Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

«Фундамент». Студенты трёх технических вузов оценили, как их учат

Недавно мы опубликовали резонансный монолог разработчика-сеньора об образовании в БГУИР (он как раз сейчас учится заочно) — в чём он видит «закостенение».

Поговорили с другими студентами и недавними выпускниками техвузов. Вот что молодые люди они видят плохого и хорошего изнутри. 

Падтрымайце нашую беларускую версiю: перайсцi

20 комментариев
«Фундамент». Студенты трёх технических вузов оценили, как их учат

Недавно мы опубликовали резонансный монолог разработчика-сеньора об образовании в БГУИР (он как раз сейчас учится заочно) — в чём он видит «закостенение».

Поговорили с другими студентами и недавними выпускниками техвузов. Вот что молодые люди они видят плохого и хорошего изнутри. 

Падтрымайце нашую беларускую версiю: перайсцi

Содержание

Минусы 

Мало практиков из ИТ-индустрии среди преподавателей

Опыт многих преподавателей студенты считают неактуальным, а их подходы устаревшими. В зависимости от вуза, факультета и специальности фидбек по этой теме может отличаться.

— Практиков среди преподавателей — где-то 50:50, есть такие, которые помимо вуза работают в компаниях и могут привести в пример реальные кейсы на лекциях. Но есть и преподы с методиками из прошлого века — оторванные от реальности или просто ленивые, — Геннадий, 1 курс БГУИР (ФКСИС, «Программная инженерия»).

— Пара преподавателей работала в ИТ-компаниях — но это реально 1-2 человека. А так лекции в основном вели люди старой формации, которые в вузе уже 15+ лет работают. На лабораторных были молодые специалисты, магистранты — но они только лишь принимали защиту лаб. […] Предметы с уклоном в разработку у нас преподавались плохо: лекции — с кодом на доске, семинары — на которых разбирали код, напечатанный в Word. Лабы вообще без объяснений — по методичке. Многие хотели сдать хотя бы на 4 из 10, а для этого было достаточно минимально что-то рассказать из теории. Ну или чтобы лаба работала.  — рассказывает Инна, выпускница БГУИР (ИЭФ, «Электронный маркетинг»). — А вот маркетинг, наоборот, преподавался хорошо, было много классных преподавателей, которые старались показать что-то новое, а не просто вели занятия по книжке. Я очень много вынесла с этих лекций и семинаров, и ни разу не пожалела, что выбрала эту специальность. 

Юрий, выпускник БГУИР (ФИТУ, «Автоматизированные системы обработки информации»), заметил «слишком много преподавателей и предметов, застрявших в 90-х».

В МИДО БНТУ похожая картина, если верить студенту-заочнику Яну («Программное обеспечение информационных технологий»):

— Из всех наших преподавателей реально шарит в ИТ, знает матчасть не 20-тилетней давности и может дать советы, — один человек. Остальные в лучшем случае застряли в нулевых. Есть кадры, которые приходят на пару только байки травить.

Инженер по автоматизации Пётр закончил БГТУ в 2022 году:

— Университет сам по себе был не плох, преподаватели мощные — около 70%. Но оставшиеся 30%… В БГТУ все корпуса соединены в одно здание переходами на втором этаже, чтобы попасть в удалённые уголки, нужно побегать. Так вот одному нашему преподавателю было физически сложно подниматься на пятый этаж в дальний корпус — он постоянно опаздывал на 10 минут. Но это ладно, хуже другое — всё, что он нам преподавал, устарело. Он 30 лет назад учил так и продолжает, хотя эти методы уже не работают. Причём ему доказывали это преподаватели с большим опытом работы, но тщетно. 

…и мотивации

— У преподавателей часто не было охоты преподавать — лишь желание отбыть время. Были случаи, когда лектор включал первый слайд презентации — а дальше всю пару сидел в телефоне. В период учёбы на удалёнке преподаватель ТЭЦ (известная личность) не проводил занятий, ни одного письма не прислал — а после утверждал, что на удалёнке мы «не учимся», — сетует выпускник Юрий (БГУИР, ФИТУ, «Автоматизированные системы обработки информации»). 

— Молодые преподаватели плохо знали свой предмет. В одном случае мне даже пришлось писать жалобу в ректорат, так как преподаватель 22 лет был абсолютно некомпетентен и переходил любые границы разумного, — рассказывает Андрей, экс-студент БГУИР (ФКСиС, «Вычислительные машины, системы и сети»)

А вот ещё две цитаты из разговора с ним же:

— Были ситуации, когда преподаватель говорил, что просто будет ставить нам 4 на экзамене, так как этот предмет он видит впервые. 

— На первом курсе один из преподавателей пропустил около 30-40% занятий — он на них просто не появлялся. Спустя 40 минут мог позвонить и сказать, что сегодня пар не будет, а вся группа ехала к 8:00 утра в универ. Во втором семестре до экзамена было допущено 4 из 26 человек, к моменту начала сессии (2 или 3 из них были волонтерами на Европейских играх, поэтому им поставили автоматом).

Несогласованность, непродуманность программ; 2-я смена

— Много предметов были непонятными, применения им тоже не было, то что изучалось 4-5 лет, могло быть пройдено за 2 года.

Приведу пример: на втором курсе у нас был Assembler — довольно старый и узконаправленный язык. Его кое-как давали один семестр — и всё. Зачем вообще нужно было преподавать Assembler, можно же было взять что-то похожее, или же взять, но тогда развивать тему?.. Но всё закончилось так же резко, как и началось, — сетует Андрей (БГУИР, ФКСИС, «Вычислительные машины, системы и сети»).

— На некоторых технических дисциплинах нам приходилось решать задачи, используя математику, которую ещё предстояло пройти, — рассказывает Юрий (БГУИР, ФИТУ, «Автоматизированные системы обработки информации»). 

— Я попал на экспериментальную стадию: мою специальность сократили с 4,5 до 4 лет обучения, но из программы мало что выкинули, из-за чего нагрузка первые курсы была бешеная. Помню, мы сидели на втором курсе с одним преподавателем с 11:00 утра до 21:00 вечера — только на его парах, — говорит Пётр, выпускник БГТУ. — Да и вообще три из четырёх лет обучения я провел во вторую смену. Честно, не понимаю, как можно заставлять человека изучать сложные предметы в 20:00 вечера? Твой мозг думает только об ужине и сне. А вот простые лекции из общего развития, почему-то чаще всего попадали на первые пары.

Конфликты, которые сложно разрешить «мирно»

Из конфликтных ситуаций в вузе студенты нередко выходят демотивированными, с чувством несправедливости. Считают, что администрация вуза по умолчанию не на их стороне, и независимый арбитраж в спорных кейсах получить невозможно. Мы не можем получить версию второй стороны, поэтому просто приводим пример такой истории. 

— На первом курсе у меня возник конфликт с преподавателем: я дал верный ответ на экзамене, но он решил, что я не прав. В итоге оценка по предмету — в 2+ раза ниже, чем текущие в течение семестра. 

Мои попытки доказать свою правоту не увенчались успехом: я приводил статьи и документацию, которая выложена на сайте БГУИР, — ноль реакции, ходил в деканат — меня выставили за дверь со словами: «жизнь несправедлива!» Поход к завкафедрой тоже ничего не дал: он подтвердил, что я прав, но открытым текстом заявил, что перечить такому важному преподавателю ради меня не будет, — рассказывает студент БГУИР Сергей.

Плюсы

Отдельные предметы преподаются хорошо. Есть крутые преподаватели. И вообще окружение крутое

— Максимально крутое окружение — среди студентов много будущих создателей новых епамов и варгеймингов. Я даже считаю, что потенциал студентов в университете никто не понимает, хотя это — реальная техническая элита, — отмечает Юрий (БГУИР, ФИТУ, «Автоматизированные системы обработки информации»). — Некоторые преподаватели вызывают огромное уважение своей преданностью работе и ответственностью. 

Возможность находить стажировки и работу/работать

— Есть возможность найти стажировку/работу, так как к студентам приходят представители компаний — и приглашают к себе. Я впервые прошёл тестирование и попал на стажировку в компанию на втором курсе, увы, без трудоустройства. В следующий раз — на третьем курсе, тогда смог устроиться в штат, — рассказывает Иван, студент БГУИР (ФИТУ, «Искусственный интеллект»)

— В плане работы БГУИР никак не ограничивает студентов: я с третьего курса работаю в двух крупных компаниях (одна продуктовая, одна — аутсорс) — да, недосыпаю, бываю не на всех занятиях. Но плюс моего вуза в том, что можно пропускать лекции и посещать только семинары (и то не все) и лабораторные, — добавляет Сергей. 

Преподаватели, хоть и не все, относятся к работающим студентам положительно и помогают — это ещё плюс.

Достойная база, системный подход к обучению

Студент 1 курса БГУИР Геннадий (ФКСИС, «Программная инженерия») о своём вузе отзывается с восторгом, но использует преимущественно будущее время:

— Нас научат основам, заложат фундамент, без которого ты быстро упрёшься в потолок на ИТ-рынке. Сначала кажется, что технологии устаревшие, «можно было и лучше», но потом понимаешь, что в целом база достойная. 

— Я работаю в ИТ — в аутсорс-компании, Middle Frontend. По своей специализации я знал достаточно, но по другим сферам — не так много, — говорит студент-заочник Николай (БГУИР, ФКСиС, «ПОИТ»). — В процессе обучения узнал много нового для себя по другим сферам. Но не могу сказать, что этого хватит для устройства на работу по определённому направлению, так как больше времени уделяю работе, чем учёбе. Да и сессию сдаю «в моменте». 

Этот же спикер говорит, что подход к обучению — системный:

— На втором курсе точно есть как минимум 2 курсовые работы в Web-направлении, где ты как раз СИСТЕМНО пишешь свое приложение с нуля до рабочего состояния.

— Для меня университет был историей про «научиться учиться», а не про углубить свои знания в конкретном ЯП, чтобы быть самым крутым программистом в этой области. Многие вещи, что нам дали в университете, найти в интернете действительно сложно, в то время как выучить какой-то язык самостоятельно не составляет проблемы, — рассказывает Юлия, выпускница БГУИР (ФКСиС, «ПОИТ»).  

Она же написала, что в университете ей и её однокурсниками давали «базу, чтобы строить то, что интересно, нужно и важно конкретно тебе. Вместо клепания одинаковых домиков по одному проекту нам помогают заложить фундамент, на котором каждый сможет реализовать свой уникальный дом мечты. Неужели это не лучше?»

Как с «идеологией»?

Кажется, по-разному.

— Идеологии в БГУИР немного, но на кураторских часах такие темы порой поднимают. Ещё чтобы получить бонусы (общага, повышенная стипендия и т. д.), нужно состоять в разных организациях, участвовать в мероприятиях и т. д. На днях вот концерт был, — рассказывает первокурсник Геннадий (БГУИР, ФКСиС, «Программная инженерия»).

— Идеологией нас не пичкают. Но как-то давали расписаться в бумажке под текстом, что мы предупреждены о недопустимости различной «деструктивной» деятельности, — говорит Ян из БНТУ (ПОИТ)

— На первом и втором курсе у нас были предметы вроде политологии и истории Беларуси, их преподаватели жили в каком-то своём мире. Если ты не соглашался с позицией преподавателя, то можно было забыть про хорошую оценку по предмету. После августа 2020 года у нас проводились «показательные казни»: через лекцию приходили деканы или их замы и запугивали последствиями. Потом в БГУИР появился свой кагэбэшник. Знаю студентов, которые были у него лично и видели списки «ненадежных». Впоследствии этих людей отчисляли и не восстанавливали под разными предлогами, — вспоминает экс-студент Андрей (БГУИР, ФКСиС, «Вычислительные машины, системы и сети»). 

Сокращать срок обучения в техвузах или нет?

Мы спросили, как вчерашние и сегодняшние студенты оценивают идею ускорить обучение — выпускать специалистов не за 4, а за 3 или 2 года (недавно такая мысль звучала на совещании у Лукашенко). И вот, что они сказали:

— Всё то, что я знаю, можно было бы дать и за три года, — сократив программу, сделав её более ёмкой и практически направленной, — говорит Инна (БГУИР, ИЭФ, «Электронный маркетинг»):

  • 1 курс — на «раскачку» + общие предметы;
  • 2 курс — специальные предметы;
  • 3 курс — ещё более углубленное изучение специальных предметов + диплом. 

— Наверное, узких специалистов можно было бы готовить быстрее, — делится своими мыслями Ян (БНТУ, «ПОИТ»). — Убрать 10 технологий, оставить одну — и создавать профессионалов за 2-3 года. А материал заочной формы (нынешнюю программу) можно было бы уместить в 1-2 года учёбы. 

Лично я не вижу смысла распыляться на много инструментов, которые заточены под разные задачи. Если я хочу работать с Java, позвольте мне учиться, выполнять задания на этом языке, научите меня основным фреймворкам и т. д. Зачем мне изучать параллельно C#, Delphi, C++ и JS (хотя он и не помешает)?

— Что я думаю об «ускорении» программы — это возможно на 20-30% (по крайней мере, на ФКСиС БГУИР), если просто убрать бесполезные предметы. Но краеугольным камнем тут будет являться квалификация преподавателей. Даже если не брать во внимание политику государства и администрации. Нехватка преподавателей усугубляется год за годом, даже в 2018–2019 году у нас было мало преподавателей, которые действительно были программистами или инженерами, а сейчас их вообще можно пересчитать по пальцам. 

Я думаю, что хотя бы какое-то качество специалистов, выходцев из БГУИР, ещё держится просто за счёт основ, которые кое-как, но преподавали (мне лично это часто помогало в работе, хотя и не являлось моей прямой обязанностью). На данный момент я все ещё общаюсь с некоторыми людьми, имеющими отношение в БГУИР — и отзывы далеко не лестные, — говорит Андрей (БГУИР, ФКСиС, «Вычислительные машины, системы и сети»).

— Исходя из своего опыта, могу сказать, что мне недостаточно знаний, которые дают в универе — так как нам давали только азы, всё остальное приходилось искать и изучать самостоятельно.

Мне кажется универ сейчас больше нужен для того, чтобы определиться, в какой области ты хочешь развиваться, — и дальше самостоятельно «копать» в этом направлении. Я бы был не против, если бы срок обучения подняли до 5 лет, чтобы растянуть программу и позволить студентам учиться в более спокойном темпе, — отмечает Иван (БГУИР, ФИТУ, «Искусственный интеллект»)).

«Лёшу учат писать код, но не программы». Заочник БГУИР о багах системы
«Лёшу учат писать код, но не программы». Заочник БГУИР о багах системы
По теме
«Лёшу учат писать код, но не программы». Заочник БГУИР о багах системы
Как устроено высшее ИТ-образование в Польше. Список и рейтинг вузов как поступить
Как устроено высшее ИТ-образование в Польше. Список и рейтинг вузов, как поступить
По теме
Как устроено высшее ИТ-образование в Польше. Список и рейтинг вузов, как поступить
Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
7 отличных курсов по финансам. Уплыть «с галеры» и основать свой стартап
7 отличных курсов по финансам. Уплыть «с галеры» и основать свой стартап
7 отличных курсов по финансам. Уплыть «с галеры» и основать свой стартап
Если вы посмотрели «Волк с Уолл-стрит» и хотите, как Леонардо ди Каприо прогуливаться по яхте с бокалом вина в руках, но не знаете, с чего начать, подборка курсов Digitaldefynd станет для вас отличным стартом. Здесь представлены как платные, так и бесплатные программы, которые помогут вам освоить финансовое моделирование. Они подойдут не только для начинающих слушателей, но и для экспертов.
Самые популярные курсы программирования на DataCamp у беларусов со скидкой 65%
Самые популярные курсы программирования на DataCamp у беларусов со скидкой 65%
Самые популярные курсы программирования на DataCamp у беларусов со скидкой 65%
Мечтаете создать собственную игру? Собрали классные курсы по геймдеву всего за 9,99$!
Мечтаете создать собственную игру? Собрали классные курсы по геймдеву всего за 9,99$!
Мечтаете создать собственную игру? Собрали классные курсы по геймдеву всего за 9,99$!
Как выбрать преподавателя польского языка? Мы поможем
Как выбрать преподавателя польского языка? Мы поможем
Как выбрать преподавателя польского языка? Мы поможем
Наш материал про обучение польскому языку в школе Preply не теряет актуальности. Вы хотите учить польский — для работы, учебы и быта, а мы постараемся вам в этом помогать.
6 комментариев

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

cray
cray
1

Assembler — довольно старый и узконаправленный язык.

LOL! КСИСовец такое заявляет? Компьютерные системы без понимания железа а следовательно знаний ассемблера это нонсенс.
Как kernel developer заявляю.

Мда, в начале века, когда я заканчивал, в РТИ уже было всё плохо, сейчас походу стало всё намного хуже.

А К
А К Staff Software Engineer в GameDev
3

А что не так с заявлением?
Старый? Да, 77 лет даже по человеческим меркам много.
Узконаправленный или общего назначения? Первое.
Нужно ли преподавать на ксисе? Семестра для общего развития хватит

deeaitch
deeaitch

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie]

cray
cray
2

А что не так с заявлением?

Глупое оно.

Старый? Да

А уж математике сколько лет - ух!

Juraś Palakoŭ
Juraś Palakoŭ
0

Булева алгебра для нізкаўзроўневага топ, схематэхніка й гэта ўсё. Для астатняга ёсць нетыпізаванае лямба-ізлічэнне і LISP, які увогуле з 1958 існуе, і тыпізаванае, на сёння HoTT ў яго абліччах . Галоўнае каб не змешвалі, інакш атрымаецца "TypesCrypt", калі мова страціла годнасць інтэрпрэтаванай, але не набыла якасці кампілюемай, то бок недарэчнасць нейкая.

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца
2

специалиста нужно обучать в соответствии с современными нуждами наших НИИ. а то как он потом два года по распределению будет в НИИ отечественный K1881BE1T программировать ?

Пользователь отредактировал комментарий 4 марта 2024, 15:25

yabitix831
yabitix831
0

Возможность находить стажировки и работу/работать

Вот это. Ну еще сам диплом, нужен во многих странах, без него хуже. А за знаниями в белорусский вуз идти смысла нет, их там нет.

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца
2

наш диплом об образовании настолько качественный во всем мире, что многие страны боятся его признавать, чтобы местные могли получить хоть какую-то работу с никчемной гарвардской картонкой

Юрий Бобков
Юрий Бобков Инженер допечатной подготовки в ООО Друк Сервис
1

Никто никого не заставляет учить и учиться. Не нравится, иди отбегай полтарашку в роте и иди в ту компанию, где тебя считают специалистом, зарабатывай. Разве не так?!

yabitix831
yabitix831
0

Если ты даже захочешь, в бел вузах учиться специальности ты не сможешь, ввиду поганого качества образования.

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца
2

наше образование самое правильное, оно геноцит отторгает, и любит Президента

Juraś Palakoŭ
Juraś Palakoŭ
2

"Убрать 10 технологий, оставить одну — и создавать профессионалов за 2-3 года." – падаецца, што чэлік толькі што вынайшоў каледжы. Дарэчы, каледжа (associate's degree) хапае на блю-кард каб з'ехаць, гэта адзінае на што адукацыя ў беларусі і ёсць годная.

sergey-dev
sergey-dev
4

Забавно, что немало людей попали в ВУЗ и не поняли зачем вуз нужен и чему он в идеале должен учить. ВУЗы у нас говёные конечно.

Но и у интервьюируемых полная каша в головах по теме статьи:

Если я хочу работать с Java, позвольте мне учиться, выполнять задания на этом языке, научите меня основным фреймворкам и т. д. Зачем мне изучать параллельно C#, Delphi, C++ и JS

Это прямо уровень мышления ПТУ. Айти образование в ПТУ/колледжах как раз и должно так выглядеть как хочет этот кадр. Специальность "Java". И там изучали бы популярные фреймворки, а потом вперёд в аутсорсы кодить!

А база - это не про изучение фреймворков. Знание фреймворка малополезно как база. Только если у вас обучение длится до**иллион лет и больше заняться нечем в ВУЗе. Или без фреймворка сложно другие знания вложить.

База - это алгоритмы, структуры данных, это понимание процессов под капотом (уровнем ниже). сетевые стеки и протоколы, базы данных (именно теория), теории тестирования, моделироания, автоматов, понимание функциональных парадигм, теория компиляторов, криптография, паттерны, ООП, многопоточность, матан, системы счисления и много чего ещё

А фреймворки учить вместо учёбы - это уровень ПТУ, а потолок потом - третьесортные аутсорсы или гос. предприятия.

Потом у такого спрашиваешь на собесе "а чем отличается процесс от потока?" (не фронтэндера), а у него 6 лет опыта работы в сфере, но нет даже примерного представления. Зато себя сеньором считает, лол))

Или у такого джависта спрашиваешь, а вот тебе надо число значением в 1 миллион занести в переменную. Тебе int хватит для этого или нет? А он такой глазками хлопает и не знает: "Я не знаю, надо документацию смотреть". Зато с фреймворком он работал если верить резюме))

Или вот кадр:

Assembler — довольно старый и узконаправленный язык. Его кое-как давали один семестр — и всё. Зачем вообще нужно было преподавать Assembler, можно же было взять что-то похожее, или же взять, но тогда развивать тему? (ФКСиС, Вычислительные машины, системы и сети)

Тут прямо перл на перле.

Человек учится на низкоуровневой технической специальности, но так и не понял зачем нужен ассемблер и зачем знание ассемблера.

"Можно было взять что-то похожее". Что можно взять похожее на ассемблер, чувак? Разве что intrinsic синтаксис. Но легче не станет. А понимания может и поубавится.

Не ясно чего вообще хочет респондент. Не то учить ассемблер 3 курса и писать на нём текстовые редакторы... Не то не знакомиться с ним вовсе... И то и другое - неверный подход. Но ему хочется выглядеть умным и что-то сказать наперекор.

Пользователь отредактировал комментарий 6 марта 2024, 00:28

Alex V
Alex V
-1

чем отличается процесс от потока

У меня один коллега любил спросить, что такое P=NP. Ждал, что кандидат воспылает гневом и перечеркнет это равно с криком, что оно не доказано. Это побазовей ваших ассемблеров будет

serg123
serg123
0

Специализация "жава" - семестр, ну максимум учебный год, если добавить веб и хранение данных, откэшей до носкул и сурбд.

arseniy-z
arseniy-z
0

Имел удовольствие учится и "там" и "здесь", разница конечно огромная
1} количество предметов просто зашкваливает. Специалитет (в мое время он был) - это было около 3-4 тысяч часов, инженерка в Польше - около двух тысяч. Я знаю, что польские инженеры тупые, ленивые, и видимо в два раза хуже белорусских, если судить по количеству часов, а в лифтах Купертино и Санта Клары только и разговоров что про ПВТ и крутых белорусских программистов, но видимо Palantir, Google, Netflix и рыбы помельче не поняли этого и открылись почему-то не по ту сторону границы.
2} Цель белорусского образования (если не прогуливать пары на работе) - это видимо сделать так, чтоб человек 4 (раньше 5) лет чувствовал себя вечно за*?:ным
3} по ту сторону стены как минимум 1 рабочий день в неделю - выходной, чтобы хватало времени на самостоятельную работу, в беларуси была вообще шестидневка у меня
4} большой упор на групповые проекты, а не на устные экзамены. Зарплату же на работе платят за результат, который ты совместно с коллегами создаешь, а не за то, как хорошо ты умеешь отвечать на вопросы
5} Если что-то не сдал - ничего страшного, можно взять повторение предмета. В Беларуси если что-то не сдал максимум будет повторение экзамена (а какой в этом смысл если человек по какой-то причине вообще ничего весь семестр не учил?), а потом sh*thsow c комиссией и отчислением
6} отношение к списыванию совсем другое, в беларуси, что в школе, что в вузах, довольно лояльно относятся к списыванию

Пользователь отредактировал комментарий 6 марта 2024, 12:26

Ed Bobrovnik
Ed Bobrovnik Chief Loafing Officer в eternity ltd
-2

советская система образования создавалась в условиях однопартийной системы, для нужд плановой экономики, для условий административно-командных методов хозяйствования, в стране, претендовавшей на глобальное лидерство, отсюда и все ее особенности.
Создавалась в период послевоенного восстановления, в условиях взрывного роста численности населения, в период растущей урбанизации, в отрыве от "классического", "буржузаного" образования, получение которого было привилегией в классовом обществе.
Условия, для которых образование создавалось, не актуальны, но академическая среда довольно консервативна.

1} количество предметов просто зашкваливает.

глобальное лидерство и амбициозные задачи требуют жертв

2} Цель белорусского образования ... чтоб человек 4 (раньше 5) лет чувствовал себя вечно за*?:ным

образование государственное, и если придет комитет госконтроля проверить, как там государственные рублики расходуются, эффективно или нет, докладывают ли студентам в головы требуемые килограммы знаний, а студенты в это время на пары не ходят и пиво пьют, то поехал бы ректор лобзиком елки валить под ЛЭП Воркута-Магадн

3} большой упор на групповые проекты, а не на устные экзамены.

какие такие групповые проекты в условиях однопартийной системы, цензуры, политического контроля? групповыми проектами занимался КПСС, а теми, которыми не занимался КПСС, теми занимался КГБ

5} Если что-то не сдал - ничего страшного, можно взять повторение предмета.

в демографический бум нехватки молодежи не наблюдалось, так что если не смог учиться, всегда находился тот, у кого получалось, а для тебя всегда есть работа руками. После второй мировой до конца 70ых не хватало рабочих рук.

6} отношение к списыванию совсем другое, в беларуси, что в школе, что в вузах, довольно лояльно относятся к списыванию

учебники допущены министерством образования и прошли цензуру, так что там плохого не напишут, а если студенты плохо учатся, то это значит не учебники плохие, и не приемная комиссия устраивает по блату, а преподаватель не дорабатывает, а кому хочется лобзиком елки валить?

Пользователь отредактировал комментарий 6 марта 2024, 15:40

Dinosauria T-Rexia
Dinosauria T-Rexia
1

ну наш ж любимецший Солнцеликий Президент же сохранил же самое «лучшее» из ссср: заводы по производсиву калош, советскую школу с совковым образованием. его даже хаалят за это. [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie]

Rock River
Rock River Software Engineer в 2016-01-01
0

Х*р знает. У меня школа была збс, особенно по математике. Пламенный привет Фельдману (кто знает, то знает).
Да и фпми, в целом, вполне себе нормальную базу дал.
Можете минусовать.

sergey-dev
sergey-dev

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://devby.io/pages/polzovatelskoe-soglashenie]