и Огород
23

Господа, а у вас тоже при слове "Синезис" мысль о том, что надо помыть руки?

0

Мне упоминание Платона понравилось. Чистейшая цивилизованная компания, идеал к которому нужно стремиться. И рынок большой и перспективный...

kong_en_ge
kong_en_ge пенсионер в Сад и Огород
3

судя по минсусованию, аудитория в сарказм не умеет

0

Всё умеет, Вы просто табличку забыли

Www ww
Www ww - в Будзьма!
7

Т.е. Синезис и тут живёт за наши налоги.

7

Зная чем занимается эта компания не удивлюсь, что скоро можно ожидать новый прорыв от дочерней компании "Синезиз-ГлазОчко" -- Вместо огромных допотопных видео-камер для фиксации граждан у силовиков появятся скрытные и миниатюрные приборы, которые можно носить не раскрывая себя и почти не стесняя движений

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже