«Тайная жизнь» Виктора Якунина: «Занялся автогонками, чтобы побороть страх»

Оставить комментарий
«Тайная жизнь» Виктора Якунина: «Занялся автогонками, чтобы побороть страх»

Жизнь полна неожиданностей. Но так ли уж много нам нужно, чтобы почувствовать ее вкус? Изобрести нейтронный двигатель, открыть новую звезду или решить гипотезу Римана? А может, прыгнуть с парашютом, взойти на Эверест или полететь на Марс? Новая рубрика «Тайная жизнь» как раз об этом – неординарных увлечениях на первый взгляд обычных людей из белорусского ИТ-сообщества.

«Когда ты ведёшь «двойную жизнь», многое проясняется, становится на свои места», – рассказывает Виктор Якунин. Две жизни героя материала совсем не похожи и вроде бы даже исключают друг друга: в одной он руководит группой разработки прикладных сервисов поиска в минском офисе Яндекса, в другой – профессиональный автогонщик, участник раллийных гонок. В одной жизни он сидит за компьютером и запускает проекты, в другой – испытывает возможности гоночных автомобилей и рассекает по раллийным трассам. Наша с ним беседа – о высоких скоростях, схожести процесса разработки и автоспорта и смысле жизни.

Об автомобилях, скорости и ралли

Философии «live for speed» Виктор придерживается уже третий год. Так он борется с фобиями: страшился высоты – решился на прыжок с парашютом, боялся аварий – увлекся автоспортом.

— Почти сразу, как получил права и сел за руль, я несколько раз попал в неприятные истории. Первый автомобиль – турбированный Saab 900 – пережил три аварии и один раз даже загорелся. По моей же глупости: после замены двигателя поехал «порисоваться» перед девушкой без должной обкатки, долго «терзал» авто, после чего увидел, что из-под капота клубится дым. В итоге потушил двигатель с помощью куртки.

После первой аварии почти полгода за руль боялся сесть, а во сне долго прокручивал то событие. Потом еще около 5 лет ездил исключительно на «джипах-тихоходах». В какой-то момент решил, что клин надо вышибать клином.

Так Виктора занесло на курсы экстремального вождения. И понеслось: пересел с Hummer H3 на неприметный Peugeot Partner, купил для гонок подержанную Skoda Felicia, собрал команду, начал тренироваться, а в прошлом году получил лицензию профессионального автогонщика.

— Почти сразу стал участвовать в профессиональных соревнованиях, которые проводятся в Браславском, Лепельском и Ушачском районах. Ралли проходят по дорогам общего пользования, которые предусмотрительно перекрывают. Нередко приходится мчаться по грязи, лужам или снегу.

Всего существует три класса – в зависимости от спецификации автомобилей. Пока езжу в категории автомобилей с объемом двигателя до 1,6 л. Машины для гонок переходят из рук в руки, поэтому обычно мы покупаем их готовыми. Так проще и дешевле – на то, чтобы «прокачать» спорткар с нуля, нужно от 10 тыс. долларов.

— Рисковать приходится только в ралли или экстрима хватает и в работе?

— Обдуманно рисковать необходимо и на работе – только так можно вырасти профессионально. Я в Яндекс устраивался на должность «девочки-аналитика», как шутил тогда директор. Решил откликнуться на простую вакансию, поскольку подозревал, что в большой компании неважно с чего стартовать – перспективы всё равно бескрайние. Сейчас в моей группе 20 человек, которые ведут с десяток сложных и долгосрочных проектов для всего Яндекса, а не только для Беларуси.

— Навыки, полученные в Яндексе, помогают в ралли?

— В какой-то момент попробовал перенести систему управления, которой я пользуюсь на работе, в мир автоспорта. Начал с малого: ввёл чеклисты, чтобы систематизировать процесс подготовки к гонке и не упустить чего-то важного. Затем начал транслировать другие подходы из процесса разработки на автоспорт.

— То есть участие в ралли можно смоделировать?

— Да, и в первую очередь нужно рассматривать каждую гонку как новый проект, у которого есть постоянные величины, вроде штурмана, пилота и механика, и переменные факторы – трасса, время года, погодные условия, покрытие и т.д. Под эти переменные мы определяем задачи и формируем сценарии развития. Тактическая задача на этот год – приблизиться к лидерам. Но задача меняются в зависимости от гонки. Как и в разработке, используется поэтапный подход: ставим себе более близкие и понятные задачи, и, достигая их, переходим к следующим.

Сейчас Виктор ездит на VW Polo GTI. Приобрел машину у бывшего чемпиона, который за время выступлений собрал более мощный спорткар и перешел в класс повыше – полноприводных автомобилей с объемом мотора свыше 2 литров.

— Мой первый раллийный автомобиль стоил около 3 тыс. долларов. Не хотелось тратить большие деньги, чтобы потом понять, что всё это не моё. Нынешний, чемпионский, конечно, дороже будет – раза этак в три. В целом стоимость раллийных автомобилей не так высока, как может показаться, хотя встречаются экземпляры стоимостью и 100 тыс. евро. Все зависит от бюджета, которым располагает гонщик.

— Выступления в гонках – дорогое хобби?

— Автоспорт – удовольствие не из дешевых, но моего дохода вполне хватает, чтобы финансировать свои хобби. Больше всего вкладываю в автомобиль и в подготовку к гонке. Во время заезда машина может вылететь с трассы, да и режим эксплуатации сильно отличается от «гражданского» автомобиля. Поэтому приходится постоянно заниматься восстановлением автомобиля и его «прокачкой». Большие начальные расходы связаны и с покупкой экипировки (комбинезона, шлема, ботинок). Каждый такой комплект, а он нужен пилоту и штурману, стоит около 1 тыс. долларов.

Но есть кое-что важнее денег. Якунин часто вспоминает, как один раз вылетел с трассы, поскольку неверно вошел в связку поворотов.

— Жизнь непредсказуема – не надо этого бояться. Сегодня ты корпишь над проектом, а завтра – мчишься по лесу на скорости 130 км/ч. Когда втягиваешься, не представляешь свою жизнь без высоких скоростей. Многие боятся попробовать, считают это опасным. На самом деле участвовать в автогонках можно безопасно и в удовольствие.

Другие экстремальные виды спорта, которые я пробовал (прыжки с парашюта, практическая стрельба, дайвинг), по уровню адреналина несравнимы с автоспортом. Но мне нравится именно ралли, а не кольцевые гонки, где результат, как правило, во многом зависит от мастерства механиков. Ралли сопряжено с более высоким риском и азартом.

Правда, в повседневной жизни на дорогах я стал более осторожным. Заметил, что стал больше злиться на водителей-лихачей, поскольку волей-неволей в уме инстинктивно прокручиваю возможные варианты последствий того, что может произойти на скорости даже в 60 км/ч при агрессивной езде в час-пик в Минске. Как и многие автогонщики, я не люблю ездить на пассажирском сидении – привык сам контролировать ситуацию и машину.

Процесс разработки и ралли, оказывается, имеют много общего: Якунин рассказал, как рассчитывает «примчаться на пьедестал» с помощью жесткого планирования, итерационного подхода и специалистов с «Т-образным профилем компетенций».

— Начнем с планирования и бюджета. В начале года планируем участие в соревнованиях в общем виде: сколько гонок и где пройдут, какие доработки по автомобилю необходимы, какое дополнительное оборудование нужно купить и т.д. Считаем общий бюджет, ориентируясь на статистику за прошлый год. Закладываем риски, в основном на восстановление автомобиля после аварий. По каждому конкретному мероприятию составляем детальный финансовый план, после чего сравниваем с «фактом» и проводим оценку.

Теперь о команде. В ралли, как и в сфере разработок, собрать хорошую команду – это половина успеха и две трети сложностей. Чтобы минимизировать риски, надо брать людей с «Т-образным профилем компетенций». То есть у человека должна быть ключевая специализация и несколько дополнительных. Например, штурман может провести базовый ремонт, сделать фотоотчет или вообще пересесть в кресло пилота. Кроме того, активно пользуемся услугами фрилансеров для разовых работ (доставка и восстановление отдельных узлов), которые, правда, не всегда попадают в сроки и бюджеты. Еженедельно мы встречаемся на летучках, обсуждаем в формате «что сделали и что планируем», а также фиксируем все договоренности и задачи в basecamp.

Важен подход. Как и в разработке, лучше отдавать предпочтение быстрому старту и итерационному подходу, чем долгострою и бесконечной шлифовке. Например, первая машина может быть самой дешевой в дисциплине и отнюдь не беспроблемной, но позволит понять, стоит ли заниматься гонками профессионально. Этого же подхода надо придерживаться в ремонте: лучше прирастать «частями», но постоянно ездить, чем год торчать в гараже, а потом понять, что уже нет ни денег, ни желания. Из разработки приходит понимание обязательного дублирования: всё, что не продублировано, – сломается, а «непродублированный» специалист своим увольнением может заблокировать весь процесс.

Не забываем о тестировании. За неделю до больших соревнований проводится обязательная тренировка, чтобы выявить нюансы поведения автомобиля и диагностировать проблемные узлы. Почти каждый такой выезд выявляет проблемы, которые могли бы сорвать гонку.

Привыкаем к чеклистам. На все повторяющиеся процессы должен быть чеклист, как на запуске нового интернет-сервиса, – это ключевое правило. Все детализируем: что проверить в автомобиле, что взять пилоту, а что – механику, какое нужно оборудование, запасные части и документы, да и не истек ли их срок и т.д. Чеклист на подготовку к большой гонке может состоять более чем из 300 пунктов, зато шанс проколоться на мелочах и остаться не у дел в этом случае минимален.

Собеседник сравнивает успешного гонщика с хорошим менеджером. Оба должны быть рассудительными, уметь планировать на несколько ходов вперед, контролировать процесс, работать в команде, учиться на ошибках и быстро принимать решения.

— Хорошим раллийным гонщиком не может стать бестолковый менеджер, неважно менеджер ли он по должности или просто управляет своим временем и жизнью. В команде, помимо пилота, есть штурман и механики, добавьте к этому технику и логистику (доставка автомобиля и членов экипажа, заказ колес и запчастей). К тому же ралли – это спорт по часам, когда ты должен приехать в заданную точку минута в минуту. Поэтому надо все планировать и уметь управлять собой и командой. А еще терпеливо идти к своей цели – ведь нельзя стать отличным гонщиком с первой гонки.

Две жизни – «айтишника» и гонщика – Якунина вполне устраивают. Но его, в отличие от многих других сверстников, никто и ничто не сдерживает – нет ни детей, ни жены, ни кредитов в банке.

— Поскольку живу один, то руки у меня развязаны. К тому же в Яндексе свободный рабочий график посещений – всегда можно найти время на тренировку. На гонки меня отпускают, так что работа и хобби друг другу не мешают.

Ключевое в моей жизни – получение новых эмоций, когда ты постоянно сталкиваешься с новыми интересными проектами и задачами. Спорт и работа дополняют друг друга. Когда на работе что-то не получается, можно отыграться во время тренировки. Или же после неудачного выступления в ралли можно с головой уйти в работу.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

Parimatch Tech запускает Hiring Week для DevOps и AQA (C#, JS, Java)
4 декабря — 7 декабря

Parimatch Tech запускает Hiring Week для DevOps и AQA (C#, JS, Java)

Минск
btc
Bitcoin
btc
$57 204,00
+1,78%
eth
eth
$4 627,36
+2,37%
usdt
usdt
$1,00
+0,18%
xrp
xrp
$0,98
+1,22%

Читайте также

«Яндекс» сделал лидар, астероид бахнут ракетой, Пентагон и НЛО. Техдайджест
«Яндекс» сделал лидар, астероид бахнут ракетой, Пентагон и НЛО. Техдайджест
«Яндекс» сделал лидар, астероид бахнут ракетой, Пентагон и НЛО. Техдайджест
Каждую неделю Александр Носков собирает новости технологий, видео и ссылки на полезные статьи.
«Яндекс» создал новую компанию на базе фирменной технологии ClickHouse
«Яндекс» создал новую компанию на базе фирменной технологии ClickHouse
«Яндекс» создал новую компанию на базе фирменной технологии ClickHouse
Как каруселят вайтишников: одного 5 месяцев, другого 6 часов. Результат одинаковый
Как каруселят вайтишников: одного 5 месяцев, другого 6 часов. Результат одинаковый
Как каруселят вайтишников: одного 5 месяцев, другого 6 часов. Результат одинаковый
27 комментариев
Яндекс выкупит у Uber долю в Яндекс.Еде, «Лавке», «Доставке» и беспилотниках
Яндекс выкупит у Uber долю в Яндекс.Еде, «Лавке», «Доставке» и беспилотниках
Яндекс выкупит у Uber долю в Яндекс.Еде, «Лавке», «Доставке» и беспилотниках

Обсуждение

Комментариев пока нет.
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже